Меню

Анализируя свою работу по развитию двигательной активности с использованием нестандартного оборудования можн

Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ

Автор: Кичигина Наталья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 18 «Детский сад «Ладушки» г. Гай Оренбургская область.
Описание. Предлагаю вашему вниманию статью, которая будет интересна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. В статье рассказывается о том как можно своими руками сделать нестандартное спортивное оборудование и использовать его в повседневной работе с детьми.

От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, — лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.
Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо:
1.Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
2.Увеличить объём двигательной активности детей;
3.Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности;
4.Поднять эмоциональный настрой детей.
Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности детей с применением нестандартного оборудования. Что же понимается под термином «нестандартное физкультурное оборудование»?
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов, так как оно позволяет:
— повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
— развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
— воображение, зрительную память;
— развивать чувство формы и цвета;
— способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Конечно к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть:
1.Безопасным;
2.Максимально эффективным;
3.Удобным к применению;
4.Компактным;
5.Универсальным;
6.Технологичным и простым в изготовлении;
7.Эстетическим.
Представляю вашему вниманию оборудование, разработанное и применяемое в работе с детьми нашей группы.
Массажные коврики и дорожки
Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы: на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок, пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д.

Источник

Опыт работы «Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ, как эффективное средство для развития двигательной активности и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Медицина Оборудование Физкультура и спорт Производство Технологическое оснащение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ОРЛЁНОК» Г. ЗЕРНОГРАДА

«Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ, как эффективное средство для развития двигательной активности и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Инструктор по физической культуре

Анна Юрьевна Ямпольская

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность, которая является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Все мы знаем, что ФГОС дошкольного образования направлен на решение следующих задач:

• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

• формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

И эффективность реализации этих задач во многом зависит от наличия развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая разностороннее физическое развитие детей, позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Ежегодно учебный год я начинаю с мониторинга физического развития воспитанников.

Мною было отмечено, что у большинства воспитанников отдельные компоненты физического развития неразвиты. Наблюдая за детьми во время занятия физической культурой, я отметила, что еще в середине педагогической деятельности двигательная активность детей снижалась, ребята были малоподвижны: с неохотой играли в подвижные игры.

А ведь движение – это основа любой деятельности ребенка. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья детей дошкольного возраста, ослаблению имуннозащитных сил организма, способствует задержке физического развития.

Работая над проблемой развития двигательной активности воспитанников, я изучила методическую литературу, посетила курсы повышения квалификации по теме: «Методика организации и реализации двигательного режима в условиях ДОО в соответствии с ФГОС ДО». Руководствуясь мнением специалистов в области физического воспитания дошкольников, опираясь на собственные наблюдения за детьми, поставила цель — развивать двигательную активность воспитанников, с помощью нестандартного физкультурного оборудования. Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

— создание развивающей предметно-пространственной среды, используя нестандартное физкультурное оборудование;

— повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

— побуждать детей к самостоятельной двигательной активности.

Правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Наряду с традиционным физкультурным оборудованием, которое способствует разностороннему физическому развитию ребенка развитию выносливости, скоростно-силовых качеств, в своей работе по развитию двигательной активности я решила использовать нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

«Нестандартный»… т. е. Не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. Это оборудование – сделанное своими руками из подручных средств и материалов: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т. д. Эти бесполезные на первый взгляд, предметы, превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений, корригирующих гимнастик и подвижных игр.

Работая над созданием какого либо пособия, необходимо помнить о том, что оно должно быть:

1. Безопасным в использовании.

2. Простым в изготовлении.

3. Эстетически привлекательным.

4. Компактным и лёгким.

5. Обладать максимальной эффективностью.

6. Доступным в использовании.

7. Отвечать гигиеническим требованиям.

Нестандартное физкультурное оборудование служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Выполняя общеразвивающие упражнения с одним и тем же оборудованием, дети быстро теряют к нему интерес. Для того чтобы заинтересовать детей, вызвать желание выполнять те или иные движения и найти эмоциональный отклик у воспитанников, я ввела по два комплекса ОРУ в месяц с нестандартным оборудованием. На утренней гимнастике дети его уже совершенствуют, закрепляют.

