Меню

Навигация как часть жизни Каковы реалии российского рынка спутниковых приборов

23 Навигационных оборудования современного морского судна

Предлагаю узнать какое навигационное оборудование используется в наши дни.

1. Гирокомпас (Gyro compass)

Помогает судоводителю ориентироваться в море и привести судно в нужный порт. Гирокомпас превосходит магнитный компас из-за отсутствия дополнительной погрешности от магнитных полей. На каждом корабле в местах управления судна должен быть ретранслятор курса гирокомпаса.

2. Радар (Radar)

Морские суда зависят от радаров с частотой S-Band и X-Band, так как такие радары обнаруживают любые цели вокруг судна, что полезно в плохую или туманную погоду. С помощью радара можно увидеть судно, землю, остров, яхту, навигационные буи.

3. Магнитный компас (Magnetic Compass)

Магнитный компас работает взаимодействуя с магнитным полем земли и его главная задача – показать направление движения судна, то есть курс. Этот навигационный прибор установлен по центру пеленгаторной палубы, и его показатели транслируются на навигационном мостике.

4. Авторулевой (Autopilot)

На мостике находится уйма навигационной аппаратуры, но одна из самых полезных это авторулевой. Его основная задача это держать заданный гирокомпасный курс, а при неисправном гирокомпасе, можно переключиться на менее точный магнитный компас. С помощью авторулевого офицер на мосту имеет достаточно времени чтобы оценить обстановку вокруг судна и своевременно правильно среагировать при необходимости.

Подробнее в: 10 важных аспектов использования авторулевого судна

5. ARPA (Automatic Radar Plotting Aid)

Главная задача ARPA радара – показать, где находимся мы, и где находятся суда находящиеся рядом. Так же он показывает: курс, скорость, дистанцию, время до судна и с какой дистанцией наше судно разойдется с другими.

Этот навигационный прибор автоматически захватывает все движущиеся объекты на радаре, а это: суда, яхты, буи и т.д., и показывает их скорость и курс с помощью вектора. При необходимости можно узнать более подробную информацию о цели путем нажатия на нужную нам цель.

6. Средства автосопровождения (Automatic tracking Aid)

Так же, как и ARPA, устройство автосопровождения показывает информацию по отслеживаемой цели в графическом и цифровом формате. Помогает вахтенному офицеру безопасно разойтись с целью.

7. Лаг (Speed and Distance Log Device)

Данный навигационный прибор измеряет скорость и пройденную дистанцию судном от заданной точки. С помощью него можно подсчитать прибытия судна в порт, а так же передать данную информацию властям порта прибытия либо агенту.

8. Эхолот (Echo sounder)

Существует огромное количество современных и новых устройств на борту судна, но эхолот является одним из самых старых аппаратов, которому уже более 100 лет. Он используется для измерения глубины под судном, путем подачи звукового пульса, который отскакивая от дна возвращается обратно к источнику.

9. Электронные карты ECDIS

ECDIS – электронная навигационная система, которая совмещает в себе все бумажные карты мира. Используется на всех судах мира, позволяя навигационному офицеру планировать маршрут в разы быстрее.

10. Автоматическая идентификационная система (AIS)

АИС один из навигационных приборов корабля, который помогает выявить местонахождение ближайших судов, а так же их данные, что позволяет вахтенному офицеру своевременно, к примеру, узнать название судна с которым он хочет связаться по рации.

11. Системы дальней идентификации и контроля местоположения судов (LRIT system)

LRIT – международная система слежения и идентификации судов. Она находится на кораблях свыше 300 GRT. Улучшает слежение за судном с берега.

12. Рулевой указатель (Rudder angle indicator)

Как гласит название, указывает угол поворота руля. Находится в нескольких местах на мосту, а это возле штурвала, на крыльях мостика и в машинном отделении.

13. Регистратор данных рейса (Voyage data Recorder, VDR)

Является подобием черного ящика для судна. Чрезвычайно важное устройство навигационного оборудования судна, которое постоянно записывает всю нужную информацию для будущего расследования аварийного случая на судне. Существуют множество разновидностей регистраторов данных, но все они предоставляют данные за последние 12-24 часа до аварийного случая.

14. Скорость поворота судна (Rate of turn)

Это навигационное оборудование показывает, как быстро поворачивает судно с фиксированным углом поворота руля. Измеряется в углах в минуту.

