Меню

Аварийно спасательный инструмент назначение типы возможности основные приемы и способы технологических операций

Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно-спасательного автомобиля.

Аварийно-спасательная машина АСМ-5827 на базе автомобиля КамАЗ-43101 (рис. 9), принята на снабжение МЧС России приказом от 06.03.2000 г. № 132, изготовитель ЗАО «Средства спасения».

Рис. 9. Аварийно-спасательная машина АСМ-5827.

Предназначена для доставки к месту ЧС техногенного и природного характера, расчета спасателей и специального оборудования для проведения АСДНР.

АСМ-5827 принадлежит к большому классу АСМ, экипаж — 9 чел., полная масса машины — 15100 кг.

▪ защитная одежда и средства индивидуальной защиты;

▪ средства радиационной и химической разведки и контроля;

▪ средства связи, оповещения и сигнализации;

▪ спасательные средства и инструмент;

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02 (рис. 12) на базе автомобиля ГАЗ-27057 «Газель», принята на снабжение МЧС России приказом от 09.01.1997 г. № 4, изготовитель ЗАО «Средства спасения».

Рис. 12. Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02.

Предназначена для доставки к месту ЧС расчета спасателей и специального оборудования для проведения АСДНР.

АСМ-41-02 принадлежит к легкому классу АСМ, экипаж — 7 чел., полная масса машины — 3500 кг.

▪ гидравлический аварийно-спасательный инструмент «Спрут»;

▪ средства радиационной и химической разведки и контроля;

▪ средства связи, оповещения и сигнализации;

▪ энергетическое и осветительное оборудование.

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02 разработана в грузопассажирском исполнении и имеет кабину водителя, салон для экипажа и технический отсек со стеллажами, выдвижными поддонами, специальным багажником и комплектом аварийно-спасательного оборудования.

По своим основным характеристикам и потребительским свойствам АСМ-41-02, в основном, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к аварийно-спаса­тельным машинам, эксплуатируемым в условиях городской застройки.

Неплохие ходовые качества, удачное размещение оборудования позволяют быстро доставлять спасателей в район ЧС, рационально организовывать работу для ликвидации их последствий.

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-01 (рис. 13) создана в интересах МЧС России и изготовлена на базе полноприводного автомобиля ВАЗ-21310. Разработчик: ЗАО «Средства спасения».

Рис. 13. Аварийно-спасательная машина АСМ-41-01.

Предназначена для экстренной доставки передовых (оперативных) групп спасателей и специального оборудования в условиях плотной городской застройки, в сельской местности, в районах высокогорья, к местах (районам) чрезвычайных ситуаций. Она имеет салон для экипажа и технический отсек для комплекта аварийно-спасательного оборудования:

▪ комплект аварийно-спасательного инструмента;

▪ средства защиты экипажа;

▪ специальное оборудование и приборы для ведения разведки;

▪ специальная световая сигнализация.

Однако, учитывая небольшой объем грузового отсека (багажника) и ограниченную грузоподъемность (400 кг), АСМ-41-01 имеет ограниченные возможности по обеспечению выполнения технологических операций деблокирования пострадавших при авариях, связанных с разрушением зданий и сооружений. Ее целесообразно использовать при выполнении спасательных работ, связанных с авариями на автомобильном транспорте.

Комплект пневмодомкратов (рис. 5) принят на снабжение МЧС России Приказом от 06.10.1997 г. № 589. Изготовитель: НПП «Полис», г. Пермь.

Рис. 5. Комплект пневмодомкратов.

Предназначен для подъема и высвобождения придавленных людей в труднодоступных местах при проведении аварийно-спасательных работ.

В состав комплекта входят:

▪ плоская надувная подушка;

▪ источник сжатого воздуха (баллон, компрессор);

▪ пульт управления подачи воздуха;

▪ пневморукава с быстроразъемными соединениями.

Основные технические характеристики приведены в таблице 3.

Технические характеристики пневмодомкратов

Показатели ПДВ-1 ПДВ-2 ПДВ-3 ПДВ-4 ПДВ-5 ПДВ-6 ПД-4 ПД-10
Рабочее давление, МПа 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,6 0,6
Грузоподъемность, т
Высота подъема, мм
Габаритные размеры, мм:
— длина;
— ширина;
— высота
Масса, кг 2,6 4,5 10,7 12,5 10,0 2,5 5,5

2. Деблокирование пострадавших (определение). Приемы деблокирования пострадавших при ведении поисково-спасательных работ.

Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ в условиях разрушения представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, высвобождения их из под обломков строительных конструкций и замкнутых помещений, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

В зависимости от местоположения пострадавших работы по деблокированию разделяются на три основных вида по технологическим особенностям выполнения:

· деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций;

· деблокирование пострадавших из замкнутых помещений;

· спасание пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий.

Выполнение работ по деблокированию осуществляется способами:

· последовательной разборкой завала;

· устройством галереи в грунте под завалом;

· пробивка проемов в железобетонных (бетонных) и кирпичных стенах и перекрытиях.

Спасение пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий осуществляются, как правило, с использованием специальных технических средств:

Кроме того, применяются следующие способы спасения пострадавших с верхних этажей зданий:

· по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;

· с использованием спасательной веревки и спасательного пояса;

· с использованием лестницы-штурмовки, трехколенной лестницы;

· с применением канатных дорог;

с применением спасательного рукава.

Деблокирование пострадавших является важным этапом ПСР. Ниже приводятся его основные приемы и способы:
— определение пространственного положения и состояния пострадавшего;
— обеспечение доступа спасателей к пострадавшему;
— освобождение пострадавшего и оказание первой помощи.

ВНИМАНИЕ! Высвобождая пострадавшего, учтите фактор синдрома сдавливания — поспешные действия могут ухудшить ситуацию.

После проведения работ по деблокированию пострадавших спасатели приступают к их транспортировке.

КАК ПОМОЧЬ ПОСТРАДАВШИМ
при извлечении из-под обломков зданий и техники
(по материалам журнала ОБЖ № 10/99г.)

Освобождение, приносящее смерть, — страшный парадокс, с которым неизбежно сталкиваются при неправильном извлечении пострадавших из-под обломков зданий и техники.

Источник

Аварийно-спасательный инструмент: назначение, типы, возможности, основные приемы и способы технологических операций.

  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Гидравлические домкраты предназначены для подъема, на небольшую высоту, перемещения элементов строительных конструкций, транспортных средств, различных грузов, а также для расширения зазоров, щелей и других узких мест. Некоторые из их имеют телескопическую конструкцию, что дает возможность значительно увеличить длину хода штоков при малых их габаритах и установке в ограниченных пространствах. Некоторые домкраты имеют сменные головки, что позволяет использовать дополнительные насадки для других операций вместе с тяговыми крюками и цепями.
Домкраты гидравлические ДГ25-200/12 (ДГ 63-200/12) иДГ25-320/12 (ДГ63-320/12) Имеют ход штока соответственно 200 мм и 320 мм. Грузоподъемность домкратов — 12 т. Данные домкраты имеют одну опорную точку на гидроцилиндре, вторую — на выдвигаемом штоке.
Домкраты гидравлические ДГ 25-400/12 (ДГ 63-400/12) и ДГ 25-640/12 (ДГ 63-640/12) также имеют грузоподъемность 12 т, но имеют увеличенный ход за счет сдвоенных по оси гидроцилиндров. Штоки таких домкратов выдвигаются в противоположные стороны. Общий выход штоков равен 2×200 мм и 2×320 мм соответственно. Опорные точки таких домкратов располагаются на концах штоков.
Вследствие разности площади поршня при прямом и обратном его ходе (в последнем случае вычитается поперечная площадь штока) на обратном ходе (на стягивание) домкраты на давление 25 МПа развивают усилие 6 тс (вдвое меньшее, чем в прямом ходе), а домкраты на 63 МПа — усилие 4 тс (втрое меньшее, чем при прямом ходе).
Домкраты могут комплектоваться различными насадками, удлинителями, цепями, опорами (жесткими и шаровыми) и соответствующими переходниками. Данные принадлежности расширяют круг применения домкратов в различных условиях для подъема, раздвигания, упора и т. п., а также для перемещения или стягивания с использованием комплекта цепей.
Пневмодомкраты используются для подъема элементов различных грузов в труднодоступных местах.
Комплект пневмодомкратов принят на снабжение приказом МЧС России от 06.10.1997 г. № 589.
Комплект предназначен для подъема и высвобождения придавленных людей в труднодоступных местах при проведении аварийно-спасательных работ.
В состав комплекта входят:
− плоская надувная подушка;
− источник сжатого воздуха (баллон, компрессор);
− пульт управления подачи воздуха;
− пневморукава с быстроразъемными соединениями.
При работе с гидравлическими домкратами, силовыми цилиндрами, пневмоподушками и насосами необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
При работе с силовыми цилиндрами всегда следует стремиться центрировать нагрузку на плунжер.
Удлинительные трубки не следует закреплять со стороны плунжера, поскольку тогда увеличивается опасность его изгиба и создания напряжения на уплотнения.
При установке гидравлических домкратов всех видов запрещается допускать отклонение от вертикального положения. В случае установки домкрата на подкладки следует убедиться в его устойчивом положении.
При размещении гидравлического домкрата под поднимаемым грузом поршень его должен быть свободен от нагрузки, а приводная рукоятка доступна для работы. В период подъема и опускания груза гидравлическим домкратом нужно постоянно следить за его положением и устойчивостью. В процессе работы с полной нагрузкой необходимо избегать просачивания масла между корпусом и поршнем, а также течи жидкости в других частях домкрата.
Появление масла на поверхности корпуса домкрата свидетельствует о том, что масса поднимаемого груза больше грузоподъемности домкрата.
В случае необходимости подъема груза, превышающего грузоподъемность одного гидродомкрата, используют несколько домкратов, сблокированных между собой и с отдельно стоящим насосом высокого давления.
Домкраты разрешается использовать только после их испытаний на предельную паспортную нагрузку, увеличенную на 10%. Прошедшими испытания домкраты считаются в том случае, если их конструктивные элементы не имеют остаточной деформации и падение давления в гидравлических домкратах к концу испытания, не будет превышать 5%.