Использование нестандартного оборудования помогает в играх ненавязчиво, в развлекательной форме повысить эффективность выполнения естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и т. д., позволяет сформировать коммуникативные навыки, создать хорошее настроение.

В содержании физкультурных занятий, так же использую нестандартное оборудование, которое служит для закрепления уже известных детям физических навыков.

Благодаря яркому, многофункциональному и мобильному нестандартному оборудованию можно легко разнообразить детские спортивные праздники, соревнования. Оборудование используется как в помещении, так и на участке.

Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутулость, вялая осанка, уплощенная стопа.

Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – наше тело». К сожалению, у современных детей с «фундаментом» возникает все больше проблем. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разным поверхностям. С этой целью я внедрила в практику своей работы массажные и ребристые дорожки, палочки, следочки, шероховатые поверхности. Такое простое нестандартное оборудование способствует профилактике плоскостопия, укрепления мышц стопы.

Читайте также:  Оборудование приблизительные цены и характеристики

Следует заметить, что эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей зависит от чёткой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов — если она не решается совместно с семьёй. Мною проводилось анкетирование родителей, результаты которого показали что, физическое воспитание в семье проводится в основном в выходные дни, двигательная активность ребёнка проявляется стихийно, во время прогулок.

Поэтому учитывая полученные результаты исследования, я решила сделать родителей своими союзниками, организовав сотрудничество через:

— родительские собрания на актуальные темы;

— печатные и электронные консультации;

— совместные праздники, досуги, развлечения;

— на сайте дошкольного учреждения.

Также я периодически провожу мастер-классы по изготовлению нестандартного оборудования под названием «В стране здоровья живут нестандартно», где принимают участие все желающие – педагоги, родители и даже сами дети, нужно лишь вооружиться желанием, фантазией и каплей свободного времени. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогом.

Анализируя свою работу по развитию двигательной активности, с использованием нестандартного оборудования, можно отметить положительные изменения.

Возрос интерес детей к разным видам упражнений. Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность.

Двигательная активность стала более целенаправленной.

Можно сделать вывод, что использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста, позволило повысить уровень физического развития детей.

Нестандартное оборудование в детском саду несёт в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. Ведь вся информация, полученная в дошкольном возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению, поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование грамотно и с пользой для здоровья ребёнка.

Надеюсь, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима можно весьма успешно использовать нестандартное оборудование!

Источник

Использование нестандартного оборудования как средства развития познавательной активности детей раннего возраста.

Еремеева Ирина Николаевна , Воспитатель
г.Челябинск

Презентация опыта работы. Повысить познавательный интерес, любознательность, познавательный мотив, познавательную активность, формируем познавательные действия, тем самым, поднимем эмоциональный настрой.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Использование нестандартного оборудования как средства развития познавательной активности детей раннего возраста.

Согласно «Закона об образовании РФ» (ст.14) на современном этапе происходит переориентировка содержания образовательного процесса на « обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации». Так как саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.

Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (текст ФГОС пункт 1.4.7.)

А Познавательная деятельность нам известно как – активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка :

— формирование потребности и способности активно мыслить;

— преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:

Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые

знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие – это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.

Какие же Особенности развития познавательного интереса детей раннего возраста?

Преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором.

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия.

Дети активно познают мир по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях.

У детей раннего возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Окружающая действительность представляет нам огромное количество различной информации, средств для познавательного развития детей. Готовые игры, пособий и плакаты не всегда соответствующих нашим пожеланиям и ожиданиям.

Научно обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата, как средства,т. е. оборудование и пособия, их применение приводит к познавательной активности, что может рассматриваться как одно из действенных средств познавательного потенциала, увеличения творчества детей раннего возраста. Что и послужило для нас толчком создания нестандартного оборудования.

Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Так различные лоскутки, баночки из под гуаши, втулки из под туалетной бумаги, бабины от самоклеющейся пленки — эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в яркие, забавные игрушки, пособия, призванные пробудить познавательнуюактивность в деятельности детей направленную на саморазвитие.

Игры, выполненные своими руками в содружестве с родителями, позволяют выразить фантазии, задумки которые приобретают реальные формы. По желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал и формате своей игры. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично.

Нестандартное оборудование, как и и стандартное должно отвечать основным требованиям:

— безопасность в использовании;

— простота в изготовлении;

— соблюдение гигиенических требований;

— компактность и лёгкость в транспортировке;

— универсальность и многофункциональность;

— доступность в использовании.

Нестандартное оборудование, представленное в игротеке разнообразно, что помогает эффективно повышать познавательную активность, реализовывать задачи по познавательному развитию.

— Сенсорное (обогащать чувственный опыт;

закреплять знания о величине, формах, цвете предметов;

развивать мелкую моторику рук.

-ФЭМП (различать кол-во однородных предметов, привлекать внимание к контрастным размеров, различать предметы по форме)

— Ознакомление с окружающим миром (предметы ближайшего окружения, группировать их)

— Природное окружение (интерес к природе и явлениям)

— Социальное окружение (города, труд взрослых)

1. Коробочка (с образцами различными структурными поверхностями, что позволит ребенку развит чувственный опыт)

2. Трубочка (с мазайкой для развития мелкой моторики и закрепления знания о цвете, которая издает звук что позволяет производить осациации со звуками природного окружения)

на закрепление цвета, формы, величины, на развитие внимания и памяти.

4. Группа игр направлена на развитие ФЭМП и все вышеперечисленные задачи познавательного развития.

5. Игра «Волшебный круг» позволяет знакомить детей с природным окружением, социальным окружением помогает понять, что значит сгруппировать.

Все игры многофункциональны, они совместимы друг с другом

Так персонажи «волшебного круга соединяясь с втулками из второй игр, становятся персонажами третьей игры по замыслу детей.

Применяя нестандартное оборудование в повседневной деятельности детей, мы повышаем познавательный интерес, любознательность, познавательный мотив, познавательную активность, формируем познавательные действия, тем самым, поднимем эмоциональный настрой, который в свою очередь благотворно влияет на пространство детской реализации на развитии наших воспитанников.

Источник



Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Умникова Валентина Ивановна

Скачать:

Вложение Размер
opyt_raboty.docx 39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Автор опыта: Умникова Валентина Ивановна, воспитатель МБДОУ « Детский сад им. Ю. А. Гагарина », ( Смоленская область, г. Гагарин).

Место функционирования опыта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю.А. Гагарина» .

Опыт представлен: настоящим описанием.

  1. Актуальность опыта

Актуальность — поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Поиск путей разрешения данной проблемы определил цель работы по данной теме.

Достижение положительной динамики в процессе физкультурно – оздоровительной работы по средствам использования нестандартного оборудования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Укреплять здоровье детей.

2. Обогащать знания детей о мире предметов.

3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном значении.

4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной деятельности для повышения двигательной активности.

5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: использование нетрадиционного оборудования в физкультурно оздоровительной работе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия использования оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками.

  1. Описание основных методов и методик.
  • Форма проведения: занятия, утренняя гимнастика, развлечения, праздники, досуги, подвижные игры, физкультминутки, самостоятельная игровая деятельность.
  • Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
  • Методы: наглядные — использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, показ физических упражнений.

Словесные — с помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Практические — применяются для создания мышечно — двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.

  • Приёмы: вводная беседа, показ, команды, игровой приём, художественное слово, индивидуальная работа, анализ, поощрение.

