Меню

Инновации на предприятиях горнодобывающей промышленности России применение технологий машинного обучения и компьютерного зрения

ASIC или видеокарты: что выбрать для майнинга в 2021 году

Эксперты объяснили, почему видеокарты лучше использовать новичкам с ограниченным бюджетом, а ASIC-майнеры подходят для добычи криптовалют в промышленных масштабах

В середине марта майнерам биткоина удалось увеличить ежедневный доход до рекордного показателя — $52,3 млн. В феврале был побит рекорд 2017 года по недельному заработку, когда на добыче криптовалюты за семь дней майнеры заработали $354,4 млн.

Прибыль майнеров увеличивается на фоне роста криптовалютных котировок. Стоимость главной цифровой монеты 13 марта обновила исторический максимум, превысив отметку $60 тыс. С начала года биткоин подорожал на 93% и 17 марта, по данным TradingView, торгуется на уровне $55,2 тыс. За последние три месяца в цене выросли и альткоины, например, Ethereum. Его стоимость за 2021 год увеличилась на 141% (с $0,73 тыс. до $1,76 тыс. за монету).

По информации сервиса объявлений «Авито», в феврале спрос на видеокарты в стране вырос в среднем в 2,6 раза, а интересоваться готовыми майнинг-фермами стали в 3,8 раза чаще, чем годом ранее. Несмотря резкий на рост интереса к видеокартам, предложение об их продаже увеличилось лишь на 18%.

Новая волна популярности

ASIC-майнеры обладают более высокой вычислительной мощностью, чем видеокарты, и способны добывать биткоин (SHA-256), Litecoin и Dogecoin (Scrypt), Monero (Cryptonight), Dash (X11), а также другие цифровые монеты. Видеокарты обычно используют для добычи Ethereum (алгоритм Ethash).

Высокий интерес к добыче криптовалюты привел к дефициту оборудования для майнинга. Производители уже распродали все новейшие модели майнеров по предзаказам практически до конца года. Цены на некоторые майнеры увеличились почти вдвое из-за того, что спрос значительно превышает доступное предложение.

С видеокартами ситуация аналогичная. Дефицит графических процессоров произошел еще из-за того, что спрос на них формируют не только майнеры, но и геймеры. Компании NVIDIA и AMD даже анонсировали специальные процессоры для майнинга Ethereum, чтобы остановить противостояние геймеров и майнеров.

Помимо высокого спроса дефицит оборудования разогревает и пандемия коронавируса, спровоцировавшая нехватку полупроводников, отмечает CEO Sigmapool Джахон Хабилов. По его словам, сейчас выйти на рынок майнинга цифровых валют очень тяжело, независимо от того, какие криптовалюты добывать и с помощью какого оборудования. Такого же мнения придерживается и СЕО LAZM Филипп Моднов. По его оценкам, в зависимости от оборудования и рисков расчетный период выхода на прибыль составляет от 8 до 24 месяцев.

Видеокарты для новичков

Обслуживать один ASIC-майнер всегда легче, чем «обвес» из нескольких видеокарт, говорит Хабилов. Но, по его мнению, порог входа при майнинге на ASIC значительно выше, чем при добыче криптовалют на графических процессорах. Это делает видеокарты оптимальным решением для новичков с ограниченным бюджетом. У графических процессоров ниже температуры эксплуатации из-за более низкого показателя энергетической плотности, что позволяет легче организовать охлаждение, добавил Филипп Моднов. Также он отметил, что видеокарты более ликвидны на вторичном рынке и они не так быстро устаревают, как ASIC-майнеры.

«Если на минуту представить, что все вокруг матрица и крипторынок с майнингом это пузырь, который лопнул на мгновенье, то GPU можно использовать и дальше, например для игр на ПК», — отметил CEO Sigmapool.

Когда ASIC лучше

Закупать ASIC-майнеры Хабилов и Моднов рекомендуют только в случае организации собственной майнинг-фермы, поскольку в долгосрочной перспективе это будет наиболее правильным и прибыльным решением. При инвестициях до $5 млн СЕО LAZM советует вкладывать капитал в уже существующие фермы. По его словам, уже работающие майнинг-фермы имеют готовую инфраструктуру, что избавит от дополнительных расходов. Если объем инвестиций превышает $5 млн, то Моднов рекомендует создавать собственный дата-центр. В этом случае стоит учитывать, что часть капитала будет потрачена на обустройство площадки, решение юридических вопросов, землеустройство, обучение персонала и другие организационные моменты.

Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.

Источник

Оборудование новинки в добыче

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Инновации на предприятиях горнодобывающей промышленности России: применение технологий машинного обучения и компьютерного зрения

В статье речь пойдет о применении технологий машинного обучения и компьютерного зрения на новых предприятиях горнодобывающей промышленности нашей страны. На мой скромный взгляд (сотрудника одного из предприятий горно-металлургической отрасли), IT-решения в области горного транспорта и обогатительных фабрик замерли на уровне автоматизации основных, ключевых технологических процессов. Теперь же, в 3-ем десятилетии 21 века, для крупных предприятий настало время оптимизаций и усовершенствований, время внедрения новых технологий машинного обучения и технического зрения. И эта работа ужа началась. Согласно википедии в России 26 горнодобывающих предприятия (на самом деле их больше). Самые крупные и известные из них: Алроса, Норникель, РусАл, Полюс и другие. Всех их объединяет похожее устройство и организация ключевых технологических процессов: есть место добычи полезного ископаемого (карьер), а также обогатительная фабрика (завод). Передел ГТК (горно-транспортный комплекс) у всех более-менее одинаков: руда из карьера транспортируется либо напрямую на фабрику, либо на рудные склады, а оттуда уже на фабрику.

  • Наша продукция
  • Презентации по направлениям
  • Инжиниринг
  • Консалтинг
  • Металлообработка
  • Моделирование
  • Разработки

Пустая вскрыша складируется в отвалах. Транспортировка может осуществляться как большегрузными самосвалами, так и конвейерами, либо комбинированными способами. Доставка по ЖД, мне кажется, у нас не распространена, в отличии от австралийских компаний.

Фабрики различаются у разных компаний довольно сильно. Однако некоторые отделения похожи. Например, задача отделения рудоподготовки на всех фабриках заключается в том, чтобы руду измельчить до допустимых фракций. Делается это при помощи дробилок и мельниц (кстати, чаще всего это самая затратная операция на фабриках).

Дробилка для измельчения руды

Далее, в зависимости от типа руды и полезного ископаемого, применяются различные подходы к обогащению. Например, для добычи алмазов используют его уникальное свойство — люминесценция (свечение) в рентгеновских лучах, что позволяет простой пневматикой «отстреливать» алмазы из потока измельченной руды. Для добычи золота используют химические процессы (флотация, сорбция и десорбция, электролиз) и даже биотехнологии (специально выведенные бактерии, которые помогают золоту освобождаться от оболочки). А для получения алюминия из глинозема основа всего — это электролиз.

Тут происходит процесс флотации

Современные тенденции в ГТК

Итак, как мы поняли, на переделе горно-транспортного комплекса основная задача — это обурить, взорвать и транспортировать горную массу из карьера. Занимается этим парк буровых установок, большегрузных самосвалов и экскаваторов.

Контролем за большим количеством техники (иногда парки могут насчитывать 400 и более единиц) занимаются диспетчеры и операторы с помощью систем АСУГТК (автоматизированные системы управления горно-транспортным комплексом). Задачи систем АСУГТК заключаются в контроле параметров эксплуатации и состояния горных машин, контроле и управлении загрузкой автосамосвалов, прогнозировании и мониторинге выполнения плана, предоставлении отчетности, иногда — в оптимизации и динамическом распределении самосвалов по маршрутам.

Читайте также:  Сетки стойки сетчатые модули стенды и фурнитура

Интерфейс системы АРМ АСУГТК

Но это всё уже вчерашний день. Сегодня становятся актуальными точечные применения систем машинного обучения и технического зрения.

Анализ состояния зубьев ковша карьерного экскаватора

Элементы деталей горного оборудования, в частности зубья ковша горного экскаватора, работающие в суровых условия экскавации горной породы, постоянно подвергаются т.н. ударно-абразивному изнашиванию. При этом, потеря зуба чревата неприятностями: начиная от снижения производительности работы экскаватора при черпании, повреждений самого ковша и заканчивая попаданием такого зуба в дробилку после транспортировки. Как следствие, повышается риск существенных материальных потерь: продолжительный простой оборудования, восстановление и ремонт, необходимость извлечения зуба из дробилки человеком (довольно опасное мероприятие).

