Меню

Материалы и оборудование для двигательной активности консультация по физкультуре на тему

Материалы и оборудование для двигательной активности
консультация по физкультуре на тему

Адбрахманова Алевтина Николаевна

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Скачать:

Вложение Размер
materialy_i_oborudovanie_dlya_dvigatelnoy_aktivnosti.docx 45.01 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы и оборудование для двигательной активности Значение двигательной активности для развития ребенка

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в физической активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма. Поэтому педагог должен позаботиться о ее организации, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметной среды детского сада.

На начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия. Малыши стараются преодолеть некоторое расстояние с целью достать понравившийся предмет, а затем пытаются манипулировать с ним. Через действия с разными предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное овладение разными видами движений способствует расширению возможностей дошкольника в познании им окружающего мира. В процессе проявления двигательной активности у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.

Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста связано с выбором определенных способов действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов.

Двигательная активность ребенка по достижению цели любого действия, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью. Для развития движений большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д.) способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.

В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки (езда на велосипеде, самокате, ходьба на лыжах, прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.).

Во время использования физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т. д. При этом проявляется ловкость, выносливость, быстрота реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т. д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.

Велосипеды, ролики, коньки стимулируют развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используются различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами.

Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Их самостоятельная двигательная активность определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Ребенок, проявляя свою двигательную активность, действует в каком-то определенном пространстве, которое может быть разным по величине и форме, предметному насыщению. Во время прогулок, на групповом участке, спортивной площадке или в близлежащем лесу поле их деятельности достаточно широко. Дети много двигаются на игровых площадках, беговых дорожках, прыжковых зонах, на полосе препятствий, на мини-стадионе, на лыжне. Однако пространство для двигательной активности во время занятий, проводимых в физкультурном зале, более замкнуто, так как оно ограничено размерами и формами закрытых помещений (групповых комнат, физкультурных и тренажерных залов, бассейнов).

В любом из перечисленных условий ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к самому себе, и в то же время он познает все это в процессе двигательной активности на основе осязания, зрительного восприятия и речи. В разных условиях у детей одновременно происходит формирование движений и пространственной ориентировки.

Разностороннее познание пространственно-временных отношений, предметного окружения происходит посредством активных движений, выполняемых с разными пособиями. Одни физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом). Другие упражнения — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, санках, лыжах и т. п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, бревна и др.).

Во время участия в коллективных играх с элементами спорта (городки, волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.

При рациональном подборе и размещении физкультурного оборудования создаются благоприятные условия для развертывания разнообразной самостоятельной двигательной активности ребенка. Дошкольники могут выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди множества предметов и регулировать свою двигательную активность.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей.

Участие дошкольников в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий предметной среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания ребенка. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения дошкольников благоприятным уровнем двигательной активности в процессе физического воспитания. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений ребенка, его самостоятельности.

Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и масса предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета участия всех дошкольников в разных формах двигательной активности.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с различными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых возможностей).

Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разные предметы: крупногабаритные, переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой различных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Самостоятельная двигательная активность в этом возрасте связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определенные усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Существенное значение для развития моторики имеет возникновение сюжетной игры. Однако наблюдения показывают, что часто при этом малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или ходьбы.

Движения ребенка 3-го года жизни еще недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении двигательной активности значительную роль у малышей играет способность подражать знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Можно наблюдать, как ребенок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, прыгает с зайчиком, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.

Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное — многократно самостоятельно повторять действия, при этом ощущая огромную радость.

Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты. Например, ребенок берет обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берет зайку, мишку и т. п. и опять кладет их в свой «домик» и т. д. Другой малыш может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из веревки, скакалки дети способны также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание.

Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они выполняются в различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т. д.). Для педагога важно находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. В процессе руководства двигательной активностью малышей следует обращать внимание на то, чем они заняты, и в случае необходимости переключать их с одного вида деятельности на другой. Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников от однообразных движений и поз, их неумение регулировать свою двигательную активность, важно постоянно следить за сменой движений и чередованием их с отдыхом.

Двух-, трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому их чаще надо привлекать к расстановке и уборке пособий. Педагог должен поддерживать интерес малышей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (установка нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).

Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 2 до 3 лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности, необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования. Размещение физкультурного оборудования

В групповой комнате следует освободить место, соответствующим образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.

Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т.

д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10—15 см), на который можно встать и взять интересующий предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчика, мишку, лисичку) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).

Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, по очереди. Мелкие пособия нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Источник

Оборудование для развития двигательной и физической активности детей

Автор: Салькова Ольга Анатольевна

Организация: ГБДОУ №49

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям детского организма. Поэтому педагог должен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования в процессе оптимизации режима двигательной активности детей в условиях детского сада будет способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию.

Для развития движений детей большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение детей от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д.), способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.

В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки (езда на велосипеде, самокате, ходьба на лыжах, прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.).

Во время использования физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. При этом дети проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т. д.) может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мыщц и укрепление мышечного тонуса.

Велосипеды, ролики, коньки стимулируют развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используются различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами.

Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях детей для восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Дети, проявляя свою двигательную активность, действуют в каком-то определенном пространстве, которое может быть разным по величине и форме, предметному насыщению. Во время прогулок, на групповом участке, спортивной площадке, или в близлежащем лесу поле деятельности детей достаточно широко.

Они много двигаются на игровых площадках, беговых дорожках, прыжковых зонах, на полосе препятствий, на мини-стадионе, на лыжне. Однако пространство для двигательной активности детей во время занятий по физической культуре, проводимых в физкультурном зале более замкнуто, так как оно ограничено размерами и формами закрытых помещений (групповых комнат, физкультурных и тренажерных залов, бассейнов).

В любом из перечисленных условий ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к самому себе и, в тоже время, он познает все это в процессе двигательной активности на основе ощущения, осязания, зрительного восприятия и речи. В разных условиях у детей одновременно происходит формирование движений и пространственной ориентировки. Разностороннее познание пространственно-временных отношений, предметного окружения происходит посредством активных движений, выполняемых детьми с разными пособиями. Одни физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом). Другие упражнения — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, на санках, лыжах и т.п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.).

Во время участия детей в коллективных играх с элементами спорта (городки, волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.

При рациональном подборе и размещении физкультурного оборудования создаются благоприятные условия для развертывания разнообразной самостоятельной двигательной активности детей. Дошкольники могут выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно — игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий предметной среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

2. Основные требования к подбору физкультурного оборудования

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений», Москва, «Мозаика-Синтез», 1999.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей.

Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий). Предлагаем примерный перечень физкультурного оборудования для групповых комнат и физкультурного зала.

В младшая группе

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазаньи. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.

Во второй младшей группе сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей.

Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по «дорожке» и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.). В связи с увеличивающейся самостоятельностью дети умеют ориентироваться в пространстве, улучшается согласованность их действий в коллективе. В то же время у детей этого возраста ещё быстро падает интерес к одной и той же игрушке, пособию, тому или иному движению.

Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).

К четырем годам дети уже способны самостоятельно объединяться небольшой группой для выполнения игровых упражнений, используя разные пособия и предметы.

Однако, большинство детей затрудняется в выборе игр и могут длительное время находится в «бездеятельном состоянии». Им необходима помощь со стороны педагога.

В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).

К четырем годам у детей происходит развёртывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности за день их пребывания в детском саду.

Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Огромную радость приносят детям такие движения, как притопывание, кружение, различные подскоки. Поэтому чаще следует использовать музыкальное сопровождение в разных видах занятий по физической культуре.

Увеличению двигательной активности малышей способствует благоприятная окружающая обстановка: много свободного места в группе, большое разнообразие предметов и игрушек, непосредственное участие воспитателя в подвижных играх и упражнениях. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Источник

Как игровое оборудование влияет на физическое развитие ребёнка

Современное общество предлагает детям несметное количество игр и развлечений, но среди всех особняком стоят детские комплексы, которые не только несут в себе развлекательную функцию, но и позволяют открыть новые возможности в физическом развитии ребенка!

Как игровое оборудование влияет на физическое развитие ребенка?

Современное общество существенно отличается от прошлых поколений огромным влиянием интернет-пространства на подростков и детей. Сегодня трудно найти ребенка, который не сидит в гаджете в свободное время, повальное увлечение социальными сетями и компьютерными играми сильно влияет на будущие увлечения молодого поколения. Дети, особенно в раннем возрасте, всегда стремятся подражать старшим, и видя активное увлечение последних всевозможными гаджетами сами не особо хотят выходить на улицу. И чем больше влияние интернет-пространства, тем сильнее становится проблема физического развития ребенка, именно в период дошкольного возраста закладывается основа психологического, умственного и физического становления будущего члена общества, и для физического аспекта развития проблема компьютеризации и интернет-зависимости является очень актуальной.

