Меню

Краны и специальные такелажные средства

Такелажные приспособления, средства и механизмы

Практически на каждом промышленном предприятии возникает необходимость в монтаже, погрузке, перевозке крупногабаритных грузов или оборудования. Зачастую выполнить такую работу возможно только с помощью такелажного оборудования, которое включает в себя целый набор специальных приспособлений и техники, начиная от тросов и цепей и заканчивая кранами манипуляторами.

  1. Что такое такелажные работы
  2. Такелажные приспособления
  3. Канаты
  4. Стропы
  5. Полиспасты и блоки
  6. Лебедка
  7. Опорные конструкции
  8. Требования к оборудованию
  9. Техника безопасности
  10. Классификация объектов

Что такое такелажные работы

Т акелажные работы — это комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. В отличие от обычных погрузочно-разгрузочных работ, такелажные услуги предполагают применение специальных приспособлений и механизмов. Традиционно такие работы применяются для погрузки или выгрузки крупногабаритных или тяжелых грузов, вес и конфигурация которых не дает возможности производить эти операции вручную.

Одна из основных областей применения данного вида работ — перевозка оборудования промышленного назначения. Такелаж оборудования используется не только с целью облегчения задачи грузчикам.

Погрузка станков, верстаков, конвейеров и других элементов технологических линий с применением такелажной оснастки способствует четкой организации процесса, позитивно отражается на сроках выполнения работ, а также обеспечивает сохранность дорогостоящего оснащения.

Сегодня профессиональный такелаж оборудования востребован практически во всех отраслях народного хозяйства — от металлургического комплекса до пищевой промышленности. Помимо этого с помощью такелажников может производиться перевозка сейфов, крупногабаритных музыкальных инструментов, торгового оборудования и других грузов.

Такелажные приспособления

Такелаж — это набор средств, механизмов и приспособлений для крепления и перемещения грузов. Профессиональный такелаж включает в себя следующую оснастку: тросы, карабины, канаты, цепи, крюки, веревки, стропы и пр.

Иногда данный термин может служить обозначением действия, направленного на погрузку или выгрузку тех или иных грузов, являясь синонимом таких словосочетаний, как «такелажные услуги» или «такелажные работы».

Правда, в отличие от «такелажных работ», «такелажные услуги» подразумевают вспомогательные операции — такие как предварительная упаковка требующего перемещения оборудования, или изготовление поддонов для перевозки груза.

Канаты

Стальной канат (трос) – необходимый элемент механизмов и оборудования для подъема и перемещения грузов.

Оцинкованный стальной канат (трос) DIN 3052 (1x7), DIN 3053 (1x19)Изготавливается из отдельных стальных проволок, часто с добавлением синтетического или растительного сердечника. Сердечник необходим для опоры стальным проволкам каната, позволяет уменьшить поперечную деформацию каната, уменьшает радиальные нагрузки.

Производство стальных канатов осуществляется, в частности по стандартам DIN 3052, 3053, 3055, 3060, 3062.

По свивке (конструкции) — канат 1*7, 1*19 состоит из проволок, свитых в одну прядь. Конструкция каната 6*7 означает 6 прядей по 7 проволок в каждой, аналогично 6*19, 6*37 и т.д. Чем больше концентрических слоев, тем прочнее канат.Канаты различаются:

  1. По типу покрытия — оцинкованные канаты, канаты в оболочке (ПВХ). Оболочка (изоляция) обычно производится из поливинилхлорида. Она необходима для защиты каната от коррозии под воздействием погодных условий. При это трос в оплетке не изменяет своих параметров по прочности, грузоподъемности и приобретает дополнительную защиту, что продлевает срок его службы
  2. По типу стали – канаты из нержавеющей стали, стали высокого качества и др.

Стропы

Отрезки канатов, соединенные в кольца или снабжен­ные специальными подвесными приспособлениями, обеспечиваю­щими быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов, называют стропами. По конструкции стропы бывают гибкие и жесткие.

Гибкие стропы, изготовляемые из отдельных кусков каната или цепей, подразделяют на:

  • простейшие;
  • универсальные;
  • облег­ченные;
  • многоветвевые.