Для решения этих проблем применяются решения, основанные на техническом зрении. Здесь пример такой системы. Система анализирует кадры и постоянно определяет состояние зубьев ковша и степень их износа.

Ковш экскаватора

В ночное время используется подсветка в виде прожектора. Камеры наблюдения обеспечивают машинисту обзор на все стороны экскаватора: вся информация, собранная системой, выводится на мониторе в кабине оператора и позволяет вовремя обнаружить отсутствующие зубья, оценить полезную нагрузку ковша и степень износа зубьев.

Контроль гран-состава перевозимой руды

Размер частиц горной массы необходимо контролировать практически на каждом этапе производства: после взрыва, в процессе перевозки, при подаче руды на фабрику, после дробления, после измельчения. Это важнейший показатель, который отслеживают, так как от него зависит качество и непрерывность технологических процессов: начиная от качества взрыва и заканчивая возможной забутовкой (закупоркой) оборудования.

На переделе ГТК для автоматического измерения гран-состава руды применяют системы технического зрения. Они могут отслеживать гранулометрический состав каждого грузового автомобиля на пути к дробилке и выдавать рекомендации по отводу негабаритного материала.

Выглядит это вот так:

Контроль усталости водителей

Да, в карьере водители тоже работают по много часов. При этом, управляют они тяжелыми от 60 до 450 тонными самосвалами. Часто смены длятся по 12 часов с единственным регламентированным перерывом на обед и личные нужды. Аварии в карьере опасны ещё и тем, что падения с уступов почти наверняка заканчиваются трагично, а как дополнительная неприятность — вероятная блокировка выезда для других машин.

Цитата из статьи: Согласно статистике по компании[прим.авт.: Алроса] за 2019 год, основными причинами ДТП были засыпание водителя за рулем, отвлечение от управления автомобилем и потеря контроля за его движением.

Естественно, что системы контроля усталости водителя не обошли и горнодобывающие предприятия. Такие системы активно внедряются и используются для предупреждения засыпания за рулем. Кроме того, они умеют собирать и передавать данные о состоянии водителя и его действиях оператору. Устройство, внешне похожее на видеорегистратор, устанавливается в кабине машины. Программное обеспечение реагирует на мимику водителя, повороты головы и движение глаз. Когда метрики начинают свидетельствовать о том, что водитель засыпает или отвлекается от управления, то подается звуковой сигнал. После этого водитель должен перевести взгляд на дорогу и подтвердить свое состояние нажатием на кнопку.

Автономная техника

Насколько я знаю, в России на текущий момент нет практического промышленного применения технологии автономного карьерного транспорта, но упомянуть в статье очень хотелось. Могу ошибаться, но исходя из собственного опыта, а также опыта «коллег по цеху», могу утверждать, что известные мне скромные попытки внедрения таких систем натыкались на суровую реальность. Вот интересная статья от 2019 года.

БелАЗ уже давно испытывает беспилотные автомобили. Однако за громкими газетными заголовками «Карьерные монстры оставят водителей без работы: БелАз показал полностью автономную спецтехнику», «Они не просто с автопилотом, а с искусственным интеллектом», стоит печальная реальность: масштабных внедрений нет, хотя статьи с такими заголовками выходят стабильно раз в год последние 5-6 лет.

Вот, например, выпуск от 2018 года:

Однако, широко распространено дистанционно управление. Но эти системы не имеют отношения к ML и CV.

Проблемы внедрения новых технологий

В заключение хотелось бы затронуть тему проблем, которые стоят на пути внедрения технологий машинного обучения на Российских предприятиях горно-металлургической отрасли. К сожалению, зачастую характер этих проблем отнюдь не технический. Работая в одной из таких компаний, я могу выделить следующие виды препятствий на нашем пути к светлому будущему: отсутствие компетенций, отсутствие мотивации, переоценка возможностей ML и CV, организационные барьеры.

Подробный разбор указанных проблем потянет на отдельную статью, поэтому не будем углубляться сейчас в детали менталитета Российских управленцев и эффективных менеджеров.

