Меню

Навигационные приборы и инструменты

Навигационные приборы и инструменты

В рулевой рубке каждого торгового судна установлено разнообразное навигационное оборудование, приборы, устройства и инструменты, при помощи которых капитан и штурмана обеспечивают безопасное управление судном.

Навигационное оборудование — это судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Навигационное устройство — это судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — это судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — это прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Штурманский прокладочный инструмент находится здесь

Навигационные средства наблюдения находятся здесь

Средства визуальной и звуковой сигнализации и связи находятся здесь

фотоСудовые часы. По судовым часам фиксируется время всех событий. Судовые часы должны ежедневно сверяться по сигналам точного времени и должны иметь точность не боле одной минуты. Все судовые часы должны быть выставлены по одному часовому поясу. Одни судовые часы должны быть выставлены по Гринвичскому времени или Всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time – UTC).

компас Магнитный компас (Magnetic compass). Самый надежный и незаменимый прибор. Если конечно он исправен и регулярно проверяется в береговой мастерской. По крайней мере раз в два года у магнитного компаса должна под уничтожается девиация, определяться остаточная девиация и составляться таблица девиации (Deviation card). На некоторых судах устанавливают главный магнитный компас и путевой. Если на судне установлен только один компас, то как правило должен иметься один запасной компас. Магнитный компас является запасным источником курсоуказания для авторулевого и ECDIS.

Отдельная статья о магнитном компасе находится Здесь.

Путевой магнитный компас Здесь.

В спасательных и дежурных шлюпках обязательно должны быть магнитные компасы для курсоуказания.

фотоГирокомпас (Gyro compass). Гирокомпас. Основной источник курсоуказания. Курсоуказание от гирокомпаса поступает на радиолокаторы, АРПА, ЭКНИС, авторулевой, цифровой индикатор курса, репитеры гирокомпаса в рулевой рубке, штурманской рубке, крыльях мостика, румпельном отделении.

пеленгаторРепитер гирокомпаса с пеленгатором (Gyro repeater with taking bearing device). Устанавливаются на крыльях мостика и служат для взятия визуальных пеленгов. Пеленга маяков и знаков берутся для определения места судна в море в вблизи берегов. Пеленга небесных светил берутся для определения поправки компасов. Пеленга на приближающиеся суда берутся для определения наличия опасности столкновения с ними. На фото изображен простой пеленгатор. Бывают также оптические пеленгаторы, в которых установлены линзы для приближения пеленгуемых объектов.

цифрыЦифровой индикатор курса (Transmitting heading device). Устройство цифрового отображения курса судна. В основном устанавливаются цифровые индикаторы гирокомпасного курса, однако возможна установка и индикаторов показывающих компасный курс от магнитного компаса.

gps-compass GNSS-компас (GNSS-compass). Спутниковый компас показывает истинный курс судна – курс судна относительно поверхности дна (course over ground – COG). Принцип действия компаса основан на Доплеровском сдвиге принимаемого спутникового сигнала.

GNSS – Global Navigation Satellite System – Всемирная (глобальная) Навигационная Спутниковая Система. В нее спутники систем: GPS – США, GLONASS – Россия, Galileo – Евросоюз и BeiDou – Китай.

В соответствие с Полярным Кодексом, правило 9.3.2 “Работоспособность навигационного оборудования”, пункт 9.3.2.2, все суда, осуществляющие плавание севернее 80° северной широты должны быть оборудованы по крайней мере одним GNSS компасом, который должен работать от основного и аварийного источника электроэнергии.

фотоРадиолокатор (Radar). Радиолокатор служит для предупреждения столкновения с другими судами и для навигационных целей – определения места судна по пеленгам и дистанциям береговых ориентиров, измеренных при помощи радиолокатора. Служит для наблюдения за окружающей обстановкой в соответствии с Правилом 5 МППСС-72.

экран сарп-рлсСАРП – Средство Автоматической Радиолокационной Прокладки (ARPA – Automatic Radar Plotting Aid). Устройство предназначено для предупреждения столкновения с другими судами и плавучими объектами. В большинстве современных радиолокаторов реализованы функции САРП и поэтому в виде отдельного прибора САРП практически не встречается.

фотоЭлектронно-картографическая навигационно-информационная система – ЭКНИС (Electronic Chart Display and Information System ECDIS). Устройства электронной картографии служат для отображения навигационной карты, навигационной информации и местоположение судна по координатам приемника GPS на дисплеях. На многих судах установлены два комплекта оборудования ЭКНИС и бумажные навигационные карты отсутствуют.

