Меню

Что следует включить в обоснование

Обоснование закупок по 44-ФЗ: что это такое, для чего это нужно и как подготовить такое обоснование? + пример

В первую очередь эта тема будет полезной для заказчиков и специалистов отделов по закупкам. Однако поставщикам тоже нужно ознакомиться с этим материалом, чтобы расширить свой кругозор, уметь разговаривать с заказчиком на одном языке, а также понять, что такое обоснование закупки, как оно формируется, что влияет на составление этого документа, и почему он так важен.

За все время своего существования статья 18 44-ФЗ, которая регламентирует обоснование закупок, несколько раз обновлялась, последние изменения вступили в силу 1 января 2021 г., а некоторые положения и вовсе исчезли на сегодняшний день.

Давайте вместе разберемся в нововведениях и особенностях подготовки документа.

Что такое обоснование закупки?

С 1 мая 2019 г. были внесены изменения в ст.18 44-ФЗ на основании 71-ФЗ, который утвердил, что обоснованной является та закупка, которая осуществляется в рамках ст.19 (о нормировании в сфере закупок) и ст.22 44-ФЗ (об НМЦК в отношении контрактов с единственным поставщиком) (ч.1 ст.18 44-ФЗ). Так, были изменены пункты 1 и 4 ст.18, а п.2, 3 и 7 были упразднены полностью.

До этого времени обоснование закупок определялось как отдельный документ, указанный в приложении и подтверждающий, что планируемое мероприятие соответствует целям заказчика.

Заказчики должны уметь правильно составлять обоснование закупки в соответствии с требованиями и условиями контрактного законодательства. Проверку документа осуществляют уполномоченные органы власти, в том числе контролирующим органом может быть Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Формирование обоснования зависит от нескольких факторов:

  • вид конкретной процедуры;
  • способ выбора поставщика;
  • особенностей отрасли хозяйствования, в рамках которой проводится процедура.

Таким образом, 71-ФЗ от 01.05.2019 г. внес основные изменения в 44-ФЗ и определил новые правила, в том числе и в отношении обоснования закупок. Теперь у заказчиков нет необходимости обосновывать предмет торгов, способ проведения процедуры и НМЦК во всех документах планирования (обязанность обоснования НМЦК в закупочной документации осталась). Больше не нужно заполнять план закупок, так как этот документ был отменен. Составляется только план-график по новой форме.

Чем регулируется?

  • 44-ФЗ;
  • местными нормативными актами.

С 1 января 2016 г. действовало Постановление правительства № 555, которое устанавливало правила обоснования закупок для нужд государственных и муниципальных заказчиков, а также предлагало формы обоснования в помощь заказчикам.

Но с 1 января 2020 г. данное постановление утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1279, которое упразднило ряд нормативных документов и утвердило новую форму для составления и утверждения планов-графиков, а также внесения в них изменений и размещения в Единой информационной системе (ЕИС). Образец новой формы приведем ниже.

Таким образом, ст.18 44-ФЗ давала определение обоснования закупки, определяла условия для его формирования, в Постановлении № 555 было указано, в каком порядке заказчики должны составлять документ и по какой типовой форме (давался бланк документа), а местные власти определяли сроки подготовки документа и дополнительные требования к его содержанию.

Обоснование закупки наглядно показывало, как конкретное условие помогало достигать цели мероприятия. В ст.13 44-ФЗ были указаны эти цели, т.е. торги проводились для реализации:

  • мероприятий государственных и муниципальных программ;
  • международных обязательств, межгосударственных программ, исполняемых не в отношении государственных и муниципальных программ;
  • иных функций и полномочий органов власти (органов местного самоуправления).

Например, целью мероприятия по возведению жилого массива будет реализация госпрограммы «Жилище», а целью процедуры по приобретению офисной техники и расходников – поддержание функционирования муниципального заказчика.

Важный момент! С 1 октября 2019 г. ст.13 44-ФЗ больше не действует на основании 152-ФЗ от 27.06.2019 г.

Какие условия нужно обосновывать?

У заказчиков осталась обязанность обосновывать закупку для плана-графика в отношении НМЦ контракта и способа выбора поставщика. При этом нужно руководствоваться рекомендациями, разработанными Минэкономразвития в приказе № 567.

Для плана закупок следовало обосновывать приобретение каждой позиции товара или каждой оказываемой услуги, а также выполнения объема работ каждого типа. Например, если процедура содержит в себе поставку и установку технических приборов, то обоснование готовилось по каждой группе аналогичных товаров и отдельно – для перечня работ по установке.

Порядок обоснования

Назовем этапы, которым следует в этом случае заказчик:

Шаг 1. Определиться с объектом закупки, в котором есть необходимость.

