Функционирование
В зависимости от условий эксплуатации, загруженности маршрутной сети и требований перевозчика система контроля пассажиров может быть организована в трех различных вариантах:
Каждый из вариантов предполагает следующий алгоритм работы:
1. Выпуск транспортного средства на линию;
2. Регистрация поездок пассажиров, продажа карт в салоне транспортного средства с помощью оборудования АСКП;
3. Возврат транспортного средства в парк;
4. Получение данных с транспортного средства по беспроводным каналам;
5. Аналитическая обработка полученной информации.
Все варианты контроля оплаты проезда позволяют быстро и эффективно обрабатывать транспортные карты.
В состав ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ системы «КАСКАД» входят:
1. терминал водителя TVG-04;
2. блок навигации BIN-03;
3. автономный контроллер USK-07;
4. турникет-трипод PRT-04;
5. турникет тамбурного типа PRT-09;
6. универсальный многофункциональный контроллер;
7. выносной контроллер USK-03;
8. автоинформатор с навигацией AVI-02.
В состав ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ входят также следующие устройства:
1. блок связи и устройства съёма информации;
2. терминал кассира TKP-04;
3. безоператорные терминалы пополнения транспортных карт;
4. устройство программирования карт SRC-181M;
5. программатор PPC-10;
6. устройство зарядки автономных контроллеров UZA-02.
Источник
Автоматизированная система контроля проезда
Автоматизированная система контроля проезда (АСКП) — название автоматизированной система учёта пассажиропотока, разработанной компанией «Группа Смарт Технологии». Система была впервые в порядке эксперимента применена в 2001 году на автобусном маршруте № 16 в Зеленоградском административном округе Москвы, к середине 2002 года распространена на все зеленоградские маршруты, а в сентябре 2007 года на весь наземный общественный транспорт Москвы.
Содержание
Устройство
Автобус (трамвай, троллейбус), работающий в рамках системы, оборудован турникетом и валидатором для считывания билетов. Войти в автобус пассажиры могут только через турникет в передней части салона, а выйти — через любую дверь, кроме передней. Турникет препятствует проходу в салон без билета, но избавляет от необходимости содержать штат билетных контролёров. Кроме того, система позволяет достаточно точно учитывать пассажиропоток.
Так как проход через турникет без билета невозможен (точнее, сильно затруднён), не имеющим билетов пассажирам приходится покупать их у водителя. Это заметно увеличивает время посадки пассажиров и отвлекает водителя от его прямых обязанностей. Чтобы стимулировать пассажиров приобретать билеты на остановках, цена билета при покупке у водителя искусственно завышена (по состоянию на июнь 2012 года в Москве билет на одну поездку на остановке стоит 25 рублей, а у водителя 28).
Преимущества
Система позволяет эффективно бороться с безбилетным проездом и подделкой проездных документов. Вместо разнообразия льготных проездных документов (подделки которых трудно распознать на месте) вводится единый электронный билет. Электронный билет по сути является записью в централизованной базе данных, поэтому кустарная подделка его исключена. После истечения срока действия билет автоматически перестаёт работать. Необходимость получения льготного билета теперь возлагается на самого пассажира.
Система позволяет точно учитывать число льготных поездок. Эти сведения используются для выставления счетов организациям, предоставляющим льготы на проезд.
Автоматическая система контроля позволяет резко уменьшить число билетных контролёров, но не позволяет полностью отказаться от их деятельности.
Также система позволяет водителю выполнять остановки только по требованию пассажиров или если есть пассажиры на остановке. Тем самым увеличивается скорость транспортного средства и сокращается время в пути.
Недостатки
Основным недостатком системы является сильное замедление посадки пассажиров (особенно на загруженных остановках). Это связано с ограничением входа только передней дверью, необходимостью проходить турникет и покупкой билетов у водителя. Малое пространство перед турникетом не позволяет водителю начать движение, не дожидаясь прохода пассажиров через турникет. Длинные очереди на посадку, особенно в плохую погоду и часы пик, раздражают пассажиров. Проблема низкой пропускной способности была частично решена только в единичных трамвайных вагонах путём установки двух параллельных турникетов.