Статьи о применении ЭКНИС на грузовых судах:

Резервное курсоуказание в ЭКНИС здесь

Кораблекрушение контейнеровоза «Kea Trader» здесь

приемникПриемник спутниковой навигации (Global Positioning System – GPS). Служат для определения координат судна при помощи глобальной спутниковой системы. Отображает скорость судна относительно грунта. Пройденное расстояние. Служит для введения координат путевых точек маршрута перехода, составления маршрута перехода, передачи маршрута перехода на радиолокатор. Показывает направление и расстояние до путевых точек, отклонение от маршрута, время прихода в путевые точки.

фото Навигационный э холот (Echo sounder). Устройство для измерения глубины под килем судна.

Источник



1.4 Навигационное оборудование (назначение и задачи, виды средств, методы нав. Оборудования)

Под навигационным оборудованием подразумевают совокупность рационально спроектированных и размещенных на берегу и в прибрежных водах различных технических средств, предназначенных для решения следующих ocновных задач: обеспечение опознания районов морского побережья, а также навигационных определений места судна; обеспечение следования судна по фарватерам или рекомендованными курсами, по каналам, в узкостях и на акваториях портов;

Читайте также:  Зарубежные крупные производители телефонных станций для офисов и предприятий

указания положения навигационных опасностей, отдельных точек и районов на воде.

Виды средств навигационного оборудования. Средства нави гационного оборудования представляют собой специальные со­оружения, конструкции или устройства* предназначенные для ориентирования или определения места судна в море, для ограж­дения каналов, фарватеров и навигационных опасностей, а так­же для определения маневренных элементов, производства де-виационных и радиодевиационных работ, обозначения’ различных полигонов, районов и отдельных точек на воде. Таким образом, СНО являются средствами внешней коррекции, действующими вне судна.

Системы навигационного оборудования можно классифици­ровать по различным признакам. Так, например, по месту распо­ложения СНО различают береговые, плавучие и космические.

Береговые СНО представляют собой сооружения, конструк­ции или устройства, устанавливаемые на суше или на гидротех­нических основаниях в море. Они являются стационарными (не­подвижными), с точно определенными координатами, оснащен­ными, как правило, мощным и эффективным оборудованием, обеспечивающим значительную дальность действия и надеж­ность навигационного обеспечения (маяки, знаки, огни, башни, створы, пятна, естественные пункты, объекты и сооружения).

Плавучие предостерегательные знаки (ППЗ) — это сооруже­ния, способные держаться на плаву (плавмаяки, буи, бакены и вехи), устанавливаемые на якорях в пунктах с точно определен­ными координатами. Плавучие СНО непосредственно ограждают ту или иную навигационную опасность. По устройству эти СНО проще и дешевле береговых. В силу специфики установки плаву­чие СНО не могут использоваться для надежного определения места судна, так как практически никогда нет уверенности в том, что они находятся в точно предназначенном для них штатном месте.

Космические средства делятся на естественные (светила) и искусственные источники излучения радиоволн.

Навигационное оборудование данного моря обязательно ба­зируется на совместном применении всех видов СНО.

В зависимости от технических принципов построения совре­менные СНО разделяются на зрительные, радиотехнические, зву­косигнальные, гидроакустические, электромагнитные.

Зрительные СНО для использования в темное время суток оборудуются светооптическими аппаратами, создающими круго­вое, направленное или секторное освещение, с определенным ха­рактером и цветом огня.

К зрительным СНО относятся маяки, светящие и несветящие знаки, огни, створы, плавучие предостерегательные знаки.

Радиотехнические СНО, используя радиосигналы, позво­ляют определять направления и расстояния до них; отдель­ные виды РТСНО позволяют определять разность или сумму расстояний до двух радиостанций специального на­значения.

В отличие от визуальных СНО такие средства размещают не только на берегу, но и частично на борту судна (в виде при-емоиндикаторов). Радионавигационные устройства, установлен­ные на борту, относятся к судовым средствам навигации (при-емоиндикатары или запрещающие устройства), а установлен­ные на берегу — входят в состав РТСНО. Звукосигнальные СНО устанавливаются, как правило, на маяках, знаках и буях; их дальность действия зависит от состо­яния погоды и колеблется от нескольких кабельтовых до несколь­ких миль. Гидроакустические СНО используются для определения ко­ординат места судна с помощью судовых технических средств навигации.

