Меню

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в образовательной деятельности детей с ОВЗ стат

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в образовательной деятельности детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную Активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты итоговой диагностики.

Скачать:

Вложение Размер
leybo_statya_1_interaktivnoe_oborudovanie.docx 18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в образовательной деятельности детей с ОВЗ.

учитель-логопед, дефектолог МБДОУ «Детский сад № 21»

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по — иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

У воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности, отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, повышенной истощаемости, у детей снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности в планировании деятельности.

Проанализировав диагностику психических познавательных процессов детей, мы предположили, что активное использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Поэтому мы используем интерактивное оборудование и интерактивные игры на занятиях с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это — одна из характеристик диалоговых форм познания.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей их к стремлению овладеть новыми знаниями. Но многие ДОУ нашего города еще в недостаточной степени оснащены интерактивным оборудованием. Поэтому все интерактивное оборудование, связанное с информационно-коммуникативными технологиями сводиться к использованию компьютера в качестве обучающего средства. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа с подгруппой детей и индивидуально.

Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей:

— способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;

— могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

— развивают мелкую моторику, координацию;

— развивают двигательную память;

— повышают работоспособность головного мозга;

— готовят руку к письму.

Использование презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности способствуют стимулированию речевой активности детей. Например, при погружении в лексическую тему «Дикие птицы» при организации НОД по развитию речи с успехом проходит интерактивная игра «Птичья столовая», «Подбери маму и детёныша». В интерактивной игре «Назови ласково» дети упражняются в словообразовании. При развитии связной речи составляют описательный рассказ о диких птицах, предварительно посмотрев презентацию.

Для НОД по познавательному развитию нами созданы серии презентаций по лексическим темам: «Времена года», «Профессии», «Насекомые», «Головные уборы», «Птицы», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Инструменты», «Музыкальные инструменты», Электроприборы». Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать их в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала.

Применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  • Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала .
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  • Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
  • Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей.
  • Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты итоговой диагностики.

Источник

Особенности развивающей предметной среды для детей с ОВЗ в ДОО

Особенности развивающей предметной среды для детей с ОВЗ в ДОО

Доступ к образованию должен быть равным для каждого, вне зависимости от индивидуальных, физических и психических особенностей. Это требование современного мирового общества. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает включение детей с ОВЗ в обучающий и воспитательный процесс наравне с нормотипичными или здоровыми сверстниками и создание в обычной группе комфортных условий для адаптации.

В основе инклюзии лежит устранение социального неравенства и реализация прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование, свободное развитие и проявление способностей. Процесс обучения должен быть непрерывен на всех ступенях образовательной лестницы.

predmetno-razvivayushchaya-sreda-dlya-detej-s-ovz

Какие документы регламентируют создание в ДОО условий для детей с ОВЗ

Сегодня родители ребенка с психофизическими особенностями здоровья могут выбирать для него любую дошкольную образовательную организацию. В свою очередь, ДОУ должно создать в инклюзивных группах компенсирующей направленности условия, которые сделают воспитание и образование доступными без дискриминации.

Право на совместное дошкольное образование детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками закреплено в ст.79 №273-ФЗ «Об образовании». Рекомендации к формированию комбинированных групп в ДОО даны в СанПиН 2.4.1.3049-13. В соответствии с разделами II и III ФГОС образовательная программа должна адаптироваться для детей с ОВЗ с помощью специальных методик, материалов и занятий и, при необходимости, с привлечением дополнительных педагогов.

Кого относят к «особенным» детям и категории ОВЗ

Ребенок с ОВЗ имеет нарушения или задержки в психическом и/или физическом развитии и нуждается в особых условиях для воспитания и обучения. Необходимость в создании этих условий подтверждает заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), которую обязана пройти семья, и которая конкретизирует требования к программе, методам, техническим средствам и материалам обучения.