Конечно, перечисленные в статье системы ML и CV — это не всё, что применяется сегодня на горнодобывающих предприятиях. Повышение эффективности и производительности — это долгий процесс, особенно в условиях устоявшихся технологических процессов и под руководством «эффективных менеджеров». По моей субъективной оценке западные и австралийские компании опережают нас на 5-10 лет, а высокая маржинальность российских компаний обусловлена совсем иными причинами, но это, опять, тема отдельной истории. Стоит отметить, что при таком развитии и применении технологий ML и CV в промышленности, как на западе, специалисты в этих областях очень скоро будут (если не уже) на вес золота, особенно те, у кого есть практический опыт.

  • Наша продукция
  • Презентации по направлениям
  • Инжиниринг
  • Консалтинг
  • Металлообработка
  • Моделирование
  • Разработки

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Источник



Инновации, применяемые в горном деле

Инновации, применяемые в горном деле

  • Последние инновации в оборудовании и запчастях в горной промышленности
  • Применение беспилотников
  • Автоматизация и компьютеризация
  • Инновации в добыче драгоценных металлов
  • Инновации в добыче алюминия
  • Инновации в добыче угля
  • Выставки инноваций в горном деле

Сегодня изменения затронули все отрасли промышленности, и инновации в горном деле также имеют место. Чтобы сохранить конкурентоспособность и существовать долгие годы, необходимо поднять горнодобывающую отрасль на обновлённый уровень.

Это можно сделать:

  • Путём технического перевооружения и внедрения современного оборудования;
  • Применением новых технологий при разведке и переработке ископаемых;
  • Повышением квалификации рабочего персонала и инженерно-технических кадров.

Многие крупные горнодобывающие предприятия формируют специализированные группы или отделы, занимающиеся оптимизацией и инновацией на производстве.

Последние инновации в оборудовании и запчастях в горной промышленности

инновации в горной отрасли

Уровень производительности труда в горнодобывающей отрасли главным образом тормозится состоянием машин и оборудования. Поэтому инновационные технологии чаще разрабатывают именно поставщики оборудования.

Технологические решения, к которым прибегаю крупные холдинги для повышения эффективности производства — создание автоматизированных процессов:

  • Обнаружения месторождений;
  • Управление их выемкой.
Читайте также:  Учитываем расходы на доставку и монтаж лизингового имущества

В идеале они стремятся к полной роботизации оборудования.

Новые технологии позволяют осуществлять разработку месторождений на ранее не рентабельных участках.

Применение беспилотников

применение беспилотников в геодезии

Одна из современных машин, появившихся на горнодобывающем рынке — это беспилотный самосвал от Volvo. Он предназначен для работы в шахтах, имеет GPS-оборудование и лазерные радары. Машина способна транспортировать сыпучий груз автономно.

Другой беспилотник, от компании Scania, оснащён функциями, позволяющими ему объезжать препятствия и производить разгрузку самостоятельно. Разработчики данной машины гарантируют повышение производительности труда на горнодобывающих предприятиях до 20%.

Автоматизация и компьютеризация

компьютеризация в промышленности

Технологические преобразования коснулись и наземного горнодобывающего оборудования. Так, буровые станки имеют автоматическую систему, которая регулирует скорость и перемещает буры. А в экскаваторы встроены микропроцессоры, способные передавать и записывать информацию.

Еще одна важная разработка учёных — система мониторинга горного массива.

Главная цель аппарата — безопасность людей, которые работают при добыче ископаемых.

На основании данного инновационного проекта создан датчик, состоящий из компонентов, имеющих программное обеспечение. Датчик способен принимать сигналы от горных массивов, которые впоследствии обрабатываются сервером. Это позволяет опознать участки с повышенной аварийностью.

А используя метод слепого бурения от Master Drilling можно создавать шахты до 14 м в ширину и до 2 км в глубину, что обеспечивает доступ в шахту людей, материалов и крупного оборудования. Данная установка работает там, где отсутствует доступ к месторождению, и бурение производится с поверхности. Также она используется при освоении новых месторождений.

На базе Томского физико-технического института был изобретён универсальный способ дезактивации хвостов переработки руд редкоземельных металлов. Суть метода заключается в применении ионно-обменных смол и твердых экстрагентов, которые синтезированы учёными института. Он позволяет обезвредить хвосты и снизить затраты на переработку. Разработчики считают, что эффективность и дешевизна этого метода даёт возможность применять его в горнодобывающих отраслях разных стран.