Увеличенное время посадки приводит к общему увеличению времени поездки. При этом на некоторых остановках автобусы и трамваи перекрывают проезжую часть, задерживая других участников движения, в частности, другие машины городского траснпорта.
Инвалиды и пассажиры с колясками не могут пересечь турникет и всё равно входят через среднюю дверь (там же обычно оборудуется пандус для заезда). Таким образом, нарушается логика «передней двери».
Большинство водителей не следят за использованием турникета пассажирами (отвечают и следят только за собственно валидатором), которые подлезают, перепрыгивают через брусья турникета, или пролезают сбоку от них, что ставит под сомнение эффективность АСКП в борьбе с безбилетниками.
В трамвае «система передней двери» не приспособлена как принципиально, так и технологически (в некоторых моделях существует возможность обойти турникет вне зоны видимости водителя).
В начале внедрения АСКП в Москве, порой СКМ у пенсионеров и инвалидов пищала и задерживался проход через систему АСКП на 4 и на 10 минут. Водители были разные, кто пропускал через 2-ю дверь пенсионеров с СКМ, кто заставлял пенсионеров с СКМ платить за билет, а кто унижал, оскорблял и выталкивал из транспортного средства пенсионеров. За последнее действие водителей безжалостно увольняли, а с новыми водителями проводили беседу «о культуре обслуживания пенсионеров и инвалидов в общественном городском транспорте».
Кроме того, обслуживание АСКП требует значительных дополнительных расходов.
Валидатор без турникета
- Фиат Дукато: используется валидатор, повёрнутый в сторону водителя. Последний также контролирует оплату проезда.
- В некоторых случаях устанавливается во вторую дверь низкопольных вагонов (в обязательном порядке стоят только на сочленённых трамваях). Тем не менее, водитель по инструкции не имеет право открывать дверь, в результате чего отметить проезд в дополнительном валидаторе имеют возможность только редкие пассажиры на инвалидных колясках (пассажиры с детскими колясками имеют возможность дотянуться либо передать билет), посадка обычных пассажиров возможна в редких случаях при большой загруженности либо с габаритным багажом кроме остановок где не производится высадка (практическое исключение — на остановках в торговых центрах всё-таки открывается дверь, но вторые валидаторы отсутствуют), а также остановок высоким с риском проверки.
- На выделенных полосах: на Ленинградском проспекте, автобусах 901—904 (всё время движения), ранее 850 (всё время движения) посадка осуществляется в переднюю дверь, но с опущенным турникетом. Тем не менее, наблюдается несогласованность, особенно на троллейбусах, идущих с улицы Народного Ополчения в парк до 10 часов утра (по Ленинградскому проспекту следуют только в данном случае).
- На автобусе 157 (метро «Славянский Бульвар») и троллейбусе 24 (на конечных) в часы пик проводится «эксперимент» с посадкой в часы пик, при этом контролёр контролировал посадку, но не продаёт билеты.
Посадочные терминалы
Наименование | Адрес | Маршруты | ВНЕ терминала (в общие направления) | Примечание |
ТЦ Калужский | 28, 226, 295, 624, 642, 671, 784, 816 | 163, 224, 246 | ||
ТПУ Планерная | 88, 96, 173, 268, 268к, 817, 865 во все двери; 43, 102, 267, 678, Т в переднюю (большинство пользуется остановкой в районе дома 5) | 173,959 (До Митино) по левому крылу здания; 383, 434, 469, 484, 959 (Мострансавто) троллейбусы- с северной стороны | Удалилась высадка по всем маршрутам, ранее производили в максимальной близости от метро (часть маршруток переведены к более дальнему вестибюлю). Перекрыт сквозной проезд у дома 12, в связи с посадкой на маршруты на остановке «Детская поликлиника» фактически запрещена остановка для маршруток. | |
Белая Дача | Новоегорьевское шоссе | Мега-Выхино-Жулебино, Мега-Кузьминки, Мега-Люблино | 10,655 | Не решена проблема отстоя автобусов: стоят на Новоегорьевском шоссе с аварийкой (судя по разнице во времени график не менялся), а также остановки у Мега-Оби |
Правила пользования билетами с магнитной полосой
Для прохода через валидатор в салон автобуса, троллейбуса или трамвая необходимо:
- вставить билет стрелкой вниз и лицевой стороной к себе;
- вынуть билет и после разрешающего зеленого света можно пройти в салон.
