Меню

Обязательная сертификация оборудования связи

Сертификация оборудования связи

Наша компания является аккредитованным центром по сертификации в области связи. Мы проводим обязательную оценку качества и безопасности всех видов телекоммуникационного оборудования, а также добровольную сертификацию приборов и услуг. Вся выдаваемая нами сертификационная документация полностью отвечает требованиям действующего законодательства. Предоставленные документы проходят регистрацию в официальном реестре Российского агентства связи.

Аттестат аккредитации Органа по сертификации.

«НТЦ Сертэк», входящий в группу компаний «Сертэк», аккредитован Федеральной службой по аккредитации и имеет разрешение выдавать сертификат соответствия Техническим Регламентам Таможенного Союза.

Обязательная сертификация оборудования связи

  • Обязательная сертификация оборудования связи
  • Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации
  • Порядок сертификации оборудования
  • Порядок сертификации услуг связи
  • Оформление документов

Порядок обязательной сертификации оборудования связи в России прописан в N 126-ФЗ. Он определяет, что это требование распространяется на следующие категории изделий:

  • оборудование для обеспечения коммуникаций различных типов, включая приборы, обладающие возможностями измерения;
  • аппаратура, которая является потенциальной причиной нарушения нормальной работы телекоммуникационной техники;
  • аппаратура для специального применения и элементы технологических телекоммуникационных сетей при их внедрении в сети всеобщего пользования;
  • радиоэлектронная связная аппаратура;
  • оборудование для работы телекоммуникационных систем, в том числе применяемое при выполнении оперативных мероприятий.

Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации

Конкретный список оборудования, к которому применяется условие об обязательной оценке качества и безопасности, зафиксирован в постановлении Правительства N 532. Он содержит шесть основных типов изделий, которые, по оценкам экспертов, охватывают более двухсот видов продукции. В данном постановлении присутствует дополнительный седьмой раздел, посвященный оборудованию, которое потенциально может создавать помехи для работы аппаратуры связи. Пока он является пустым, однако в актуальной редакции нормативного документа сделана оговорка о том, что соответствующие позиции могут быть внесены в него при их появлении.

Порядок сертификации оборудования

Ключевые правила обязательной сертификации оборудования связи зафиксированы в постановлении Правительства N 214. Оно устанавливает, что сертификация осуществляется аккредитованными центрами на основании итогов испытаний, выполненных в специализированной лаборатории. В зависимости от типа оборудования, объема его поставок и других параметров оценка соответствия может проводиться в форме сертификации или декларации.

Для выдачи сертификатов предусмотрено четыре варианта схем, в том числе:

  • сертификация по инициативе производителя с периодом применения сертификата Россвязи, составляющим один год. Выдача сертификационных документов осуществляется на основании испытаний образцов изделий;
  • сертификация по инициативе продавца оборудования с действием сертификата в течение года. Схема предполагает обязательное выполнение испытаний образцов продукции;
  • сертификация серийного производства по заявке производителя с выполнением испытаний образцов продукции и последующего инспекционного контроля производства. Срок действия документа в этом случае составляет три года;
  • сертификация партии оборудования по инициативе производителя или продавца. Действие документа, выдаваемого на три года, распространяется только на аппаратуру, входящую в состав этой партии.

Сертификаты о выполнении условий 126-ФЗ, называемые также сертификатами Россвязи, должны проходить процедуру регистрациии в реестре службы. Сертификационный орган направляет копию предоставленного заявителю сертификата в Россвязь. После этого в течение десяти суток сведения о данном документе должны быть зарегистрированы в реестре. Срок действия документа начинается со дня внесения данных о нем в информационную базу.

Порядок сертификации услуг связи

Действующий порядок сертификации услуг в области связи предполагает добровольный характер оценки их качества и безопасности. Пройти добровольную сертификацию услуг могут не только специализированные телекоммуникационные компании. Такая возможность предоставляется также предприятиям смежных отраслей, в перечень услуг которых входят услуги связи. Например, этим правом могут воспользоваться транспортные, курьерские и иные компании.