15. GPS приемник (GPS/DGPS receiver)

Другими словами, система глобального позиционирования. Позволяет узнать точное местонахождения судна. С помощью данного прибора вахтенный помощник может узнать координаты месторасположения судна, скорость, курс и время для преодоления дистанции между двумя заданными точками.

16. Система приема звука (Sound reception system)

Данная система нужна для судов с полностью закрытым мостиком. Система позволяет вахтенному офицеру изнутри слышать внешние сигналы (такие как опознавательные звуковые сигналы в тумане) от других судов поблизости. Данное устройство встроено в навигационный консоль и помогает офицеру нести вахту по правилам МППСС.

17. Навигационные огни

Все суда, как маленькие, так и огромные, должны иметь опознавательные ночные огни. Чрезвычайно важная часть навигационной система, без которой невозможно плавание в морях и океанах.

18. Звуковой тифон (Ship whistle)

Судовой тифон
чаще всего дублируется. Один работает на воздушном давление, а другой работает
благодаря электричеству. Судовой звуковой сигнал должен работать двумя
способами: от электричества и вручную. Он используется в сложных навигационных
случаях таких как: плохая погода, туман, плохая видимость, сильный поток судов
и так далее.

В аварийных ситуациях гудок помогает предупредить экипаж о чрезвычайной ситуации на борту судна.

Читайте также:  Обжим витой пары пошаговые инструкции и схемы цветов на 4 и 8 жил

19. Дневная светосигнальная лампа (Daylight signaling lamp или ALDIS lamp)

Помимо звуковых, существуют еще световые сигнальные огни для чрезвычайных ситуаций, которые так же могут использоваться ночью. Как и другая аварийная аппаратура судна, питание для лампы может подаваться не только через основную электросеть судна, но и от аварийных аккумуляторов.

20. ГМССБ оборудование (GMDSS console panel)

Это международная система, которая использует земные и спутниковые технологии, а так же судовые радиосистемы. Система немедленно предупреждает наземные службы об аварийной ситуации с морскими судами. В нее входит такое судовое оборудование как: Inmarsat-C, VHF, MF/HF, Navtex, radiotelex, SART, EPIRB.

21. Судовые флаги (Ship Flags)

На мосту хранится множество флагов. Есть флаги стран, которые судно должно повесить при пересечении территориальных вод страны, а так же хранятся на мосту и сигнальные флаги. Сигнальные флаги используются с древних времен, их огромное количество, и у них огромное количество значений. Чаще всего используются флаги Hotel, Quebec и Bravo, которые по отдельности означают, что на борту судна лоцман, судно под карантином и на борту судно опасный груз или опасные операции.

22. Факсимиле (Facsimile)

Другими словами это факс, который предоставляет данные о погоде для судна. Данные подаются в виде карты мира. На ней изображены циклоны и антициклоны, а так же скорость и направление ветра.

23. Система Контроля Дееспособности Вахтенного Помощника Капитана (BNWAS)

А по русски звучит как Система Контроля Дееспособности Вахтенного Помощника Капитана . Суть данного прибора это не давать вахтенному офицеру уснуть. Работает по методу будильника и может издавать противный звук каждые 3, 9 и 12 минут, если вовремя не нажать на нужную кнопку.

Подробнее в: Система Контроля Дееспособности Вахтенного Помощника Капитана (СКДВП)

Без современного навигационного
оборудования в морских водах не было бы так безопасно передвигаться, как это есть
сейчас. Если вы встречали какое-то новое оборудование на мосту, прошу вас,
поделиться в комментариях, и я обязательно добавлю его в статью.

Источник

Для чего нужно навигационное оборудование

В рулевой рубке каждого торгового судна установлено разнообразное навигационное оборудование, приборы, устройства и инструменты, при помощи которых капитан и штурмана обеспечивают безопасное управление судном.

Навигационное оборудование — это судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Навигационное устройство — это судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — это судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — это прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Штурманский прокладочный инструмент находится здесь

Навигационные средства наблюдения находятся здесь

Средства визуальной и звуковой сигнализации и связи находятся здесь

фотоСудовые часы. По судовым часам фиксируется время всех событий. Судовые часы должны ежедневно сверяться по сигналам точного времени и должны иметь точность не боле одной минуты. Все судовые часы должны быть выставлены по одному часовому поясу. Одни судовые часы должны быть выставлены по Гринвичскому времени или Всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time – UTC).