рисунок_1 (1).jpg

Физическое развитие малыша подразумевает, в первую очередь, активные занятия на свежем воздухе и постоянное движение, а наличие завлекающих гаджетов серьезно тормозит желание ребенка заниматься на улице. Поэтому основной задачей и родителей, и учителей становится привлечение детей всех возрастов к активному досугу. Почему постоянная физическая нагрузка так необходима в дошкольном и школьном возрасте?

  • Прогулки на свежем воздухе и активные игры способствуют укреплению иммунитета
  • Выполнение упражнений на тренажерах и оборудовании стимулирует кровообращение
  • Совместная игра на улице позволяет наладить коммуникацию со сверстниками
  • Выполнение физических упражнений способствует формированию дисциплины

Упражнения в дошкольном возрасте с затратами энергии помогут легче переносить нагрузки в школьный период, и для родителей ключевой задачей становится создание оптимальной двигательной активности для малышей не только на улице, но и в пространстве дома/детского сада. Важно обеспечить заинтересованность ребенка в активной игре, чтобы он видел в ней альтернативу компьютеру и гаджету, и с удовольствием занимался самостоятельно.

Однако во многих городах России существует проблема отсутствия большого количества детских уличных игровых комплексов, чаще всего такой комплекс расположен в парковой зоне или сквере, жителям спальных микрорайонов и частного сектора зачастую долго добираться к тренажерам. В качестве решения этой проблемы родители решают устанавливать в своих дворах игровые комплексы и тренажеры в отдельности

рисунок-2.jpg

Польза детских игровых комплексов

Сегодня производители предлагают большое разнообразие уличных комплексов для детей, включающих спортивные и игровые тренажеры. При наличии небольшого пространства в собственном дворе или внутридомовой площади установка компактного игрового комплекса будет идеальным решением! Дети всех возрастов смогут кататься на горках, лазать по стенкам и рукоходам, выполнять упражнения на брусьях и кольцах.

Разнообразие составных элементов игрового комплекса позволяет выполнять упражнения на все группы мышц, обеспечивая достаточную физическую нагрузку и правильное развитие позвоночника. Во время постоянных занятий на комплексе повышается выносливость малыша, укрепляется иммунитет, тщательно прорабатывается мышечный корсет, активно работает вестибулярный аппарат.

Во время игры дети налаживают коммуникацию со сверстниками, придумывают новые упражнения и весело проводят время с пользой для здоровья — это способствует развитию личностных качеств. В ходе игры на брусьях или кольцах малыши могут помогать друг другу, соревноваться в скорости выполнения, обсуждать новые идеи упражнений, занятия на игровых комплексах будут полезны как с физической, так и с психологической точки зрения.

Игровые элементы по возрастной категории

Многие игровые снаряды рассчитаны на детей нескольких возрастных групп, при его покупке нужно обязательно читать инструкцию и подбирать оборудование согласно возрасту. В каждой возрастной группе имеются свои особенности, выбирая снаряд в составе комплекса нужно обязательно их учитывать для оптимального развития ребенка. Так, для дошкольников отлично подойдут мишени, песочницы, игровые домики и некоторые элементы гимнастических снарядов небольшой высоты. Такие элементы, как лазы, шведские стенки и канаты подойдут для детей начальных классов, многоуровневые лазы, большие турники и кольца лучше всего подойдут для старших школьников. Однако большинство игровых элементов могут использоваться всеми возрастными категориями, они разработаны для безопасного использования и дошкольниками, и подростками.

В состав детского игрового комплекса могут входить универсальные элементы для всех возрастных групп, их чаще всего можно встретить во дворах спальных районов и образовательных учреждений. Этот вариант является наиболее подходящим для длительного использования, дети растут и подбирать комплекс по возрасту часто бывает не по карману. Многофункциональные игровые снаряды в составе комплекса чаще всего универсальны и используются для физического развития детей всех возрастов.