Оформление документов

В нашем сертификационном центре Вы можете получить полный пакет документов на оборудование связи Вашей компании в режиме одного окна. Мы подберем для Вас схему сертификации, которая позволит оптимизировать временные и финансовые затраты в Вашей ситуации. Вам достаточно будет предоставить нам образцы оборудования, чтобы по истечении срока, установленного договором, получить готовый сертификат, оформленный согласно требованиям закона. Мы также оформляем:

  • декларации о соответствии;
  • добровольные сертификаты качества на услуги в области связи;
  • добровольные сертификаты для систем управления уровнем качества телекоммуникационных услуг.

Источник

Оборудование связи для администрации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Распоряжение Президента РФ от 14 ноября 2015 г. № 369-рп “Об обеспечении правительственной специальной документальной связью государственных органов и организаций”

1. Утвердить прилагаемые:

а) порядок обеспечения правительственной специальной документальной связью государственных органов и организаций;

б) перечень государственных органов, которые обеспечиваются правительственной специальной документальной связью.

2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Порядок
обеспечения правительственной специальной документальной связью государственных органов и организаций
(утв. распоряжением Президента РФ от 14 ноября 2015 г. № 369-рп)

1. Обеспечение правительственной специальной документальной связью государственных органов и организаций (далее — абоненты) осуществляется в целях обмена документированной информацией между абонентами с использованием сетей шифрованной документальной связи, находящихся в ведении ФСО России (далее — сети шифрованной документальной связи).

2. Защита документированной информации, передаваемой по сетям шифрованной документальной связи, обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Обеспечение правительственной специальной документальной связью осуществляется через шифрорганы абонентов и шифрорганы ФСО России, оснащенные оконечным оборудованием, которое предназначено для работы в сетях шифрованной документальной связи (далее — оконечное оборудование).

4. Создание шифрорганов и их деятельность осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Обеспечение правительственной специальной документальной связью абонентов осуществляется путем:

а) предоставления абонентам доступа к сетям шифрованной документальной связи для обмена документированной информацией между ними через шифрорганы абонентов;

б) обмена документированной информацией между абонентами через шифрорганы ФСО России.

6. Обеспечение правительственной специальной документальной связью государственных органов, включенных в перечень государственных органов, которые обеспечиваются правительственной специальной документальной связью, утверждаемый Президентом Российской Федерации, а также аппарата Совета Безопасности Российской Федерации и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах осуществляется через шифрорганы ФСО России. Указанные шифрорганы создаются и осуществляют свою деятельность в интересах государственных органов и самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, названных в настоящем пункте.

а) определяет процедуру, технические условия подключения оконечного оборудования шифрорганов абонентов к сетям шифрованной документальной связи, а также правила работы в указанных сетях;

б) предоставляет абонентам доступ к сетям шифрованной документальной связи и приостанавливает его в случае выявления нарушений правил работы в указанных сетях или требований информационной безопасности до устранения абонентами таких нарушений;

в) определяет порядок и условия обмена документированной информацией между абонентами через шифрорганы ФСО России;

Читайте также:  Перечень работ по вводу в эксплуатацию медицинского оборудования

г) обеспечивает шифровальную службу Президента Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации шифровальной техникой, а также организует каналы связи для подключения оконечного оборудования к сетям шифрованной документальной связи за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете ФСО России;

д) устанавливает размер платы, взимаемой с абонентов за обеспечение их правительственной специальной документальной связью.

8. Абоненты по согласованию с ФСО России утверждают перечни своих подразделений, которые обеспечиваются правительственной специальной документальной связью.

9. Предоставление государственным органам доступа к сетям шифрованной документальной связи осуществляется при наличии:

а) каналов связи, создание, содержание и развитие которых обеспечиваются государственными органами за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете этим органам;

б) оконечного оборудования, приобретение и эксплуатация которого обеспечиваются государственными органами за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете этим органам.

10. Обеспечение правительственной специальной документальной связью Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, МВД России, МЧС России, МИДа России, Минобороны России, Минюста России, ГФС России, СВР России, ФСБ России, ФСКН России, ГУСПа, Управления делами Президента Российской Федерации, ФМС России, ФСВТС России, ФСТЭК России, ФСИН России, ФССП России, Спецстроя России, судебных органов Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете ФСО России.

11. Обеспечение правительственной специальной документальной связью государственных органов, не указанных в пункте 10 настоящего порядка, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете этим органам.