компас Магнитный компас (Magnetic compass). Самый надежный и незаменимый прибор. Если конечно он исправен и регулярно проверяется в береговой мастерской. По крайней мере раз в два года у магнитного компаса должна под уничтожается девиация, определяться остаточная девиация и составляться таблица девиации (Deviation card). На некоторых судах устанавливают главный магнитный компас и путевой. Если на судне установлен только один компас, то как правило должен иметься один запасной компас. Магнитный компас является запасным источником курсоуказания для авторулевого и ECDIS.

Отдельная статья о магнитном компасе находится Здесь.

Путевой магнитный компас Здесь.

В спасательных и дежурных шлюпках обязательно должны быть магнитные компасы для курсоуказания.

фотоГирокомпас (Gyro compass). Гирокомпас. Основной источник курсоуказания. Курсоуказание от гирокомпаса поступает на радиолокаторы, АРПА, ЭКНИС, авторулевой, цифровой индикатор курса, репитеры гирокомпаса в рулевой рубке, штурманской рубке, крыльях мостика, румпельном отделении.

пеленгаторРепитер гирокомпаса с пеленгатором (Gyro repeater with taking bearing device). Устанавливаются на крыльях мостика и служат для взятия визуальных пеленгов. Пеленга маяков и знаков берутся для определения места судна в море в вблизи берегов. Пеленга небесных светил берутся для определения поправки компасов. Пеленга на приближающиеся суда берутся для определения наличия опасности столкновения с ними. На фото изображен простой пеленгатор. Бывают также оптические пеленгаторы, в которых установлены линзы для приближения пеленгуемых объектов.

цифрыЦифровой индикатор курса (Transmitting heading device). Устройство цифрового отображения курса судна. В основном устанавливаются цифровые индикаторы гирокомпасного курса, однако возможна установка и индикаторов показывающих компасный курс от магнитного компаса.

gps-compass GNSS-компас (GNSS-compass). Спутниковый компас показывает истинный курс судна – курс судна относительно поверхности дна (course over ground – COG). Принцип действия компаса основан на Доплеровском сдвиге принимаемого спутникового сигнала.

GNSS – Global Navigation Satellite System – Всемирная (глобальная) Навигационная Спутниковая Система. В нее спутники систем: GPS – США, GLONASS – Россия, Galileo – Евросоюз и BeiDou – Китай.

Читайте также:  Подбор программного комплекса и настройка

В соответствие с Полярным Кодексом, правило 9.3.2 “Работоспособность навигационного оборудования”, пункт 9.3.2.2, все суда, осуществляющие плавание севернее 80° северной широты должны быть оборудованы по крайней мере одним GNSS компасом, который должен работать от основного и аварийного источника электроэнергии.

фотоРадиолокатор (Radar). Радиолокатор служит для предупреждения столкновения с другими судами и для навигационных целей – определения места судна по пеленгам и дистанциям береговых ориентиров, измеренных при помощи радиолокатора. Служит для наблюдения за окружающей обстановкой в соответствии с Правилом 5 МППСС-72.

экран сарп-рлсСАРП – Средство Автоматической Радиолокационной Прокладки (ARPA – Automatic Radar Plotting Aid). Устройство предназначено для предупреждения столкновения с другими судами и плавучими объектами. В большинстве современных радиолокаторов реализованы функции САРП и поэтому в виде отдельного прибора САРП практически не встречается.

фотоЭлектронно-картографическая навигационно-информационная система – ЭКНИС (Electronic Chart Display and Information System ECDIS). Устройства электронной картографии служат для отображения навигационной карты, навигационной информации и местоположение судна по координатам приемника GPS на дисплеях. На многих судах установлены два комплекта оборудования ЭКНИС и бумажные навигационные карты отсутствуют.

Статьи о применении ЭКНИС на грузовых судах:

Резервное курсоуказание в ЭКНИС здесь

Кораблекрушение контейнеровоза «Kea Trader» здесь

приемникПриемник спутниковой навигации (Global Positioning System – GPS). Служат для определения координат судна при помощи глобальной спутниковой системы. Отображает скорость судна относительно грунта. Пройденное расстояние. Служит для введения координат путевых точек маршрута перехода, составления маршрута перехода, передачи маршрута перехода на радиолокатор. Показывает направление и расстояние до путевых точек, отклонение от маршрута, время прихода в путевые точки.

фото Навигационный э холот (Echo sounder). Устройство для измерения глубины под килем судна.

Источник



Навигация как часть жизни. Каковы реалии российского рынка спутниковых приборов?