3. Новизна.
Новизна опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования, позволяющее шире использовать различные упражнения, варьировать задания в педагогическом процессе, с целью совершенствования физических качеств, развития творческих способностей дошкольников.
Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которое привлекает внимание детей и повышает их интерес к выполнению основных движений и упражнений, способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.
Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работу на первом этапе в нашем детском саду я вела по нескольким направлениям:
• Анализ научно-методической литературы;
• Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
• Разработка программы «Здоровый ребёнок»;
Весь процесс внедрения нетрадиционного оборудования в работу дошкольного учреждения строился в три этапа.

Первый этап: « Диагностико-прогностический»
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
Второй этап: «Практический»
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Третий этап: « Обобщающий»
Цель: Совершенствование результатов проекта.

. . С.Я Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Это и побудило меня к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на физкультуре, с целью повышения интереса к непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, для укрепления здоровья детей и совершенствования физических качеств.
Свою работу я начала с изучения соответствующей научной и методической литературы, составила план оснащения предметной развивающей среды по физическому развитию в группах.
Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению. Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным
Нестандартное оборудование я применяла во всех спортивных мероприятиях: физкультурная непосредственно образовательная деятельность, эстафеты, спортивные праздники и досуги, в подвижных играх, на утренней зарядке.
Я разработала конспекты непосредственно образовательной деятельности и общеразвивающих комплексов с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством созданы физкультурные «центры здоровья», где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное детьми, педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, «ловушки», мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое. Нестандартное оборудование используется в нашем детском саду во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: во время проведения утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, в игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, развлечениях, досугах.
«Уроки здоровья». Разработан цикл занятий «Познай себя» и физкультминуток «Отдыхаем — здоровья прибавляем», пальчиковой гимнастики «Будем с пальцами дружить».
В детском саду проводятся «дни здоровья», «дни радости». В практику дошкольного учреждения внедряется опыт нетрадиционных технологий: ритмопластика, музыкотерапия, самомассаж, релаксационные упражнения, разные виды оздоровительной гимнастики (ритмическая, корригирующая, дыхательная). Традиционным стало у нас проведение перед началом занятий психологических оздоровительных минуток, а на занятиях — физкультминуток и пальчиковых игр. В режиме дня детского сада — гимнастика для глаз, упражнения после сна. Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

  1. Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности
  2. Приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём.
  3. Создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.
  4. Приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности.
  5. Пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:

  • Повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
  • Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
  • Чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
  • Повысить моторную плотность физкультурных занятий; 4
  • Уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
  • Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию:

1. Безопасность в использовании.

2. Простота в изготовлении.

3. Соблюдение гигиенических требований.

4. Эстетическая привлекательность.

5. Компактность и лёгкость в транспортировке.

6. Максимальная эффективность.

7. Универсальность и многофункциональность.

8. Доступность в использовании.

Работа с детьми по непосредственно образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье» осуществляется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина», разработанной на основе содержания «Программы от рождения до школы «.

Главное место в двигательном режиме детей отведено физкультурно-оздоровительным занятиям с использованием нестандартного оборудования, в которых применяются традиционные виды двигательной деятельности:

  • утренняя гимнастика;
  • подвижные игры;
  • физические упражнения во время прогулок;
  • физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

В дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, с варьированием нетрадиционных форм и методов их проведения входят:

  • оздоровительный бег на воздухе;
  • ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
  • гимнастика после дневного сна;
  • двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
  • индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
  • корригирующая гимнастика.

На второе место в двигательном режиме детей нами поставлены занятия по физической культуре:

  • интегрированные;
  • комплексные;
  • сюжетные;
  • тематические.

Третье место отведено самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей, с использованием изученных ранее игровых действий с нестандартным оборудованием.

В работе с группой корригирующей гимнастики обширно и с успехом применяются комплексы гимнастик с нестандартным оборудованием для предупреждения плоскостопия и нарушения осанки повышения сопротивляемости организма.

Результативности в физкультурно-оздоровительной работе нельзя добиться без сотрудничества с родителями. Совместно с родителями были организованы такие мероприятия, как:

— мастер-классы «Сделай сам», «Все для здоровья».

