Меню

КАТОК ДЛЯ МАССОВОГО КАТАНИЯ И КАТОК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Каток и его оборудование лекция

Как устроен ледовый каток

Наверняка, каждый из Вас хоть раз посещал мероприятия на искуственном льду — будь это хоккейный матч, соревнования по фигурному катанию или просто групповое катание.
Здесь мне хотелось бы рассказать про обратную сторону получения искусственного льда, на примере, небольшого ледового комплекса.
Как правило, мы не проходим дальше проката катков и самого льда. Я приглашаю Вас посетить сердце катка — помещение, где размещено холодильное оборудование.

Обычно никто не задумывается, как получается устойчивое искуственное ледовое покрытие и за счет чего поддерживается даже при положительных температурах окружающего воздуха.

Общая информация:
Этот ледовый каток размещен в г.Александровск Пермского края. В крае в последние годы построено и уже эксплуатируется несколько подобных катков в небольших районных городах и поселках..
По разговорам с людьми — маленький городок ждал открытия катка с большим нетерпением

Вообще без льда — искуственный каток представляет из себя гладкую бетонную поверхность. Но внутри — это целый слоенный пирог — в бетонных слоях уложены трубки, где течет жидкий хладоноситель.
Как правило в России, в качетве хладоносителей ледовых полей используется 40% водный раствор этиленгликоля (далее просто гликоль).
Практически любой автомобилист знает, что это такое — в автомобилях растворы гликолей известны, как тосолы.
Под ним укладывают еще слои тепло — и пароизоляции, а затем еще один бетонный слой с трубками подогрева грунта от промерзания. Эти слои нужны, чтобы грунт под ледовым полем не промерз и его не вспучило. Если бы этого не было — мы получили бы под ледовым слоем вечную мерзлоту — со всеми вытекающими отсюда последствиями: вспучиванием и подъемом грунта.
Трубопроводы в самом поле выполняют из полиэтиленовой трубы. Диаметр трубок всего 25 мм. По длинным краям поля раскладывают коллекторы и между ними раскидывают уже эти трубы.
В трубную систему ледового поля подается гликоль с температурой -12 град С, на выходе из поля его температура должна быть — 9 град С.
В качестве хладагента применен фреон R404a. Хладоноситель ледового поля и подогрева грунта 40% водный расвор этиленгликоля.

Холодильный центр (помещение, где расположено холодильное оборудование):
Сердце любого ледого катка часто называются по разному: холодильный центр, помещение холодильной установки и прочее, все зависит от фантазии проектировщика или архитектора). Там размещается практически все основное оборудование системы холодоснабжения.
Для монтажа труб гликоля применены стальные трубы, для фреона — медные.

Источник



КАТОК ДЛЯ МАССОВОГО КАТАНИЯ И КАТОК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Участок с естественной ледяной поверхностью произвольной формы и размеров на существующих водоемах или на суше называется катком для массового катания. Площадь катка рас­считывают по 15 м г на одного катающегося. В тех случаях, когда этот участок используют для обучения новичков, его на­зывают катком для начинающих и отводят для него площадь не менее 25 м г на одного катающегося.

Каток для массового катания при школе оборудуют на тер­ритории спортивных площадок, на которых ямы для прыжков и все неровности тщательно заравнивают и утрамбовывают. На площади, занимаемой комплексной спортивной площадкой ти­па I, может быть размещен не только каток, но и конькобеж­ная дорожка.

Катки для массового катания просты по устройству, не тре­буют больших затрат на строительство и эксплуатацию. Каток необходимо устраивать вблизи от воды и линии электропере­дачи. Учитывают также защищенность участка от господствую­щих ветров, удобство подхода. Площадь под заливку подготав­ливают осенью, освобождая ее от посторонних предметов, раз­равнивая участок. Воду для заливки катка забирают помпами или насосами, подвозят поливочными цистернами или на при­цепных тележках с установленными на них емкостями. В тех случаях, когда для заливки катка применяют воду из водо­разборных колонок, они должны быть заранее утеплены. Если вокруг катка проложена конькобежная дорожка, то ее необхо­димо отделить от поля катка двумя рядами канатов и устроить переходной мост высотой не менее 2,5 м.

Катки на естественных водоемах (прудах, реках, озерах) оборудуют в тех местах, где глубина водоема не превышает 1 —1,5 м. Начинают готовить каток после того, как естествен­ная толщина льда будет не менее 18 см. Поверхность участка систематически очищают от снега. Для того чтобы предупре­дить опускание льда при понижении уровня воды в реке или заливку его водой при повышении уровня, за пределами катка на расстоянии 10—15 м по периметру прорубают несколько лу­нок размером 25X25 см.

Обычно рядом с катком устанавливают временное помеще­ние, где хранят насос и шланги для полива, простейшее обо­рудование. На катках, расположенных недалеко от спортив­ных помещений или школьных зданий, используют хозяйствен­ные пристройки и кладовые.

В последнее время конькобежным спортом начали зани­маться не только в зимнее время, а круглогодично. Для этой цели применяют роликовые коньки, а занятия проводят на бе­тонированных или асфальтированных дорожках и на специаль­ных катках — скейтингрингах.

ЗАЛИВКА И СОДЕРЖАНИЕ ЛЬДА НА КАТКАХ:

Для качественной подготовки льда необходимо применять специальную технику и машины, прежде всего автомашину с цистерной либо прицеп с определенной емкостью. К автомаши­не, трактору или мотоциклу необходимо иметь прицепное обо­рудование— снегоочиститель, ледоструг, шабер, поливочное корыто, корыто для шлифовки льда. Специальные льдоуборочные машины имеют это оборудование в комплекте. Ручные работы выполняют при помощи движков, скребков, тазов, ведер, леек, кистей для разлиновки, шнура длиной до 200 м, рулеток, лопат (деревянных и железных), брандспойтов, по­жарных соединительных гаек с резиновыми прокладками, про­резиненных шлангов общей длиной до 400 м.