Шаг 2. Подготовить обоснование по каждому товару из списка (составлялось для плана закупки, на сегодняшний день его готовить не нужно).

Шаг 3. Осуществить поиск потенциальных подрядчиков.

Шаг 4. Определиться с порядком выбора исполнителя и НМЦ контракта.

Шаг 5. Подготовить план-график мероприятия на ближайший отчетный период.

Шаг 6. Заполнить обоснование для плана-графика по новой форме.

Чтобы сформировать обоснование для плана закупок заказчики должны были заполнить соответствующую таблицу, в которой приводился список объектов торгов (товаров, услуг или работ каждого вида). В данной форме прописывались следующие сведения:

  • номер процедуры;
  • названия товаров (работ, услуг);
  • цель мероприятия;
  • обоснование по каждой позиции;
  • ссылки на нормативные документы;
  • подпись уполномоченного сотрудникаи дата.

Вот, как выглядела форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок, которую на сегодняшний день заказчики заполнять не должны:

Если торги проводились с целью приобретения товаров от иностранного производителя, то в обосновании указывалось, что на российском рынке такая продукция не представлена или отечественные товары не подходят по своим характеристикам под нужды заказчика.

Обоснование по каждой товарной позиции заполняется в зависимости от целей проводимых торгов и требований контрактного законодательства к товарам, работам и услугам, которые приобретают муниципальные или государственные заказчики. Эти требования сформулированы в ст.19 44-ФЗ о нормировании в сфере закупок.

Поиск поставщиков может осуществляться как посредством Единой информационной системы, так и через официальные веб-ресурсы организаций-поставщиков. Если потенциальных исполнителей больше одного, заказчик организовывает электронную процедуру (аукцион, конкурс и т.д.). Если в этой нише работает только один поставщик, то заказчик готовится проводить торги у единственного поставщика.

Затем следует этап подготовки обоснования для плана-графика, которое включает в себя следующие сведения:

  • начальную стоимость контракта (НМЦК);
  • методику обоснования цены;
  • обоснование ценыпо выбранной методике;
  • способ выбора подрядчикаи его обоснование;
  • перечень особых требований к процедуре(при необходимости) и их обоснование.

Скачать бланк можно по ссылке.

Скачать образец заполнения бланка по ссылке.

Сроки составления документа

Как только заказчик получит на свой расчетный счет денежные средства из государственного бюджета на проведение торгов, он должен подготовить обоснование закупки в течение 10 дней, если целью торгов является реализация государственных программ или обеспечение функционирования бюджетных учреждений и органов власти.

В отношении закупок, осуществляемых муниципальными учреждениями, время формирования документа утверждается региональными властями, а заказчики составляют его в сроки, прописанные в местных нормативных актах.

Оценка обоснованности осуществления закупок

71-ФЗ от 01.05.2019 г. внес изменения в ч.4. ст.18 44-ФЗ, согласно которой оценка обоснованности осуществления закупок проводилась по результатам мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Затем слово «мониторинг» было упразднено, а в остальном формулировка данного положения осталась такой же.

В соответствии с ч.5 ст.18 44-ФЗ по результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная процедура может быть признана необоснованной.

Если запланированная процедура была признана необоснованной, то контролирующие инстанции, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении обнаруженных нарушений действующего законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и вводят штрафные санкции в отношении виновных лиц, нарушивших контрактное законодательство, в порядке, утвержденном КоАП РФ.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик вправе проводить торги не только для всех желающих поставщиков, но и у единственного исполнителя. При этом такого исполнителя заказчик выбирает сам, основываясь на своих потребностях. В этом случае конкурентная борьба исключается. Составление обоснования по такому сценарию предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Поиск организации, которая производит или поставляет/оказывает необходимые заказчику товары, работы или услуги.
  2. Анализ перспективности заключения контракта с тем или иным возможным исполнителем.
  3. Подготовка обоснования закупки у единственного поставщика.

Причинами заключения контракта без проведения конкурентной электронной процедуры могут быть:

  • срочная необходимость в конкретных товарах или услугах;
  • наличие только одного поставщика данных товаров (исполнителя услуг) в местности заказчика;
  • особые условия у единственного подрядчика.

Эти причины указываются в закупочной документации.

Бывают ситуации, когда заказчик должен быстро среагировать и в кратчайшие сроки организовать торги (например, срочно требуется устранить последствия аварийного происшествия). В этом случае в обосновании необходимо сформулировать, что время, потраченное на проведение конкурентной процедуры, может негативно сказаться на ситуации и привести к серьезным нарушениям в работе предприятия заказчика. Поэтому оптимальным решением будет провести мероприятие для единственного поставщика, потому что оно значительно проще по подготовке и занимает меньше времени.