На сегодняшний день нет точных данных о размере навигационного рынка в России. Эксперты и участники отрасли оценивают его примерно в 150 млрд рублей. Большая часть, 80 млрд рублей, приходится на системы мониторинга автотранспорта. На персональные навигаторы, например, туристические, приходится 30 млрд рублей. Аналогичная доля у систем, используемых внутри помещения. Остальная часть остается на геодезию и картографию (7 млрд рублей), а также «умное» сельское хозяйство (3 млрд рублей).

Навигация в наше время — это некая электрическая розетка образца первых двух декад ХХ века. Она используется как в производственном секторе, так и в быту. Мало того, она ещё используется в обороне, в том, что касается вопросов национальной безопасности,

В Свердловской области производством навигационных систем для гражданской авиации занимается «Уральский приборостроительный завод», входящий в госкорпорацию «Ростех». К гражданским видам продукции относятся авиационные изделия из состава интегрального бортового оборудования для МС-21, гироскопическое оборудование для гражданских самолетов Ил-96-300 и вертолетов Ка-32, Ми-8, Ми-17.

Предприятие обладает необходимыми компетенциями в авиационном приборостроении, охватывает весь цикл производства и самостоятельно проводит необходимые испытания. Приборами производства «УПЗ» оснащена большая часть авиации страны,

Пример УПЗ показывает, что для крупных транспортных и промышленных компаний чаще всего заказы на навигационное оборудование выполняют производители электроники с госучастием. Частному бизнесу дойти до сделки достаточно трудно, поэтому ТПП предлагает ряд ключевых ориентиров.

Мы считаем и мы не получали обратной отрицательной реакции по этому поводу, что, конечно, «малыши» должны сотрудничать с «большими». Не только для производства, но и для научных разработок, для взаимодействия с крупными компаниями. В том числе и для того, чтобы заработал механизм импортозамещения в данном виде,

Также спутниковое оборудование уже давно вошло в ряд основных инструментов геодезиста и строителя при выполнении практически любых видов работ. Современное навигационное оборудование позволяет не только получать координаты объектов с высокой точностью, но и производить редактирование и создание цифровой картографической информации в полевых условиях. В Свердловской области такие приборы производит «Уральский оптико-механический завод», входящий в госкорпорацию «Ростех».

Активно развивается линейка приборов спутниковой навигации для различных сфер применения: строительства, землеустройства, высокоточного мониторинга конструкций и положения объектов и мобильных бригад,

По оценкам экспертов, до 40% комплектующих в навигационных приборах, производящихся в России, импортные. Так, например, в оборудовании «УОМЗ» используются компоненты крупного китайского разработчика высокотехнологичного спутникового оборудования, с котором «Ростех» в 2016 году заключил контракт.

Однако для развития сегмента высокоточной навигации нужно не только производство спутниковых приборов, но и широкая сеть из базовых станций — по одной в радиусе на каждые 50 километров. Сейчас в России около 2500 станций, а для развития только в экономически развитой части страны нужно в десять раз больше. Для этого государству необходимо привлекать частный капитал и ослабить регулирование этой части рынка. Проект поправок в отраслевые законы в апреле этого обсуждали в Торгово-промышленной палате.

Не может быть навигационное развитие быть отдельно от развития всей электронной промышленности в России. Мы определили те подходы, которые касаются изменения с точки зрения налогообложения, налога на прибыль, НДС и создание отдельного реестра для производителей и самой продукции в рамках реестра радиоэлектронной промышленности,

В ближайшем будущем система навигации будет встроена во все движущиеся объекты. Людям стало важным знать что, где и когда перемещалось на какой-либо территории, а участники навигационного рынка научились зарабатывать на этой информации. А помочь рынку в развитии может правительство, если ослабит требования к строительству навигационных сетей и разработает механизм защиты получаемых данных.

Читайте также:  Установка ГБО на Chevrolet Cruze

Источник

Навигационные приборы и инструменты

В рулевой рубке каждого торгового судна установлено разнообразное навигационное оборудование, приборы, устройства и инструменты, при помощи которых капитан и штурмана обеспечивают безопасное управление судном.

Навигационное оборудование — это судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Навигационное устройство — это судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — это судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — это прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Штурманский прокладочный инструмент находится здесь

Навигационные средства наблюдения находятся здесь

Средства визуальной и звуковой сигнализации и связи находятся здесь

фотоСудовые часы. По судовым часам фиксируется время всех событий. Судовые часы должны ежедневно сверяться по сигналам точного времени и должны иметь точность не боле одной минуты. Все судовые часы должны быть выставлены по одному часовому поясу. Одни судовые часы должны быть выставлены по Гринвичскому времени или Всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time – UTC).