Игровое оборудование для самых маленьких

В группу раннего развития входят дети до 3-х лет, и в данном случае речь идет о простых и безопасных снарядах, которые помогут на ранних стадиях развития малыша и обеспечат физическую активность. Главный принцип игрового оборудования для группы раннего развития — безопасность материалов, в этом возрасте ребенок познает мир практически на ощупь и все игровые элементы не должны препятствовать исследованиям. Также игровые комплексы должны быть яркими — чем больше цветов, тем больше внимания будет привлекать игровой снаряд, красочные элементы обязательно станут объектом для исследования малышей.

Один из самых популярных снарядов для детей до 3-х лет — песочница, которая обеспечит спокойную игру с песков и лепку разнообразных форм из него. Развитие мелкой моторики рук, фантазии и пространственного мышления — все это доступно в песочнице. Совместная лепка из песка способствует налаживанию коммуникации.

рисунок3.jpg

Для малышей группы раннего развития очень важно совершенствовать физическую составляющую, и для этого можно использовать множество спортивных снарядов:

  • Игровые домики и беседки

Для активного общения со сверстниками и поиска новых друзей как нельзя кстати подойдут игровые домики разной направленности — их форма даст уникальные возможности для ролевых игр и приятного времяпрепровождения в тепле и комфорте.

  • Гимнастические снаряды

Гимнастические бум-бревна и стенки, передвижные модули прекрасно подходят для улучшения навыков ходьбы и тренировки баланса, игры на бревнах помогут в развитии ловкости и цепкости

  • Горки и лестницы

С помощью горки малыши знакомятся с первыми препятствиями, забираться и спускаться не так и просто! Лазание по лестнице поможет малышу не бояться высоты и развить ловкость, силу рук и вестибулярный аппарат

  • Качели и балансиры

Обеспечивают улучшение чувства равновесия, работы вестибулярного аппарата и укрепления мышечного корсета, с помощью качели малыш сможет почувствовать новые эмоции в полете и открыть для себя новый вид развлечения.

Игровое оборудование для детей дошкольного возраста

Представители дошкольного возраста отличаются повышенной активностью и отсутствием усидчивости, поэтому игровые элементы должны обеспечить ребенку максимальную загруженность и развлечение, и при этом быть безопасными. Игровые комплексы для дошкольников должны сочетать в себе функциональность, безопасность и компактные габариты для установки на любое уличное пространство.

Дети дошкольного возраста любят преодолевать многочисленные препятствия и лазать, поэтому для них наиболее оптимальный снарядами будут перекладины, многоуровневые лазы, шведские станки и лестницы. С их помощью можно выполнять множество упражнений на выносливость, ловкость и скорость преодоления.

Помочь в развитии гибкости и координации у дошкольников могут помочь снаряды гимнастического направления, более сложные и высокие, чем у детей группы раннего развития. Это и бревна, и подвесные конструкции, и канаты. Для формирования точности идеально подойдут снаряды с мишенями для бросания мяча и баскетбольные кольца, а также всевозможные стойки

рисунок-4.jpg

Игровое оборудование для школьников младших классов

Возраст от 7 до 12 лет считается одним из самых активных для физического и психического развития, и ввиду этого игровые комплексы должны сочетать в себе множество элементов для комплексного развития мышечного корсета. В этом возрасте наиболее популярны командные игры, где каждый стремится проявить свои способности в соревновательном периоде, и для выполнения этих задач прекрасно подойдут многоуровневые комплексы с брусьями и рукоходами.

Гимнастические игровые комплексы лучше всего подходят для школьников младших классов, в этот период они наиболее активны в уличной среде и в школе, и дома. Большой комплекс с турниками, рукоходами, кольцами, канатами разной высоты обеспечат школьникам максимальный набор упражнений для соревнований на выносливость, силу и координацию. Выплеснуть накопившуюся за время уроков энергию можно на уличном многофункциональном комплексе, где каждый найдет себе тренажер по вкусу.

рисунок_5 (1).jpg

В возрасте от 7 до 12 лет очень полезны все снаряды для работы с собственным весом, они помогают повысить выносливость и силу рук, а также мышцы пресса. Выполнение подтягиваний, отжиманий позволит расслабиться после уроков и с пользой провести время на улице!

Игровое оборудование для школьников старших классов

Дети возрастом от 12 лет входят в самую активную стадию физического и умственного развития, когда постоянная активность приобретает особую важность. Взрослые школьники способны выполнять максимально сложные элементы на брусьях, перекладине или кольцах, используя свою силу и выносливость. Многие парни стремятся к повышению мышечной массы, а девушки — к улучшению гибкости, для их совместных занятий как нельзя кстати подойдут современные и популярные тренажеры и комплексы для воркаута.