Движком убирают нарезанный лед и снег, правят бровку, разглаживают и сгоняют воду со льда. Размер дюралюминие­вого движка 100X80 см, деревянного— 120ХЮ см.

Скребками удаляют со льда бугорки и наносы, грязь и пят­на. В ведрах приготовляют красящие составы для разлиновки, в тазах — смеси для заделки трещин и ям на льду.

Шабером удаляют струги и нарезь. Эту же операцию мож­но проделать специальными щетками. Шабер состоит из отва­ла, ножедержателя, прицепного устройства и ножа.

Поливочную трубу делают из металла. Длина ее от 3 до 5 -и. В нижней части трубы, на расстоянии 10 мм имеется ряд отверстий, снизу к ней крепят салазки.

Поливочное корыто изготавливают из досок шириной до 15 см, оставляя в средней части пазы шириной до 5 см. В пазы устанавливают пластины из пористой резины или поролона. На корыто устанавливают груз до 50 кг (рис. 94).

Лучше всего приспособлены для заливки поливомоечные аг­регаты. На них установлены специальные разбрызгиватели, угол наклона у них может быть отрегулирован. Для более ка чественной подготовки льда на задней части машины монти­руют специальное поливочное устройство.

Обработку льда проводят специальными льдоуборочными машинами модели ЛУ-4 или ЛУ-5. Они имеют вместительный кузов, емкость для воды, ледоструг и ряд специальных при­способлений. Машина может строгать лед, собирать крошку в кузов, заливать лед горячей водой, заглаживать его и выпол­нять ряд операций по уборке льда.

Ледоструг применяют для подготовки ледяной поверхности, срезания неровностей и бугров.

Шлифовальное корыто необходимо для обработки льда пос­ле прохождения его ледостругом. Изготавливают его из досок и собирают в раму. При помощи этого приспособления можно приготовить хороший лед в любую погоду.

Вода для заливки катка не везде равноценна. Лучшей счи­тают родниковую воду, содержащую очень мало химических примесей, чистую, мягкую. Хороша вода из артезианских сква­жин. Ее заливают под основание ледяной поверхности, покры­вая сверху водой, добытой из талого снега. Сочетание водопро­водной и подогретой (от 30 до 100°) воды, поданной на лед че­рез фильтрующие устройства, дает ровную и гладкую ледяную поверхность, с успехом используемую на большинстве катков нашей страны.

Подготовку поверхности для заливки водой производят позд­ней осенью, когда со всех спортивных площадок убирают спор­тивное учебное оборудование. Поле для заливки размечают металлическими штырями (4 по углам прямоугольника, 2 в его середине). Далее от них (как от центров) вычерчивают радиус поворота дорожек. По периметру участка возводят земляной валик (15X15 см) для удержания воды на заливном участке. Если перед заливкой выпал снег, его необходимо утрамбовать щитом, утяжеленным грузом и транспортируемым автомаши­ной. После уплотнения снег должен затвердеть в течение 5— 6 ч. Для первоначальной заливки грунт должен промерзнуть не менее чем на 5 см.

Первоначальную заливку проводят постепенно, тонким сло­ем, лучше всего сразу с двух точек, начиная с виражей. Уп­лотненный снег заливают с помощью распылителя так, чтобы легкий веер брызг падал сверху и не допускал вымоин и про­токов. После образования легкой ледяной корки заливку по­вторяют. Циклы заливки и замораживания повторяют непре­рывно, до образования твердой ледяной поверхности толщиной до 6 см.

Заливку катков для массового катания и начинающих сле­дует проводить при первых же заморозках в позднее вечернее время или в светлое время дня (от 8 до 13 ч). За весь сезон эксплуатации катка 4 раза производят его побелку. Для этой цели в цистерну с горячей водой на 1 м 3 добавляют 20 кг сея ного мела. После такой заливки каток покрывают чистой хо­лодной водой, повторяя эту операцию несколько раз. После та­кой побелки образуется светлая ровная поверхность льда. По окончании каждого учебного занятия и массового катания на поверхности льда образуется нарезь, которую убирают с по­мощью шабера или щетки, заделывая большие трещины сне­гом и добавляя в него воду дождеобразным распылением. После заделки трещин проводят очередную поливку.

При температуре до — 5° распылитель с длиной струи не менее 8 м при поливке держат под углом до 45°, направ веерообразно, при — 10° угол наклона меняется до 25° к зали­ваемой поверхности, а при более низкой температуре (до — 20°) распылитель опускают ниже к поверхности льда, не давая брызгам замерзать на лету. Начинать и заканчивать поливку следует каждый раз с нового места, избегая образования не­ровностей. Заливку проводят по ветру, убирая поливочные шланги за пределы подготавливаемого участка. За один прием намораживают слой не более 1 мм. С помощью поливочной ма­шины заливку начинают, двигаясь посередине беговой дорож­ки со средней скоростью и избегая остановок.

Читайте также:  Должностная инструкция начальника цеха технического обслуживания и ремонта авиационного и радиоэлектронного об

Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 1454 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Катки ручные вибрационные (виброкатки) дорожные

Общая информация о дорожном катке

Характеристики дорожных катков

Дорожный каток – это машина, применяемая для утрамбовки, выравнивания разного вида покрытий, уплотнения. Сфера применения данной техники довольно обширна, сюда относятся промышленность, железнодорожное строительство, городское и аэродромное, а также автомобильная отрасль. Спецтехника считается самой надежной, она удобна в использовании и имеет привлекательный внешний вид.