-родительские собрания на темы: «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы», «Здоровье детей – в наших руках»; — консультации: «Домашний стадион», «Физическое воспитание ребёнка в семье», «Поиграем вместе» и другое;

— неделя здоровья, в соответствии с комплексно-тематическим планированием;

— праздники, досуги, развлечения;

— размещение информации в родительском уголке .

— на сайте нашего ДОУ регулярно размещаются фотографии из спортивной жизни детей, информация о здоровье, интересные и полезные советы по укреплению и сохранению здоровья, и многое другое.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст положительную динамику оздоровления организма, позволит добиться высоких результатов. Грамотная организация предметно — развивающей среды в физкультурном зале и группах, пополнение спортивного инвентаря нестандартным физкультурным оборудованием и его регулярное и правильное использование в процессе работы с детьми, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.

Характеристика нестандартного оборудования, используемого в работе с детьми дошкольного возраста.

Источник

Применение нестандартного спортивного оборудования в детском саду

Автор: Лисневская Виктория Францевна
Описание материала: В методической разработке представлено применение нестандартного спортивного оборудования для занятий с детьми дошкольного возраста, организации их самостоятельной деятельности. Также представлен конспект физкультурного развлечения совместно с родителями «В гостях у тетушки Совы» с применением нестандартного спортивного оборудования.
Цель: создание предметно-развивающей среды для двигательной активности с использованием нестандартного оборудования для детей дошкольного возраста
Задачи:
1. изготовить нестандартное спортивное оборудование через привлечение родительской общественности;
2. активно использовать его в совместной и самостоятельной деятельности детей;
3. обобщить и распространить опыт работы по созданию нестандартного оборудования двигательной среды.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Нестандартное спортивное оборудование было было создано руками наших родителей и мной. Его мы храним вместе с другим спортивным инвентарем в физкультурном уголке, которое создано в групповом помещении.
Тема нестандартного оборудования возникла и заинтересовала нас на одном из педагогических советов, поскольку мы, как педагоги уделяем большое внимание сохранению здоровья и физическому развитию детей.
Мы решили, что применение такого спортивного инвентаря- это всегда дополнительный толчок для активной физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
В последнее время очень выросло количество детей, физически ослабленных, и чтобы решить эту проблему, я обратилась за помощью к нашим родителям.
Я и родители сделали яркое и эстетичное нестандартное спортивное оборудование. Дети с удовольствием играют инвентарем в свободной деятельности, а также я использую его в организованной образовательной деятельности.

Приложение 1
Игры с использованием нестандартного оборудования:
“Кто быстрее соберет” – игра на скорос ть.
1 вариант: На полу в обруче разбросаны цветные крышки от пластиковых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, шарики одного цвета. По сигналу воспитателя дети собирают их в ведерко, мешочек, коробку на скорость.
2 вариант: дети собирают капсулы или крышки с завязанными глазами.

Приложение 2
Физкультурное развлечение «В гостях у тетушки Совы» совместно с родителями (с применением нестандартного спортивного оборудования в средней группе № 2.)