Воркаут стал очень популярной темой для школьников, на тренажерах этого стиля можно выполнять нормы ГТО и строить тело своей мечты. Помимо тренажеров воркаут, для школьников старших классов будут актуальны полосы препятствий различной сложности, скалодромы и тренажеры для игровых видов спорта (футбол, волейбол, баскетбол)

Общее влияние игровых комплексов на здоровье ребенка

На первый взгляд, уличные тренажеры нужны лишь для развлечения, но это совсем не так — правильный подход к выполнению упражнений на многофункциональных комплексах позволит заложить основу физического развития ребенка с малого возраста!

Стандартный уличный комплекс поможет в развитии координации, выносливости, логического мышления и способности к коммуникации. Благоустройство придомовой площади и двора при образовательных учреждениях современным игровым комплексом с большим набором снарядов позволит обеспечить достойную физическую подготовку детей всех возрастов!

Источник



Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Света Толмачева
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяем оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и другими детьми.

Несомненно, движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Но при этом в наше время многие врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, ослаблению имуннозащитных сил организма, способствует задержке физического и умственного развития. На основе собственных наблюдений могу отметить заметное снижение интереса детей, как к организованной, так и к самостоятельной двигательной деятельности, дети малоподвижны, не желают принимать участие в подвижных играх и упражнениях, предпочитают все больше компьютерные игры.

Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо.

1) Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности.

2) Увеличить объём двигательной активности детей.

3) Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

4) Поднять эмоциональный настрой детей.

Все вышеуказанные задачи легко решаются на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного физкультурного оборудования.

Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет:

1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.

2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

3) Развивать творчество и фантазию;

4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Одна из главных задача инструктора по физической культуре – правильно подобрать нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Которое обязательно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий.

Проведение физкультурной деятельности с использованием нетрадиционного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нетрадиционного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

Например «Весёлые палочки» — они многофункциональны, легко трансформируются (принимают разные формы, прочны, гигиеничны, легки, занимают немного места при хранении, вызывают у детей желание выполнять различные движения и действия. В игровой форме развивают такие качества, как быстрота, ловкость, координация движений, умение ориентироваться в пространстве. В своей работе я использую такие игры как: «Собери цепочку», «Птички в гнёздышке», «Посади картофель», «Кенгуру» «Найди свою пару» «Птички на веточке». Применение нетрадиционного оборудования мы используем как на физкультурной деятельности так и в свободной двигательной активности.

Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей.Например: разноцветные флажки, гантели, ленточки и султанчики, короткие косички, можно использовать в подвижных играх, спортивных танцах.

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий)например: «Барьеры», «Разноцветные пенечки, кочки» и д. р. Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности в группах. Этому способствуют физкультурные центры, созданные в группах. Центры оснащаются физкультурным оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Здесь доступно располагаются как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует развитию сенсорных способностей детей, воспитанию художественного вкуса. При создании оборудования учитывали взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. В вечернее время педагоги руководят самостоятельной двигательной деятельностью детей и индивидуальной работой по развитию движений, например в играх «Весеннее солнышко» «Веселый зонтик» «Собери грибочки» и др.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

Особое внимание уделяется профилактике развития у дошкольников плоскостопия. Для этого мы используем в работе профилактические дорожки, коврики с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей (пуговицы, нашитые шнуры, подушечки, кусочки губки, карандаши, искусственные еловые веточки и т. п., лоточки с разнообразным наполнителем (керамзит, фасоль, горох и т. д.).

Таким образом, использование нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную самостоятельную двигательную деятельность. Формирует двигательные навыки в основных видах движений, обогащает двигательный опыт детей, делает более разнообразными движения детей, вызывает эмоциональный подъем, что позволяет укрепить здоровье, повышает умственную и физическую работоспособность дошкольников.

Источник

Что такое нейродинамический подход и как он помогает детям развиваться

Фото: «Интеко»

Что такое нейродинамика?

Обычно так называют особенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе, их баланс. Нормальная нейродинамика означает, что нервные клетки работают «в штатном режиме», могут быстро переходить от торможения к возбуждению и обратно.

