Меню

Конспект урока Заповедные места твоего края

Конспект урока «Заповедные места твоего края»

Предмет: Окружающий мир, 4 класс

Тема учебного занятия: «Заповедные места твоего края» (Вологодская область)

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: Узнать заповедные места нашего края

  1. Уточнить понятия: заповедник, национальный парк, заказник, памятники природы, садово-парковые комплексы;
  2. Выявить характерные отличительные особенности различных форм охраны природы в области;
  3. Закрепить навыки работы с картой нашего края;
  4. Учиться взаимодействовать в группе;
  5. Осуществлять действия контроля и оценки.

Оборудование: карта Вологодской области, учебник «Родной край», иллюстрации редких животных и растений, карточки, название темы.

Содержание и технология урока:

Этап урока; задачи деятельности обучающихся

1.Актуализация знаний учащихся

Вспомнить известные знания о способах познания окружающего мира .

Приветствие. Настрой на урок.

Как называется область, в которой вы живете?

А какой город является центром Вологодской области?

В России в этом году Вологда объявлена столицей Нового года. Как вы думаете, почему?

А какая именно природа?

В Вологодской области живет Дед Мороз. В нашем крае очень красивая природа.

Много озер, рек, озер, лесов, животных растений, грибов и др.

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (мотивация изучения нового материала)

2.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи

Что нужно делать для того, чтобы сохранить красоту нашего края?

Каких редких животных вы знаете?

Какие редкие растения вы знаете? (Иллюстрации с редкими растениями).

Комитет экологии и природных ресурсов Вологодской области выделяет особо охраняемые территории. Какие это территории? Что в них запрещено?

Как вы думаете, какая цель сегодняшнего занятия?

Что нужно знать?

Что нам в этом будет помогать?

Не мусорить, не рвать цветы, не тревожить и не уничтожать животных.

Зубр, выхухоль, лось и др.

Ландыш, кувшинка, венерин башмачок и др.

Это заповедники , в них запрещено уничтожать животных, рвать растения и т.д.

Узнать заповедные места нашего края.

Какие условия создаются для охраны природы, где находятся охраняемые территории.

Карта Вологодской области.

Коммуникативные (высказывания детей)

поиск и извлечение информации)

Регулятивные (планирование действий)

3. Изучение нового материала. Открытие нового знания.

Систему охраняемых природных территорий Вологодской области составляют Дарвинский заповедник , национальный парк «Русский Север» , заказники различных типов, памятники природы , старинные сады и парки, клюквенные и водоохранные болота.

На северо-западных берегах Рыбинского водохранилища расположен Дарвинский заповедник. (Показать на карте). Почему эта территория называется заповедником? Что такое заповедник?

Дарвинский заповедник был создан в 1945 году. Надо было изучить, как влияет только что созданное Рыбинское водохранилище на окружающую природу.

Вопросы: О какой заповедной зоне вы узнали из рассказов?

Что необычного в заповеднике?

Флора заповедника насчитывает более 700 видов растений, из которых около 50 находятся под охраной. Среди них занесенные в Красную книгу природы России (венерин башмачок настоящий, надбородник безлистный).

Что вы узнали о Дарвинском заповеднике?

Следующая охраняемая территория – это национальный парк «Русский Север». (Показать на карте, где находится).

Если в заповеднике запрещено посещение туристов, в национальном парке оно разрешено.

Что такое национальный парк?

На территории парка расположены природные охраняемые территории: гора Маура, Сандырева гора, Сокольский бор, в котором под охраной находятся растения. Охраняемые исторические территории: Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов, Горицы. Охраняются все растения и животные: речная скопа, надбородник безлистный, пальчатокоренник и многие другие.(фото)

Животный и растительный мир парка удивительно разнообразен. Флора парка насчитывает 750 видов, из которых 7 включены в Красную книгу России. Насчитывается 170 видов птиц, 7 из которых занесены в Красную книгу России.

Следующая охраняемая территория-заказник.