Читайте также:  Необходимо ли использовать в вытяжных и приточных системах взрывозащищенное исполнение вентиляционного оборудо

Лебедки являются тяговым механизмом, предназначенным, как для подъема, так и для перемещения грузов в горизонтальном или наклонном направлении.
По виду различают лебедки: с барабанной (кривошипно-планетарной, шестеренчатой) передачей, рычажной передачей, червячной передачей и комбинированной передачей.
Малые размеры и вес делают лебедки удобными в работе в условиях ограниченного пространства и на высоте. Лебедки могут входить в комплект аварийно-спасательного инструмента для использования при ликвидации аварий, разборе завалов и при погрузочно-разгрузочных работах.
Место установки лебедки должно обеспечивать спасателю хорошее наблюдение за поднимаемым грузом. Должны быть обеспечены надежность крепления и правильное направление каната. Канат, идущий к лебедке, не должен пересекать дорог и проходов в тот момент, когда там находятся люди.
При установке лебедок на земле их следует крепить за якорь или с упором и противовесом. Приварить ручные лебедки к площадкам обслуживания оборудования, а также крепить к трубопроводам и их подвескам запрещается. При работе лебедкой надо следить за тем, чтобы тяговый механизм находился на одной прямой с канатом. Во время эксплуатации во избежание преждевременного износа деталей лебедки должны своевременно смазываться все трущиеся части.
Для безотказной и безопасной работы в ЧС все лебедки должны проходить техническое обслуживание в соответствии с требованиями, указанными в паспорте на лебедку, и общими правилами безопасности. Техническое обслуживание лебедки состоит из послеоперационного (ежедневного) ухода, технического (периодического) осмотра и планово-предупредительной (ежегодной) проверки.

2.3. Инструмент для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробление крупных элементов

К таким инструментам относятся отбойные молотки, бетоноломы, перфораторы. Инструменты ударного действия (рис.12) предназначены для разрушения, дробления строительных конструкций, их обломков, других элементов завала из искусственных и естественных материалов (кирпича, бетона, известняка, гранита и др.), пробивки проемов, отверстий в стенах, панелях, перекрытиях, фундаментных блоках.