Внимание: вертушка турникета поворачивается вручную.
Примечание: билет вставляется с точностью до наоборот по сравнению с тем, как он вставляется в считывающие устройства метро или монорельса. Ещё, на практике пассажир с низким ростом видит билет крашеной стороной к себе, а пассажир высокого роста должен видеть перед собой обратную (белую) сторону билета, из-за чего ему надо сориентироваться, какой же стороной его вставлять. Мокрый от дождя билет может застрять в механизме валидатора и нарушить его функционирование.
Правила пользования транспортными картами
- для прохода в автобус, троллейбус или трамвай необходимо приложить карту к черному кругу;
- после разрешающего зеленого света можно пройти в салон транспортного средства.
Внимание: карта имеет семиминутный интервал задержки после первого прохода для предотвращения прохода нескольких человек по одной карте (социальные карты москвича (СКМ) и временные единые социальные билеты (ВЕСБ), а также социальные карты жителя московской области (СКМО)); транспортные карты с оплачиваемыми поездками (проездные) времени задержки не имеют.
Источник
Автоматизированная система контроля оплаты проезда (АСКОП)
Оборудование билетных касс.
Все билетные кассы оборудованы терминалами системы АСУ «Экспресс-3». Продажа билетов производится от 45 суток от дня отправления поезда, а также и на обратный выезд. Система «Экспресс-3» позволяет продавать билеты на поезда, отправляющиеся с любого вокзала Москвы. Система «Экспресс-3» работает круглосуточно с перерывом 30 минут. График работы билетных касс составляется из расчета максимального открытия касс в часы пик, выходные и праздничные дни. Работу билетных касс возглавляет начальник билетных касс, также 4 сменных администратора и старшие билетные кассиры.
Билетные кассы оборудуются терминальной аппаратурой. Терминал представляет собой блок управления, клавиатуру, дисплей, печатающее устройство. Блок управления обеспечивает набор информации, ее редактирование, передачу информации в систему «Экспресс» и получение из нее необходимой информации. Дисплей предназначен для отображения информации, набираемой на клавиатуре или получаемой из канала связи системы АСУ « Экспресс». Печатающее устройство обеспечивает вывод информации на рулонную ленту и бланки проездных документов. Каждый терминал имеет свой технологический номер, в котором первые две цифры означают порядковый номер пункта продажи по дороге; затем следует буквенный шифр дороги; следующие две цифры означают порядковый номер терминала на пункте продажи. Кроме терминальной аппаратуры кассы оборудуются специальными ячейками для бланков строгой отчетности и должны иметь справочно — информационный материал: алфавитный указатель всех станций железных дорог с семизначной сетевой разметкой; книжки расписаний движения пассажирских поездов; нормативные акты по перевозке пассажиров.
Эта система позволяет автоматизировать контроль оплаты проезда и прохода пассажиров на перроны и с перронов в целях увеличения сбора средств за оплату проезда; вести точный учет объема пригородных перевозок всех категорий льготных пассажиров для расчета с местным и федеральным бюджетами. При проходе через турникеты в качестве носителей информации используют бумажные билеты со штрих – кодом и бесконтактные смарт- карты. Штрих-код считывается при пропуске пассажиров через турникет. В перспективе предусматривается оформление абонементных билетов на бесконтактной смарт-карте. Также внедряется использование именных транспортных карт. При оформлении транспортной карты в нее вносится информация, необходимая для проезда (маршрут следования и срок действия).Информация кодируется на электронном поле и имеет код защиты.