Что такое заказник?

Заказники бывают: зоологическими, гидрологическими,

Что в каждом из них охраняется?

В нашей области зоологическим заказником являются например: Бобровый заказник в Тотемском районе. Илекский заказник расположен вблизи г. Вытегры. До 70% его территории занято лесом. Обитают лось, белка, хорь, куница, горностай.

Ботаническим: Шалго-Булдинский лес в Кирилловском районе. Почти вся территория заказника занята лесами.

Гидрологическим заказником является Шимозерский в Вытегорском районе. Включает систему периодически исчезающих озер.

Геологические: Стрельнинский заказник расположен в Великоустюгском районе. В крутых обрывистых берегах находятся известняки, глины.

Комплексные заказники Верхне-Андомский заказник. Охраняются озера, болота, лес.

Памятниками природы объявлены наиболее редкие по красоте места с познавательным, эстетитечким, научным или рекреационным значением.

К памятникам природы относятся: Дружининские ямы, Андомская гора, долина реки Тагажмы. На реке Тагажме образуется водопад высотой 1,5 м.

Еще одной охраняемой территорией являются исторические сады и парки. Например, парк в деревне Ермолово находится в Вологодском районе. Имеет фрагменты аллей и посадки из липы, дуба, ели, березы. Три пруда.

Источник



Для педагога

Автор: Попова Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ «СШ№11»
Населённый пункт: г. Палласовка Волгоградской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Заповедные места твоего края
Дата публикации: 04.07.2019
Раздел: начальное образование

Тема урока в 4 класса окружающего мира: «Заповедные места твоего края»

1. Познакомиться с природными парками в Волгоградской области;

2. Узнать растения и животных, охраняемых в Волгоградской области

Планируемые результаты:

Личностные: быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других

учащихся; чувство бережного отношения к природе.

Предметные: познакомить учащихся с заповедниками, заказниками и

национальными парками; познакомить учащихся с некоторыми видами редких

животных, растений и птиц ;познакомить учащихся с некоторыми вымершими

Метапредметные: Уметь формулировать тему урока; объяснять значение слов

заказник, заповедник, национальный парк.

Оборудование: корзинка, презентация, карточки для проверки домашнего задания,

карточки для групповой работы., стихотворение, тюльпаны и магнитики

раздать карточки на перемене

1. Аутотренинг 1 минута

Учитель. Ребята, вы наверно слышали, что чтобы повысить

работоспособность и улучшить настроение придумали разные

таблетки и продают их в аптеках. Но психологи придумали

другой способ без химии. Аутотренинг

-Я уверен в себе.

-У меня все получится.

-Сейчас я начну учиться.

-Я как разведчик, всё замечу и запомню

-Память моя крепка.

-Я смогу достичь своей цели.

-Я готов к работе.

2.Организационный момент 1 минута

Ребята, давайте начнём урок с короткого мультфильма. Ваша

задача рассказать о чём мы будем говорить на уроке.

(Мы будем говорить о нашем крае)

3. Проверка домашнего задания. 5 минут

Ребята, у меня в руках корзинка. Давайте попробуем собрать в

неё наши знания о нашем крае. А ребята( 5 человек )

поработают по карточкам. Надо восстановить текст.

-Как называется наш край? (Волгоградская область)

-Как называется главный город нашей области? (Волгоград)

-Как можно назвать город Волгоград, если его численность

-превышает 1 миллион? (город – миллионер)

-Сколько районов в Волгоградской области? 33 как букв

-Как называется наш район?

-На сколько часовых поясов разделена наша Земля? 24

-В каком часовом поясе живём мы? Во 2

— какой равнине расположена Волгоградская область?( Восточно-

-В какой природной зоне находится наш край? Степь

-Какие водоёмы Волгоградской области вы знаете?

-Назовите протяжённость Волги. 3 500 км

-В какое море впадает Волга?

-Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

-Какие растения у нас растут?

Читайте также:  Заключение отчета по производственной практике

-Какие животные живут?