Рис.12. Мотоперфоратор «Смена» МП-2

Назначение: бурение скальных пород, бетона, разрушение блоков, резка асфальта, уплотнение материалов; забивание шпунта, труб, костылей.
Особенности: есть возможность смены насадок (пика, лопата).
Технические характеристики:
− энергия удара — 36 дж;
− скорость бурения в граните коронкой Ф36мм — 20 см/мин;
− максимальная глубина бурения — 4 м;
− часовой расход топлива — 1,5 л/час;
− масса изделия — 30 кг.
Комплект аварийно-спасательного инструмента гидродинамического действия «Гидродин». Принят на вооружение в 2003 году.
Комплект предназначен для использования аварийно-спасательными подразделениями для быстрого разрушения элементов железобетонных, бетонных, кирпичных и стальных конструкций при спасении людей и материальных ценностей и обеспечивает:
− разрушение прочных железобетонных конструкций, кирпичных кладок и т.п.;
− проделывание проемов в стеновых и потолочных перекрытиях;
− бурение отверстий и шпуров в прочных грунтах и строительных конструкциях.
В состав комплекта входят:
− гидравлическая станция с приводом от двигателя внутреннего сгорания для питания одного инструмента СГС 2002-1;
− гидравлическая станция с приводом от двигателя внутреннего сгорания для питания двух инструментов СГС 2002-2;
− гидробетонолом БГС 2002;
− гидромолоток отбойный МОГС 2002;
− гидродрель ДГС 2002;
− гидроперфоратор ПГС 2002.
Основные технические характеристики АСИ «Гидродин»:
− номинальное рабочее давление — 10,5 мПа;
− производительность станций: СГС 2002-1 — 25,0 л/мин; СГС 2002-2 — 2 х 22,0 л/мин;
− энергия ударов бетонолома — 40,0 Дж;
− энергия ударов отбойного молотка — 33,0 Дж;
− диаметр буримого дрелью отверстия — до 38,0 мм;
− диаметр буримого перфоратором отверстия — до 42,0 мм;
− номинальная мощность перфоратора — 2,3 кВт;
− скорость бурения (сверления) различных материалов;
− дрель: дерево — 600 мм/мин; бетон — 48 мм/мин; кирпичная кладка — 72 мм/мин; сталь Ст. 3-10 мм/мин;
− перфоратор: бетон — 55 мм/мин; кирпичная кладка — 70 мм/мин;
— масса изделий:
1) СГС 2002-1 -71 кг;
2) СГС 2002-2 -117 кг;
3) БГС 2002 — 20 кг:
4) МОГС 2002- 13кг;
5) ДГС 2002 -9кг;
6) ПГС2002-10кг.
Инструменты ударного действия должны иметь устройства, исключающие самопроизвольный вылет рабочего элемента при холостых ударах.
Не допускается заменять рабочий инструмент при наличии в шланге сжатого воздуха, снимать с инструмента средства виброзащиты и управления рабочим инструментом, глушитель шума.
Клапаны на инструменте ударного действия должны быть отрегулированы так, чтобы не было сильной отдачи, не должны пропускать воздух, легко открываться и быстро закрываться при прекращении нажима на управляющую рукоятку.

2.4. Инструмент, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах

Комплект «Пневмопластырь» (рис. 13) предназначен для временной герметизации течей на емкостях (автомобильные и железнодорожные цистерны) с жидким продуктом.

Рис. 13. Комплект «Пневмопластырь»

Особенности.
Комплект «Пневмопластырь» включает:
− эластомерные масло-бензостойкие и кислотно-щелочестойкие накладки с системой кольцевого бандажа (ленточные стропы 3-х типоразмеров, натяжные лебедки, соединительное устройство -траверса и др.);
− эластичные домкраты ПД-4 и ПД-10;
− ст. баллон с редуктром, пульт 1 линия, пневморукава с приводным и регулирующим устройством.
Технические характеристики:
− Диаметр трубы или емкости, мм от 500 до 3000;
− Давление жидкого продукта, МПа до 0,2;
− Суммарное время контакта с агрессивной средой, час не менее 24.
Состав комплекта
− Оснастка «Пневмопластырь» 1шт.;
− Пневмодомкраты ПД-4, ПД-10 по 1шт.;
− Ст. баллон (6л, 19,6 МПа) с редуктором 1шт.;
− Пульт 1 линия 1шт.;
− Шланги 4м 3шт.;
− ЗИП, техн. документация.