Исполнительной частью машины являются пневматические колеса, изготовленные из металла. На ведущие колеса, благодаря силовой установке, осуществляется крутящее усилие. За счет этого машина движется. Изменение направления перемещения позволяет управлять ведомым вальцом.



Каток:

Каток – самоходная или прицепная машина с уплотняющим устройством, состоящим из одного или более металлических цилиндрических вальцов (барабанов) или резиновых шин, предназначенная для уплотнения материалов, например щебня, грунта, асфальта или гравия, путем укатывания или вибрационного воздействия уплотняющего устройства.

Каток – это разновидность землеройной машины, специализированной техники, используемой для строительства дорог и ремонта дорожного покрытия. Его основная задача – утрамбовывать определенные отсыпанные слои грунта.

Как и любой тип спецмашин, каток имеет разные вариации конструкции и внешнего вида, отличаются они и по принципу работы, техническим характеристикам.

Дорожный каток – это машина, используемая для утрамбовки, выравнивания и уплотнения рабочего материла. Рабочим материалом служат несвязные или малосвязные грунты, а также смеси: асфальтовая, бетонная и асфальтово-бетонная.

Виды рабочих приспособлений

Выделяют данную спецтехнику по числу осей, виду рабочего органа, методу работы и передвижения, числу вальцов.

По типу рабочего органа выделяют: с гладкими вальцами, решетчатые, ребристые, кулачковые, пластинчатые, пневмоколесные.

Гладковальцовые

Характеристики дорожных катков

Данный тип характеризуется тем, что металлические цилиндры обладают гладкой поверхностью. Используются для уплотнения асфальтового слоя и асфальтобетонного.

Кулачковые

Характеристики дорожных катков

Вальцы обладают цилиндрической формой. Главное отличие от гладких – наличие выступов, которые называют кулачками. Отсюда и пошло название. Кулачковые дорожные катки незаменимы во время работ по уплотнению рыхлых грунтов, при их толщине не более 30 см. Наличие кулачков способствует легкому вхождению в грунт в начале уплотнения.

Решетчатые

Характеристики дорожных катков

Сверху гладкой поверхности вальцы оснащены металлической решеткой. Находят применение в уплотнении комковых грунтов, содержащих твердые элементы. Наибольший эффект трамбования таких грунтов получается непрерывным дроблением, благодаря металлической решетке.

Пластинчатые

Данный тип дорожного катка на ободе вальца имеет шарнирно закрепленные башмаки. Используются для послойного трамбования грунтов в насыпях.

Читать по теме: Ручной виброкаток

Ребристые

На ободе вальца данный вид катка имеет ребра. Как в предыдущем случае используется для послойного трамбования грунтов.

Пневмоколесные

Каток дорожный оснащен несколькими пневматическими колесами. Применимы для уплотнения асфальтового покрытия и асфальтобетонного.

Классификация дорожных катков

По назначению

Выделяют два типа:

  1. Грунтовые – подходят для стабилизации грунтовых (песчаных, глинистых, скальных) оснований.
  2. Асфальтовые – незаменимы при выравнивании горячих (исключением будут литые) или холодных смесей при асфальтировании.

По массе

Катки бывают:

  1. Легкие – масса катка не более 4 тонн, целесообразно применять на небольших площадках (асфальтирование паркингов, автостоянок, спортивных площадок и т.д.), где нет большого объема работ. Могут быть задействованы и при ямочном ремонте дорог.
  2. Тяжелые, их масса более 4 тонн – применение находят в период строительства дорог, текущем ремонте или капитальном. Популярны при повышенных требованиях к уровню уплотнения грунтовых покрытий или асфальтированных, где требуется большой объем работ.

По типу рабочего органа

Внимание! У всех дорожных катков рабочей частью являются вальцы.

Выделяют:

  • гладковальцовые;
  • решетчатый;
  • комбинированные;
  • кулачковые;
  • пневмоколесные.

По принципу действия

  • Статические – уплотнение осуществляется, благодаря собственному весу техники и имеющихся дополнительных балластов (изделия из металла и бетона). Целесообразно применение в тех местах, где вибрационные механизмы не могут быть использованы в работе (мосты, жилые постройки, путепроводы).
  • Вибрационные – помимо массы самой техники, давление на поверхность осуществляется путем динамической линейной нагрузки, появляющейся за счет вибрации вальца. Применяются для стабилизации, выравнивания и уплотнения грунтовых оснований и асфальтобетонных, сокращая нужное число проходов в 1,5-2 раза. Среди основных факторов, влияющих на скорость и качество работы, выделяют диапазон и периодичность вибрации вальца.

По количеству вальцов

Характеристики дорожных катков Характеристики дорожных катков Характеристики дорожных катков

  1. Одновальцовые. Каток снабжен одной осью, имеет сзади пневматические шину. Строительные работы не обходятся без данного вида катка. Также он используется во время подготовки территории для тротуара, фундамента, незаменим для дорожного строительства. Одновальцовый каток идеально подходит, когда нужно произвести небольшие уплотнения. Машина полезна для оценки ровности поверхности. Наличие большого стального барабана на оси может быть причиной затруднения переезда через препятствия.
  2. Двухвальцовые. Машина имеет два стальных барабана, один находится спереди, другой расположен сзади. Именно они отвечают за движение вальцов вперед и назад. На некоторых поверхностях вальцы не обеспечивают нужного сцепления, поэтому чаще применим для уплотнения асфальта. Из-за отсутствия шин и колес машина менее маневренная в сравнении с одноосной. Однако машина необходима для уплотнения грунта и других базовых покрытий.
  3. Трехвальцовые. В наличие сразу три вальца, находящихся на равном расстоянии друг от друга или два в тандеме, а третий расположен отдельно.