Полиспасты и блоки

Блоки — это простейшие механизмы для подъема грузов. Они входят в состав большинства грузо­подъемных механизмов.В зависимости от числа роликов разли­чают одно — и многороликовые блоки.

Однороликовые блоки, служащие только для изменения направления каната или цепи, называют угловыми, или отводными блоками. Диаметр ролика в блоке должен составлять не менее 16-20 диаметров каната, а глу­бина ручья ролика должна превышать диаметр каната не менее чем на 4-5 мм. Это учитывают при выборе блока.

Систему, составленную из подвижных и неподвижных бло­ков, через ролики которых пропущен канат или цепь, называют полиспастом.

а) – монтажный блок; б) – полиспаст.

Лебедка

Самая востребованная такелажная техника. Представляет собой грузоподъемную машину, в которой канат или цепь, служащие в качестве рабочего элемента, наматываются на барабан, канатоведущий шкив или звездочку.

Лебедки позволяют поднимать и перемещать тяжеловесные грузы по горизонтальному или наклонному пути, что часто применяется такелажниками при погрузке таких грузов в транспортное средство для перевозки.

Ассортимент лебедок очень широк: с ручным приводом, электроприводом, двигателем внутреннего сгорания, гидравлическим, пневматическим и паровым приводом.

Опорные конструкции

При проведении строительных, монтажных или ремонтных работ не обойтись без специальной техники, предназначенной для переноски грузов, роль которой зачастую выполняют погрузчики, краны манипуляторы и кран-балки, выполненные в виде опорного или подвесного моста.

Кран-балки или тельферы, являются разновидностью подъемного крана, но могут использоваться в малогабаритных помещениях или на складах, где нет достаточного места для транспортных маневров.

Сфера применения этой многофункциональной металлоконструкции столь велика, что трудно себе представить работу производственного предприятия или склада без грузонесущего тельфера, управляемого посредством дистанционного пульта.

Современная кран-балка может по желанию владельца оборудоваться грузозахватом или переключателем скоростей, быть пожаро и химически взрывозащищенной, использоваться в условиях повышенных температур и обладать другими полезными свойствами.

Требования к оборудованию

Для повышения производительности труда при выполнении строительно-монтажных работ большое значение имеет механизация погрузочно-разгрузочных операций и транспортирования материалов и изделий.

В качестве погрузочно-разгрузочных средств применяются блоки, полиспасты, тали и тельферы, лебедки, домкраты, краны, автогидроподъемники и т.д. Неотъемлемыми элементами всех такелажных работ являются веревки, канаты и стальные тросы, к которым предъявляются жесткие требования по прочностным характеристикам.

Все эти элементы такелажных работ подлежат периодическому осмотру с целью выявления местных разрушений и испытанию на прочность. Срок службы каната (троса) во многом зависит от числа перегибов на блоках и барабанах, а также от соотношения между диаметрами каната и барабана.

[attention type=yellow]Важно! При выборе того или иного типа троса или каната руководствуются расчетным усилием его разрыва и коэффициентом запаса прочности, который выбирается в зависимости от условий работы каната.[/attention]

Для чалочных канатов, используемых для обвязывания грузов и подвешивания их к крюкам подъемного механизма, коэффициент запаса прочности принимается равным 12, поскольку при обвязке канаты изгибаются с малым радиусом кривизны и в них возникают большие дополнительные напряжения.

Техника безопасности

Такелажные работы сопряжены с определенным риском и опасностью травматизма. Представляем перечень предупредительных мер, соблюдение которых способно предотвратить опасную ситуацию.

  1. Перед началом процесса сотрудник обязан проверить исправность основного и вспомогательного оборудования. В случае поломки надо выполнить ремонт и провести профилактику всех узлов и подвижных соединений.
  2. Во избежание несчастных случаев вокруг производственной площадки должна быть натянута оградительная лента, которая воспрепятствует попаданию посторонних лиц на территорию опасной зоны.
  3. Запрещено находиться под грузом в процессе его подъема, спуска или перемещения.
  4. При всех видах работ необходимо использовать дополнительное страховочное оснащение.