Если в местности заказчика представлен только один производитель необходимой продукции (или один подрядчик, способный выполнить работы), то в обосновании закупки отмечается, что транспортные расходы по доставке товаров от производителей из других регионов, в случае заключения с ними контракта, значительно повысят стоимость такого контракта.

С конца июля 2019 г. законодатели освободили заказчиков от обязанности обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур и выбор закупки у единственного исполнителя. Но в ч.4 ст.93 44-ФЗ описаны случаи, когда заказчик должен обосновывать НМЦ контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает товары, работы или услуги у единственного поставщика в случаях, которые перечислены в ч.1 ст.93 44-ФЗ: по п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22-23, 30-32, 34-35, 37-41, 46, 49.

При обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, заказчик должен руководствоваться одним из методов, утвержденных в ч.1 ст. 22 44-ФЗ.

В контрактном законодательстве представлены следующие методы обоснования НМЦК:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный.
  • затратный.

В большинстве случаев заказчики используют первый вариант. Применяя рыночный анализ, заказчик сравнивает цены на схожие или тождественные товары у разных поставщиков и рассчитывает среднюю цену в этой нише. Таких цен должно быть не менее 3-х, а разница между ними не должна достигать 33%.

Другие методы применяются, если метод сопоставимых рыночных цен использовать невозможно. Например, нормативный метод используется, если Правительство определило нормативы при определении предельной цены. Тарифные методы применяются, если товары, работы и услуги реализовываются по регулируемой цене. В случае проектно-сметного метода нужно вычислять стоимость на основании локального сметного расчета и чаще всего применяется при торгах на строительство.

И в заключение: заказчики обязаны обосновывать мероприятие согласно требованиям 44-ФЗ, а контролировать их действия должны соответствующие органы власти. Эти меры позволяют обеспечить прозрачность процедуры и проверить заказчика на соблюдение норм контрактного законодательства.

При формировании обоснования нужно руководствоваться действующими нормами контрактного законодательства и результатами аудита и контроля в сфере закупок.

Источник

Обоснование выбора поставщиков оборудования

По каким критериям вы будете выбирать себе поставщика? Что для вас играет решающую роль в процессе принятия решения? Многие ответят: «Отпускные цены на поставляемую продукцию».

Не буду спорить, «вкусная цена» способна пробудить аппетит у любого клиента. Но только ли цена?

В процессе предпринимательской деятельности я разработал собственный алгоритм отбора поставщиков. Нельзя сказать, что он безупречен, но в целом – достаточно неплох. По крайней мере, меня он ни разу не подводил. Ладно, не будем терять время. Давайте рассмотрим этот алгоритм.

Читайте также:  Изготовление торгового оборудования ярославль

Выбираем поставщика по трём базовым критериям

Что важно для вас лично в процессе выбора поставщика? Вот лежит перед вами список из 50 компаний, среди которых надо выбрать две. О чём вы думаете, глядя на этот список? Я лично думаю о времени, которое безвозвратно уйдёт на анализ этих претендентов.

Некоторые теоретики рекомендуют анализировать поставщиков сразу по множеству критериев. Ясное дело, они же теоретики. Они тупо выписали из учебника по экономике список критериев и, поправив очки на носу, гордо заявляют: «Вот эти сто девяносто девять факторов вам помогут эффективно и быстро выбрать себе поставщика». Ключевое слово в этой фразе – «быстро».

Взять бы этого теоретика за ухо и заставить его проанализировать по его же списку сотню поставщиков. Когда же его мозг уже на первом десятке начнёт закипать, спросить у него: «Ну что, Лёлик! Как чувствуешь себя? О, а почему у тебя очки запотели, и уши покраснели? Тяжело? Да что ты такое говоришь?! Этого не может быть! Ты же действуешь по гениальной методике, которую разработал сам профессор Ботан Теоретикович Супермозг! Следуя его рекомендациям, ты должен эффективно, а главное очень быстро анализировать и выбирать поставщиков!»

Мы – люди ответственные, а потому ценим своё время. Тем более что на начальном этапе нам будет достаточно провести отбор претендентов по трём базовым критериям:

  1. 1. Качество продукции.
  2. 2. Логистика и складские запасы.
  3. 3. Отпускная цена.

Предлагаю детально рассмотреть каждый вышеупомянутый фактор.

    Качество продукции. Если вы планируете долго работать на рынке, если вы мечтаете стать лидером в своём сегменте, тогда именно качество поставляемой продукции должно иметь для вас первоочередное значение при выборе поставщика. Да-да, именно качество, а не отпускная цена. Запомните:

Успешный предприниматель никогда не подсунет своему клиенту низкосортный отстой. Он никогда не променяет своё честное имя на быстрые разовые деньги.
Начинать изучение нового поставщика надо именно с выпускаемой им продукции. Попросите его поставить образцы своих товаров, или же сделайте закупку небольшой пробной партии.