12. Предоставление организациям доступа к сетям шифрованной документальной связи осуществляется:

а) за счет собственных средств организаций;

б) при наличии у организаций:

каналов связи, создание, содержание и развитие которых обеспечиваются ими за счет собственных средств;

оконечного оборудования, приобретение и эксплуатация которого обеспечиваются ими за счет собственных средств.

13. Обмен документированной информацией в интересах организаций через шифрорганы ФСО России осуществляется за счет собственных средств организаций.

14. Обеспечение правительственной специальной документальной связью организаций осуществляется при наличии у них лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Перечень
государственных органов, которые обеспечиваются правительственной специальной документальной связью
(утв. распоряжением Президента РФ от 14 ноября 2015 г. № 369-рп)

1. Правительство Российской Федерации.

2. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации.

5. Верховный Суд Российской Федерации.

6. Генеральная прокуратура Российской Федерации.

7. Счетная палата Российской Федерации.

8. МИД России (за исключением подразделений, имеющих в своем составе шифрорганы).

Обзор документа

Утвержден порядок обеспечения правительственной специальной документальной связью госорганов и организаций.

Абоненты будут обмениваться документированной информацией с использованием сетей шифрованной документальной связи, находящихся в ведении ФСО России. Шифрорганы абонентов и шифрорганы Службы будут оснащены оконечным оборудованием для работы в сетях шифрованной документальной связи.

Установлены полномочия ФСО России. Она, в частности, определяет процедуру, техусловия подключения оконечного оборудования шифрорганов абонентов к сетям, а также правила работы в них, предоставляет абонентам доступ к сетям и приостанавливает его, обеспечивает шифровальную службу Президента РФ и высших органов власти субъектов Федерации шифровальной техникой, устанавливает размер платы с абонентов. При этом обеспечение связью Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, министерств и ведомств, региональных органов власти осуществляется за счет бюджета.

Обмен документированной информацией в интересах организаций через шифрорганы ФСО России осуществляется за счет собственных средств организаций. Они должны иметь лицензию на проведение работ, связанных с гостайной.

Приведен перечень госорганов, которые обеспечиваются указанной связью.

Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Источник

Что должен знать собственник (пользователь) домовладений, помещений, о размещении телекоммуникационного оборудования операторов связи в многоквартирных домах

29 Января 2020, 8:45

Размещение телекоммуникационного оборудования операторов связи на общем имуществе собственников помещений в многоквартирных домах регулируется нормами Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» и иными нормативно-правовыми актами.

В силу статей 36, 44 Жилищного кодекса РФ объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами отнесено исключительно к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, размещение технического оборудования с использованием общего имущества многоквартирного дома может осуществляться только на основании решения общего собрания собственников помещений, проведенного в порядке и с соблюдением требований статьей 45 — 46 Жилищного кодекса РФ.

Учитывая действующее законодательство, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме рекомендуется согласовать:

— вид, перечень и количество сооружений связи, которые будут размещаться в многоквартирном доме;

— размер платы за использование общего имущества многоквартирного дома;

— лицо, уполномоченное собственниками заключать договор на использование общего имущества многоквартирного дома;

— распределение дохода, полученного за использование общего имущества.

По итогам принятия собственниками решения о передаче общего имущества в пользование третьим лица, уполномоченным лицом заключается договор, где подробно описываются обязательства сторон.

Соответственно, отсутствие решения общего собрания и заключенного договора на размещение телекоммуникационного оборудования является нарушением жилищного законодательства. Если договор на использование общего имущества заключен без проведения общего собрания и согласования с жильцами лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, подлежит административной ответственности.

Собственники, права которых нарушены, вправе обратиться в органы государственного жилищного надзора для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Кроме того, при отсутствии решения общего собрания и (или) заключенного договора, вопрос о дальнейшем использовании общего имущества может быть вынесен любым собственником на рассмотрение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, на котором может быть принято одно из следующих решений:

— о разрешении использования общего имущества многоквартирного дома для размещения сооружений связи и заключении договора;

— о демонтаже размещенных сооружений связи.

При принятии собственниками решения о демонтаже оборудования и в случае отказа оператора связи добровольно его демонтировать, собственники вправе обратиться в суд.