[attention type=green]Соблюдение этих правил даст возможность такелажнику избежать травматизма и выполнить свои обязанности наиболее эффективно.[/attention]

Читайте также:  Новый электронный сервис поможет рассчитать стоимость патента

Классификация объектов

Такелажные работы вполне подразумевают перевозку крупногабаритной неразборной мебели, музыкальных инструментов, например, концертного рояля. Кроме того, договор на такелажные работы может включать демонтаж производственного, торгового, игрового, банковского и прочего оборудования, а также каких-либо инженерных конструкций, например, рекламных щитов.

Существуют следующие виды такелажных работ:

Источник

Краны и специальные такелажные средства

При монтажных работах применяют краны, различающиеся по способу придания устойчивости: самоустойчивые и вантовые. Наибольшее применение нашли самоустойчивые краны, у которых устойчивость обеспечивается собственной массой и массой контргруза: стреловые самоходные краны на гусеничном, пневмоколесном ходу, краны на спецшасси, автокраны, тракторные краны и краны-трубоукладчики, железнодорожные, башенные, козловые, портальные, плавучие краны, рельсовые и др. Кранами осуществляют подъем и перемещение оборудования и конструкций всеми известными методами (с отрывом, скольжением, поворотом вокруг шарнира).

Основные технические характеристики козловых и башенных кранов приведены в табл. 16, монтажных рельсовых — в табл. 17, стреловых на гусеничном ходу — в табл. 18, автомобильных, на спецшасси и пневмоколесных — в табл. 19.

К вантовым кранам относятся мачтовые стрелочные краны, деррик-краны и др. Такие краны крепят вантами (расчалками) к якорям или вблизи расположенным конструкциям.

В случае нерациональности, невозможности, а также отсутствия крановых грузоподъемных средств для подъема и перемещения грузов применяют специальные стационарные грузоподъемные средства: мачтовые подъемники (мачты), монтажные портальные подъемники (порталы), шевры, гидроподъемники, монтажные балки и другие, работающие эпизодически, требующие сборки и разборки после подъема, перемещения и установки ограниченного числа единиц оборудования. Эти средства используют также в условиях, когда к месту монтажа не может подъехать кран или его там невозможно установить.

Таблица 16. Технические характеристики козловых и башенных кранов

Таблица 17. Технические характеристики монтажных рельсовых кранов

Примечание. I–IV — исполнения кранов.

Таблица 18. Технические характеристики стреловых самоходных кранов на гусеничном ходу

Таблица 19. Технические характеристики кранов автомобильных, на спецшасси и пневмоколесных

Монтажно-мачтовые подъемники (мачты) широко применяют для подъема различного тяжеловесного оборудования и конструкций колонного и башенного вертикального типа методами скольжения (с отрывом и без отрыва от земли). Мачты изготовляют трубчатые и решетчатые. Трубчатые мачты имеют грузоподъемность до 30 т, решетчатые — до 500 т. В поперечном сечении решетчатые мачты представляют собой квадрат, по углам которого расположены уголки. Такие мачты имеют шарнирную пяту и верхнюю поворотную головку («паук»), что позволяет поворачивать мачту вокруг ее продольной оси без перестановки расчалок и наклонять ее во время работы.

Монтажный портал — это две мачты (рис. 14), соединенные в верхней части жесткой металлической перекладиной (ригелем). Монтажные порталы применяют при подъеме оборудования и конструкций как вертикального типа, так и горизонтального. Оборудование вертикального типа монтируют монтажными порталами в основном методом скольжения, а также безъякорным способом — поворотом вокруг шарнира. Монтажные полиспасты крепят обычно к ригелю портала. Опоры портала имеют шарниры, что позволяет наклонять его в обе стороны от вертикальной плоскости на угол 15…20°.

Установка и демонтаж монтажных порталов — трудоемкая и сложная работа; кроме того, передвигать их по горизонтали нелегко. Преимуществом является возможность перемещения поднятого над землей оборудования (аппарата) в плоскости подъемника на большие расстояния (по сравнению с мачтами), а недостатком — ограничение высоты монтируемого (поднимаемого) оборудования. Иногда монтажные порталы перемещают по двум рельсовым путям. Наиболее широкое применение нашли портальные подъемники грузоподъемностью 100…330 т (табл. 20).