Одним из косвенных признаков качества является наличие данных товаров у ваших успешных конкурентов. Согласитесь, если дядя Изя уже три года успешно торгует трусами фабрики «Большевичка», то можно немного расслабиться и попить кофейку с их менеджером по продажам, зашедшим к вам в гости для обсуждения вопроса возможных поставок вашему супермаркету точно таких же труселей. Можно, конечно, взять на обкатку две-три пары (жене и тёще), но в целом напрашивается простой вывод: «Большевичка» выпускает качественные трусы! Иначе дядя Изя не одевал бы свой парадный костюм на разгрузку приехавшей машины с товаром, и не бежал бы после разгрузки за ней три километра, махая вслед белым платочком.

Ещё один косвенный признак – это узнаваемое имя (известный бренд) компании. О продукции именитых производителей много говорят, её обсуждают в Интернете и в узких кругах потребителей. В общем, получить информацию о качестве таких товаров можно даже заочно – не видя их своими глазами и не прикасаясь к ним. Например, автомобили марки Mercedes-Benz у нас ассоциируются с высоким качеством… и с не менее высокой стоимостью, но это уже другой вопрос.
Логистика и складские запасы. Если с качеством всё в порядке, тогда следующим критерием вашего отбора будет анализ логистики поставщика. Транспортные расходы – это те суммы, которые включаются в конечную стоимость товара, а, следовательно, ведут к его удорожанию. Здесь действует простое правило:

Чем ближе поставщик, тем сильнее мы его любим.
Однако не спешите падать в обморок, узнав, что понравившийся поставщик находится в тысяче километров от вас. Изучите для начала его логистику. Ведь, может оказаться, что у него есть склад в вашем городе, или он еженедельно осуществляет кольцевую доставку товаров своим клиентам в регионы.

Также выясните, поддерживает ли ваш поставщик складские запасы. Одно дело ждать, пока товар изготовят, а совсем другое, оплатить и сразу же получить свой заказ.
Отпускная цена. Этот критерий анализируется совместно с предыдущим. Лично я часто работал с поставщиками из других городов, а местных – игнорировал. Причина проста:

У некоторых поставщиков отпускная цена остаётся привлекательной даже после добавления к ней транспортных расходов на доставку.
Кстати, не забывайте торговаться с поставщиками. Очень часто они идут навстречу пожеланиям своих клиентов.

Итак, вы проанализировали потенциальных поставщиков по трём основным критериям. У меня на этом этапе отсеивается порядка 80% претендентов. Далее можно переходить к дополнительным параметрам.

Дополнительные критерии выбора поставщика

Чтобы определиться с окончательным выбором поставщика, проанализируйте его по следующим дополнительным критериям:

    Процедура замены бракованных товаров и пересортицы. В любых процессах, выполняемых людьми, присутствует человеческий фактор. Даже именитые компании с безупречной репутацией могут поставить вам бракованный товар или случайно отгрузить продукцию, предназначенную для другого клиента.

Естественно, все эти «косяки» уважающие себя поставщики без проблем устраняют. Вот только делают они это по-разному. Одни – оперативно и за свой счёт, а другие – медленно и бюрократично выматывают ваши нервы за ваши же деньги.

Чтобы избежать нежданных «сюрпризов», попросите потенциального поставщика детально рассказать о процедуре замены брака и пересортицы. Не пожалейте нескольких минут на изучение этой информации, и сохраните свои нервы в будущем.

  • Наличие судебных исков к поставщику. Нет ничего хуже конфликтного и недобросовестного партнёра. Такие компании имеют одну отличительную особенность – они часто выступают ответчиками в суде перед своими клиентами. Получить информацию о «судебном прошлом» своего потенциального партнёра можно в картотеке арбитражных дел. О ней я рассказывал в предыдущей публикации посвящённой недобросовестным поставщикам. Кстати, рекомендую её почитать – узнаете много интересного.
  • Форма оплаты. Это может быть предоплата, частичная предоплата, отсрочка платежа и оплата после реализации товара. Подробнее о данных понятиях вы можете почитать в статье: Условия работы с поставщиками.

    Каждый поставщик заинтересован в скорейшем получении денег на свой счёт, а клиент – в максимальной отсрочке окончательных расчётов. Выбирая поставщика, надо принимать во внимание его «сговорчивость» и умение идти на компромисс в финансовых вопросах. Естественно, предпочтение следует отдать более лояльному претенденту.

    Итак, друзья, теперь вы знаете по каким критериям надо выбирать поставщика. Надеюсь, данная информация была вам полезна. В следующей статье мы поговорим о тонкостях заключения договоров с поставщиками.