Более подробные разъяснения по передаче общего имущества многоквартирного дома в пользование третьим лицам для размещения оборудования связи даны Инспекцией в Методических рекомендациях, утвержденных приказом от 29.12.2016 № 160.

Вопрос распределения дохода от передачи в пользование общего имущества многоквартирного дома решается на общем собрании.

Читайте также:  Какое оборудование можно устанавливать на крышах жилых домов а какое нет

Источник



О новых правилах размещения в МКД оборудования операторов связи

В июне 2018 года вступили в силу изменения в СанПиН-134, утверждённые приказом Минстроя РФ от 26.12.2017 № 1718/пр. Изменения касаются организации мест для установки телекоммуникационного оборудования в новостройках и в домах после капремонта. Поговорим об основных тезисах документа и его значении для УО.

Доступ к общему имуществу дают собственники, а не УО

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», операторы связи вправе размещать оборудование в многоквартирных домах на возмездной основе. Решение о пользовании общим имуществом МКД иными лицами принимается на общем собрании собственников помещений (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). За доступ компании к общему имуществу должно быть отдано не менее ⅔ голосов от общего их числа в МКД (п. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Несмотря на это, споры между владельцами телекоммуникационного оборудования и управляющими домами компаниями нередко переносятся в залы судов. Операторы связи пытаются через суд получить доступ к общему имуществу многоквартирных домов для предоставления услуг жителям.

Верховный Суд РФ при разборе подобного дела отметил, что управляющая многоквартирным домом организация в этих правоотношениях не рассматривается как самостоятельный хозяйствующий субъект. Следовательно, УО не может заключать договоры с операторами связи на пользование общим имуществом МКД без согласия общего собрания собственников.

Таким образом, ВС РФ дал УО право отказать провайдерам в доступе. Это, по мнению интернет-компаний, тормозит развитие услуг связи и кабельного телевидения.

Поправки в ЖК РФ об упрощённом доступе к общему имуществу отклонены

В 2016 году Минкомсвязи РФ предприняло попытку внести изменения в ЖК РФ, чтобы упростить операторам связи доступ к общему имуществу дома. Ведомство подготовило проект Федерального закона, который бы отменил необходимость вынесения вопроса о доступе провайдеров к общедомовому имуществу на общее собрание собственников помещений в МКД.

Авторы законопроекта предлагали отнести такие правоотношения к передаче оборудования и линий связи в пользование собственникам, а не к использованию интернет-провайдером общего имущества МКД. Контроль за размещением оборудования должен был лечь на лиц, ответственных за содержание общего имущества МКД.

Но проект закона не прошёл этап оценки регулирующего воздействия (ОРВ): Минэкономразвития РФ проект закона отклонил.

Изменения в СанПиН об организации мест для оборудования связи

Изменения № 1 в СанПиН 134.13330.2012, утверждённые приказом Минстроя РФ от 26.12.2017 № 1718/пр, делают первый шаг в сторону упрощённого доступа интернет-провайдеров к общедомовому имуществу. Они регулируют техническую подготовку МКД к установке оборудования для предоставления услуг связи.

Согласно приказу № 1718/пр, СП-134 дополнен разделом 8, который касается проектирования сетей широкополосного, или высокоскоростного, доступа (ШПД) к услугам связи в строящихся многоквартирных домах. Требования СП-134 относятся и к работам по капитальному ремонту МКД и реновации.

Нормы, прописанные в новом разделе, предназначены для строителей и проектировщиков. Выполнение новых требований позволит разместить в многоквартирном доме современную инфраструктуру связи.

Инженерные сети, согласноп. 8.1.4 СП-134, должны быть готовы к подключению к услугам связи не менее одной абонентской точки в каждой квартире. Скорость ШПД не может быть менее 100 Мбит/с (п. 8.1.5 СП-134). Для доступа жителей дома к интернету СП-134 позволяет использовать сеть телефонной связи (п. 8.1.1 СП-134).

Согласно п. 8.2.1 СП-134, для доступности жителям МКД современных услуг связи при проектировании многоквартирного дома предусматриваются места для размещения телекоммуникационного оборудования. СанПиН предлагает для этих целей пол, стены, потолки, межэтажные или стеновые ниши, шкафы и коробки на стенах.