-Какие народные промыслы нашего края вы знаете?

Молодцы. Какая тяжёлая корзина стала.

4. Тема и цели урока.1 минута

А теперь зачитаем тему урока. Что же мы ещё узнаем о нашем

крае? (Заповедные места нашего края)

Ребята, у вас лежат тюльпаны. Если вы что – то знаете по этой

теме прикрепите его на полянку.

Какие же цели мы поставим? (что такое заповедные места, есть

ли в нашем крае заповедные места, что там охраняется)

5.Нова тема. 2 мин

Ребята, как вы думаете почему такое название Заповедные?

(значит запрещать вырубку лесов, строительство чего – либо,

сбор растений и грибов, охоту) Заповедные места охраняются

Бывают заповедники, заказники, природные парки

Заповедник – закрытая для посещения территория, где редкие

растения и животные охраняются государством, хозяйственная

деятельность человека здесь запрещена

Заказники создают с целью охраны каких-то определенных

видов животных или растений. На этих территориях разрешена

хозяйственная деятельность, которая не наносит ущерба

охраняемым видам. Люди иногда подкармливают зимой

Природный парк –территория,

подлежащая особой охране и одновременно доступная для

туристов и отдыхающих.

6.Работа в парах.

Идём дальше. Как вы думаете в нашем крае есть заповедные

места? Поработаем в парах .Познакомьтесь с названиями

природных парков. (работают)

7. Проверка. 1 мин

-Сколько природных парков в Волгоградской области? 7

-Как они называются?

8. Работа в группах 4 мин

Сейчас мы разделимся на 7 групп. У вас будет текст и уже

готовый план. Вам надо будет познакомиться с текстом и

пересказать по плану.

В Усть-Медведицком природном парке есть лес, в котором

В Донском природном парке есть меловые горы, предводитель

крестьянского восстания в 17 веке Степан Разин минеральная

вода Горная поляна

Волго-Ахтубинская пойма – много дубов (дубравы),,в которых

обитают животные, занесенные в Красную книгу нашего края.

Щербаковский парк: огромные овраги с лесом,

Эльтонский природный парк: Сморогдинский минеральный

источник даёт 40 тыс. литров минеральной воды в сутки.

Нижнехопёрский парк – В этих местах жил русскмй писатель

Михаил Шолохов, который написал роман «Тихий Дон» реке

Хопёр 10 000 лет

В Цимлянском парке – Здесь водятся дикие лошади и

10.Физминутка под музыку 1 мин

11.Работа с учебником и с картой 2мин

Откройте карту на стр. 146. Прочитайте название заповедника

12. Составим план. Откройте тетради.1 мин

3. Место нахождения

13.Ярмарка вопросов.2 мин

Задайте друг другу вопросы по тексту.

12.Домашнее задание.1 мин

Откройте тетради. Стр. 45 Прочитаем задание.

13.Итог урока 3 мин

Заповедники нашего края – это наша Земля, наша Родина! И её –

природу, надо беречь, охранять

А охранять и любить природу родного края – значит охранять и

любить свою Родину. Про наш край пишут стихов и песен

14.Послушайте стихотворение Маргариты Агашиной ,

которая жила в Волгограде.

Стоит над Волгой город

В котором, я живу.

Я знаю: есть на Волге,

Но над моим сияет

Над ним зимой и летом,

И в ночь и среди дня,

Горит, не гаснет пламя

Но то, что я – отсюда

Навек запомню я.

15.Рефлексия.

Ребята, а теперь вы сможете рассказать что –то по новой теме

Источник

НОД в подготовительной группе «Заповедные места России»

Ольга Камшилина
НОД в подготовительной группе «Заповедные места России»

НОД в подготовительной группе

Тема: «Заповедные места России»

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Цель: формирование в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу, воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, быть активным участником и другом природы.