    Источник

    Обоснование закупки у единственного поставщика

    —>

      On 05.10.2017 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Электронный аукцион

    В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика, минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании — в сегодняшней статье.

    Когда обоснование не понадобится

    Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки. Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:

    • услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
    • услуг по управлению многоквартирным домом;
    • ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
    • объектов культурного наследия, литературы или искусства;
    • услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
    • прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.

    Что следует включить в обоснование

    Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика, однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

    Заказать регистрацию в ЕИС

    • цель, для осуществления которой производится закупка;
    • описание объекта и его цена;
    • условия заключения контракта;
    • плюсы конкретного поставщика;
    • обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
    • вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.

    В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.

    Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования

    Основная задача заказчика — доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку. Причины у такой закупки могут быть следующие:

    1. Объект потребовался срочно. Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
    2. На рынке нет конкурентов. Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
    3. Отсутствие выгоды. Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
    4. Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком. Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
    5. Скидки, распродажи. Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.

    Когда нужно составить и разместить отчет

    Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.

    Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта.

    Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика», а далее перейдите к блоку «Отчеты». Тип документа, который вам необходим — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Система предложит заполнить несколько полей. После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.

    Отчет обоснование закупки у единственного поставщика

    Отчет обоснование закупки у единственного поставщика

    Источник

    

    Выбор и оценка поставщика

    Надежность поставщика является важной компонентой успеха и устойчивости компании. Особенно в кризис. Мы определим принципы формирования портфеля поставщиков, проанализируем роль поставщиков в нашем производстве, сформируем требования к поставщику, обсудим некоторые антикризисные меры.

    Чтобы грамотно управлять закупками, нам необходимо ответить на 4 вопроса:

    1. что мы покупаем,
    2. где мы покупаем,
    3. у кого и на каких условиях,
    4. как мы будем покупать в будущем.
    Читайте также:  Товары для офиса в г Воронеж и Воронежской области

    Для создания качественного продукта требуется не только выбор и оценка поставщика, но и управление поставщиками. Управление поставщиками — это создание портфеля поставщиков и управление им.

    Фазы развития рынка и принципы взаимодействия с поставщиком.

    На ранних стадиях рынка от снабжения требовалось только одно — постоянное наличие необходимого товара. Позднее стали требовать минимальную цену. Потом пришла пора качества и дополнительного сервиса. Относительно недавно многие рынки, в частности, рынок электротехнической продукции, вошли в такую фазу развития, которая требует создания конкурентных преимуществ совместно с поставщиками. То есть сейчас мы говорим о реальном партнерстве.

    Высшей формой партнерства является форма, при которой цепочка поставок от трех до четырех компаний является единой системой логистики — вертикальная интеграция. К сожалению, не могу привести конкретный пример в российском бизнесе. Таким примером может быть, предположим, интеграция компании-разработчика, производителя электро-установочных изделий, производителя трансформаторов, испытательной лаборатории и инжиниринговой компании. Или такая цепочка: производитель кабельной продукции — производитель электро-установочных изделий — производитель светотехнической продукции. В другой области это может быть такая цепочка: производитель волокна — производитель ткани — производитель одежды — розничная сеть магазинов одежды.

    Такая форма партнерства позволит реально повысить конкурентоспособность всех предприятий в цепи создания ценности. Например, единственным преимуществом местных производителей перед импортом является способность производить больше того, что продается, по более низкой цене, быстрее импортеров и перестать делать то, что не продается. В таком объединении можно обмениваться информацией по вопросам продаж и планов производства с целью уменьшения складских запасов и сокращения времени на освоение новой продукции, реально сокращать время выполнения заказов клиентов и др.

    Для определения собственной стратегии в отношении поставщиков необходимо выполнить несколько этапов работ. Давайте разберем один конкретный пример.

    Мы уже рассказывали о компании, в которой начали изменения с реорганизации внутренних поставок и складирования. Вторым шагом было создание портфеля поставщиков и разработки стратегии управления снабжением.

    Шаг 1. Анализ номенклатуры закупаемой продукции.

    Для начала провели анализ номенклатуры закупаемых материалов и разделили их по следующим категориям:

    1. Некритические для производства/продаж — те материалы, которые можно легко заменить аналогами и отсутствие которых не приведет к остановке производства или потере клиентов;
    2. Основные материалы для производства/продаж. К ним, в том числе, относятся и расходные материалы для оборудования;
    3. Проблемные материалы — это материалы из категории основных, которые сложны в закупке, транспортировке, хранении, обработке (например, дефицитные, скоропортящиеся, опасные, требующие особых условий транспортировки и хранения и т.д.);
    4. Стратегические материалы — те наиболее значимые высокорентабельные материалы, которые сейчас и в будущем будут основными, и из них будет изготавливаться основной продукт, который в настоящий момент находится в разработке.

