Меню

Практическая работа Получение собирание и распознавание газов

Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов»

Урок химии в 11 классе. «____»________________ 20___ г.

Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов».

Цель. Получить газы, собрать их, выполнить опыты, характеризующие их свойства.

Оборудование и реактивы:

2 пробирки (одна больше другой), спиртовка, цинк, соляная кислота

Пробирка, перекись водорода, оксид марганца ( IV ), лучинка.

Прибор для получения газов, штатив, карбонат кальция, серная кислота, лучинка, известковая вода Са(ОН) 2 .

Пробирка, штатив, спиртовка, хлорид аммония, гидроксид натрия, лакмусовая бумажка.

Прибор для получения газов, спиртовка, полиэтилен, раствор перманганата калия.

Техника безопасности:

аккуратно работать с реактивами и приборами;

не смешивать реактивы без согласия с заданием;

тушить спиртовку, накрывая колпачком;

никогда не приступайте к работе с химическими реактивами без изучения инструкции.

Задание 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите один правильный ответ.

Вещества, которые можно использовать для получения водорода в лаборатории:

А. соляная кислота и медь В. соляная кислота и натрий

Б. раствор серной кислоты и железо Г. угольная кислота и цинк

Газообразные вещества, которые можно собирать способом вытеснения воды:

А. аммиак и водород В. углекислый газ и озон

Б. кислород и метан Г. этилен и сероводород

Для обнаружения кислорода можно использовать:

А. бромную воду В. тлеющую лучинку

Б. хлороводород Г. известковую воду

Газы, которые способом вытеснения воздуха собирают в сосуд, расположенный вверх дном:

А. аммиак и кислород В. метан и водород

Б. этилен и углекислый газ Г. озон и угарный газ

А. аммиак Б. озон В. сероводород Г. метан

Аммиак в лаборатории можно получить взаимодействием веществ, формулы которых:

А . CaCO 3 и HNO 3 В . Ca(OH) 2 и NH 4 Cl

Б. N 2 и H 2 Г. NO 2 и H 2 O

Для обнаружения углекислого газа можно использовать:

А. бромную воду В. тлеющую лучину

Б. фенолфталеин Г. известковую воду

Задание 2. Получение, собирание и распознавание водорода.

Опустите 1 гранулу цинка в пробирку и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1-2 минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода?

Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.

Уравнения реакций. Выводы.

Вывод. Водород – газ _________________________________________________________ , который можно получить при __________________________________________________ и собрать ___________________________________________________________________.

Задание 3. Получение, собирание и распознавание кислорода.

В пробирку налейте 5-7 мл раствора пероксида водорода и добавьте немного оксида марганца ( IV ). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите ее к пробирке с пероксидом водорода. Что наблюдаете?

Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.

Уравнения реакций. Выводы.

Вывод. Кислород – газ _________________________________________________________, который можно получить ______________________________________________________ и распознать при помощи ______________________________________________________.

Задание 4. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

Закрепите пробирку с карбонатом кальция в штативе, добавьте в нее раствор серной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Соберите газ в сухую пробирку и внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете?

В пробирку налейте 1-2 мл прозрачного раствора известковой воды и опустите туда газоотводную трубку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.

Источник



Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов».
материал по химии на тему

Получение, собирание и распознавание газов.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы: Научиться опытным путем

получать, собирать и распознавать

Оборудование: Штатив с пробирками.

Реактивы: HCl, CaCO3, Са(ОН)2раствор

фенолфталеина.

Вариант1. Ход работы:

2. Составить уравнение реакции, получения СО2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

3. Дать характеристику реакции.

4. Привести наблюдения и уравнение реакции на распознавание СО2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вывод:

Скачать:

Вложение Размер
p.r.6._poluchenie_sobiranie_i_raspoznavanie_gazov.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы : Научиться опытным путем

получать, собирать и распознавать

Оборудование: Штатив с пробирками.

Реактивы: HCl, CaCO 3 , Са(ОН) 2 раствор

Вариант1. Ход работы:

2. Составить уравнение реакции, получения СО 2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

3. Дать характеристику реакции.

4. Привести наблюдения и уравнение реакции на распознавание СО 2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы : Научиться опытным путем

получать, собирать и распознавать

Оборудование: Штатив с пробирками, спиртовка.

Реактивы: NH 4 Cl , Ca(OH) 2 , NаОН индикатор

Вариант 2. Ход работы:

1. Опыт 2 (стр.190)

Ответить на вопросы стр.191

2. Привести реакцию между растворами NH 4 Cl и NaOH , составить уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы : Научиться опытным путем

получать, собирать и распознавать

Оборудование: Штатив с пробирками.

Реактивы: HCl, CaCO 3 , Са(ОН) 2 раствор

Вариант1. Ход работы:

2. Составить уравнение реакции, получения СО 2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

3. Дать характеристику реакции.

4. Привести наблюдения и уравнение реакции на распознавание СО 2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа № 9 Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат

Урок 42 Практическая работа № 9Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат.

Практическая работа по химии «Получение, собирание и распознавание водорода» 8 класс

Методическая разработка урока химии УМК Г.Е.Рудзитис.

Инструктивная карта для проведения практической работы №1 «Получение, распознавание и собирание газов» 11 класс базовый уровень

Инструктивная карта для учащихся с описанием хода практической работы, шаблоном для составления отчета, заданиями.