Гидравлические подъемники (гидроподъемники) применяют для подъема оборудования и конструкций поворотом вокруг шарнира. Гидроподъемник состоит из двух стоек, по которым перемещаются гидравлические подъемные механизмы.

Шевры применяют при монтаже резервуаров (рис. 15), конструкций опор канатных дорог, аппаратов вертикального типа, линий электропередачи и других аналогичных конструкций поворотом вокруг шарнира. Стойки шевра закрепляют на шарнирах, которые устанавливают на подготовленное основание с целью предотвращения неравномерной осадки. Горизонтальное смещение опор шевра предупреждают закреплением опор канатными оттяжками в двух направлениях. Оголовок шевра имеет седловидные опоры для расположения съемного ригеля.

При монтажных работах нашли применение шевры грузоподъемностью 80…250 т с высотой подъема 25…35 м. По сравнению с мачтами А-образные шевры обладают следующими преимуществами: 1) требуемой высотой шевра, меньшей той же высоты неподвижно установленных мачт; 2) отсутствием боковых расчалок и якорей для их крепления; 3) меньшей трудоемкостью монтажа шевра; 4) отсутствием необходимости демонтажа шевра; 5) меньшими нагрузками на фундамент аппарата вследствие совмещения в одной конструкции шарнира аппарата и шарнирных опор шевра.

Подъем «падающими» шеврами возможен при наличии свободного пространства для опускания шевра в процессе подъема оборудования в вертикальное положение.

Портальный подъемник

Рис. 14. Портальный подъемник: а — схема портального подъемника; б — портальный подъемник грузоподъемностью 250 т и высотой 62,2 м

Конструкция и применение шевра при монтаже резервуара

Рис. 15. Конструкция и применение шевра при монтаже резервуара

Таблица 20. Технические характеристики портальных подъемников

Источник

Такелажное оборудование

Такелажные системы применяются в различных областях человеческой деятельности. Как правило, все такелажные работы сводятся к обработке массивных грузов. К таким услугам относятся подготовка крупногабаритных предметов к погрузке, их подъем, перемещение, закрепление на устойчивой платформе. Таким образом, такелажное оборудование может быть востребовано не только в промышленности и на производстве, в складском или сельском хозяйстве. В ряде случаев заказчиками такелажных приспособлений выступают частные покупатели, которым необходимо поднять и переместить крупногабаритные грузы: сейфы, бытовую технику, строительные материалы и т.п.

Компания «КАНПРО» предлагает в Москве такелажное оборудование различных видов, реализуя продукцию как собственного производства, так и ведущих европейских марок. У нас в ассортименте такелажных систем представлены:

  • Такелажная стропа всех видов. Большинство погрузочно-разгрузочных работ осуществляется с применением грузоподъемных систем. Чтобы закрепить груз на них, используется такелажная стропа. Она может быть цепной, канатной, ленточной. Такелажная стропа широко применяются в лесной промышленности, строительстве, грузоперевозках, нефтегазовой промышленности и т.д.
  • Такелажный трос или канат. Отличаются материалом, покрытием, массой, диаметром каната и показателем разрывного усилия. Имеют разную степень эластичности и гибкости. Такелажные стальные тросы применяются для подвесов, растяжек и ограждений.
  • Такелажное оборудование для грузоподъемных механизмов. К ним относятся тали, лебедки, домкраты. Сфера использования максимально широка.
  • Такелажные комплектующие. В эту категорию входят такелажные скобы, талрепы, захваты, такелажные точки, коуши, такелажная канатная муфта, грузовые блоки и прочее.
  • Такелажные системы крепления. К ним относятся стяжные ремни и такелажная цепная стяжка.

Весь вышеперечисленный такелажный ассортимент представлен в нашем каталоге. Компания ООО «ПО КАНПРО» предлагает купить такелажное оборудование по умеренным ценам. Специалисты помогут выбрать такелажные приспособления среди широкого и разнообразного перечня оборудования. Среди наших преимуществ стоит выделить наличие собственного производства, благодаря этому такелажная оснастка может быть изготовлена согласно индивидуальным требованиям покупателя.