Инновации в добыче драгоценных металлов

добыча драгоценных металлов

С каждым годом запасы легко-добываемых драгоценных металлов уменьшаются, и встаёт необходимость разработки месторождений на трудно доступных участках. Именно поэтому инновации в горном деле при добыче драгметаллов сегодня активно применяются.

Одно из таких новшеств — комплекс автоклавного выщелачивания. Он позволяет извлекать так называемое «трудное золото» в недоступных геологических условиях. Технология цианирования позволяет извлечь из концентрата около 97% золота.

Но последнее новшество — это воздействие рентгеновскими лучами. Всего несколько секунд, и драгоценный металл становится радиоактивным материалом, который можно обнаружить специальным детектором. Данный метод:

  • Наиболее точен;
  • Им легко управлять автономно, с помощью портативного устройства, что позволяет добраться в труднодоступные участки.

Повышение добычи золота и производство жёлтого драгметалла в России в последние время привело к изменению мировых статистических показателей, и корректировке списка стран, лидирующих по добыче золота в мире.

Инновации в добыче алюминия

добыча алюминия

Сегодня актуальной проблемой является перенос производства под землю. Это приведёт к уменьшению затрат на подъём алюминий-содержащих масс на поверхность, а отходы можно будет размещать в отработанном пространстве.

Одной из самых глубоких «алюминиевых» штолен является Уральская в России, она достигает глубины в 1550 метров.

Инновации в добыче угля

угольная добыча

Основными направлениями инноваций в горноугольной отрасли являются:

  • Внедрение компьютерных программ, которые с успехом применялись в рудной промышленности, они способны производить трёхмерное моделирование ресурсов и оптимизацию горных процессов;
  • Использование технологии КГРП (комплексная глубокая переработка пластов).

Выставки инноваций в горном деле

Выставка инноваций

В нынешнем, 2018-м году, в мире планируется несколько выставочных мероприятий — инновации в горном деле:

  1. MiningWorld Russia — будет проходить 17-19.04 в г. Москва. В выставочном зале представят спецтехнику, используемую при добыче, обогащении и транспортировке ископаемых.
  2. Expomin — с 23 по 27.04 в Чили, Сантьяго. На выставке будут представлены композиции по электротехнике и электронике, элементы комплексов предназначенных для буровых работ и для лабораторных исследований.
  3. WAMPEX — с 30.05 по 1.06 в Гане, Аккра. Инновации в горном оборудовании, технологии переработки месторождений и их транспортировке.
  4. Уголь России и майнинг 2018 — с 5 по 8 июня в России, г. Новокузнецк. На выставке можно ознакомиться с технологиями проходки, подземного строительства, измерения и поддержания климатического режима.
  5. IME Xinjiang — с 18 по 20.07 в Китае, Сиань. Будет представлено буровое оборудование, техника для транспортировки, запчасти для буровых систем.
  6. Рудник — с 9 по 11.10 в России, Пермь. Выставка специализированных систем, используемых при добыче минералов.
  7. CICEME — время проведения 21-23.11 в Китае, г. Пекин. На выставке будет представлена техника для горнодобывающей отрасли: спасательные кабины, шахтовые системы, оборудование для переработки угля и контроля газа в шахте.

Инновации увеличивают рентабельность и производительность на горнодобывающих предприятиях, приводят к сокращению затрат.

Часто недостаток денежных средств для инвестиций в горном деле приводит к торможению в развитии и внедрении новых технологий. Однако, при условии обоснованности в необходимости данных мероприятий, сроки окупаемости новых технологий являются короткими или средними, что доказывает большую эффективность этого направления.