Методы навигационного оборудования. Их можно классифицировать по принципу решения трех основных задач навигационного оборудования Для решения первой задачи по обеспечению опознания различных районов побережья и навигационных определений места судна применяют метод «обеспечения по площади», заключающийся в развитии сети зрительных, радиотехнических и звукосигнальных СНО для покрытия рабочими золами этих средств наибольших площадей. Зона действия любого СНО — это район моря, в пределах которого возможно измерение навигационного параметра по этому СНО.

Рабочей зоной СНО называют ту часть зоны действия, в пределах которой возможно определение места судна с заданной точностью. Таким образом, рабочие зоны СНО показывают те районы моря, которые обеспечиваются данными средствами; более того, они же указывают характер распределения CKП в границах этих районов моря.

Обеспечение следования судна по рекомендованным курсам или фарватерам, каналам, в узкостях и на акваториях портов, т. е. решение второй задачи навигационного оборудования , осуществляется методом «обеспечения по направлению (маршруту)», установкой зрительных, радиотехнических и звукосигнальных СНО вдоль фарватеров и рекомендованных путей, установкой створов и секторных огней, а также указанием реко- мендованных курсов, границ М = 0, 5 мили фарватеров, бровок каналов и зон разделения движения с по­мощью ППЗ.

При решении третьей задачи, связанной с указанием положе­ния навигационных опасностей, отдельных точек и районов на , воде, применяют: ППЗ, автома­тические электрорадиомаяки (на отдельно лежащих в море опас­ностях), РНС ближнего действия, секторное освещение на маяках и светящих знаках, створное оборудование.

Источник

Назначение и состав навигационного оборудования

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВВП

Навигационное оборудование внутренних водных путей

Назначение и состав навигационного оборудования

Для обеспечения безопасности плавания и сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях используется навигационное оборудование , представляющее собой систему береговых и плавучих знаков и огней.

Навигационные знаки и огни предназначены для:

Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие . В состав береговых знаков входят: знаки ограждения (обозначения) судового хода и информационные знаки.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся: створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки «Ориентир», указатели оси и указатели подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов, путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки, маяки, светящие и несветящие навигационные знаки и навигационные огни.

Читайте также:  Зонирование и планировка детских игровых площадок полный обзор

Информационные знаки разделяются на три группы: запрещающие, предупреждающие и предписывающие, указательные.

К запрещающим относятся знаки: «Якоря не бросать!», «Расхождение и обгон составов запрещены!», «Расхождение и обгон запрещены!», «Не создавать волнения!», «Движение мелких плавсредств запрещено!», семафор, светофор.

К предупреждающим и предписывающим относятся знаки: «Внимание!», «Пересечение судового хода!», «Скорость ограничена!», «Соблюдать надводный габарит!».

К указательным относятся знаки: «Место оборота судов», «Пост судоходной инспекции», «Указатели расстояния», «Указатель местности», «Указатель рейда» (рейдовый знак), сигнальные мачты.

В состав плавучих знаков входят буи и вехи. Плавучим знакам в зависимости от их назначения присваиваются определенная форма, окраска и характер огня. Буи и вехи могут иметь топовые фигуры с присвоенными им формой и цветом. Плавучие знаки предупреждают судоводителя о наличии опасностей, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.

На внутренних водных путях предусматривается содержание следующих видов навигационного ограждения: освещаемого , светоотражающего и неосвещаемого .

Для обеспечения на водных путях с интенсивным движением круглосуточного судоходства, навигационные знаки оборудуются светосигнальными приборами, создающими навигационный огонь определенного цвета и характера (режима) горения. Светосигнальные огни позволяют судоводителям правильно ориентироваться в темное время суток и опознавать навигационные знаки по цвету и характеру огня. Кроме того, навигационные огни предназначены для: регулирования движения судов при проходе через гидротехнические сооружения и участки пути с односторонним движением; указания оси и высоты судоходного пролета неразводных мостов; указания разводного пролета наплавных мостов.

В ночное время на знаках зажигаются постоянные и прерывистые навигационные огни белого, зеленого, красного и желтого цветов. Постоянные огни характеризуются неизменной во времени силой света. Прерывистыми называют огни, сила света которых периодически изменяется. Периодом прерывистого огня называется время, по истечению которого повторяется последовательность проблесков света и затемнений. Существуют различные виды прерывистых огней, отличающихся периодом, длительностью проблесков и их числом за период.