Все представленные грузоподъемные механизмы и такелажные системы можно заказать оптом и в розницу. Условия доставки в различные регионы страны следует уточнять у менеджеров дополнительно.

Источник



Такелажное оборудование

Содержание

  • Виды такелажных приспособлений и средств
  • Требования к оборудованию
  • Безопасность при выполнении такелажных работ
  • Виды такелажных работ
Читайте также:  Возврат диктофона в магазин сроки правила возврата и обмена

Современное такелажное оборудование — это оснастка, необходимая для установки в проектное положение или перемещение тяжеловесных и негабаритных грузов в ходе нового строительства, реконструкции, технического перевооружения, переезда производственного предприятия. Эти работы, в отличие от погрузо-разгрузочных, производятся без участия грузоподъемных механизмов, однако доставка на объект и перевозка грузов редко обходятся без их погрузки на транспортное средство, перевозки и выгрузки на месте монтажа. Поэтому в номенклатуру такелажного оборудования, необходимого для перемещения и монтажа входят различные средства для подъема грузов – траверсы и стропы.

Виды такелажных приспособлений и средств

Разнообразие видов грузов, подлежащих перемещению, предполагает широкий ассортимент такелажных приспособлений для перемещения грузов, предназначенных для облегчения работы такелажников, повышения ее производительности и безопасности. Такелажное оборудование классифицируется различными способами, однако чаще всего используется система, в которой оно делится на:

  • такелажные средства – тросы, стропы, блоки, полиспасты, опорные конструкции;
  • такелажные устройства – мачты, портальные подъемники, шевры;
  • такелажные механизмы – лебедки, домкраты, подкатные тележки.

Монтажные мачты, портальные подъемники, шевры используются редко – при монтаже специальных большеразмерных сооружений, а средствами и механизмами для такелажа постоянно пользуются компании, специализированные на работах по подъему и перемещению крупногабаритных и тяжеловесных грузов. В номенклатуру такелажных средств входят:

  1. тросы стальные сплетаются вокруг пенькового или стального сердечника из оцинкованной проволоки, а синтетические изготавливаются из полиамида, полиэстера, полиэтилена или полипропилена. Тросы для такелажной оснастки чаще всего состоят из 6 прядей, свитых вокруг сердечника, пропитанного антикоррозийным составом, предупреждающим коррозию, попадая между прядями и внутрь них при изгибе троса. Действующие нормативы классифицируют тросы более чем по 10 признакам, однако главные показатели троса — диаметр и гибкость. Диаметр троса может быть от 1,9 до 27,5 мм, а сплетаются они из 42 или 144 проволок диаметром от 0,2 до 3,2 мм (соответственно в каждой пряди по 7 или 24 проволоки). Гибкость троса повышается с увеличением количества проволок;

  1. стропы отрезки стального или синтетического троса, текстильной ленты из полиэстера, цепи, соединенные в кольцо или с закрепленными на концах приспособлениями, позволяющими быстро и безопасно закрепить груз. Для соединения тросов и устройства петель при изготовлении строп используются сжимы и зажимы, которыми закрепляются штампованные или литые коуши, предназначенные для установки крюка, а также предупреждающие расплющивание троса и расслоения прядей в местах перегиба. Две, четыре или более облегченных строп с крюком и петлей, закрепленных на одной серьге образуют многоветвевые стропы. Стропы могут быть самобалансирующимися, полуавтоматическими, они используются при изготовлении многих видов траверс для такелажных работ;

  1. полиспасты и блоки используются для перемещения и смены направления груза. Блоки бывают одно- и многорольные. Однорольные блоки чаще всего используются в качестве отводных и для подъема легких грузов, а при помощи многорольных поднимаются грузы значительной массы. Ролики вращаются на оси, закрепленной на щеках, на которых устанавливаются крюк и серьга. Блоки оборудуются устройствами, предупреждающими соскальзывание троса. Снизить тяговое усилие можно при помощи полиспаста, состоящего из подвижного, неподвижного и отводного блоков, через который сбегающий трос соединяется с лебедкой, талью или другим механизмом. Сбегающий трос может идти, как с подвижного, так и с неподвижного блока, а число нитей в полиспасте бывает, как четным, так и нечетным;