Читайте также:  Нормы применяемые к договору аренды с правом выкупа

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Аварийно — спасательный инструмент: назначение, типы, возможности, основные приемы и способы технологических операций» можно сделать ряд выводов.
Существует различное множество аварийно-спасательного инструмента, предназначенного для спасения жизни и сохранения здоровья населения в экстремальных условиях от воздействия поражающих факторов современного оружия, аварий, катастроф и опасных производственных факторов. Для выполнения АСР, деблокирования и извлечения пострадавших отечественная промышленность выпускает различные наборы специализированного инструмента с пневмо-, гидро- и электроприводом.
Современный аварийно — спасательный инструмент характеризуется следующими параметрами:
-полная автономность;
-высокие силовые характеристики при малой массе и габаритах;
-надежная фиксация подвижных элементов инструмента в любой фазе работы;
-простота в обслуживании;
-возможность использования в различных климатических условиях;
-возможно использование при выполнении монтажных работ, связанных с обслуживанием и ремонтом тяжелого оборудования и техники, строительстве и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций.
Эффективность использования указанных средств зависит от многих условий и, в первую очередь, от их рационального выбора и грамотного применения аварийно-спасательными формированиями и населением с учетом специфических особенностей условий труда на конкретном предприятии, производственно-технологического процесса, типа поражающих факторов источников ЧС и современного оружия.
Надёжность аварийно-спасательного инструмента и безопасность работы с ним обеспечивается исправным содержанием, повседневным контролем за его состоянием и своевременным техническим обслуживанием.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ГОСТ Р 50982-2003. Инструменты для проведения специальных работ на пожаре. Общие технические требования. Методы испытаний. – Дата введения 2004-07-01. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004. — 31 с.
ГОСТ Р 22.9.01-95. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. – Дата введения 1996-01-01. — М.: Изд-во стандартов, 1996. –8 с.
ГОСТ Р 51542-2000 Инструмент аварийно-спасательный переносной. Дата введения 2000-03-01
Капитонов В.В. и др. Методические рекомендации по оснащению территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. – Ростов н/д, 2011.
Маршалл В. К. Промышленная безопасность. — М., 2000. — 452с.
Обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций: учебник в 3 — х частях: часть 2. Инженерное обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций: в 3-х книгах: книга 1. Способы и средства инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций. / Под общ. ред. С.К. Шойгу- М.:ЗАО «ПАПИРУС», 1998. –404 с.
Радоуцкий, В.Ю. Спасательная техника и базовые машины: учеб. пособие / В.Ю. Радоуцкий, Н.В. Нестерова, Ю.В. Ветрова; под ред. В.Ю. Радоуцкого. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. – 122 с.
Средства обеспечения аварийно-спасательных работ. Вып.4. – М.: ВНИИПО МВД России, 1999. – 148 с.
Учебник спасателя / С.К. Шойгу и др. – Краснодар: «Сов.Кубань», 2002. – 528 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ИНСТРУМЕНТА В КОМПЛЕКТАХ ПО ГРУППАМ
Таблица 1 Инструмент с электроприводом
Вид инструмента Типовые образцы Машины отрезные дисковые МЭС-2203, ИЭ-2203 Ножницы ручные — Молотки (ломы) ИЭ-4211А Перфораторы ручные ИЭ-4709Б, ИЭ-4707А Лебедки барабанные ЛУР-05, ТЛ-9, ЛМ-05 Тали — Насосы погружные и перекачивающие «Улитка», «Гном» Пилы цепные по дереву — Таблица 2 — Инструмент с пневмоприводом
Вид инструмента Типовые образцы Машины отрезные дисковые ИП-2203А, ИП-2018 Ножницы ручные — Молотки (ломы) ИП-4609, МО-7П, МПС-2 Перфораторы П163 (ПР-30) Таблица 3 — Ручной механизированный инструмент с мотоприводом
Вид инструмента Типовые образцы Мотопилы цепные по дереву «Урал» Машины отрезные дисковые МПД-125 Мотоперфораторы МП-1 «Смена» Мотобетоноломы ИМ-4606, С-406М Мотолебедки МЛ-200М Универсальный комплект мотоинструмента УКМ Таблица 4 — Инструмент с гидроприводом
Вид инструмента Типовые образцы Цилиндры одностороннего действия ЦГС-750-2,5-160 Цилиндры (распорки, стоики) двустороннего действия ДГ-100 Разжимы (расширители) ЦГ-11 Резаки (кусачки) — Разжимы-резаки двойного действия — Ножницы НГ-16 Таблица 5 — Спасательные эластомерные силовые конструкции
Вид инструмента Типовые образцы Эластомерные домкраты и подъемники СЭД-500 и ЭСП-50 Эластомерные заглушки для труб ЭЗТ-250 Эластомерные пластыри ЭПП-0б2б ЭПБ-0б02