Категории ОВЗ:

  • нарушения слуха — дети с частичной, глубокой двусторонней тугоухостью и глухотой, которые сопровождаются затрудненной речью и полным её отсутствием;
  • нарушения зрения — обучающиеся с остаточным и слабым, пониженным или пограничным зрением и коррекцией очками, косоглазием и амблиопией, слепые;
  • нарушения опорно-двигательных функций — ДЦП (детским церебральным параличом), расстройствами координации, ограниченным объемом и силой движений;
  • нарушения речи — обучающиеся с проблемами произношения, восприятия слов, нарушениями развития и отсутствием речи;
  • задержка психического развития — с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, нервно-психическими расстройствами;
  • умственная отсталость разной степени — с необратимыми стойкими нарушениями интеллектуального развития;
  • аутизм — с нарушениями активной коммуникации с окружающей средой, социализации и развитием навыков;
  • множественные дефекты — с комбинацией физических и психических отклонений в развитии.

kategorii-ovz-detej-doshkolnyh-ogranizacij

Для детей каждой категории необходимы конкретные условия обучения, учитывающие их особенности и возможности.

Как строится образовательный процесс для детей с ОВЗ в детском саду

Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ в детском саду строится, исходя из отклонений в развитии, индивидуальных психофизических особенностей и потребностей каждого ребенка. Она должна обеспечивать его психологический комфорт и всестороннее развитие, формировать навыки и умения, приобщать ко всему, что доступно здоровым сверстникам.

Ключевой принцип создания развивающей предметной среды — не «особый» ребенок подстраивается под условия в ДОО, а образовательная программа и окружающая среда адаптируются под него.

Оборудование для групп и уличных площадок для детей с ОВЗ в ДОУ

Для эффективной работы с «особыми» детьми и реализации образовательной программы необходимо материально-техническое обеспечение. В группе формируется многофункциональная предметно-развивающая среда, которая безопасна, может легко трансформироваться и обеспечивает комплексное развитие.

oborudovanie-dlya-detej-s-ovz-v-gruppe-dou

Для создания развивающей предметной среды рекомендуется использовать:

  • массажные мячики, музыкальные игрушки, зеркала для тренировки речи, игры для развития речевого дыхания при речевых патологиях;
  • светящиеся и текстурированные наборы, тактильные пазлы, сенсорно-тактильные наборы и развивающие центры, настольные игры со шрифтом Брайля при нарушениях зрения;
  • говорящие книги, шумовые, адаптированные музыкальные наборы и развивающие центры при нарушениях слуха;
  • опоры для сидения для детей разного роста, регулируемые по высоте столы для инвалидов-колясочников, различные шнуровки, бизиборды, наборы для развития моторики при нарушениях двигательных функций;
  • мягкие модули, муляжи, полифункциональные комплекты коррекционно-развивающих материалов при задержках психического и интеллектуального развития;
  • специальные наборы для аутистов для развития коммуникативных навыков при нарушениях аутистического спектра.

Функциональной, доступной и безопасной должна быть окружающая среда и на улице. Для площадок ДОО с инклюзивными группами рекомендуются яркие песочницы, игровые комплексы с интерактивными панелями и пандусами, широкие качели-балансиры и карусели с доступом для инвалидов-колясочников.

osnashchenie-ploshchadki-detskogo-sada-dlya-detej-invalidov

ЭДУКИД поможет подобрать оборудование для детей с ОВЗ в ДОУ с инклюзивным образованием и коррекционные детские сады. Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для создания предметно-развивающей среды, бытовой адаптации и оснащения кабинетов специалистов.

Источник

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в дошкольных группах в условиях внедрения ФГОС

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Предметно-развивающая среда в детском саду должна иметь привлекательный вид, выступать в роли естественного фона жизни ребенка, снимать утомляемость, положительно влиять на эмоциональное состояние, помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир, давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Транспортируемость: пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей.

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В нашем учреждении на сегодняшний день функционирует четыре группы компенсирующей направленности. Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных психофизических возможностей и особенностей, а также с учетом рекомендаций ПМПК.

Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.

Макросреда представлена:

  • физкультурным и музыкальным залом,
  • кабинетом учителя-дефектолога, кабинетом педагога-психолога,
  • сенсорным уголком.