Ребята входят в зал.
Ведущий: «Дети, отгадайте загадку. Слушайте:
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…(колобок)
Выходит Колобок.
Добрый вечер, колобок!
Колобок: «Здравствуйте, девочки и мальчики, папы и мамы. Давайте вместе со мной отправимся в гости к тетушке Сове?
Дети: да
Колобок: Но для начала я предлагаю вам провести разминку, для того, чтоб подготовить ваши руки и ноги к путешествию. А помогут нам весёлые платочки. (5 упражнений). Молодцы, хорошо размялись. Теперь вы с вами готовы навестить мудрую сову. У тетушки Совы имеется волшебный сундучок с сюрпризом. Вы хотите узнать, какой сюрприз там лежит?
Дети: да
Колобок: Наша сова живёт далеко и чтоб до неё дойти, придётся преодолеть много препятствий. Отправляемся в путь!
Звучит музыкальное сопровождение «Голоса леса», Колобок ведёт детей за собой.
Колобок: Посмотрите, ребята, перед нами дремучий лес (мамы и девочки машут зелёными ленточками), как же нам его пройти?
Дети: переползти, перелететь.
Колобок: Я вам предлагаю, давайте мы пойдём по лесу змейкой друг за другом , для того чтобы не заблудиться. Вот перед нами узкая тропинка (канат), будем идти аккуратно потому, что вдоль тропинки растёт колючая крапива, можно ужалиться. Эта тропинка выведет нас к реке.
Колобок: Вот и наша речка (верёвки). Какая она? (узкая и длинная). Давайте перепрыгнем через нее, чтобы не намочить ноги, .
Дети вместе с колобком проходят речку.
Колобок: Посмотрите сколько кочек (квадратные коврики с разными поверхностями). Давайте прыгать по кочкам, чтоб пройти препятствие не провалится в болото и попасть к тетушке Сове.
Дети вместе с колобком проходят кочки
Колобок: Предлагаю сделать привал, отдохнуть на лужайке, и подкрепиться
Дети: давайте
Пальчиковая игра
Приготовьте ваши пальчики и делайте вместе со мной:
В понедельник апельсин (стучим кулачками по полу)
А во вторник мандарин (рисуем круги на полу)
В среду шоколад (вращающие движения руками)
А в четверг мармелад (к носу приставляем руки)
В пятницу печенье (печём пироги)
А в выходной варенье (гладим живот).
Колобок: Поели, теперь я предлагаю поиграть. А помогут нам наши мамы.
Дети приглашают своих мам
Игра «Узнай свой цвет»
Колобок: Давайте представим, что вы бабочки. У вас в руках карточки разного цвета. Когда звучит музыка, вы летаете, порхаете, когда музыка не звучит, вы ищете свой цветок такого же цвета. Цветами будут наши мамы, у них в руках тоже цветные карточки.
Колобок: Ребята, вот мы с вами отдохнули, поиграли давайте продолжать свой путь?
Дети: давайте, пошли.
Звучит музыкальное сопровождение «Голоса леса», Колобок ведёт детей за собой
Колобок: Ребята, посмотрите, сколько много деревьев повалил ветер, как же нам пролезть через поваленные, ветром деревья?
Дети: называют свои варианты
Игра с моталками (моталки держат папы).
Дети вместе с колобком проходят поваленные деревья.
Колобок: Вот мы и пришли. Ребята, вы знаете, что наша тетушкка Сова живёт одна, ей очень грустно. Давайте нарисуем друзей для нашей совушки. Согласны?
Дети: да, давайте нарисуем.
Дети рисуют рисунки.
Колобок: Какие замечательные рисунки получились. Молодцы!
Давайте постучим, дома ли тетушка Сова (стук)
Звучит гуканье совы (уху-уху)
Колобок: «Здравствуй, тетушка Сова!»
Сова «Здравствуйте, Колобок и мои маленькие путешественники!»
Колобок: «Тетушка Сова, нам сказали, что у вас есть сундук с сюрпризом. Мы с ребятами проделали большой путь, чтоб увидеть его Покажите нам его пожалуйста.
Сова: «Конечно, покажу. Но для начала отгадайте мои загадки. Слушайте:
Сделан из резины.
Купили в магазине
Скачет звонко
В руках ребёнка. (Мяч)
Руль, колеса и педали
В дальний путь меня умчали
(Велосипед)
Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу… обруч
Какие вы сильные, ловкие, дружные ребята. Вы мне очень нравитесь. Я дарю вам свой волшебный сундук. Его содержимое вы узнаете в группе. Колобок: «Мы с ребятами узнали, что вам одиноко, решили нарисовать вам друзей».
Сова: Спасибо вам, что и про меня не забыли.
До новых встреч, друзья!

Заключение:
• нестандартное физкультурное оборудование обогащает предметно-пространственную среду;
• повышает интерес к организованной образовательной деятельности;
• повышает качество выполнения физических упражнений;
• привносит элемент новизны;
• поддерживает двигательную активность детей в течении дня.

Источник