Радоуцкий, В.Ю. Спасательная техника и базовые машины: учеб. пособие / В.Ю. Радоуцкий, Н.В. Нестерова, Ю.В. Ветрова; под ред. В.Ю. Радоуцкого. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. С.24.
ГОСТ Р 51542-2000 Инструмент аварийно-спасательный переносной.
ГОСТ Р 22.9.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательный инструмент и оборудование. Общие технические требования
Одинцов Л. Г. Гидравлический аварийно-спасательный инструмент. // Журнал «Противопожарные и аварийно-спасательные средства».- 2004.- №2.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический Университет»

Институт электронного обучения

Организация и ведение аварийно-спасательных работ

Организационная структура, техническое оснащение и возможности ведения аварийно-спасательных работ Центрального аэромобильного спасательного отряда России

Содержание

Введение

  • 1. Общие сведения
  • 2. Организационная структура
  • 2.1 поисково-спасательная служба
  • 2.2 Служба технического обеспечения
  • 2.3 Служба связи и радиотехнического обеспечения
  • 2.4 Услуга страхования автомобиля
  • 2.6 Кинологическая служба
  • 2.7 Центр стажировки и повышения квалификации спасателей и специалистов
  • 2.8 Службу аэромобильных технологий
  • 2.9 Сервисный центр для технического обслуживания и ремонта для службы спасательного оборудования и инструмента
  • Вывод
  • Список используемых источников
  • Введение

    Рис. 1. Эмблема и флаг отряда

    За 20 лет своей деятельности отряд сформировался как многопрофильная базовая структура федеральных сил России, подготовлена для проведения аварийных и поисково-спасательные разных типов и масштабов при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на федеральном и международном уровнях, а также выполнение связанных с организации, управления и обеспечение действий.

    Источник

    

    СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

    Введение

    Анализ мирового и отечественного опыта борьбы с чрезвычайными ситуациями (ЧС) показывает, что силы и средства борьбы с ними, должны быть направлены на предупреждение ЧС, уменьшение последствий и ликвидацию, когда предотвратить их невозможно. При этом мероприятия, направленные на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий и других объектов экономики и инфраструктуры в условиях ЧС, приводят к существенному уменьшению человеческих жертв и материального ущерба.

    Однако ряд ЧС, особенно природного характера (землетрясения, ураганы, сели, цунами и др.), невозможно предотвратить: Кроме того, в России, в течение ряда лет не обновлялись основные производственные средства, которые давно выработали свой ресурс; в связи с чем увеличивается вероятность возникновения техногенных катастроф. Анализ статистики техногенных аварий, катастроф и природных стихийных бедствий в Российской Федерации показывает, что в девяностые годы прошлого века четко прослеживалась тенденция роста их масштабов и тяжести последствий.

    Основными показателями эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является процент спасенных людей в зоне ЧС и вероятность ее локализации в течение суток. Для достижения высоких показателей эффективности проведения АСДНР система технического оснащения должна обеспечивать выполнение всего комплекса задач в минимальное время, так как практикой доказано, что в первые 3 часа после разрушения здания под обломками погибают до 60 % пострадавших, в течение 6 часов до 80 %, а после 4 суток число погибших приближается к 100 %.

    Одним из главных факторов, влияющих на эффективность проведения АСДНР при ликвидации различных ЧС, является оснащенность аварийно-спасательных формирований МЧС России современной аварийно-спасательной техникой.

    Аварийно-спасательная техника – это специальные средства механизации АСДНР, используемые аварийно-спаса­тельными подразделениями при выполнении работ по предупреждению и ликвидации ЧС.