— развитие познавательной активности и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и взаимосвязях ее компонентов: живых организмов между собой и с различными средами в ближайшем окружении и других природных зонах (животные и растения тундры, тайги, степи, пустыни и т. д., о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания;

— познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением (Лосиный остров);

— развивать связную речь детей, побуждать детей отвечать на вопросы, внимательно слушать взрослого и сверстников, не перебивать, расширять и обогащать активный словарь детей (заповедник, тундра, степь,);

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу;

— развитие самоконтроля и самооценки в процессе организованной образовательной деятельности;

— воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, наблюдения.

Оборудования и материалы: ИКТ, картинки с изображением животных, карта, цветные кружки (красные и зеленые).

Ход ЗАНЯТИЯ.

— Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся!

— А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Здравствуй, друг! (пожимают друг другу руки)

Как ты тут? (ласково треплют за ушко)

Где ты был? (разводят руки в стороны, приподнимая плечи)

Я скучал! (прикладывают правую руку к сердцу)

Ты пришел? (постукивают по плечу)

Хорошо! (Обнимают друг друга)

— Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу – будет интересно!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное видеопутешествие по заповедным местам России. Ведь 11 января отмечается — День заповедников и национальных парков.

— А кто-нибудь знает что такое заповедник?

(ответы детей)

— Давайте разберемся- что такое заповедник и зачем они?

— Но что же это на столе? Это посылка в подготовительную группу «Капитошки». Давайте заглянем в нее.

(воспитатель достает лист, на котором распечатана физическая карта России)

— Ребята, что же это такое?

: Карта России)

— Верно. Посмотрите на экран – это тоже карта России, но увеличенная. Мы живем с вами в стране, которая привольно раскинулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского до Тихого океана.

— Карта разноцветная, на ней много и голубого, и зеленого, и желтого, и коричневого цветов.

— Скажите, что обозначают на карте голубым цветом?

: Моря, океаны, озера и реки)

— Что обозначают зеленым цветом?

: леса, луга, поля)

— А желтым и коричневым?

: степи, пустыни и горы)

— Обратите внимание – какого цвета на карте больше?

— На территории нашей страны очень много лесов. Для птиц, зверей и насекомых – это дом родной. А люди приходят в этот дом как гости, поэтому должны соблюдать определенные правила.

— Подскажите мне – какие правила поведения в лесу вы знаете?

: нельзя мусорить, разжигать костры, ломать деревья, засорять водоемы, пугать животных, разорять муравейники)

— Правильно. Растения и животные всегда для человека были щедрыми источниками пищи, лекарств, строительных материалов. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны, но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных, растений. Что значит исчезающие? (ответы детей). Для того, чтобы эти виды живой природы совсем не исчезли в нашей стране созданы заповедники.

Читайте также:  Преимущества аппаратов Silver Fox Сильвер Фокс

Здесь оберегают и сохраняют редкие и ценные растения и животных. Сегодня их около ста. Как вы думаете – какие правила поведения в заповеднике?

: нельзя ездить на машине, ходить только по тропинкам, запрещена охота и рыбалка, сбор ягод и грибов, рвать цветы, вырубать деревья)

— Всё в заповеднике направлено на охрану природы! Жизнь в заповеднике течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа!

— А теперь, как я вам и обещала, мы отправимся в видеопутешествие по заповедникам России.Но сначала нам нужна разминка:

Отправляемся в поход

Сколько нас открытий ждет (повороты вправо-влево)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)

Раз, два, три, четыре

— Возвращаемся на свои места перед экраном и отправляемся.

— Скажите, а какие природные зоны вы знаете?

: тундра, тайга, степи, пустыни, леса средней полосы России)

— Назовите, пожалуйста, отличительные признаки каждой зоны и покажите их на полотно?

: тундра – холод и снег, низкие деревья, северное сияние, олени…

тайга – царство вечнозеленых хвойных деревьев, густые леса…

степь – отсутствие деревьев, много травянистых растений и кустарников)

— Молодцы. На территории каждой природной зоны существуют заповедники.