Использование прерывистых огней позволяет увеличить число световых сигналов различного светового значения и повысить их заметность на фоне посторонних огней. Государственный стандарт предусматривает применение постоянных и прерывистых огней следующих видов: проблесковых, группопроблесковых, частопроблесковых, прерывистых частопроблесковых, затмевающихся и пульсирующих. Характеристики перечисленных огней приведены в табл. 6.1.

Сочетание перечисленных выше цветов и характеристик огней позволяет присвоить каждому типу навигационных знаков свойственную только ему комбинацию цвета и характера огня, благодаря которой тип знака опознается в ночное время.

Навигационные огни всех знаков, кроме светофоров, должны действовать в период от захода до восхода Солнца, а светофоров – круглосуточно.

На водных путях с небольшой интенсивностью судоходства (в ночное время регулярно проходит 1-2 судна) обычно применяют светоотражающие знаки, которые оборудуются специальными световозвращающими покрытиями. При освещении таких знаков лучом судового прожектора они отчетливо видны и обеспечивают достаточную надежность их опознания.

Источник

23 Навигационных оборудования современного морского судна

Предлагаю узнать какое навигационное оборудование используется в наши дни.

1. Гирокомпас (Gyro compass)

Помогает судоводителю ориентироваться в море и привести судно в нужный порт. Гирокомпас превосходит магнитный компас из-за отсутствия дополнительной погрешности от магнитных полей. На каждом корабле в местах управления судна должен быть ретранслятор курса гирокомпаса.

2. Радар (Radar)

Морские суда зависят от радаров с частотой S-Band и X-Band, так как такие радары обнаруживают любые цели вокруг судна, что полезно в плохую или туманную погоду. С помощью радара можно увидеть судно, землю, остров, яхту, навигационные буи.

3. Магнитный компас (Magnetic Compass)

Магнитный компас работает взаимодействуя с магнитным полем земли и его главная задача – показать направление движения судна, то есть курс. Этот навигационный прибор установлен по центру пеленгаторной палубы, и его показатели транслируются на навигационном мостике.

4. Авторулевой (Autopilot)

На мостике находится уйма навигационной аппаратуры, но одна из самых полезных это авторулевой. Его основная задача это держать заданный гирокомпасный курс, а при неисправном гирокомпасе, можно переключиться на менее точный магнитный компас. С помощью авторулевого офицер на мосту имеет достаточно времени чтобы оценить обстановку вокруг судна и своевременно правильно среагировать при необходимости.

Подробнее в: 10 важных аспектов использования авторулевого судна

5. ARPA (Automatic Radar Plotting Aid)

Главная задача ARPA радара – показать, где находимся мы, и где находятся суда находящиеся рядом. Так же он показывает: курс, скорость, дистанцию, время до судна и с какой дистанцией наше судно разойдется с другими.

Этот навигационный прибор автоматически захватывает все движущиеся объекты на радаре, а это: суда, яхты, буи и т.д., и показывает их скорость и курс с помощью вектора. При необходимости можно узнать более подробную информацию о цели путем нажатия на нужную нам цель.

6. Средства автосопровождения (Automatic tracking Aid)

Так же, как и ARPA, устройство автосопровождения показывает информацию по отслеживаемой цели в графическом и цифровом формате. Помогает вахтенному офицеру безопасно разойтись с целью.

7. Лаг (Speed and Distance Log Device)

Данный навигационный прибор измеряет скорость и пройденную дистанцию судном от заданной точки. С помощью него можно подсчитать прибытия судна в порт, а так же передать данную информацию властям порта прибытия либо агенту.

Читайте также:  Маленький аквариум для начинающих – в чем плюсы и минусы

8. Эхолот (Echo sounder)

Существует огромное количество современных и новых устройств на борту судна, но эхолот является одним из самых старых аппаратов, которому уже более 100 лет. Он используется для измерения глубины под судном, путем подачи звукового пульса, который отскакивая от дна возвращается обратно к источнику.

9. Электронные карты ECDIS

ECDIS – электронная навигационная система, которая совмещает в себе все бумажные карты мира. Используется на всех судах мира, позволяя навигационному офицеру планировать маршрут в разы быстрее.

10. Автоматическая идентификационная система (AIS)

АИС один из навигационных приборов корабля, который помогает выявить местонахождение ближайших судов, а так же их данные, что позволяет вахтенному офицеру своевременно, к примеру, узнать название судна с которым он хочет связаться по рации.