Подобные места следует разместить на каждом этаже многоквартирного дома и даже на чердаке при его наличии. Места для оборудования должны иметь свои электрические кабели, электрощиток и приборы учёта электроэнергии (п. 8.2.8 СП-134).

Если есть технические условия и доступ к оборудованию для его обслуживания и ремонта, разместить инфраструктуру связи можно на верхних этажах, крышах и других конструктивных элементах МКД. При этом должны быть соблюдены требования к уровню шума, к климатическим условиям, нормы пожарной безопасности (п. 8.2.2 СП-134).

Управляющим организациям на заметку

Изменения, внесённые в СП-134 приказом Минстроя РФ, актуальны для организаций, принимающих в управление новостройки. Уже эксплуатируемых домов нововведения не касаются до момента проведения в них капитального ремонта или реконструкции. В таком случае в проект работ заносится подготовка инфраструктуры к размещению современного оборудования связи.

При этом управляющие организации должны помнить, что в состав общего имущества МКД будут включены все элементы созданной согласно СП-134 инженерной инфраструктуры: электрощитовые, счётчики, кабели, шкафы и др. Нести ответственность за их содержание и ремонт будет УО, что следует учесть при определении тарифа на услуги.

При этом приказ № 1718/пр никаким образом не меняет правовую сторону вопроса: доступ к общему имуществу МКД по-прежнему регулируется Жилищным кодексом РФ и утверждается на ОСС в доме. Собственники устанавливают плату по договорам пользования общим имуществом МКД или решают вопрос о безвозмездной установке оборудования связи.

За вопросом допуска операторов связи в МКД пристально следит Федеральная антимонопольная служба. Недопуск провайдера к общему имуществу дома рассматривается как нарушение требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ведомство привлекает управляющие организации к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. Статья предусматривает для организаций наказание в виде штрафа от 300 000 до 1 000 000 рублей.

Проведите общее собрание собственников помещений в МКД с помощью сервиса «ОСС на 100%» и установите плату по договорам пользования общим имуществом МКД или решите вопрос о безвозмездной установке оборудования связи.

Источник

Размещение антенно-мачтовых сооружений сотовой связи (вышки связи)

На сегодняшний день, в соответствии с действующим земельным законодательством использование земли, в том числе и для размещения антенно-мачтовых сооружений связи осуществляется на основании соответствующих документов, подтверждающих право на использование земельного участка (право собственности, договор аренды, договор пользования, разрешение на размещение/использование объекта и т.п.).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся, в том числе, линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В соответствии с Законом Московской области от 10.10.2014 №124/2014-ОЗ
«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения
на строительство на территории Московской области», получение разрешения на строительство не требуется в том числе, в случае строительства, реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания, с характеристиками: высота до сорока пяти метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до четырех метров (далее – АМС).

Читайте также:  ШОУ ТАЙСКОГО МОРОЖЕНОГО МОРОЖЕНОЕ НА ПРАЗДНИК

Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 №229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Порядок). Согласно п.2 данного Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого центральным исполнительным органом государственной власти Московской области или уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в рамках оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

На сегодняшний день размещение АМС осуществляется операторами (МТС, Мегафон, Теле2 и т.д.) и инфраструктурными операторами сотовой связи (Русские Башни, Компания НСТ, Сервис-Телеком, Руфтоп-Телеком и т.д.) заключившими соглашение о взаимодействии с Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области). Указанными соглашениями предусмотрены социальные обременения для операторов связи (установка камер наружного видеонаблюдения по программе «Безопасный регион», развитие инфраструктуры связи в труднодоступных и социально-значимых районах Московской области).

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на размещение АМС является закрытым и строго регламентирован п.8 Порядка и п.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 01.06.2017 №917-ПГ.

Согласно п.8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается, в том числе, случае, если: в радиусе, равном 1/3 высоты размещаемого объекта, расположены жилые и (или) многоквартирные дома.

Кроме того, согласно разъяснению Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 09.02.2017 №10-622/Исх, содержание видов разрешённого использования земельных участков, перечисленных в Классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию, в том числе, антенно-мачтовых сооружений связи.