Источник
Автоматизированная система контроля проезда (АСКП)
История
История автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) зародилась в городе Зеленоград, в котором в 2001 году стали устанавливать турникеты на ряде автобусных маршрутов. Одновременно с внедрением АСКП пришлось пересмотреть всю билетную систему общественного транспорта, т.к. с валидатором (устройство для считывания билетов) могут работать только билеты с магнитной полосой и социальная карта москвича (СКМ). Эксперимент с внедрением турникетов показал положительные результаты: прибыль со сборов за проезд выросла в 2 раза. Конечно, внедрение АСКП вызвало недовольство у пассажиров, т.к. время посадки в автобус заметно увеличилось, но прибыль позволила обновить парк автобусов и произвести капитальный ремонт уже действующих машин.
История АСКП в Москве начинается с р-на Солнцево, именно там появился первый “отурникеченный” маршрут автобуса № 689. АСКП москвичи встретили более спокойно, т.к. на остановках и в салонах автобусов работали сотрудники из ГУП «Мосгортранс», которые помогали разобраться с нововведением. Стоит также отметить, что одновременно с внедрением АСКП с улиц Москвы пропали старые двух дверные автобусы, а им на смену пришел новый, современный подвижной состав. Первые трамвайные вагоны, оборудованные турникетами, вышли на маршрутах №17 и №19 (оба маршрута обслуживают трамвайное депо имени Баумана). На 17 маршруте были полностью оборудованы турникетами вагоны модели «КТМ-19К», а на 19 – работали все вагоны модели «Татра». Последними маршрутами, оборудованными АСКП, были: троллейбус № 56 и трамвай № 27.
На стадии внедрения АСКП было принято решение устанавливать валидатор с турникетом рядом с кабиной водителя. Для сокращения времени посадки в автобус, троллейбус, трамвай рассматривались варианты установки турникета в салоне:
1.Установка турникета у задней двери (данный эксперимент потерпел неудачу, т.к. водитель не мог контролировать ход посадки через заднюю дверь);
2.Установка тамбурного турникета вблизи 2-ой двери (эксперимент также показал себя с худшей стороны, т.к. большая часть полезной площади салона была переделана под посадочную площадку перед АСКП);
3.Установка турникета напротив 2-ой двери (аналогичная ситуация, что в пункте №1).
В итоге было принято решение устанавливать на новом подвижном составе валидатор (без турникета) и у второй двери. Это позволит пассажирам, имеющим право прохода во 2-ую дверь, также оплачивать проезд через АСКП.
Программа
Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 4 ноября 2000 года № 1101-РП «О дополнительных мерах по повышению собираемости оплаты за проезд в наземном городском транспорте с использованием автоматизированной системы контроля проезда и перевозки пассажиров» была утверждена программа работ по подготовке и проведению эксперимента по повышению сбора проездной платы и учету перевозки льготных категорий пассажиров.
Программой предусматривался эксперимент автоматизированной системы контроля проезда и перевозки пассажиров, в ходе которой также был осуществлен перевод всех многоразовых проездных документов на бланки, пригодные для автоматизированного контроля.
Благодаря программе сбор проездной платы вырос более чем в два раза, а полученные данные о перевозке пассажиров и распределении пассажиропотока в течение суток помогли внести изменение в расписание движения НОТ.
С появлением АСКП в продажу поступили, помимо билетов на одну поездку, билеты на две, пять, десять и двадцать поездок. Также ГУП «Мосгортранс» планирует создание бесконтактных смарт карт сроком на 30, 90 и 365 дней для сокращения времени посадки в наземный общественный транспорт г. Москвы.
Инструкция
Посадка пассажиров в автобус, трамвай, троллейбус, оборудованный АСКП, осуществляется только по билетам на магнитной карте.
Перед совершением поездки пассажир должен приобрести в кассе магнитную карту. В дополнение к традиционным билетам (на одну поездку, на месяц) в кассах можно приобрести билеты на 2, 5, 10 или 20 поездок.