компас Магнитный компас (Magnetic compass). Самый надежный и незаменимый прибор. Если конечно он исправен и регулярно проверяется в береговой мастерской. По крайней мере раз в два года у магнитного компаса должна под уничтожается девиация, определяться остаточная девиация и составляться таблица девиации (Deviation card). На некоторых судах устанавливают главный магнитный компас и путевой. Если на судне установлен только один компас, то как правило должен иметься один запасной компас. Магнитный компас является запасным источником курсоуказания для авторулевого и ECDIS.

Отдельная статья о магнитном компасе находится Здесь.

Путевой магнитный компас Здесь.

В спасательных и дежурных шлюпках обязательно должны быть магнитные компасы для курсоуказания.

фотоГирокомпас (Gyro compass). Гирокомпас. Основной источник курсоуказания. Курсоуказание от гирокомпаса поступает на радиолокаторы, АРПА, ЭКНИС, авторулевой, цифровой индикатор курса, репитеры гирокомпаса в рулевой рубке, штурманской рубке, крыльях мостика, румпельном отделении.

пеленгаторРепитер гирокомпаса с пеленгатором (Gyro repeater with taking bearing device). Устанавливаются на крыльях мостика и служат для взятия визуальных пеленгов. Пеленга маяков и знаков берутся для определения места судна в море в вблизи берегов. Пеленга небесных светил берутся для определения поправки компасов. Пеленга на приближающиеся суда берутся для определения наличия опасности столкновения с ними. На фото изображен простой пеленгатор. Бывают также оптические пеленгаторы, в которых установлены линзы для приближения пеленгуемых объектов.

цифрыЦифровой индикатор курса (Transmitting heading device). Устройство цифрового отображения курса судна. В основном устанавливаются цифровые индикаторы гирокомпасного курса, однако возможна установка и индикаторов показывающих компасный курс от магнитного компаса.

gps-compass GNSS-компас (GNSS-compass). Спутниковый компас показывает истинный курс судна – курс судна относительно поверхности дна (course over ground – COG). Принцип действия компаса основан на Доплеровском сдвиге принимаемого спутникового сигнала.

GNSS – Global Navigation Satellite System – Всемирная (глобальная) Навигационная Спутниковая Система. В нее спутники систем: GPS – США, GLONASS – Россия, Galileo – Евросоюз и BeiDou – Китай.

В соответствие с Полярным Кодексом, правило 9.3.2 “Работоспособность навигационного оборудования”, пункт 9.3.2.2, все суда, осуществляющие плавание севернее 80° северной широты должны быть оборудованы по крайней мере одним GNSS компасом, который должен работать от основного и аварийного источника электроэнергии.

фотоРадиолокатор (Radar). Радиолокатор служит для предупреждения столкновения с другими судами и для навигационных целей – определения места судна по пеленгам и дистанциям береговых ориентиров, измеренных при помощи радиолокатора. Служит для наблюдения за окружающей обстановкой в соответствии с Правилом 5 МППСС-72.

экран сарп-рлсСАРП – Средство Автоматической Радиолокационной Прокладки (ARPA – Automatic Radar Plotting Aid). Устройство предназначено для предупреждения столкновения с другими судами и плавучими объектами. В большинстве современных радиолокаторов реализованы функции САРП и поэтому в виде отдельного прибора САРП практически не встречается.

фотоЭлектронно-картографическая навигационно-информационная система – ЭКНИС (Electronic Chart Display and Information System ECDIS). Устройства электронной картографии служат для отображения навигационной карты, навигационной информации и местоположение судна по координатам приемника GPS на дисплеях. На многих судах установлены два комплекта оборудования ЭКНИС и бумажные навигационные карты отсутствуют.

Статьи о применении ЭКНИС на грузовых судах:

Резервное курсоуказание в ЭКНИС здесь

Кораблекрушение контейнеровоза «Kea Trader» здесь

приемникПриемник спутниковой навигации (Global Positioning System – GPS). Служат для определения координат судна при помощи глобальной спутниковой системы. Отображает скорость судна относительно грунта. Пройденное расстояние. Служит для введения координат путевых точек маршрута перехода, составления маршрута перехода, передачи маршрута перехода на радиолокатор. Показывает направление и расстояние до путевых точек, отклонение от маршрута, время прихода в путевые точки.

фото Навигационный э холот (Echo sounder). Устройство для измерения глубины под килем судна.

Источник