  1. опорные конструкции требуются при такелажных работах с оборудованием, которое необходимо поднять на определенную высоту и удерживать ее в таком состоянии некоторое время. В соответствии с массой перемещаемого груза он может быть зафиксирован на требуемой отметке при помощи закрепленной оттяжками монтажной мачты, такелажного портала, оборудованного талями с ручным или электрическим приводом, а при работе с тяжеловесным оборудованием применяется стальная рама на гидравлических стойках, способная поднять на нужную отметку и удерживать в таком положении массивный груз до установки проектного крепежа;
  2. домкраты позволяют повысить эффективность такелажных работ при подъеме грузов на небольшую высоту. Его главное отличие в том, что он располагается под грузом, что позволяет обойтись без различных грузозахватных приспособлений. При производстве такелажных работ используются домкраты:

· гидравлические, преобразующие давление рабочей жидкости в механическое движение. Для этого после поднятия рычагом насосного плунжера рабочая жидкость заполняет камеру под ним, а опускаясь, плунжер повышает давление в камере, открывает обратный клапан, обеспечивая поступление рабочей жидкости в емкость под поршнем, который перемещается вверх. Подъем-опускание рычага повторяет цикл, выдвигая шток и поднимая груз. К позитивным свойствам гидравлических домкратов относятся:

  • высокий КПД;
  • грузоподъемность до 200 тонн;
  • плавность подъема;
  • незначительное прикладываемое усилие;
  • компактная и устойчивая конструкция.

Гидравлический домкрат используется в одних случаях, как самостоятельная единица, а в других – как элемент опорных конструкций и других видов такелажного оборудования;

· пневматические представляющие собой надувные подушки из армированных эластомерных или резинокордных материалов, грузоподъемностью до 20 тонн. Эти домкраты отличает:

небольшой вес и минимальная толщина в транспортном положении (20 – 25 мм);

  • высокое устойчивость к проколам и стойкость к истиранию;
  • простота организации позиции для установки насоса и эксплуатации;
  • простота эксплуатации.
  • Несколько пневматических домкратов объединяются в единую сеть с источником сжатого воздуха (компрессор, баллон со сжатым воздухом, заводская компрессорная) обеспечивая синхронную работу всех домкратов. Невысокое рабочее давление (от 0,6 до 0,8 МПа) обеспечивает безопасность работ.

    · реечные предназначены для работы в стесненных условиях, когда невозможно применение механизмов с электрическим приводом. Реечный домкрат состоит из стального корпуса с перемещающейся внутри него зубчатой рейкой, на верхнем конце которой закреплена опорная головка для груза, а в нижней части загнута лапа, используемая для подъема низкорасположенных грузов. Рейка перемещается вверх и вниз при вращении рукоятки, передающей усилие на зубчатую передачу. На одном валу с рукояткой расположено храповое колесо, упираясь в зубья которого собачка, закрепленная на корпусе, фиксирует положение рейки. Реечные домкраты обладают:

    • простотой устройства и его надежностью;
    • неприхотливостью при работе в сложных условиях;
    • плавным подъемом груза на необходимую высоту рукояткой.

    Реечные домкраты могут использоваться при работах в вертикальном и горизонтальном положении. Они способны поднимать до 20 тонн на опоре и 14 тонн на лапе при высоте подъема до 0,34 м;

    · винтовые, основным элементом которого является винт с трапецеидальной резьбой, вращающийся в неподвижной гайке, вваренной в стальной корпус. В верхней части винт имеет квадратное сечение, где установлена рукоятка, вращающая винт, а также шарнирно закреплена чашка для опирания груза. Рукоятка оборудуется трещоткой (храповым колесом с двухсторонней собачкой), что упрощает работу с винтовым домкратом в стесненных условиях. Винтовые домкраты способны поднять груз весом до 20 тонн на высоту до 0,29 м.