    Шаг 2. Определение роли поставщика в процессе производства.

    Далее в зависимости от категории материалов определили и категории (роли) поставщиков (см. рисунок 1).

    Рисунок 1. Зависимость роли поставщика от роли материалов

    Шаг 3. Определение характеристик хорошего поставщика по разным категориям.

    Потом определили, каким основным требованиям должен соответствовать тот или иной тип поставщика:

    Обычный поставщик

    Некритических материалов оказалось достаточно много наименований. Частота поставок была разной: и однократная, и регулярная, и периодическая. На них приходилось порядка 40% операций по оформлению и приемке заказов. Поэтому приняты были следующие требования к поставщикам:

    1. удобство работы с ним: минимальное плечо поставки (от момента заказа до прихода товара), обязательная доставка силами поставщика по согласованному графику, удобная комплектация, при многократных поставках в месяц оформление единым счетом и пакетом документов и др.
    2. стандартное качество и низкие цены
    3. целесообразное сотрудничество по договорным обязательствам.

    При этом оптимальным количеством поставщиков по одному виду товара выбрали 2 поставщиков с разделением объема закупок между ними 50:50. Для подстраховки менеджер по закупкам должен будет периодически проводить мониторинг рынка и иметь еще 2 страховочных поставщиков на случай необходимости «перехвата» товара.

    В кризисной ситуации некритические материалы становятся первым претендентом на снижение затрат по ним. Тщательно проанализируйте всю номенклатуру и определите, от каких товаров можно отказаться, а какие можно заменить более дешевыми аналогами, по каким товарам можно снизить требование по качеству.

    Квалифицированный поставщик

    Основные материалы — наиболее затратная часть. Частота поставок, в большинстве случаев, регулярная. Любая задержка в поставке материалов или некачественная комплектация может обернуться остановкой производства. Для компенсации этого приходится держать очень большие страховочные запасы, что серьезно увеличивает затраты. Материалы со скрытыми дефектами, попадая в производство, приводят к дефектам готовой продукции и рекламациям клиентов. Поэтому были приняты следующие требования к поставщикам основных материалов:

    1. Надежное снабжение: строгое соблюдение оговоренных сроков, точность комплектации, резервирование материалов на складе поставщика, доставка силами поставщика
    2. Стабильное качество продукции, кроме того, поставщик берет на себя функции проверки качества выпускаемой продукции и гарантирует проверку качества
    3. Обязательная отсрочка платежа. При этом идеальным сроком посчитали наличие инвестиционного ресурса в 7 дней (т.е. с момента, когда сырье уже в виде готовой продукции отгружено клиенту и за него получены деньги, до момента оплаты кредиторской задолженности остается 7 дней).

    При этом определили, что количество поставщиков по одному виду продукции будет также 2 (в некоторых случаях 3) с распределением объема закупок между ними 70:30, т.е. один основной поставщик, другой запасной. Здесь мониторинг рынка должен проводиться постоянно, но основной акцент делается на развитии партнерских отношений с выбранными поставщиками. И поэтому крайне важно серьезно отнестись к оценке поставщика при его выборе. Замена поставщика может обойтись компании очень дорого.

    В кризисной ситуации нацельтесь… на будущее. Оцените все имеющиеся у вас ресурсы: клиенты, поставщики, склад, товары, технологии, оборудование, персонал и т.д.. Проведите анализ изменений на рынке и составьте свой прогноз развития ситуации на вашем рынке, на рынке поставщиков и для вас. Вам необходимо определить, что у вас есть уникального и что из имеющегося вам потребуется в будущем. Необходимо избавиться от всего, что вам не нужно, даже если когда-то вы за это заплатили дорого. При отсутствии в компании инвестиционного ресурса оставьте только тот минимум материалов, которые крайне важны для выживания и нужны клиентам.

    Надежный поставщик

    Проблемных материалов оказалось не так много. Но риски и затраты по ним были очень высокие. Среди них оказались также и товары, которые приходилось закупать в большом объеме в Китае из-за периодически возникающего дефицита на российском рынке, долго ждать поставки и долго хранить. На проблемные материалы приходилось 24% затрат и 18% времени простоя производства.

    После анализа всех видов проблем решили, что поставщики проблемных материалов должны соответствовать следующим требованиям:

    1. Готовность проводить совместные программы по оптимизации поставок: менять нормы отгрузки, качество упаковки, частоту поставок, заботиться о повышении сохранности продукции, безопасности транспортировки, хранения, обработки.
    2. Совместное фокусирование на создании стоимости, в том числе способность и готовность поставщика взять часть процесса обработки на свое производство, а также проводить обучение рабочих и операторов грамотной работе с сырьем, оказывать технологическое консультирование и поддержку.
    3. Близость поставщика. Для удаленных поставщиков — наличие каналов распределения или региональных складов, близких к нашему производству; или предоставление такого срока кредита, пусть и в несколько траншей, который будет погашаться, как минимум, в момент обработки закупленного сырья.
    4. Долгосрочные договоры.