Источник

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Инновации на предприятиях горнодобывающей промышленности России: применение технологий машинного обучения и компьютерного зрения

В статье речь пойдет о применении технологий машинного обучения и компьютерного зрения на новых предприятиях горнодобывающей промышленности нашей страны. На мой скромный взгляд (сотрудника одного из предприятий горно-металлургической отрасли), IT-решения в области горного транспорта и обогатительных фабрик замерли на уровне автоматизации основных, ключевых технологических процессов. Теперь же, в 3-ем десятилетии 21 века, для крупных предприятий настало время оптимизаций и усовершенствований, время внедрения новых технологий машинного обучения и технического зрения. И эта работа ужа началась. Согласно википедии в России 26 горнодобывающих предприятия (на самом деле их больше). Самые крупные и известные из них: Алроса, Норникель, РусАл, Полюс и другие. Всех их объединяет похожее устройство и организация ключевых технологических процессов: есть место добычи полезного ископаемого (карьер), а также обогатительная фабрика (завод). Передел ГТК (горно-транспортный комплекс) у всех более-менее одинаков: руда из карьера транспортируется либо напрямую на фабрику, либо на рудные склады, а оттуда уже на фабрику.

  • Наша продукция
  • Презентации по направлениям
  • Инжиниринг
  • Консалтинг
  • Металлообработка
  • Моделирование
  • Разработки

Пустая вскрыша складируется в отвалах. Транспортировка может осуществляться как большегрузными самосвалами, так и конвейерами, либо комбинированными способами. Доставка по ЖД, мне кажется, у нас не распространена, в отличии от австралийских компаний.

Фабрики различаются у разных компаний довольно сильно. Однако некоторые отделения похожи. Например, задача отделения рудоподготовки на всех фабриках заключается в том, чтобы руду измельчить до допустимых фракций. Делается это при помощи дробилок и мельниц (кстати, чаще всего это самая затратная операция на фабриках).

Читайте также:  Мотоблоки и навесное оборудование к ним в Волгограде

Дробилка для измельчения руды

Далее, в зависимости от типа руды и полезного ископаемого, применяются различные подходы к обогащению. Например, для добычи алмазов используют его уникальное свойство — люминесценция (свечение) в рентгеновских лучах, что позволяет простой пневматикой «отстреливать» алмазы из потока измельченной руды. Для добычи золота используют химические процессы (флотация, сорбция и десорбция, электролиз) и даже биотехнологии (специально выведенные бактерии, которые помогают золоту освобождаться от оболочки). А для получения алюминия из глинозема основа всего — это электролиз.

Тут происходит процесс флотации

Современные тенденции в ГТК

Итак, как мы поняли, на переделе горно-транспортного комплекса основная задача — это обурить, взорвать и транспортировать горную массу из карьера. Занимается этим парк буровых установок, большегрузных самосвалов и экскаваторов.

Контролем за большим количеством техники (иногда парки могут насчитывать 400 и более единиц) занимаются диспетчеры и операторы с помощью систем АСУГТК (автоматизированные системы управления горно-транспортным комплексом). Задачи систем АСУГТК заключаются в контроле параметров эксплуатации и состояния горных машин, контроле и управлении загрузкой автосамосвалов, прогнозировании и мониторинге выполнения плана, предоставлении отчетности, иногда — в оптимизации и динамическом распределении самосвалов по маршрутам.

Интерфейс системы АРМ АСУГТК

Но это всё уже вчерашний день. Сегодня становятся актуальными точечные применения систем машинного обучения и технического зрения.

Анализ состояния зубьев ковша карьерного экскаватора

Элементы деталей горного оборудования, в частности зубья ковша горного экскаватора, работающие в суровых условия экскавации горной породы, постоянно подвергаются т.н. ударно-абразивному изнашиванию. При этом, потеря зуба чревата неприятностями: начиная от снижения производительности работы экскаватора при черпании, повреждений самого ковша и заканчивая попаданием такого зуба в дробилку после транспортировки. Как следствие, повышается риск существенных материальных потерь: продолжительный простой оборудования, восстановление и ремонт, необходимость извлечения зуба из дробилки человеком (довольно опасное мероприятие).

Для решения этих проблем применяются решения, основанные на техническом зрении. Здесь пример такой системы. Система анализирует кадры и постоянно определяет состояние зубьев ковша и степень их износа.

Ковш экскаватора

В ночное время используется подсветка в виде прожектора. Камеры наблюдения обеспечивают машинисту обзор на все стороны экскаватора: вся информация, собранная системой, выводится на мониторе в кабине оператора и позволяет вовремя обнаружить отсутствующие зубья, оценить полезную нагрузку ковша и степень износа зубьев.