— Н а Крайнем Севере нашей страны расположена зона тундры. На территории тундры находится Лапландский заповедник. Здесь нет лесов, очень холодно, и на территории заповедника растут мох, лишайники, карликовые деревца. Главные обитатели заповедника – северные олени («король тундры», полярные медведи и волки, куница, полярная сова. Долгое время люди охотились на этих животных, и чтобы сохранить их – был создан заповедник.

— Если мы сядем на оленью упряжку, можно доехать до следующей природной зоны – тайги. На территории тайги расположен Саяно-Шушенский заповедник. Тайга – это хвойные леса. Какие хвойные деревья вы знаете?

(Ответы детей. Ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна)

— Самое ценное хвойное дерево – кедр, оно дает полезные для здоровья орешки. На территории Саяно-Шушенского заповедника встретим таких животных, как снежный барс и соболь, медведи, лисы, волки, белки, бурундуки, рысь.

— А теперь перенесемся на юг нашей страны – в зону степей. В степной зоне находится Астраханский заповедник, на его территории под охраной проживают енотовидная собака, степной волк, ондатра. В этом заповеднике живет редкая красивая птица – белая цапля. Самое знаменитое и редкое растение Астраханского заповедника – лотос.

Все эти прекрасные, редкие животные и растения занесены в Красную книгу и охраняются государством.

— Кто нибудь знает, почему эта книга названа красной?

(Ответы детей. Этот цвет – запрещающий. Он как бы говорит нам всем, что нужно остановиться, прекратить губить природу своей планеты. Красный цвет – цвет тревоги, опасности, это сигнал SOS, подаваемый нам живым миром земли. Таким образом, книга названа красной, чтобы привлечь людское внимание и остановить бездумное уничтожение животных и растений).

— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет». В нашей посылочке есть и карточки с изображением животных разных природных зон. Вам нужно будет разложить животных по месту их обитания. (дети раскладывают животных тундры, тайги и степи)

— Возвращаемся к нашему видеопутешествию. Недалеко от того места, где мы с вами живем, находится самый настоящий заповедник. Он расположен на северо-востоке Москвы и называется «Лосиный остров». Как вы думаете, почему заповедник получил такое название?

(ответы детей)

— Правильно. Главным животным здесь всегда был и остается лось. А остров? Просто в старину так назывались леса, расположенные между деревнями и полями, к тому же, Лосиный Остров был окружен глубоким рвом, наполненным водой. На территории заповедника встречаются лоси, кабаны, лисы, зайцы, пятнистые олени, белки.

— Посмотрим, что еще осталось в нашей посылке? Кружки – зеленого и красного цветов! Они нам пригодятся для игры «Хорошо-плохо?».Будете показывать кружки: зеленый – положительное влияние на природу, красный – отрицательное)

Костер в лесу (красный)

Мусор в лесу (красный)

Посадка деревьев (зеленый)

Сломанные ветки (красный)

Создание красной книги (зеленый)

Незаконная охота – браконьерство (красный)

Не рвать цветы (зеленый)

Развешивание кормушек (зеленый)

Разорение муравейников (красный)

Создание заповедников (зеленый)

— Умнички. Сегодня мы с вами познакомились с заповедниками России. Что же такое заповедник?

(Ответы детей)

— Какой заповедник находится рядом с нами?

(Ответы детей)

— Ребята, как вы думаете только ли в заповедниках надо беречь природу?

(Ответы детей)

— Почему вы так думаете?

— Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

— Вы сегодня все хорошо работали, показали свои знания и я уверена, что вы будете беречь и охранять природу!

— А закончу я стихотворением:

Мир этот нежен, хрупок, раним.

Ты разумно о нем позаботься!

И давайте его сохраним!

Он родною землею зовется!