Микросреда ДОУ представлено средой групповых помещений и организована по пяти образовательным областям, в которых выделяются центры.

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (центр труда и самообслуживания, центр ОБЖ, центр игры, центр «Моя малая родина»);
  • Образовательная область «Познание» (центр сенсорного развития, центр природы и познавательно-исследовательской деятельности;
  • Образовательная область «Речевое развитие» (центр речевого развития, центр книги, логопедический мини центр);
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • (центр изобразительной деятельности, центр конструирования, центр музыки, центр театра);
  • Образовательная область «Физическая культура» (центр физического развития)

Все эти центры организованы в соответствии с АООП (для детей с УО и ЗПР — две программы) детского сада.

Поскольку наше учреждение посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.

  1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б.Баряевой, А.П.Зарин, Н.Д.Соколовой. СПб: ЛОИУУ, 1996.
  2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В.Алехина. — М.: МГППУ, 2012
  3. Создание специальных условий в образовательном учреждении для детей с расстройствами аутистического спектра. Методический сборник / Под. ред. Самсоновой Е.В. — М.: МГППУ, 2012.

Источник



Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе

Марина Казянина
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе

Развивающая предметно пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе»

Вопрос создания развивающей предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.

Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос построения РППС наиболее актуален в работе с дошкольниками с ОВЗ, к которым относятся следующие категории воспитанников:

— дети с нарушением интеллекта

— дети с нарушением слуха

— дети с нарушением зрения

— дети с нарушением речи

— дети с множественными расстройствами

— дети с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)

— дети с нарушением опорно двигательного аппарата

Согласно части 3 статьи 79 Ф. З. «Об образовании» РППС относится к специальным условиям для получения образования лиц с ОВЗ.

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда рассматривается как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС

З. З. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность,развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В нашем ДОУ на сегодняшний день функционирует две группы компенсирующей направленности: для детей с ТНР, для детей с ЗПР следующих категорий воспитанников: дети с ТНР, ЗПР, с РАС, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, со сложными нарушениями в развитии.

Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных пихофизических возможностей и особенностей, а так же с учетом рекомендаций ТПМПК.

Организация среды в ДОУ выражается в организации пространства, времени и социального окружения.

Требования к организации пространства

Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально

Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.

Макросреда представлена:

Кабинетом учителя — дефектолога

Кабинетом педагога — психолога

Кабинетом учителя — логопеда

Микросреда ДОУ представлено средой групповых помещений: группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, с ЗПР.

Среда групп организована по пяти образовательным областям в которых выделяются центры.

• Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

— Центр «Ребенок в семье и обществе»

— Центр труда и самообслуживания

— ЧФУОО Центр «Моя малая Родина»

• Образовательная область «Познание»

— Центр математики и сенсорного развития

— Центр природы и познавательно-исследовательской деятельности

• Образовательная область «Речевое развитие»

— Центр речевого развития

— логопедический мини центр

• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

— Центр изобразительной деятельности

• Образовательная область «Физическая культура»

— Центр физического развития

Все эти центры организованы в соответствии с АООП (для детей с ТНР и ЗПР-две программы) детского сада.

Поскольку наш детский сад посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.

Так для детей с ЗПР и для детей с синдромом Дауна важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти.Наиболее актуальными являются такие направления в РППС:

Познавательное развитие

Основными задачами познавательного развития являются

развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде.

Познавательное направление представлено Центром «Математики и сенсорного развития» представленигровым оборудованием: дидактическая игра «Цвет-предмет» (восприятие цвета, «Уточки» (восприятие цвета, величины предмета, количества, «Цветовые дощечки» (восприятие цвета и формы предметов, «Пирамидки» (восприятие цвета, формы и величины, количества предметов, «Домики с вкладышами» (восприятие цвета, формы, величины предметов, «Кубики» (восприятие цвета, формы, целостное восприятие, «Пазлы» (крупные и мелкие — целостное восприятие, Мозаика, «Сенсорные кубики» (восприятие цвета, формы, «Арифметика» (восприятие количества) и др.