    Аварийно-спасательная техника классифицируется на:

    · робототехнические аварийно-спасательные средства;

    · приборы поиска пострадавших в ЧС;

    · авиационные и воздушно-десантные аварийно-спасательные средства;

    · мобильные диагностические комплексы оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий и сооружений;

    · дистанционные вертолетные системы взрывного дробления льда и уничтожения ледяных заторов.

    При проведении АСДНР кроме аварийно-спасательной техники используются так же другая специальная техника и средства малой механизации. К ним относятся:

    · средства связи, оповещения и управления;

    · средства радиационной, химической и биологической защиты;

    · технические средства тылового обеспечения;

    · суда и плавсредства.

    Важным мероприятием в создании аварийно-спасательной техники явилась реализация Федеральной целевой программы «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях 1993-1997 гг.»

    Основной целью программы являлось осуществление на местном, региональном и федеральном уровнях комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных техногенными авариями, катастрофами и природными стихийными бедствиями, а в случае их возникновения – по снижению человеческих жертв и сокращению материального ущерба. В ходе ее реализации предполагалось решить ряд задач, в том числе – разработать, освоить производство и оснастить силы РСЧС современными техническими средствами проведения АСДНР.

    В рамках этой Федеральной целевой программы выполнялась подпрограмма «Оснащение техническими средствами сил РСЧС».

    В ходе ее реализации были разработаны и приняты на оснащение сил МЧС России аварийно-спасательные инструменты индивидуального и группового использования, приборы поиска пострадавших, специальные аварийно-спасательные машины и авиационные технические средства для тушения пожаров. Осуществлена подготовка производства и осуществлена закупка указанных средств, а также снаряжения для водолазов-спасателей, транспортных средств, инженерной техники и средств малой механизации.

    Начаты работы по созданию робототехнических средств для решения задач МЧС России, мобильного комплекса первичного жизнеобеспечения пострадавшего населения, многоцелевого комплекса экстренного реагирования на базе вертолетов Ми-172 и Ка-32А, спасательного вертолета легкого класса Ка-226А и многоцелевого самолета амфибии Бе-200.

    В лекции будут рассмотрены: аварийно-спасательный инструмент, приборы поиска пострадавших в ЧС, аварийно-спасательные машины, робототехнические средства и другая аварийно-спасательная техника, созданная по заданию МЧС России и, прежде всего, ее перспективные образцы, которые планируется принять на вооружение сил МЧС России. Авиационные аварийно-спасательные средства будут рассмотрены на отдельном занятии, которое проводит начальник авиации МЧС России.

    Источник

    Классификация и общая характеристика основного оборудования спасательной техники. Основы их технической эксплуатации.

    Классификация аварийно-спасательной техники

    Аварийно-спасательнаятехника– этоспециальныесредства механизацииАСДНР используемые аварийно-спасательными подразделениями при выполнении работ по предупреждению и ликвидации ЧС. Основное назначение аварийно-спасательных техники состоит в доставке спасательных бригад испецоборудованиякместу возникновения ЧП как стихийного, террористического или техногенного характера,атакжетехническоеобеспечениепроводимых работпоихликвидации,комплексамерпопоискуиспасениюпострадавших,соказаниемимпервоймедицинской помощи.

    Аварийно-спасательная техника классифицируется на:

    − робототехнические аварийно-спасательные средства;

    − приборы поиска пострадавших в ЧС;

    − авиационные и воздушно-десантные аварийно-спасательные

    − мобильные диагностические комплексы оценки реальной

    сейсмостойкости и устойчивости зданий и сооружений;

    − дистанционные вертолетные системы взрывного дробления

    льда и уничтожения ледяных заторов.

    При проведении АСДНР кроме аварийно-спасательной техники

    используются так же другая специальная техника и средства малой

    механизации. К ним относятся:

    − средства связи, оповещения и управления;

    − средства радиационной, химической и биологической защиты;

    − технические средства тылового обеспечения;

    − суда и плавсредства.