11. Системы дальней идентификации и контроля местоположения судов (LRIT system)

LRIT – международная система слежения и идентификации судов. Она находится на кораблях свыше 300 GRT. Улучшает слежение за судном с берега.

12. Рулевой указатель (Rudder angle indicator)

Как гласит название, указывает угол поворота руля. Находится в нескольких местах на мосту, а это возле штурвала, на крыльях мостика и в машинном отделении.

13. Регистратор данных рейса (Voyage data Recorder, VDR)

Является подобием черного ящика для судна. Чрезвычайно важное устройство навигационного оборудования судна, которое постоянно записывает всю нужную информацию для будущего расследования аварийного случая на судне. Существуют множество разновидностей регистраторов данных, но все они предоставляют данные за последние 12-24 часа до аварийного случая.

14. Скорость поворота судна (Rate of turn)

Это навигационное оборудование показывает, как быстро поворачивает судно с фиксированным углом поворота руля. Измеряется в углах в минуту.

15. GPS приемник (GPS/DGPS receiver)

Другими словами, система глобального позиционирования. Позволяет узнать точное местонахождения судна. С помощью данного прибора вахтенный помощник может узнать координаты месторасположения судна, скорость, курс и время для преодоления дистанции между двумя заданными точками.

16. Система приема звука (Sound reception system)

Данная система нужна для судов с полностью закрытым мостиком. Система позволяет вахтенному офицеру изнутри слышать внешние сигналы (такие как опознавательные звуковые сигналы в тумане) от других судов поблизости. Данное устройство встроено в навигационный консоль и помогает офицеру нести вахту по правилам МППСС.

17. Навигационные огни

Все суда, как маленькие, так и огромные, должны иметь опознавательные ночные огни. Чрезвычайно важная часть навигационной система, без которой невозможно плавание в морях и океанах.

18. Звуковой тифон (Ship whistle)

Судовой тифон
чаще всего дублируется. Один работает на воздушном давление, а другой работает
благодаря электричеству. Судовой звуковой сигнал должен работать двумя
способами: от электричества и вручную. Он используется в сложных навигационных
случаях таких как: плохая погода, туман, плохая видимость, сильный поток судов
и так далее.

В аварийных ситуациях гудок помогает предупредить экипаж о чрезвычайной ситуации на борту судна.

19. Дневная светосигнальная лампа (Daylight signaling lamp или ALDIS lamp)

Помимо звуковых, существуют еще световые сигнальные огни для чрезвычайных ситуаций, которые так же могут использоваться ночью. Как и другая аварийная аппаратура судна, питание для лампы может подаваться не только через основную электросеть судна, но и от аварийных аккумуляторов.

20. ГМССБ оборудование (GMDSS console panel)

Это международная система, которая использует земные и спутниковые технологии, а так же судовые радиосистемы. Система немедленно предупреждает наземные службы об аварийной ситуации с морскими судами. В нее входит такое судовое оборудование как: Inmarsat-C, VHF, MF/HF, Navtex, radiotelex, SART, EPIRB.

21. Судовые флаги (Ship Flags)

На мосту хранится множество флагов. Есть флаги стран, которые судно должно повесить при пересечении территориальных вод страны, а так же хранятся на мосту и сигнальные флаги. Сигнальные флаги используются с древних времен, их огромное количество, и у них огромное количество значений. Чаще всего используются флаги Hotel, Quebec и Bravo, которые по отдельности означают, что на борту судна лоцман, судно под карантином и на борту судно опасный груз или опасные операции.

22. Факсимиле (Facsimile)

Другими словами это факс, который предоставляет данные о погоде для судна. Данные подаются в виде карты мира. На ней изображены циклоны и антициклоны, а так же скорость и направление ветра.

23. Система Контроля Дееспособности Вахтенного Помощника Капитана (BNWAS)

А по русски звучит как Система Контроля Дееспособности Вахтенного Помощника Капитана . Суть данного прибора это не давать вахтенному офицеру уснуть. Работает по методу будильника и может издавать противный звук каждые 3, 9 и 12 минут, если вовремя не нажать на нужную кнопку.

Подробнее в: Система Контроля Дееспособности Вахтенного Помощника Капитана (СКДВП)

Без современного навигационного
оборудования в морских водах не было бы так безопасно передвигаться, как это есть
сейчас. Если вы встречали какое-то новое оборудование на мосту, прошу вас,
поделиться в комментариях, и я обязательно добавлю его в статью.

Источник