    Почти по всем проблемным материалам решено было выбрать по одному поставщику, который проявлял ранее не только партнерские намерения, но и готовность к интеграции. Это — предпочтительный поставщик. Совместные программы требуют много времени и сил обеих сторон. И здесь не подходят оппортунистические отношения и давление на поставщика. На случай форс-мажорных обстоятельств рынок регулярно должен просматриваться на предмет наличия страховочного поставщика для однократного приобретения разового объема.

    Что делать с кредиторской задолженностью при низкой платежеспособности? Сместите все задержки оплат на товары, не приносящие ни прибыли, ни денег в оборот. Платите вовремя только за товары наибольшей значимости, отобранные из категории основных, проблемных и стратегических материалов. Не расплачивайтесь сразу с теми поставщиками, которых вы заменили или вывели из ассортиментной линейки. Платите тем поставщикам, без которых нельзя обойтись и которые продемонстрировали свою устойчивость и лояльность.

    Стратегический поставщик

    Стратегические материалы — это те материалы, доля участия которых в создании стоимости достаточно высока сейчас и в будущих ключевых, высокорентабельных продуктах; они имеют определенную долю затрат в общих издержках, высокое участие в создании прибыли. Таких материалов оказалось около 12% из всей номенклатуры. После тщательного анализа всех проблемных ситуаций с такими материалами, а также планов развития/разработки новой продукции и программ снабжения, определили следующие требования к стратегическому поставщику:

    1. Готовность к системной интеграции и согласованной предпринимательской политике на основе уже имеющейся на предприятии технологии
    2. Оптимальная организация собственного производства благодаря наличию хорошего взаимодействия со своими субпоставщиками
    3. Наличие достаточных средств для осуществления научно-исследовательских и конструкторских работ, нацеленность на инновации
    4. Готовность принять на свою ответственность рыночные риски.

    После анализа рынка снабжения стало понятно, что фактически ни один поставщик не соответствует данным требованиям. Было принято решение выбрать по одному наиболее близкому к данному портрету поставщику для дальнейшего его развития и кооперации. На этого поставщика перевести 70% объема закупаемой продукции, а 30% оставить на квалифицированном поставщике. В дальнейшем переводить на него весь объем, но только тогда, когда компания будет абсолютно уверена в высокой степени надежности и партнерства.

    В кризис вы можете увидеть, насколько грамотно была определена стратегия снабжения, и тщательно ли осуществлялся выбор поставщика в предыдущий период. Именно по работе существующих поставщиков проблемных и стратегических материалов будет видно качество вашего процесса выбора поставщика и управления поставщиками. И именно сейчас особенно много и тщательно надо работать над изменением системы бизнеса. Предыдущие методы были ориентированы на рост. Теперь ситуация изменилась принципиально и требуются новые, качественные, малобюджетные формы взаимоотношений, другие процессы и технологии. Необходимо выстраивать систему, которая позволит выстоять бизнесу сейчас и станет базой для будущего роста. Не стоит ждать весны и тихо поглядывать, что же будет происходить, или думать, что кризис вас мало коснется. Уже сейчас требуются быстрые, решительные и методичные действия, которые не заканчиваются только секвестированием бюджета.

    Шаг 4. Анализ портфеля поставщиков и оценка.

    После определения портретов хорошего поставщика в зависимости от его роли был проведен тщательный анализ всех имеющихся поставщиков для выбора основных поставщиков с целью оптимизации всего портфеля. Весь список используемых поставщиков состоял из 211 компаний. При этом только 98 из них использовались достаточно постоянно, и только к 56 не возникало серьезных претензий по работе. Распределение объемов закупок между поставщиками было случайным, долгосрочных контрактов подписано не было, оценка работы поставщиков не велась, за исключением фиксации рекламаций. По некоторым материалам претензии были ко всем поставщикам и поэтому дополнительно провели анализ рынка, расширив списки потенциальных поставщиков по видам продукции (long list).

    После определения роли материалов и роли поставщиков было принято решение постепенно сократить портфель поставщиков до 114 компаний (процесс выбора поставщика см. на рисунке 2).

    Для выбора поставщиков был создан механизма выбора и оценки поставщика по всем категориям и видам товара. В качестве основы выбрали из всех методов схему взвешенных оценок.

    Читайте также:  Газопроводы старше 30 лет Диагностика внутридомового газового оборудования

    Пример применения схемы взвешенных оценок:

    Например, по одному из видов сырья определили фактор качества как наиболее важный. Также выбрали два других параметра — цену и обслуживание, менее важные, но существенные. Определили, что рейтинг поставщика будет оцениваться в предположении, что качество составляет 50% его исходной величины, а цена и обслуживание — по 25%.