Читать по теме: Способы и методы разработки грунта

По способу передвижения

  • Ручной (статистический/вибрационный) – оснащен гладким металлическим вальцом, ширина которого доходит до 1 м. Применяется при асфальтировании небольших территорий (пешеходные дорожки и велосипедные, парковые территории, игровые площадки и т.д.).
  • Прицепной (статистический/вибрационный) – оснащен одним гладким вальцом или кулачковым, работает совместно с базовым трактором и востребован при послойном уплотнении ровных грунтовых оснований.
  • Самоходный – обладает двигателем и трансмиссией.

Внимание! Поскольку самоходные катки более удобны для работы, прицепные уже практически не встречаются.

дорожные автокатки Трехвальцовые катки Асфальтовый каток Cat CB2.7 Дорожные катки. Устройство и работа.

Дорожные катки по количеству осей в конструкции

В зависимости от количества осей в конструкции машины дорожные катки бывают трехосные, двухосные и одноосные. По взаимному расположению и числу вальцов дорожные катки разделяются на группы одновальцовых, двухвальцовых и трехвальцовых катков. Например, катки двухвальцовые с двумя осями оснащаются вальцами, имеющими одинаковую ширину. При проходе такого дорожного катка уплотнение материала происходит благодаря расположению вальцов «одного за другим».


Трехвальцовые катки подразделяются на несколько групп, принадлежность к которым определяется по количеству расположенных осей и вальцов. Трехвальцовые дорожные катки с двумя осями оснащены тремя вальцами, один из которых – ведомый — находится спереди, а два узких вальца – ведущих — сзади. Оборудование техники такими вальцами способствует высокой устойчивости машины. Вальцы обладают большим диаметром и позволяют легко выполнять уплотнение материала на стыках дороги и бордюров или стен.

Особая конструкция дорожных катков дает возможность выполнять перекрытие ведущими вальцами следа переднего рабочего органа на 1-1,2 метра. Трехвальцовые дорожные катки используют для работ по окончательной отделке дорожных оснований. Для такой техники характерна одинаковая ширина вальцов. Качество уплотнения такими дорожными катками не зависит от неровности уплотняемого материала, потому что расположение подвески вальцов способствует обеспечению рационального распределения массы машины и дает возможность выполнять укатывание всех выступов, благодаря высокому давлению.

Дополнительное оборудование дорожных катков

Если вы желаете увеличить работоспособность, а также соблюсти безопасность и комфорт при работе с техникой, то усовершенствованные модели дорожных катков имеют для этого дополнительные оборудования:

  • сменные вальцы;
  • климат-контроль;
  • тент;
  • плотномер;
  • антивандальный кожух;
  • система фильтрации воздуха;
  • кулачковый бондаж;
  • система, предотвращающая опрокидывания;
  • оптимизатор и анализатор качества уплотнения;
  • система защиты падающих предметов;
  • бульдозерный отвал для выравнивания;
  • механизм, обрабатывающий асфальтобетонную кромку.

Cat® CC34B

Модель СС34В относится к новой линейке универсальных дорожных катков Cаterpillar. Техника оснащена системой распыления воды, предотвращающей налипание материала. Подпружиненные скребки автоматически очищают вальцы, что обеспечивает высокое качество уплотненной поверхности. При работе на уклонах скорость катка не уменьшается.

Вибрационный дорожный каток Cat CC34B

Модель СС34В имеет большой топливный бак, позволяющий работать до 12 часов без заправки. Имеются функции экономичного режима, вибрации переднего и/или заднего вальца. Есть настройка коленчатого вала двигателя, позволяющая адаптировать работу катка под конкретные условия.

Ширина уплотнительного вальца составляет 1200 мм. Четыре задних пневматических шины улучшают сцепление с грунтом, благодаря чему повышается качество укладки асфальта.

Кабина оператора имеет хороший передний обзор благодаря узкой раме и специальной конструкции капота. Текущие рабочие характеристики выводятся на ЖК-дисплей в кабине оператора. Управление осуществляется с помощью интуитивно понятной многофункциональной панели. Яркая подсветка позволяет работать как днем, так и в темное время суток.

Популярные производители дорожных катков

Одним из старейших российских предприятий по производству дорожной техники является ОАО «Раскат». На сегодняшний день данный производитель выпускает широкую гамму техники для уплотнения, масса которой от 1,5 до 2 тонн.

Еще одним российским производителем техники является ООО «Магистраль». Выпускает разнообразные модификации и занимается поставкой катков по всем регионам страны.

Среди белорусских производителей можно выделить ОДО « Дормашэкспо», а также ОАО «Амкодор».

Среди американских и европейских производителей выделяют: производители из Германии Bomag, Hamm, Ammann, Dynapac (Швеция), американский производитель Caterpillar.

Источник

Устройство дорожного асфальтоукладочного катка, размеры, принцип работы

Строительство дорог – многоступенчатый технологический процесс, одной из ключевых операций которого является уплотнение дорожного полотна. Согласно статистическим данным, собранным в разных странах мира, более половины дефектов и разрушений автодорог обусловлены низкой плотностью подушки и самого покрытия. Именно поэтому, уделяется большое внимание технологиям и технике, призванной уплотнить все слои автомобильных магистралей.