    6. лебедки используются для передвижения груза по горизонтали и подъема по вертикали посредством вращения рукоятки в местах, где использование специализированного оборудования для такелажных работ невозможно. Рукоятка вращает цилиндрические шестерни открытой двухступенчатой зубчатой передачи или червячную пару с фрикционным тормозом. Ручные лебедки:

    • способны работать в любом направлении;
    • надежно защищены от перегрузки;
    • работают с тросом произвольной длины.
    Читайте также:  Аренда с правом выкупа налоговые последствия

    Электрический привод и замена тормоза на колодочный или дисковый с предохранительной муфтой превращает ручную лебедку в электрическую.

    Требования к оборудованию

    Такелажные работы представляют повышенную опасность, как для работников, занятых в их производстве, так и для третьих лиц. Поэтому к состоянию и работоспособности такелажного оборудования предъявляются жесткие требования, в частности:

    • сложное оборудование подлежит регулярной профилактике – осмотру движущихся частей, тросов и др.;
    • периодическая проверка инструментов для строповки, грузозахватных приспособлений и другой оснастки;
    • после ремонта, замены узлов или тросов оборудование подлежит техническому осмотру с испытанием под воздействием рабочего груза;
    • проверке соответствия диаметра барабана лебедки и толщины каната – малый диаметр барабана и большой диаметр троса может привести к его досрочному износу.

    Пренебрежение этими требованиями может привести к тяжелым последствиям.

    Безопасность при выполнении такелажных работ

    Хотя к такелажным работам допускаются только обученные и прошедшие медицинский осмотр сотрудники, они проходят инструктаж по технике безопасности на рабочем месте при работе на новом объекте. Кроме этого:

    • проводится проверка знаний о методах перемещения тяжеловесных грузов при выдаче наряд-допуска на такелажные работы;
    • перед работами проверяются все такелажные приспособления;
    • площадка для работ ограждается сигнальной лентой, а в темное время суток и сигнальными фонарями;
    • при работе на высоте используются страхующая оснастка.

    Мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, расписываются в ППР, с которым должны ознакомиться все участники такелажных работ.

    Виды такелажных работ

    Классификация такелажных работ производится по различным признакам, в т.ч. и по их сложности:

    • простые, позволяющие обойтись без использования специализированного оборудования;
    • средней сложности – перемещение грузов весом до 20 тонн с использованием ручного такелажного оборудования;
    • сложные, требующие перемещения тяжеловесных и негабаритных грузов весом более 50 тонн с использованием различных видов оборудования и различных технологий такелажных работ.

    Московско-питерская компания «Первая такелажная служба» в оговоренные сроки и с высоким качеством произведет:

    • переезд производственного предприятия;
    • доставка тяжеловесного или (и) негабаритного груза;
    • монтаж и демонтаж технологического оборудования;
    • погрузо-разгрузочные работы с грузами любого веса и размеров;
    • подъем на высоту тяжеловесных или (и) негабаритных грузов.

    Сотрудники компании «Первая такелажная служба» обладают знаниями, навыками и опытом, позволяющим выполнять такелажные работы любой сложности!

    Источник

    Краны и специальные такелажные средства

    При монтажных работах применяют краны, различающиеся по способу придания устойчивости: самоустойчивые и вантовые. Наибольшее применение нашли самоустойчивые краны, у которых устойчивость обеспечивается собственной массой и массой контргруза: стреловые самоходные краны на гусеничном, пневмоколесном ходу, краны на спецшасси, автокраны, тракторные краны и краны-трубоукладчики, железнодорожные, башенные, козловые, портальные, плавучие краны, рельсовые и др. Кранами осуществляют подъем и перемещение оборудования и конструкций всеми известными методами (с отрывом, скольжением, поворотом вокруг шарнира).

    Основные технические характеристики козловых и башенных кранов приведены в табл. 16, монтажных рельсовых — в табл. 17, стреловых на гусеничном ходу — в табл. 18, автомобильных, на спецшасси и пневмоколесных — в табл. 19.

    К вантовым кранам относятся мачтовые стрелочные краны, деррик-краны и др. Такие краны крепят вантами (расчалками) к якорям или вблизи расположенным конструкциям.

    В случае нерациональности, невозможности, а также отсутствия крановых грузоподъемных средств для подъема и перемещения грузов применяют специальные стационарные грузоподъемные средства: мачтовые подъемники (мачты), монтажные портальные подъемники (порталы), шевры, гидроподъемники, монтажные балки и другие, работающие эпизодически, требующие сборки и разборки после подъема, перемещения и установки ограниченного числа единиц оборудования. Эти средства используют также в условиях, когда к месту монтажа не может подъехать кран или его там невозможно установить.