    Выбрали систему начисления очков:

    Качество — вычесть процент забракованных предметов из исходных 100

    Обслуживание — за каждую задержанную поставку вычесть 5 очков из 100

    Цена — подсчитывается наименьший индекс цены на основании известных данных в процентах от действительно уплаченной цены (разделить минимальную известную цену на фактически уплаченную и умножить на 100)

    В последнем квартале поставщик задерживал поставки 5 раз, минимальная цена на тот период составляла 95% от уплаченной, забраковали 12% поставленной продукции. Оценили по схеме:

    Качество: 50%×(100–12)=44,00

    Обслуживание: 25%×(100–25)=18,75

    Цена: 25%×95=23,75

    _________________Итого: 86,50

    При оценке других поставщиков по этой схеме данный поставщик занял в рейтинге 3 место.

    Надо отметить, что в каждой категории материалов (некритические, основные, проблемные, стратегические) были определенные по разным видам продукции индивидуальные параметры оценки, которые зависели от степени значимости продукта в линейке закупаемой продукции и от степени развитости рынка снабжения. Например, требования к поставщикам кабеля и пластика отличались.

    Рисунок 2. Процесс выбора и оценки поставщика

    Шаг 5. Работа с поставщиком.

    Далее были проведены встречи со всеми поставщиками, которые попали в short list. Им сообщили о требованиях и наиболее важных аспектах взаимодействия. Был предложен в течение еще одного квартала (по некоторым материалам — 1 месяц) своеобразный испытательный срок, по окончании которого будет принято решение об объемах и сроках контрактов. Всем поставщикам давалась обратная связь по оценке работы, и сообщался его рейтинг среди других поставщиков. В результате такой работы количество поставщиков сократилось за 2 квартала до выбранного значения. А претензии по качеству поставки (сроки, комплектация, качество продукции) в среднем уменьшились только за 1 квартал на 34%.

    Сейчас необходимо провести серьезную работу с основными клиентами и поставщиками. Определить совместно прогнозы продаж и закупок, возможности и состояние рынка клиентов и поставщиков, открыто проговорить положение и финансовое состояние. Такие встречи надо сделать регулярными. Очень важно делать критериальные замеры и следить за динамикой. Только такие совместные и открытые усилия позволят удержаться на плаву и быстро стартовать после кризисного дна.

    © Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

    Источник

    Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

    Контур.Школа

    онлайн-обучение с выдачей документа об образовании

    Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины

    Когда закупки у ЕП можно не обосновывать

    К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:

    • работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
    • услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
    • закупка объектов культурного наследия;
    • поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
    • приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
    • поставка электронных или печатных изданий;
    • заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
    • услуги по управлению многоквартирным домом;
    • ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

    Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

    Что включить в обоснование закупки у ЕП

    Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

    • цель закупки товара, работы, услуги;
    • описание объекта закупки;
    • цену контракта;
    • условия контракта и преимущества поставщика;
    • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
    • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

    К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

    Рекомендуем вебинар « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». З акупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

    5 причин обоснования закупки у ЕП

    Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

    1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
    2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
    3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
    4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
    5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.

    Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
    « Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».

    Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика

    Отчет №______

    Обоснование закупки у единственного поставщика
    в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ

    Адрес электронной почты

    Номер контактного телефона

    Ответственное должностное лицо заказчика

    Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»

    Закупка у единственного поставщика

    17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)

    1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)

    (ч.3 ст.93 44-ФЗ)

    Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.

    Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы.

    Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными.

    Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены.

    Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.

    2. Обоснование цены

    (ч.3 ст.93 44-ФЗ)

    Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ).

    Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

    Данные получены на сайте поставщика http://www.

    Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567

    3. Обоснование иных существенных условий контракта

    (ч.3 ст.93 44-ФЗ)

    Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов.

    Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности.

    Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика

    «_____» ________________2017 г.

    Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий

    Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом

    Содержание работ (услуг)

    Трудоемкость, чел./мес.

    Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.

    Стоимость работ, руб.

    Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок

    Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК

    Вид работ № 3. Веб-визуализация системы поиска на ОС

    Вид работ № 4 Тестирование, контроль

    Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления

    Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб.

    1 472 000

    Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ

    Материалы и программное обеспечение, руб.

    Оборудование и спецтехника, руб.

    Прочие прямые расходы, руб.

    Накладные расходы (40%)

    Себестоимость работ, руб.

    4 730 600

    Общая стоимость, руб.

    Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб.

    5 271 360

    Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт.

    Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год

    17 340

    Как разместить отчет в ЕИС

    Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте.

    Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

    Источник