Прикреплённые файлы:

Проект «Заповедные места Мордовии» Проект: «Заповедные места Мордовии» Автор проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификацион-ной категории Краткая.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Государственные символы России» Конспект НОД для детей подготовительной группы. Тема: «Государственные символы России». Автор: Панкова Нина Александровна, воспитатель МКДОУ.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: — Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; — Развивать.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Неофициальные символы России» Конспект НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию. Составила: воспитатель МБДОУ д/с №1 «Родничок» Волхонская С. В. г. Полесск.

Конспект занятия в подготовительной группе «Промыслы России»Конспект занятия в подготовительной группе «Промыслы России» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Промыслы России» Программное содержание:.

НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Символы России»НОД по познавательному развитию детей с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Символы России» Интеграция ОО :» Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие». Задачи : — закрепить.

Проект «Заповедные места Мордовии» Актуальность проекта. Природа Мордовии очень разнообразна. На современной карте республики можно увидеть леса и поля, реки и озера, низины.

«Моя улица», «Ближайшее окружение. Памятные места». Технологическая карта НОД. Петербурговедение Технологическая карта НОД Петербурговедение ДОУ: Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Заповедные места моего края. ФотозарисовкиЗаповедные места моего края. Фотозарисовки На левом берегу реки Малая Лаба, в месте ее слияния с рекой Уруштен расположен кордон Восточного отдела Кавказского государственного природного.

Источник

Изучение темы заповедные места твоего края предусматривает использование следующего оборудования

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Читайте также:  Оборудование для выпуска молочной продукции

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект занятия «Заповедные места родного края»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 309

«Заповедные места родного края»

Составил: Комисарова Ольга Геннадьевна,

Волгоград, 2014 г.

Цель: дать детям общее представление о заповедных местах родного края.

Расширять представления детей о природе родного края.

Формировать у детей представления о растительном и животном мире родного края.

Познакомить детей с уникальными заповедными парками Волгоградской области, с животными и растениями, занесенными в Красную книгу Волгоградской области.

Развивать любознательность и стремление изучать и сохранять природу нашего края.

Развивать словарный запас, активизировать речевое общение детей.

Воспитывать чувство гордости и восхищения красотой родного края.

Чтение стихов волгоградских поэтов и писателей.

Прослушивание музыкальных произведений о Волгограде.

Рассматривание иллюстраций, слайдов и фото животных и растений, занесенных в Красную книгу Волгоградской области.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края.

Материалы и оборудование: тексты стихов М. Агашиной, карта России и Волгоградской области, иллюстрации природных зон, картинки с изображением растений, животных, фруктов, овощей, Красная книга Волгоградской области, видеоматериал о заповедных зонах Волгоградской области.

Беседа с детьми.

Воспитатель . Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу его передать вам, давайте улыбнёмся друг другу.

Вот и прекрасно, что мы все улыбаемся!

Наше занятие я хочу начать со слов М. Пришвина «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна, что…?» (Родина. Ответы детей).

Вот сегодня мы и поговорим о Родине.

Родина! О ней много пишут и говорят.

А как вы думаете, что такое Родина? (Родная страна, родной город, район, родная улица, дом, семья).

Ребята, а наш детский сад, наша группа, являются частичкой нашей Родины? (Ответы детей).

Работа с картой страны и Волгоградской области.

Обратите внимание на карту Родины, как называется наша страна, а столица нашей Родины? (Ответы детей).

Кто из вас может показать столицу нашей Родины?

А как называется наш родной город?

На карте России, в южной части нашей страны, расположился славный и героический город-герой Волгоград. (Воспитатель показывает расположение города-героя Волгограда на карте России).

Волгоградские поэты, композиторы, прославляя, наш город написали много замечательных стихов и песен.

Давайте вспомним одно из них и расскажем.

Ребенок читает стихотворение М. Агашиной «Мой город»

Стоит над Волгой город

В котором, я живу.

Я знаю: есть на Волге,

Но над моим сияет

Над ним зимой и летом,

И в ночь и среди дня,

Горит, не гаснет пламя

Но то, что я – отсюда

Навек запомню я.