    Определение, назначение и классификация аварийно-

    Спасательных машин

    Аварийно-спасательныемашины(АСМ)–этокомплексуниверсальныхимногофункциональныхназемныхаварийно-спасательных транспортных средств, предназначенных для сокращениясроковприбытияспасателейв зоны чрезвычайных ситуаций,втомчислевтруднодоступныеместаспреодолениемводныхпреград,обеспеченияих работы различными средствами:

    − средствами индивидуальной защиты;

    − приборами радиационной и химической разведки;

    − средствами спасения на воде и т.п.

    Применением АСМ обеспечивается решение следующих основных

    − доставка к месту аварии команд (групп) спасателей, специального

    оборудования и инструмента;

    − проведение разведки и оценки обстановки на местах ЧС;

    − поиск и извлечение пострадавших из под завалов строительных

    конструкций, поврежденных транспортных средств и т.д.;

    − оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

    − организация радиосвязи и оповещение на места чрезвычайной

    − эвакуация пострадавших из зоны ЧС, а при необходимости и

    доставка их в лечебные учреждения;

    − локализация очагов пожара;

    − получение и подача энергии для проведения спасательных работ;

    − ограждение районов аварии.

    В зависимости от грузоподъемности транспортных средств

    классификация аварийно-спасательных машин следующая:

    − сверхтяжелого класса (более 10 т);

    − тяжелого класса (6-10 т);

    − среднего класса (3-6т.);

    − легкого класса (1 -3 т);

    − сверхлегкого класса (до 1 т).

    АСМ легкого класса

    АСМ легкого класса предназначены для:

    − оперативной доставке группы спасателей со спецоборудованием

    и снаряжением к месту возникновения ЧС для проведения АСР;

    − доставки пострадавших в медицинское учреждение;

    − обеспечения связи и оповещения;

    − проведения радиационного и химического контроля окружающей

    Эти АСМ применяются для ликвидации небольших по масштабам

    ЧС, а также в составе первого эшелона группировки сил и средств

    формирований МЧС Росси, проведения общей разведки, обеспечения

    поисковых и спасательных работ.

    Аварийно-спасательнаямашинаАСМ-41-02автомобиляГАЗ-27057«Газель».ПринятанаснабжениеприказомМЧСРоссииот09.01.1997г.№4. Изготовитель: ЗАО «Средства спасения», г. Москва.АСМ-41-02предназначенадлядоставкикместуЧСрасчетаспасателейиспециальногооборудованиядляпроведенияАСДНР.АСМ-41-02принадлежитклегкомуклассуАСМ.Экипаж– 7чел.,полнаямассамашины – 3500кг.

    − гидравлический аварийно-спасательный инструмент «Спрут»:

    − средства радиационной и химической разведки и контроля;

    − средства связи, оповещения и сигнализации;

    − энергетическое и осветительное оборудование.

    2.6. АСМ среднего класса

    АСМсреднегоклассапредназначеныдлятехническогообеспеченияболееширокогодиапазонапоисковых,аварийно-спасательныхиаварийно-восстановительныхработ,которыевыполняютсяпреимущественно на объектах повышенного риска, намагистрально-транспортныхкоммуникациях.

    Автомобили специальные сухопутные: ЗИЛ-497202 — грузовой;

    ЗИЛ-497200 – пассажирскийприняты на снабжение приказомМЧС Россииот09.01.1997г.№4.Изготовитель:ЗАО«Вездеход-ГВА».

    Автомобиль предназначен для оперативной доставки спасателей и

    специального оборудования в районы ЧС природного и техногенного

    характера, в том числе в труднодоступные места, для обеспечения

    В комплект входят два автомобиля: пассажирский (ЗИЛ-497200) —

    для доставки спасателей и грузовой (ЗИЛ-497202) — для специального

    ЗИЛ-497200 принадлежит к среднему классу АСМ. экипаж — 15

    чел., полная масса машины — 12000 кг.

    − навигационное, радиотехническое и светотехническое

    − медицинское и санитарно-бытовое имущество;

    − специальный инструмент для проведения аварийно-спасательных

    − средства индивидуальной защиты;

    − средства радиационной и химической разведки и контроля

    АСМ тяжелого класса

    АСМ тяжелого класса предназначены для доставки группы

    спасателей до 9 человек со специальным оборудованием и

    снаряжением для наращивания усилий по ликвидации ЧС.

    Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 5140 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Источник