Читайте также:  Как измерить уровень электромагнитного излучения радиочастотного диапазона от оборудования сотовой связи

Общая информация о дорожном катке

Автомобильная дорога – это не только асфальт или бетон. Она представляет собой многослойный пирог, в состав которого входит песок, щебень, другие нерудные строительные материалы, асфальтобетонное покрытие. При укладке их необходимо уплотнить. Для этого используется специальная техника. В частности, строительный каток – асфальтный, дорожный, грунтовой.

Каток дорожный – это специализированная машина для уплотнения насыпных грунтов, щебня, асфальта и асфальтобетона при строительстве и ремонте дорожного покрытия. На рынке дорожно-строительной техники представлено достаточное количество марок и моделей в широком ценовом диапазоне. В России и СНГ предлагаются как отечественные, так и импортные варианты.

Катки российских производителей нередко предпочитают из-за относительно невысокой первоначальной стоимости. С учётом амортизационных отчислений (код ОКОФ-2: 330.28.92.24), их эксплуатация обходится дешевле импортных, в т.ч. за счёт дешевизны запчастей.

Классификация дорожных катков

Говоря о том, какие бывают катки, используют несколько видов классификации. В частности, по: назначению, массе, принципу действия, способу передвижения, типу рабочего органа и числу вальцев.

По назначению

По назначению машины для уплотнения дорожных материалов подразделяются на:

  • асфальтовые катки с гладкими вальцами;
  • механизмы для уплотнения насыпных материалов. Такие модели как правило оснащены вальцами со спецпрофилем.

Обратите внимание! Каток асфальтовый можно использовать для уплотнения насыпного грунта, хотя эффективность его работы будет ниже, чем у специализированного.

По способу передвижения

Уплотнительная техника классифицируется по способы передвижения. Основных категорий две:

  • прицепные;
  • самоходные.

Для перемещения прицепных используется различная техника, чаще всего трактора. Они используются в основном на подготовительном этапе дорожного строительства. Также их применяют в сельском хозяйстве.

Существует ещё подкатегория ручных дорожных катков. Но полностью ручные встречаются очень редко. Из-за незначительного веса они мало эффективны и применяются в основном в садово-парковых зонах для уплотнения грунта под газон. При строительстве дорог и тратуаров им на замену пришли виброплиты.

Те же, которые управляются идущим позади оператором относят к разряду самоходных. Потому что оператор лишь задаёт направление, а не приводит каток в движение.

По массе

В зависимости от того, сколько весит каток для асфальта, различают пять групп.

Удельное линейное давление, кг/см

тротуарные или ремонтные

уплотнение тротуаров и ямочный ремонт асфальта и асфальтобетонного покрытия. В основном это ручные катки

укладка покрытия на тротуарах, парковых аллеях, стадионах; внутрицеховые работы по обустройству полов

предварительное уплотнение гравийно-щебеночных, асфальтовых и асфальтобетонных покрытий городской проезжей части и автомобильных дорог

окончательное уплотнение гравийно-щебеночных, асфальтовых и асфальтобетонных покрытий

уплотнение тяжелых каменных оснований и покрытий, рассчитанных на большую нагрузку

По принципу действия

Машины для уплотнения материалов используют два метода воздействия рабочего органа на рабочую поверхность:

  • статический;
  • динамический.

К статическим методам относится укатка. При этом рабочий орган – уплотняющий барабан – перемешается по материалу, воздействуя на него собственным весом. Все остальные методы уплотнения являются динамическими, т.к. применяют вибрацию.

При вибрационном воздействии уплотняемому материалу через рабочий орган сообщаются кратковременные частые импульсы небольшой амплитуды.

Дорожные катки могут использовать либо метод укатки (воздействие на уплотняемый материал за счет статического веса катка), либо комбинированный метод, когда в один или несколько вальцев встраивают вибратор.

Каток вибрационный оказывает на поверхность комбинированное воздействие, которое относится к динамическому методу. В зависимости от характеристик, вибратор может осуществлять большую часть воздействия на поверхность, чем вес катка.

По количеству вальцев

Катки также различаются по типам и количеству рабочих органов. Различают катки:

  • с одним,
  • двумя;
  • тремя вальцами.

Одновальцевые катки могут быть прицепными и самоходными. При этом весовая категория у них бывает разная. Самые легкие – ручные. Они себя изжили и на смену им пришло оборудование, управляемое оператором, идущим рядом и поворачивающим каток рукой с помощью дышла.

Это интересно! В некоторых моделях двигатель и привод помещаются внутри вальца.

Тяжелые одновальцевые – прицепные или самоходные – катки обычно оснащают кулачковыми или решетчатыми вальцами. Самоходные имеют опорные пневматические колеса.

Двух- и трёхвальцевые машины имеют различные схемы расположения вальцев. Двухвальцевые катки тандемного типа оснащаются двумя ведущими вальцами, которые имеют одинаковую ширину и диаметр. Привод осуществляют с помощью гидромоторов.

Передний валец, как правило, управляемый. Для исключения дефектов покрытия при вращении катка ширина вальца должна быть менее 1300 мм. В ведущих вальцах секции связаны между собой через межколесный дифференциал подобно ведущим колесам автомобиля.

Трехвальцевые двухосные катки бывают двух типов: среднего и тяжелого. Диаметр задних ведущих вальцев в 1,5 больше чем у передних. В основном, материал уплотняют задние вальцы, на которые приходится 70% массы катка.

Трехвальцевые трехосные катки относятся к среднему или тяжёлому типу. Все вальцы, расположенные вдоль катка, имеют одинаковую ширину. Конструкция этого механизма обеспечивает безволновое покрытие за счёт снижения нагрузки на раму. Это становится возможным ввиду того, что передний валец в транспортном положении может двигаться в вертикальном направлении.