    Таблица 16. Технические характеристики козловых и башенных кранов

    Таблица 17. Технические характеристики монтажных рельсовых кранов

    Примечание. I–IV — исполнения кранов.

    Таблица 18. Технические характеристики стреловых самоходных кранов на гусеничном ходу

    Таблица 19. Технические характеристики кранов автомобильных, на спецшасси и пневмоколесных

    Монтажно-мачтовые подъемники (мачты) широко применяют для подъема различного тяжеловесного оборудования и конструкций колонного и башенного вертикального типа методами скольжения (с отрывом и без отрыва от земли). Мачты изготовляют трубчатые и решетчатые. Трубчатые мачты имеют грузоподъемность до 30 т, решетчатые — до 500 т. В поперечном сечении решетчатые мачты представляют собой квадрат, по углам которого расположены уголки. Такие мачты имеют шарнирную пяту и верхнюю поворотную головку («паук»), что позволяет поворачивать мачту вокруг ее продольной оси без перестановки расчалок и наклонять ее во время работы.

    Монтажный портал — это две мачты (рис. 14), соединенные в верхней части жесткой металлической перекладиной (ригелем). Монтажные порталы применяют при подъеме оборудования и конструкций как вертикального типа, так и горизонтального. Оборудование вертикального типа монтируют монтажными порталами в основном методом скольжения, а также безъякорным способом — поворотом вокруг шарнира. Монтажные полиспасты крепят обычно к ригелю портала. Опоры портала имеют шарниры, что позволяет наклонять его в обе стороны от вертикальной плоскости на угол 15…20°.

    Установка и демонтаж монтажных порталов — трудоемкая и сложная работа; кроме того, передвигать их по горизонтали нелегко. Преимуществом является возможность перемещения поднятого над землей оборудования (аппарата) в плоскости подъемника на большие расстояния (по сравнению с мачтами), а недостатком — ограничение высоты монтируемого (поднимаемого) оборудования. Иногда монтажные порталы перемещают по двум рельсовым путям. Наиболее широкое применение нашли портальные подъемники грузоподъемностью 100…330 т (табл. 20).

    Гидравлические подъемники (гидроподъемники) применяют для подъема оборудования и конструкций поворотом вокруг шарнира. Гидроподъемник состоит из двух стоек, по которым перемещаются гидравлические подъемные механизмы.

    Шевры применяют при монтаже резервуаров (рис. 15), конструкций опор канатных дорог, аппаратов вертикального типа, линий электропередачи и других аналогичных конструкций поворотом вокруг шарнира. Стойки шевра закрепляют на шарнирах, которые устанавливают на подготовленное основание с целью предотвращения неравномерной осадки. Горизонтальное смещение опор шевра предупреждают закреплением опор канатными оттяжками в двух направлениях. Оголовок шевра имеет седловидные опоры для расположения съемного ригеля.

    При монтажных работах нашли применение шевры грузоподъемностью 80…250 т с высотой подъема 25…35 м. По сравнению с мачтами А-образные шевры обладают следующими преимуществами: 1) требуемой высотой шевра, меньшей той же высоты неподвижно установленных мачт; 2) отсутствием боковых расчалок и якорей для их крепления; 3) меньшей трудоемкостью монтажа шевра; 4) отсутствием необходимости демонтажа шевра; 5) меньшими нагрузками на фундамент аппарата вследствие совмещения в одной конструкции шарнира аппарата и шарнирных опор шевра.

    Подъем «падающими» шеврами возможен при наличии свободного пространства для опускания шевра в процессе подъема оборудования в вертикальное положение.

    Портальный подъемник

    Рис. 14. Портальный подъемник: а — схема портального подъемника; б — портальный подъемник грузоподъемностью 250 т и высотой 62,2 м

    Конструкция и применение шевра при монтаже резервуара

    Рис. 15. Конструкция и применение шевра при монтаже резервуара

    Таблица 20. Технические характеристики портальных подъемников

    Источник