Но в разных науках определения могут отличаться. Например, в педагогике под нейродинамикой часто подразумевают общий уровень мозговой активности. А пониженную нейродинамику связывают с низким уровнем умственной работоспособности у детей, который может приводить к трудностям в обучении и потенциальным задержкам в развитии.

Почему нейродинамика у детей снижается?

Здесь играют роль множество факторов, включая наследственные. Но одна из самых распространенных предпосылок — это дефицит свободных, спонтанных движений. Для полноценного развития нервной системы ребенку нужно активно взаимодействовать с окружающей средой. А такое взаимодействие возможно в первую очередь благодаря двигательной активности.

Когда спонтанных движений становится меньше, начинаются трудности не только с телом, но и с мозгом. Ведь именно двигательная активность учит мозг обрабатывать информацию от всех органов чувств и целостно воспринимать окружающий мир.

Особенно важны движения, стимулирующие работу вестибулярного аппарата: это одна из самых значимых для развития мозга систем.

Виктория Ефимова, кандидат педагогических наук, психофизиолог, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» (Санкт‑Петербург):

«Все, что связано с движением, закладывается в мозге ребенка еще до рождения. Если ребенок, находясь в утробе, недополучил «пищи» в виде движений мамы, то даже если роды прошли в срок и без лишних трудностей, он все равно находится в группе риска с точки зрения возможных нарушений развития мозга.

Впоследствии этот дефицит будет только расти — после рождения ребенка ждут коляска, автомобильные кресла, сидение в магазинных тележках… Обычно сигнал бедствия родители подают позже, когда ребенок не заговорил к четырем годам. На самом деле все дело в острой нехватке спонтанных движений».

Как вестибулярная система связана с развитием и работой мозга?

Она участвует в выполнении целого ряда функций. Это не только координация, ориентировка в пространстве и планирование движений. Вестибулярная система задействована во внимании, артикуляции, регулировании уровня мозговой активности.

Важность вестибулярного аппарата стала очевидна с началом полетов в космос. Оказалось, что в условиях невесомости этот аппарат не может работать — возникает так называемое космическое слабоумие. В первые дни полета космонавтам сложно зрительно воспринимать объекты. Многие из них начинают писать «зеркально», то есть ориентируя буквы в противоположную сторону — так же, как школьники с трудностями в обучении.

Работу вестибулярной системы можно оценить и на Земле. Попробуйте повращать головой, глядя на предмет перед собой. Картинка останется практически стабильной, потому что вестибулярный аппарат корректирует положение глазных яблок.

Но если у ребенка он не развит, то схема не сработает. И когда ему, например, потребуется списать что-то с доски в тетрадь, то изображение и на доске, и в тетради будет прыгать перед глазами. Причем проверка у окулиста не покажет никаких отклонений, ведь дело не в проблемах со зрением.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels

К каким нарушениям приводит дефицит активности и неразвитая вестибулярная система?

Это зависит от возраста. В младенчестве ребенок может позже, чем его ровесники, начать держать голову, сидеть и ползать. Возможны трудности с жеванием пищи.

В дошкольном возрасте нарушения выражаются в неуклюжести, гиперактивности или, напротив, заторможенности. Дети тяжелее начинают говорить, путают лево и право, боятся темноты.

В школе возникают проблемы с выражением мыслей, чтением и письмом, счетом или распознаванием цифр. Кроме того, ребенку трудно списывать с доски и ориентироваться во времени, он не может или не любит кататься на велосипеде.

Александр Николаев, президент «Интеко»:

«Раньше подобные неврологические отставания достаточно быстро компенсировала открытая среда — дворы, леса, парки. У нас не было гаджетов и телевизоров, поэтому мы постоянно мечтали, создавали в своем сознании целые романы. И, конечно, значительно больше времени проводили вне дома, где нас не ждали, как сегодня, абсолютно безопасные горки и тщательно продуманные алгоритмы. Зачастую мы выбирали себе развлечения сами — прыгали через овраги, влезали на деревья, скатывались с горы на куске картона. Наш мозг постоянно изобретал задачи, исследовал, рисковал, работал!»

Как эти нарушения можно предотвратить или исправить в современной среде?

Для коррекции применяются разные методы. Один из наиболее эффективных — нейродинамическая гимнастика. Это физические упражнения и подвижные игры в специально организованном пространстве. Они учат мозг планировать и выполнять движения, считывая и интерпретируя информацию от всех органов чувств. И в результате — обеспечивают достаточный для развития двигательный и сенсорный опыт.