По типу и виду рабочего органа

Рабочим органом дорожного катка являются вальцы или барабаны. Существует восемь разновидностей этих устройств:

  • пневмоколёсные;
  • гладкие;
  • кулачковые;
  • компакторные;
  • ребристые;
  • решетчатые;
  • пластинчатые;
  • вальцы из многоугольных дисков.

Такой широкий выбор обусловлен различным применением техники. Это позволяет подобрать метод уплотнения для разных материалов.

Пневмоколесные вальцы могут иметь гладкую и профилированную рабочую поверхность. В результате упругой деформации поверхности вальца, наряду с уплотнением под действием собственного веса, появляется сдвиговый эффект. Он способствует удалению жидкости и воздуха из грунта.

Гладкие вальцы, представляющие собой барабан цилиндрический формы, используются для уплотнения асфальта и асфальтобетона. Кроме того, могут применяться для работы с насыпными дорожными материалами. Уплотняющее воздействие обеспечивается весом самого катка.

Обратите внимание! Многие катки позволяют увеличивать нагрузку за счет добавления балласта.

Кулачковые вальцы получили своё название от кулачков – выступов, расположенных на поверхности. При работе они одновременно эффективно уплотняют его внутренний комковатый слой и разрыхляют верхний слой грунта. Обычно его трамбуют только после завершения отсыпания ещё одного слоя грунта.

Компакторные вальцы, внешне похожи на кулачковые. Их конструкция представляет собой цилиндрический барабан с расположенными на нём в несколько рядов симметричными кулачками.

Эти машины работают на высокой скорости, что позволяет использовать их на больших площадях. При работе они создают высокие ударные нагрузки на грунт, поэтому вибраторами вальцы такого типа не оснащают.

Обратите внимание! Нередко компакторные катки, оснащают отвалами, как бульдозеры. Поэтому их часто используют для работы на мусорных полигонах.

Ребристые вальцы по принципу работы аналогичны кулачковым. В отличие от последних, на поверхности барабана находятся не отдельные выступы, а сплошные ребра. Используются для уплотнения различных грунтов.

Решетчатые вальцы представляют собой своеобразную конструкция, в которой на гладкой цилиндрической поверхности закреплена металлическая решетка. В некоторых случаях сама решетка – литая или сварная – выполняется в идее цилиндра.

Вес катка с балластом варьируется от 15 до 30 тонн. Такие механизмы применяют для уплотнения различных грунтов: песков, глин, супесей и др.

Дополнительная информация! Машины с решетчатыми вальцами способны уплотнять грунты, имеющие включения валунов до 40 см и мерзлые зимние грунтов с включениями комьев до 60 см.

Дополнительное оборудование дорожных катков

Помимо основных рабочих органов дорожные катки оснащаются дополнительными устройствами. Катки для укладки асфальта оснащаются:

  • системой для смачивания вальцев водой, что предотвращает налипание на поверхность барабана частиц уплотняемого материала;
  • кромкообразователем, представляющим собой режущий диск, назначение которого – формирование чистого края (обрезка кромки) уплотняемой полосы асфальта.

Некоторые производители выпускают для катков транспортные колеса. Их установка позволяет перевозить каток с места на место при помощи автомобиля-буксировщика.

Для катков с гладкими вальцами поставляют дополнительные бандажи для переоборудования их в кулачковые.

Это интересно! В 2019 году на bauma в Мюнхене компания Bomag представила роботизированный дорожный Robomag.

Популярные производители дорожных катков

Как это не печально, но отечественные производители на рынке занимают чуть больше 18%. Основной спрос удовлетворяют иностранные компании. Самые популярные среди дорожников – продукция Wirtgen Group и FAYAT Group – катки HAMM и Bomag соответственно.

В России только два предприятия производят специализируются на производстве дорожных катков. Оба они располагаются в Рыбинске, Ярославской области. Кроме того, есть несколько заводов, выпускающих отдельные виды уплотнителей.

Источник

Самоходные дорожные катки: принцип работы, классификация катков, производительность

Home » Статьи » Классификация дорожных катков

Дорожные катки – отдельный вид спецтехники, которая активно используется во время строительства или ремонта дорог. Предназначаются для уплотнения определенные слоев дорожного покрытия. Используются дорожные катки и для уплотнения основания под тротуарной плиткой или бетонной стяжкой. Современные дорожные катки имеют самую разнообразную форму и принцип действия. Все их можно классифицировать по определенным критериям.

Дорожный каток: виды и принцип действия

Первые дорожные катки использовались еще до массового внедрения машин с двигателями внутреннего сгорания. Примитивными массивными вальцами на конной тяге дороги прокатывали после выравнивания и посыпки каменным материалом.

Современные дорожные катки представляют собой сложные инженерные комплексы, эффективность которых позволяет за короткий срок сформировать строительные площадки под возведение различных объектов.

Дорожные катки классифицируются по нескольким признакам.

  • По способу передвижения: самоходные — оснащены собственной силовой установкой и способны самостоятельно добраться до объекта и перемещаться по уплотняемой среде;
  • прицепные (а также полуприцепные) — не имеют двигателя, способного перемещать технику; работают в связке с тягачом.

По количеству осей: двухосные — могут быть как самоходными, так и прицепными; трехосные — обычно это самоходные единицы с повышенной производительностью. По количеству рабочих органов (вальцов): двухвальцовые — классический вариант, когда каток оснащен двумя осями с двумя рабочими органами; многовальцовые — как правило, это пневмоколесные катки для поверхностного уплотнения рыхлых грунтов.