Кроме того, для размещения базовой сотовой станции на конкретной территории или здании оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения базовой станции. Однако согласно действующему законодательству, Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение и эксплуатацию АМС выдаются Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека на основании выполненной проектной документации, неотъемлемой частью которой является Разрешение на размещение объекта. Заключение не может быть оформлено и выдано перед получением Разрешения на размещение.

Действующие санитарные правила также не запрещают размещение базовых станций сотовой связи (далее – БС) на существующих постройках (в т.ч. и на крышах жилых зданий). При размещении БС на крышах жилых домов требуется согласие не менее 2/3 жителей. При отсутствии высоких зданий и строений, БС могут устанавливаться на специальных мачтах (АМС) высотой от 25 до 45 метров или на существующих трубах котельных, радио и телевизионных башнях.

Однако на сегодняшний день для размещения БС на АМС (вышках связи) на расстоянии далее 10 метров от жилых домов не требуется проведение публичных слушаний и получение согласия от жителей.

Главная задача организации эксплуатирующей БС, помимо обеспечения устойчивой связи для своих абонентов, при размещении и эксплуатации БС не допустить плотность потока электромагнитной энергии в месте нахождения человека более 10 мкВт/см2. На современном этапе доказано, что данный уровень электромагнитного поля не может оказать неблагоприятное воздействия на организм человека.

Базовые станции оснащаются приемопередающими типами антенн. Для этого на одной мачте устанавливаются несколько антенных устройств, каждая из которых работает только в определенном направлении стороны света. Размещая на одной мачте несколько антенных устройств (обычно 3- 4), оператор БС обеспечивает устойчивую связь БС с владельцами сотовых телефонов, находящихся в зоне обслуживания БС. Основная энергия излучения передающего антенного устройства (при графическом его изображении) представляет собой форму лепестка, на границе которой уровень электромагнитного поля не должен превышать 10 мкВт/ см2. В результате электромагнитное излучение одной БС представляет собой несколько «лепестков», направленных горизонтально по сторонам света (диаграммы направленности антенн). Необходимым условием нормального функционирования сотовой связи и безопасности окружающей среды и человека является направление «лепестка» в сторону и выше строений, жилых домов, в которых работают или живут люди.

Соблюдение данных условий обязательно учитывается при рассмотрении материалов по обоснованию размещения БС, которые операторы сотовой связи представляет на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Управление Роспотребнадзора.

Вместе с заявлением оператор предоставляет: ситуационный план с отметкой места установки БС; копии договоров аренды или права собственности; расчеты определения уровня электромагнитных полей на прилегающей к базовой станции территории с указанием границ санитарно-защитных зон, зон ограничения застройки; диаграммы направленности антенн. Данные материалы проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу и делается вывод об отсутствии или оказании негативного влияния объекта на окружающую среду и здоровье населения и соответствии проектных материалов требованиям вышеназванных санитарных правил.

До начала эксплуатации базовой станции оператор сотовой связи повторно должен обратиться в Управлении Роспотребнадзора для согласования ввода базовой станции в эксплуатацию.

Практика эксплуатации базовых станций и натурные замеры, проводимые аккредитованными лабораториями, в том числе по обращениям граждан, свидетельствуют, что базовые станции сотовой связи не достигают максимальных показателей мощности и заложенные в проекте расчетные санитарно-защитные зоны не требуют пересмотра.

При осуществлении звонка абонент при помощи сотового телефона соединяется с базовой станцией соответствующего оператора связи. Чем ближе расположена станция к телефону, тем меньше излучения сотовый телефон потратит на установку и поддержание связи с базовой станцией. Таким образом, чем больше базовых станций, чем меньше расстояние от сотового телефона абонента до станции, тем меньше уровень излучения электромагнитного поля сотового телефона абонента. Необходимо помнить, что сотовый телефон излучает электромагнитное поле не только во время разговора по нему, но и постоянно, т.к. он ежесекундно налаживает связь с ближайшей станцией сотовой связи конкретного оператора.

В России пока завершается внедрение сотовой связи за счет установки базовых станций, расположенных друг от друга на расстояниях до 1- 20 км. В развитых странах уже переходят на микросотовую связь, когда маломощные БС устанавливаются на малых расстояниях друг от друга (200-500м) значительно снижая уровень электромагнитного излучения сотовых телефонов абонентов.

Источник