Для детей с нарушением ОДА наиболее актуальным является направление:

задачи ОО физическое развитие

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;

Коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА и СС, ДС системы;

Цели:- – становления у детей ценностей здорового образа жизни;

развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

–формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Центр физического развития наполнен «Дорожка шагов» для правильная постановка стопы, переносное Массажные дорожки для профилактики плоскостопия, массаж ног. Роликовые массажеры.

Особое внимание мы уделяем ограничениям детей и прописываем их в АООП и АОП.

Для детей с РАС

Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде:

-фотографии сотрудников ДОУ

-информационные таблички при входе в помещения ДОУ

-цвет (привлекающий ребенка)

-таблички с печатным текстом

-коммуникативные панно или доска (в группе)

-иллюстрированные списки правил поведения

-серии картинок с алгоритмом социальных действий

К ориентировочно визуальным средствам относятся картинки подсказки умывальная комната, спальня, раздевалка, место для обеда и пр.

К коммуникативным относятся

фотографии близких людей;

фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;

фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);

фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;

пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).

К социально-поведенческим визуальные средства относятся

— схемы последовательности умывания

— схемы последовательности одевания

— визуальные картинки с изображением что можно, что нельзя.

Для детей с ТНР актуальным является направление:

Речевое развитие.

основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

развитие речевого дыхания,

фонематического восприятия,

звукового анализа и синтеза,

развитие лексико-грамматического строя,

развитие мелкой моторики

Данное направление представлено в центрах «Развитие речи», «Логопедический мини-центр», «Центр книги»Центры наполнены: дидактическими играми «Делим слова на слоги», «Логопедическое лото», схемы для составлении рассказа-описания, предметные картинки, сюжетные картинки, «Звуки», «Звонкий — глухой», «Игры с парными карточками». «Говори правильно Л, Р», дыхательные тренажеры, детская художественная литература различных жанров и др.

Категории воспитанников различны, для эффективного коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса необходима интеграция всех ОО и направлений в развитии воспитанников.

Прикреплённые файлы:

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда» Подготовила воспитатель: Матвеева Е. Ю. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУПредметно-пространственная развивающая среда в ДОУ В связи с введением ФГОС в дошкольное образование, условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может.

Методическая разработка «Рисунки на асфальте как развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Видео Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально — практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений, игровых площадок, теневых навесов, территории МБДОУ д/ сад.

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Источник

Особенности развивающей предметной среды для детей с ОВЗ в ДОО

Особенности развивающей предметной среды для детей с ОВЗ в ДОО

Доступ к образованию должен быть равным для каждого, вне зависимости от индивидуальных, физических и психических особенностей. Это требование современного мирового общества. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает включение детей с ОВЗ в обучающий и воспитательный процесс наравне с нормотипичными или здоровыми сверстниками и создание в обычной группе комфортных условий для адаптации.

В основе инклюзии лежит устранение социального неравенства и реализация прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование, свободное развитие и проявление способностей. Процесс обучения должен быть непрерывен на всех ступенях образовательной лестницы.

predmetno-razvivayushchaya-sreda-dlya-detej-s-ovz

Какие документы регламентируют создание в ДОО условий для детей с ОВЗ

Сегодня родители ребенка с психофизическими особенностями здоровья могут выбирать для него любую дошкольную образовательную организацию. В свою очередь, ДОУ должно создать в инклюзивных группах компенсирующей направленности условия, которые сделают воспитание и образование доступными без дискриминации.

Право на совместное дошкольное образование детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками закреплено в ст.79 №273-ФЗ «Об образовании». Рекомендации к формированию комбинированных групп в ДОО даны в СанПиН 2.4.1.3049-13. В соответствии с разделами II и III ФГОС образовательная программа должна адаптироваться для детей с ОВЗ с помощью специальных методик, материалов и занятий и, при необходимости, с привлечением дополнительных педагогов.