Между учебными заведениями города Москвы и Службой доходов и контроля ГУП «Мосгортранс» заключены договора на приобретение и распространение льготных проездных билетов на наземный транспорт. Для получения проездных билетов необходимо обратиться в профком или администрацию ВУЗа.
В договоре между учебными заведения города Москвы и Службой доходов и контроля ГУП «Мосгортранс» в пункте 2.2.3. указано, что ВУЗ обязан реализовывать льготные проездные билеты студентам до 5 числа месяца действия билетов по цене, утвержденной Правительством города Москвы.
В настоящее время ГУП «Мосгортранс» эксплуатирует 687 стационарных торговых точек, в том числе: специализированных пунктов — 667 шт. арендованных секций в подуличных переходах метро-11 шт. арендованных секций в наземных торговых рядах — 9 шт. а также 9 передвижных торговых точек. Реализацию проездных билетов осуществляют 260 временных торговых точек на территории, подведомственной ГУП «Московский метрополитен» и более 400 информационно-кассовых порталов ООО «Алло — Кард».
Кроме того, реализация билетов на одну поездку осуществляется в 1528 остановочно-торговых модулях.
ГУП «Мосгортранс» планирует расширение сети реализации проездных билетов, в том числе через автоматы по продаже проездных билетов.
Пассажиры, имеющие право бесплатного проезда получают в кассе бесплатный посадочный талон на длительный срок действия по предъявлению документа, подтверждающего право бесплатного проезда и документа, удостоверяющего личность.
Между учебными заведениями города Москвы и Службой доходов и контроля ГУП «Мосгортранс» заключены договора на приобретение и распространение льготных проездных билетов на наземный транспорт. Для получения проездных билетов необходимо обратиться в профком или администрацию ВУЗа. В договоре между учебными заведения города Москвы и Службой доходов и контроля ГУП «Мосгортранс» в пункте 2.2.3. указано, что ВУЗ обязан реализовывать льготные проездные билеты студентам до 5 числа месяца действия билетов по цене, утвержденной Правительством города Москвы.
В настоящее время ГУП «Мосгортранс» эксплуатирует 687 стационарных торговых точек, в том числе: специализированных пунктов — 667 шт. арендованных секций в подуличных переходах метро-11 шт. арендованных секций в наземных торговых рядах — 9 шт. а также 9 передвижных торговых точек. Реализацию проездных билетов осуществляют 260 временных торговых точек на территории, подведомственной ГУП «Московский метрополитен» и более 400 информационно-кассовых порталов ООО «Алло — Кард». Кроме того, реализация билетов на одну поездку осуществляется в 1528 остановочно-торговых модулях.
ГУП «Мосгортранс» планирует расширение сети реализации проездных билетов, в том числе через автоматы по продаже проездных билетов.
Категории льготных граждан; документ, подтверждающий льготу; основание: ЗДЕСЬ
Посадка в транспорт, оборудованный АСКП, осуществляется только через переднюю дверь.
Перед посадкой заранее подготовьте билет для автоматической проверки.
Для прохода через турникет вставьте билет в приемный лоток устройства контроля.
Устройство контроля считывает информацию с магнитной полосы билета и выдает команду турникету пропустить пассажира (загорится зеленый сигнал).
Выньте билет из приемного лотка и проходите через турникет. Штанги турникета провернутся без усилия.
Сумку или другой габаритный багаж проносите перед собой.
Дети до семи лет проходят вместе с родителями или под штангой турникета.
* через любую дверь без турникета (в автобусах с 3-мя дверьми)
* Через две последние двери (в сочлененных автобусах с 4-мя дверьми)
Для того, чтобы водитель открыл дверь на выход необходимо нажать кнопку, расположенную у двери.
При возникновении аварийной ситуации штанга турникета, преграждающая проход, опускается по сигналу водителя
Беспрепятственный выход осуществляется через все двери.
Бережно обращайтесь с магнитным билетом длительного срока действия.
*Носить билет в карманах брюк
*Брать билет грязными руками
*Мять билет
*Ламинировать билет или покрывать его защитной пленкой
Автор статьи — Зубков Максим Юрьевич
Источник