Контроль гран-состава перевозимой руды

Размер частиц горной массы необходимо контролировать практически на каждом этапе производства: после взрыва, в процессе перевозки, при подаче руды на фабрику, после дробления, после измельчения. Это важнейший показатель, который отслеживают, так как от него зависит качество и непрерывность технологических процессов: начиная от качества взрыва и заканчивая возможной забутовкой (закупоркой) оборудования.

На переделе ГТК для автоматического измерения гран-состава руды применяют системы технического зрения. Они могут отслеживать гранулометрический состав каждого грузового автомобиля на пути к дробилке и выдавать рекомендации по отводу негабаритного материала.

Выглядит это вот так:

Контроль усталости водителей

Да, в карьере водители тоже работают по много часов. При этом, управляют они тяжелыми от 60 до 450 тонными самосвалами. Часто смены длятся по 12 часов с единственным регламентированным перерывом на обед и личные нужды. Аварии в карьере опасны ещё и тем, что падения с уступов почти наверняка заканчиваются трагично, а как дополнительная неприятность — вероятная блокировка выезда для других машин.

Цитата из статьи: Согласно статистике по компании[прим.авт.: Алроса] за 2019 год, основными причинами ДТП были засыпание водителя за рулем, отвлечение от управления автомобилем и потеря контроля за его движением.

Естественно, что системы контроля усталости водителя не обошли и горнодобывающие предприятия. Такие системы активно внедряются и используются для предупреждения засыпания за рулем. Кроме того, они умеют собирать и передавать данные о состоянии водителя и его действиях оператору. Устройство, внешне похожее на видеорегистратор, устанавливается в кабине машины. Программное обеспечение реагирует на мимику водителя, повороты головы и движение глаз. Когда метрики начинают свидетельствовать о том, что водитель засыпает или отвлекается от управления, то подается звуковой сигнал. После этого водитель должен перевести взгляд на дорогу и подтвердить свое состояние нажатием на кнопку.

Автономная техника

Насколько я знаю, в России на текущий момент нет практического промышленного применения технологии автономного карьерного транспорта, но упомянуть в статье очень хотелось. Могу ошибаться, но исходя из собственного опыта, а также опыта «коллег по цеху», могу утверждать, что известные мне скромные попытки внедрения таких систем натыкались на суровую реальность. Вот интересная статья от 2019 года.

БелАЗ уже давно испытывает беспилотные автомобили. Однако за громкими газетными заголовками «Карьерные монстры оставят водителей без работы: БелАз показал полностью автономную спецтехнику», «Они не просто с автопилотом, а с искусственным интеллектом», стоит печальная реальность: масштабных внедрений нет, хотя статьи с такими заголовками выходят стабильно раз в год последние 5-6 лет.

Вот, например, выпуск от 2018 года:

Однако, широко распространено дистанционно управление. Но эти системы не имеют отношения к ML и CV.

Проблемы внедрения новых технологий

В заключение хотелось бы затронуть тему проблем, которые стоят на пути внедрения технологий машинного обучения на Российских предприятиях горно-металлургической отрасли. К сожалению, зачастую характер этих проблем отнюдь не технический. Работая в одной из таких компаний, я могу выделить следующие виды препятствий на нашем пути к светлому будущему: отсутствие компетенций, отсутствие мотивации, переоценка возможностей ML и CV, организационные барьеры.

Подробный разбор указанных проблем потянет на отдельную статью, поэтому не будем углубляться сейчас в детали менталитета Российских управленцев и эффективных менеджеров.

Конечно, перечисленные в статье системы ML и CV — это не всё, что применяется сегодня на горнодобывающих предприятиях. Повышение эффективности и производительности — это долгий процесс, особенно в условиях устоявшихся технологических процессов и под руководством «эффективных менеджеров». По моей субъективной оценке западные и австралийские компании опережают нас на 5-10 лет, а высокая маржинальность российских компаний обусловлена совсем иными причинами, но это, опять, тема отдельной истории. Стоит отметить, что при таком развитии и применении технологий ML и CV в промышленности, как на западе, специалисты в этих областях очень скоро будут (если не уже) на вес золота, особенно те, у кого есть практический опыт.

  • Наша продукция
  • Презентации по направлениям
  • Инжиниринг
  • Консалтинг
  • Металлообработка
  • Моделирование
  • Разработки

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Источник