Кого относят к «особенным» детям и категории ОВЗ

Ребенок с ОВЗ имеет нарушения или задержки в психическом и/или физическом развитии и нуждается в особых условиях для воспитания и обучения. Необходимость в создании этих условий подтверждает заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), которую обязана пройти семья, и которая конкретизирует требования к программе, методам, техническим средствам и материалам обучения.

Категории ОВЗ:

  • нарушения слуха — дети с частичной, глубокой двусторонней тугоухостью и глухотой, которые сопровождаются затрудненной речью и полным её отсутствием;
  • нарушения зрения — обучающиеся с остаточным и слабым, пониженным или пограничным зрением и коррекцией очками, косоглазием и амблиопией, слепые;
  • нарушения опорно-двигательных функций — ДЦП (детским церебральным параличом), расстройствами координации, ограниченным объемом и силой движений;
  • нарушения речи — обучающиеся с проблемами произношения, восприятия слов, нарушениями развития и отсутствием речи;
  • задержка психического развития — с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, нервно-психическими расстройствами;
  • умственная отсталость разной степени — с необратимыми стойкими нарушениями интеллектуального развития;
  • аутизм — с нарушениями активной коммуникации с окружающей средой, социализации и развитием навыков;
  • множественные дефекты — с комбинацией физических и психических отклонений в развитии.

kategorii-ovz-detej-doshkolnyh-ogranizacij

Для детей каждой категории необходимы конкретные условия обучения, учитывающие их особенности и возможности.

Как строится образовательный процесс для детей с ОВЗ в детском саду

Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ в детском саду строится, исходя из отклонений в развитии, индивидуальных психофизических особенностей и потребностей каждого ребенка. Она должна обеспечивать его психологический комфорт и всестороннее развитие, формировать навыки и умения, приобщать ко всему, что доступно здоровым сверстникам.

Ключевой принцип создания развивающей предметной среды — не «особый» ребенок подстраивается под условия в ДОО, а образовательная программа и окружающая среда адаптируются под него.

Оборудование для групп и уличных площадок для детей с ОВЗ в ДОУ

Для эффективной работы с «особыми» детьми и реализации образовательной программы необходимо материально-техническое обеспечение. В группе формируется многофункциональная предметно-развивающая среда, которая безопасна, может легко трансформироваться и обеспечивает комплексное развитие.

oborudovanie-dlya-detej-s-ovz-v-gruppe-dou

Для создания развивающей предметной среды рекомендуется использовать:

  • массажные мячики, музыкальные игрушки, зеркала для тренировки речи, игры для развития речевого дыхания при речевых патологиях;
  • светящиеся и текстурированные наборы, тактильные пазлы, сенсорно-тактильные наборы и развивающие центры, настольные игры со шрифтом Брайля при нарушениях зрения;
  • говорящие книги, шумовые, адаптированные музыкальные наборы и развивающие центры при нарушениях слуха;
  • опоры для сидения для детей разного роста, регулируемые по высоте столы для инвалидов-колясочников, различные шнуровки, бизиборды, наборы для развития моторики при нарушениях двигательных функций;
  • мягкие модули, муляжи, полифункциональные комплекты коррекционно-развивающих материалов при задержках психического и интеллектуального развития;
  • специальные наборы для аутистов для развития коммуникативных навыков при нарушениях аутистического спектра.

Функциональной, доступной и безопасной должна быть окружающая среда и на улице. Для площадок ДОО с инклюзивными группами рекомендуются яркие песочницы, игровые комплексы с интерактивными панелями и пандусами, широкие качели-балансиры и карусели с доступом для инвалидов-колясочников.

osnashchenie-ploshchadki-detskogo-sada-dlya-detej-invalidov

ЭДУКИД поможет подобрать оборудование для детей с ОВЗ в ДОУ с инклюзивным образованием и коррекционные детские сады. Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для создания предметно-развивающей среды, бытовой адаптации и оснащения кабинетов специалистов.

Источник

Читайте также:  Порядок бюджетного учета огнетушителей