Читайте также:  О бесплатной выдаче подменных товаров на время гарантийного ремонта

Отдельно можно выделить ещё одну классификацию дорожных катков — по способу воздействия на уплотняемую среду. По этому признаку они делятся на машины:

  • статического действия;
  • вибрационные.

Катки со статическими рабочими органами уплотняют грунт только за счет своей массы. Тяжелые вальцы при перекатывании давят на обрабатываемую среду и уплотняют ее. Этот вид дорожного катка обладает низким КПД и сегодня используется довольно редко. Однако простота устройства и эксплуатации положительно сказывается на надежности и ремонтопригодности машин статического действия. Рабочие органы вибрационных катков оснащены генератором знакопеременных колебаний. Обычно это эксцентриковый вал с массивным грузом. При вращении этого вала создается вибрационная нагрузка, которая через рабочие органы передается на грунт. Подобное решение позволяет даже при небольшой массе самого катка быстро и эффективно уплотнить обрабатываемую поверхность.

Сегодня вибрационные катки практически полностью вытеснили традиционные статические модели.

Это интересно: Как рассчитать объем щебня для засыпки

Классификация

Дорожные катки различаются по способу перемещения, воздействию на обрабатываемую площадь, особенностям вальцов, количеству осей. Для выполнения каждых определённых работ, в зависимости от состава почвы и других факторов выбирают подходящую модель такой техники. Ведь от качества утрамбовки самого грунта и асфальтного слоя во многом будет зависеть срок эксплуатации объекта.

Виды по способу перемещения:

  • Прицепные модели (с воздействием на покрытие только рабочих вальцов), полуприцепные (на покрытие воздействует масса катка через вальцы и тягач). Эти механизмы перемещаются при помощи тракторов или пневмоколесных тягачей.
  • Самоходные. Такая техника оборудована собственным двигателем, силовой передачей. Распространена, потому что удобна в управлении, отличается производительностью, самостоятельно перемещается между рабочими участками.

Прицепной и самоходный дорожные катки

По воздействию на обрабатываемое покрытие:

  • Статические. В процессе обработки поверхность уплотняется только за счёт силы тяжести.
  • Вибрационные. Утрамбовка участка происходит не только за счёт массы, но и под воздействием периодических колебаний при движении вальцов. Применяется там, где надо быстро выполнить огромные объёмы работ.

Дополнительная классификация

По типу вальцов:

  • С гладкими рабочими элементами, создающими ровную поверхность.
  • Кулачковые – с закреплёнными на обечайках рядами «кулачков». Используются для утрамбовки рыхлых грунтов.
  • Решетчатые – с обечайками вальцов в форме решёток. Используются для комковых грунтов с твёрдыми включениями, которые дробятся литыми решётками и получаются более ровные участки.
  • Пневмоколесные – позволяют применять более длительную нагрузку на поверхность. Такая спецтехника уплотняет почву (кроме песчаных, глинистых участков) глубиной до 30 см.
  • Комбинированные – совмещают разные типы рабочих элементов, обеспечивающих универсальность такой технике. Имеющие специальные шины, они создают уплотнение у поверхности и на глубине. Получается плотный ровный участок.

По количеству осей:

  • Одноосные, двухосные – применяются чаще только для уплотнения оснований.
  • Трёхосные подходят для финишных слоёв, потому что за счёт более равномерного распределения массы и высокого давления позволяют выравнивать даже самые мелкие выступы.

Такая спецтехника надёжна при эксплуатации, обладает отличными техническими характеристиками. Она отличается простотой управления, удобна, эффективна на участках любой сложности при выборе подходящей модели.

Видео: Работа дорожного катка

Публикации по теме

Какие существуют классы и марки бетона

Вопрос №10 — Какие существуют разряды для водителей бульдозера?

Вопрос №8 — В каких сферах применяются бетононасосы и функции пульта автобетононасоса?

Олег Абраменко из Тулы спрашивает:

Знаю, что при строительстве дорог немаловажную роль играет качество уплотнения насыпного грунта и асфальтобетона. Подскажите, какие есть виды дорожных катков и каково их значение в современном строительстве?

Ответ нашего специалиста:

К самой востребованной в строительстве автомагистралей спецтехнике относятся различные виды дорожных катков. Они трамбуют, уплотняют обрабатываемые площади (грунт, асфальтные покрытия и др.) с минимальными затратами средств, времени. Поэтому широко применяются во многих сферах:

  • при строительстве дорог;
  • в городских хозяйствах;
  • при выполнении железнодорожных работ;
  • в строительстве аэродромов;
  • в гидротехнической отрасли.

Дорожный каток — предназначение

Конструктивные особенности

Эксперты выделяют несколько классификаций дорожной техники с учетом конструкции катков и характеристик их рабочих элементов.

  • В зависимости от числа осей различают одно-, двух- и трехвальцовые системы. Одновальцовые катки привлекаются в ходе ямочного ремонта, создания парков и объектов ландшафтного дизайна. Двухвальцовые хорошо уплотняют асфальт и гравий. Трехвальцовые считаются наиболее мощными, способными работать практически с любыми материалами: от щебня до песка. Их задействуют даже на мостах и эстакадах.
  • С оглядкой на тип и количество вальцов, которыми утрамбовывается поверхность дороги, катки классифицируют на пневмоколесные, решетчатые, кулачковые, гладковальцовые и универсальные (комбинированные). Решетчатые идеально подходят для работы на участках, где присутствуют твердые образования в грунте, нуждающиеся в планомерной ликвидации. Кулачковые вальцы способны придавать обрабатываемой поверхности более плотную структуру. Пневматическое оборудование напоминает колесные машины, с его помощью удобно уплотнять насыпь, формировать прочное герметическое покрытие.