Но все это можно реализовать не только в клиниках и реабилитационных центрах, но и на улице. Специалисты компании «Интеко» вместе с экспертами детского неврологического центра «Прогноз» разработали методику оснащения детских площадок, которая основана на нейродинамическом подходе и тренировке вестибулярной системы. Методика позволяет правильно подобрать оборудование для детской площадки — таким образом, чтобы игровое пространство стало настоящим фитнес-залом для мозга. В основе подхода — авторская методика детского невролога Олега Ефимова и психофизиолога, руководителя клиники «Прогноз» Виктории Ефимовой. Разработчики объединили медицинские и архитектурные знания, чтобы перенести развивающие практики из клиники во дворы. Авторы методики уверены, что если такие детские площадки станут массово доступными, то детей с трудностями в обучении будет значительно меньше.

Ирина Коршунова, директор по маркетингу компании «ИНТЕКО», идейный вдохновитель проекта нейродинамических детских площадок:

«Проблема современных детей — острый недостаток разнообразной физической активности. Особенно отчетливо последствия дефицита движения неврологи зарегистрировали летом 2020 года, по завершении весеннего карантина, который буквально обездвижил население крупных городов.

Поэтому важно обеспечить дворовые пространства города полноценным для развития физических и когнитивных функций оборудованием. Причем сделать его интересным, побуждающим к движению, решению задач и включению логического мышления».

Чем нейродинамические детские площадки отличаются от всех остальных?

На обычных площадках предлагаются понятные алгоритмы, к которым ребенок быстро теряет интерес. Например, взобраться по лестнице на горку и скатиться вниз. В итоге многие дети стараются выйти за пределы площадок, пытаясь найти нужные виды физической и сенсорной активности.

Игровое оборудование нейродинамической площадки открывает простор для фантазии и возможность изобретать движения.

Оборудование позволяет двигаться в разных направлениях, а не только вверх-вниз и вперед-назад, как на обычных горках и качелях. Для каждого возраста предусмотрен свой уровень сложности.

Какие снаряды и тренажеры нужны на нейродинамических площадках?

Пространство нужно оснастить таким образом, чтобы оно развивало сразу несколько систем.

  • Вестибулярную: карусели, горки со спиральным скатом, качалки на пружине, «качели-гнездо» с вращением вокруг своей оси, встраиваемый батут, тарзанка, качели-маятник.
  • Тактильную: панель-скульптор, роликовая горка, материалы различной текстуры, тоннели с необычной поверхностью, песочница с разными видами песка.
  • Проприоцептивную (отвечает за восприятие положения частей тела относительно друг друга и в пространстве): снаряды для раскручивания, узкие отверстия и тоннели, через которые нужно протискиваться с трудом.
  • Слуховую: музыкальные барабаны, переговорные и эхо-трубы, дорожка из звуковых подушек.
  • Зрительную: игровые панели с движущимися элементами, бинокли, калейдоскопы, зеркальные лабиринты с иллюзиями, подвесные мячи.

Пространство площадки может выглядеть как система бревен, холмов или башен с переменной высотой, крутизной и фактурой. Также необходимы различные скаты и подъемы со ступенями, зацепами и канатами. Внутри площадки можно разместить тоннели и пещеры или полосу препятствий, связав конструкции фиксированными и подвесными мостиками.

Такие площадки уже существуют?

Детские площадки, оборудованные по принципам нейродинамического подхода, появятся в жилом комплексе West Garden в Москве. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2022–2023 годах. Но проектные решения универсальны: их могут использовать и другие девелоперы, а также муниципальные власти.

Рендер площадки «Диалог» в строящемся West Garden

Рендер площадки «Энергия» в строящемся West Garden

Рендер площадки «Лабиринт» в строящемся West Garden

Рендер площадки «Творчество» в строящемся West Garden

Детские площадки будущего должны быть одинаковыми?

Совсем наоборот. Идеальный вариант — когда площадки микрорайона дополняют друг друга. А ребенок может переходить от одного игрового пространства к другому, используя вариации оборудования и получая новый опыт. Тогда развитие будет более разносторонним.

Это особенно актуально, когда все необходимое оборудование не умещается в одном дворе.

Источник

Читайте также:  Покупка аренда и лизинг оборудования