Воспитатель. Природа нашего края, Волгоградской области, богата, многокрасочна. Чего здесь только нет: полноводные реки, озёра, цветущие степи, парки и заповедники, сады и бахчи.

Какие две полноводные реки протекают по нашей Волгоградской области? (Ответы детей. Волга и Дон).

А какие великолепные, огромные в нашем крае сады! (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций).

Садоводы ухаживают за деревьями, собирают в конце лета щедрые урожаи яблок, груш, слив.

В самых южных районах нашего края уже в начале лета поспевают сочная черешня и золотисто-желтые абрикосы.

На бахчах зреют арбузы, дыни и тыквы. Степь – наша кормилица!

Физминутка «В поле я гуляю»

В поле я гуляю, ноги поднимаю

(ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

Дидактическая игра «Отгадай загадку – покажи отгадку»

(Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках)

Воздух жаркий и сухой,

А кругом ковыль седой. (Степь)

Этот цветок похож на бокал –

Розовый, белый, порой ярко – ал.

Он расцветает ранней весной,

Степь, украшая шалью цветной. (Тюльпан)

Этот алый корнеплод

Сладкий сахар нам даёт. (Свекла)

Полны зерен сладких. (Кукуруза)

Как плетеная корзинка,

Семечки посерединке. (Подсолнух)

На ветвях они висят.

С аппетитом их едят,

Они старых молодят. (Яблоки)

Для начинки пирога

Подойдет нам курага.

А какой душистый плод

Людям курагу дает? (Абрикос)

Висит на веточке красиво

Сочная, большая… (Слива)

Этот плод продолговатый

Его варят, его сушат,

Называется он… (Груша)

Сам алый, сахарный.

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Воспитатель . Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. А ещё, наш край славится природными заповедниками и парками.

(Воспитатель использует видеоматериал о заповедных парках Волгоградской области и комментирует видео).

В Усть-Медведицком природном парке есть лес, в котором растут папоротники.

В Донском природном парке есть меловые горы, глубокие овраги и каньоны.

Волго-Ахтубинская пойма – много дубов (дубравы), пойменные леса, в которых обитают животные, занесенные в Красную книгу нашего края.

Щербаковский парк: огромные овраги с лесом, столбичи.

Эльтонский природный парк: это озеро Эльтон и огромные залежи соли.

Нижнехопёрский парк – много лесов, лугов, в степях много разных трав и ковыля.

В Цимлянском парке – искусственный лес (его сажали специально), большое разнообразие животных и растений. Здесь водятся дикие лошади и мустанги.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Воспитатель. Я показываю картинки животных и птиц, если они обитают в нашем крае, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то молчите.

(Воспитатель показывает картинки с изображением сурка, хомяка, тушканчика, сайгака, степного орла, удода, дрофы, а также животных, не обитающих в нашем регионе).

Воспитатель. Ученые-экологи, создают и поддерживают благоприятные условия для жизни диких растений и животных в наших заповедниках.

А для того, чтобы мы знали и берегли природу нашего края, у нас есть «Красная книга Волгоградской области».

(Воспитатель показывает детям «Красную книгу»)

Парки и заповедники нашего края – это наша Земля, наша Родина! И её – природу, надо беречь, охранять и преумножать.

А охранять и любить природу родного края – значит охранять и любить свою Родину! А Родина, как и мама, бывает одна. Берегите её!

Будьте достойными гражданами своей Родины!

Список использованной литературы

Красная книга Волгоградской области. Т.2. Растения. – Волгоград: Издательство Дом «ИНФОЛИО», 2008.

Любимый наш Красноармейск, тебя готовы славить!

(Сборник материалов по итогам конкурса). Волгоград, 2008.

Любимый наш Красноармейск. (Сборник материалов по итогам конкурса). Волгоград, 2007.

По страницами Красной книги. Буклет составлен по материалам Красной книги Волгоградской области. Сост.: Острая Т.И., Ундакова И.В., Мазина О.В. Администрация Волгоградской области, 2008.

Шорыгина Т.А. Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.

Источник