Стоимость оборудования, имеющего различную конфигурацию, различается и иногда – очень сильно. Так, например, цена дорожного катка XCMG с пневматическими колесами будет иной, чем стоимость одновальцового виброкатка или компактного мини-катка.

Масса и размер

По этим показателям машины подразделяются на 3 типа:

  • легкие
    . Техника этого класса весит не более 6 тонн, а распределяемая нагрузка не превышает 40 кН/м;
  • средние
    . Весят 6-10 тонн, показатель распределяемой нагрузки составляет 40-60 кН/м. Мощность силовых агрегатов, которыми комплектуется спецтехника среднего класса, – 20-30 кВт;
  • тяжелые
    . Это машины, оборудованные моторами высокой мощности (более 30 кВт). Распределяемая ими нагрузка превышает 60 кН/м.

Легкие катки нашли применение при строительстве тротуаров, а также площадок, не рассчитанных на большие нагрузки. Такую технику используют и при строительстве других дорожных объектов в целях предварительного уплотнения покрытия. С помощью техники второго типа уплотняют покрытие разных дорог. Третьи подходят для уплотнения покрытий любого типа – асфальтного или асфальтобетонного, а также слоев щебня и гравия.

Техника и оборудование для укладки асфальта

Асфальт – наиболее распространенный вид твердого дорожного покрытия. Его изготавливают из смеси битумов с добавлением различных минеральных материалов (щебня, гравия, песка и прочее). Перед укладкой асфальт разогревают, что делает его пластичным. После утрамбовки и застывания асфальтобетон приобретает необходимую твердость и износостойкость. Но получение такого полотна возможно только при использовании качественной техники.

Как производится доставка материала

Чтобы произвести ремонт или благоустройство дорожного полотна, состав необходимо доставить на место. Для доставки асфальта используют грузовые автомобили – самосвалы. Если состав предназначен для ремонта дорожных полотен в черте города, используют самосвалы малой и средней грузоподъемности, не превышающей 10 тонн.

Такие же самосвалы используются и при укладке однослойного асфальта. Его особенностью является низкая прочность. Поэтому сфера его применения ограничивается детскими площадками, парковками, пешеходными дорожками.

На таких площадках асфальтобетонный состав разравнивается и укатывается вручную. На больших площадях для разравнивания асфальтобетонной смеси применяются асфальтоукладчики. Поэтому тоннаж грузовых автомобилей напрямую зависит от вместительности их бункера.

Как производятся механизированные работы

Механизированное обустройство покрытия дорог производится с помощью специальной техники.

Грунторезы. С помощью этой техники производится подготовка к ремонту или обустройству нового асфальтового покрытия. Грунторезы могут передвигаться на гусеницах или колесах. Они снабжены фрезой, работающей от двигателя автомобиля. С ее помощью удается разрезать как однослойное, так и многослойное покрытие. Эти авто также используются и при ремонте дорог.

Грейдеры. Такие машины незаменимы для выравнивания основания, на котором в дальнейшем будет распределяться асфальтобетонный состав. Размеры грейдеров позволяют производить точное выравнивание грунта, поэтому они незаменимы при ремонте и благоустройстве дорог.

Экскаваторы и бульдозеры. Экскаваторы незаменимы при подготовке основания будущего покрытия. Бульдозеры незаменимы при удалении старого покрытия. С помощью бульдозеров осуществляется выравнивание щебня и очистка полотна от грязи.

Функции асфальтоукладчиков

Когда самосвалы доставят асфальтобетонную смесь, нагретую до 130-150°С, ее перегружают в бункер асфальтоукладчика – самоходную машину, которая распределяет состав.

В процессе благоустройства дорожного покрытия применяются два вида асфальтоукладчиков:

Схема работы асфальтоукладчика

Применение асфальтоукладчиков гусеничного типа обладает следующими преимуществами:

Но учитывая малую скорость передвижения, не превышающую 3-х км/ч, на место произведения работ их доставляют на автоплатформе. Асфальтоукладчики колесного типа небольшие расстояния способны преодолевать самостоятельно.

Функции катков

Существует несколько типов катков:

Для ремонта дорог и укладки однослойного асфальта применяются легкие катки весом 1-2 тонны. Имея небольшие размеры и малый угол разворота, такие машины способны работать в ограниченном пространстве.

Средние и тяжелые катки применяются для обустройства многослойного асфальтового покрытия.

Уплотнения асфальтобетонного покрытия производится при помощи катков

Какое оборудование используется для ручных работ

Укладка асфальта не всегда может производиться с помощью механизированных машин.

Ручная укладка асфальтобетона подразумевает использование следующих инструментов:

Ручная укладка дорожного покрытия специальным оборудованием

Ручная укладка позволяет произвести ямочный ремонт дорог, уложить асфальтобетон вдоль бордюров и в других местах, недоступных для механизированных машин.

Для доставки асфальта также используются самосвалы. Но так как на подготовку основания затрачивается гораздо больше времени, его температура значительно снижается. Если работы производятся вручную, качество дорожного полотна также ухудшается за счет использования легких катков, вес которых составляет от 100 до 700 кг. За счет малого веса они не способны обеспечить качественную утрамбовку.

Вспомогательное оборудование

Ручная укладка асфальтобетонной смеси требует применения вспомогательного оборудования.

Отбойные молотки. Это оборудование применяется для подготовки к ремонтным работам по организации основания. С их помощью отбивают куски поврежденного асфальтобетона.

Источник