Разработка урока 7 класс ФГОС. Практическая работа № по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Данная работа проводится после изучения семейств Однодольных и.

Презентация к лабораторной работе «Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Неметаллы»

Презентация к лабораторной работе «Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Неметаллы».

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»

Представлен материал для проведения практической работы №6 «Получение, собирание и распознавание газов» в условиях дистанционного обучения.

Рабочий лист для оформления практической работы в 9 классе по программе Габриеляна О.С.

Источник

Получение, собирание и распознавание газов

Вариант 1. Получение, собирание и распознавание водорода

В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в неё 1—2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра. Через 1—2 минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая её, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевёрнутую пробирку?

Вариант 2. Получение, собирание и распознавание кислорода

В пробирку объёмом 20 мл прилейте 5—7 мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите её и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите к пробирке с пероксидом водорода, куда предварительно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Вариант 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа

В пробирку объёмом 20 мл поместите кусочек мрамора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете?

Через 1—2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

В пробирку налейте 1—2 мл прозрачного раствора известковой воды. Используя чистую стеклянную трубочку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Вариант 4. Получение, собирание и распознавание аммиака

В пробирку прилейте 1—2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объём раствора щёлочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?

Вариант 5. Получение, собирание и распознавание этилена

Прибор для получения этилена деполимеризацией полиэтилена

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. В пробирку поместите несколько гранул или кусочков полиэтилена. Закройте пробкой с газоотводной трубкой и закрепите прибор в лапке штатива, как показано на рисунке 150. Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Пропустите полученный газ через подкисленный раствор перманганата калия. Что наблюдаете? Запишите уравнения проделанных реакций.

Источник

Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов. —

Вариант 1.

Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода

Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).

Вопросы и задания

1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
4. Опишите, как можно распознать водород.

Ответ:

Собрали прибор для получения газов и проверили его на герметичность. В пробирку положили 1-2 гранулы цинка и прилили в нее 1-2 мл соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой и надели на кончик трубки еще одну пробирку, подождали некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.

Сняли пробирку с водородом и не переворачивая ее поднесли к горящей спиртовке. Чистый водород взрывается с глухим хлопком.

Опыт 2. Получение, собирание и распознавание аммиака

Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность.

В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.

Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем в том месте, где находится смесь.

Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.

Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

Вопросы и задания

1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.

Ответ:

Собрали прибор для получения аммиака и проверили его на герметичность. В фарфоровую чашку насыпали хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по 1 ложечке для окисления веществ. Смесь перемешали стеклянной палочкой и высыпали в сухую пробирку. Закрыли ее пробкой и укрепили на лапке штатива. На газоотводную трубку надели сухую пробирку для собирания аммиака. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция нагрели.

Вариант 2.

Опыт 1. Получение, собирание и распознавание кислорода

Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой.

Вопросы и задания

1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали кислород.

Ответ:

Собрали прибор для получения кислорода и проверили его на герметичность. В пробирку насыпали примерно на 1/4 ее объема перманганата калия у отверстия пробирки положили рыхлый комочек ваты.

Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепили пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород.

Опыт 2. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)

В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2—3 мл известковой воды.
Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

Вопросы и задания

1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).

Ответ:

В пробирку поместили несколько кусочков мела и прилили 1 мл разбавленной соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды. Наблюдаем как через известковую воду проходят пузырьки газа.

Эта реакция является качественной на углекислый газ.

Источник

Химия 11 класс Практическая работа № 5 Получение, собирание и распознавание газов

Практическая работа № 5

Получение, собирание и распознавание газов.

Цель работы: повторить способы получения, собирания газов, их физические и химические свойства, совершенствовать приемы работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами.

Оборудование: штатив с пробирками, лабораторный штатив, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, шпатель, вата, химические стаканы, кристаллизатор, лучина, спички.

Реактивы: цинк, кристаллический перманганат калия, мел, раствор соляной кислоты, известковая вода, вода.

I Повторите правила техники безопасности при проведении практических работ; работ со стеклянной посудой; работ с нагревательными приборами, работ с кислотами.

II Выполните следующие опыты:

1.Получение и собирание водорода.

А) Осторожно опустите в пробирку 3-4 кусочка цинка, закрепите пробирку в штативе;

Б) Налейте в пробирку с цинком соляную кислоту(2-3см);

В) Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой. Что наблюдаете?;

Г) Соберите водород способом вытеснения воздуха, опустив газоотводную трубку в сухую пробирку, расположенную вверх дном. Какое свойство водорода лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?

2. Проверка водорода на чистоту.

А) Через минуту снимите пробирку с трубки и, не переворачивая, поднесите ее отверстием к пламени;

Б) Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).

3. Получение кислорода.

А) Насыпьте шпателем в сухую пробирку 0,5 г кристаллического перманганата калия;

Б) Положите возле отверстия пробирки распушенный комок ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой;

В) Соберите прибор для получения кислорода и собирания его методом вытеснения воздуха. Какое свойство кислорода лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?

Г) Проверьте прибор на герметичность, для этого опустите конец газоотводной трубки в кристаллизатор с водой, согрейте пробирку рукой. Что наблюдаете? Если пузырьки воздуха выделяются, значит, прибор герметичен;

Д) Закрепите прибор в лапке штативе так, чтобы дно пробирки находилось чуть выше отверстия, а конец газоотводной трубки немного не доходил до дна стакана. Лапку штатива закрепите возле отверстия пробирки;

Е) Нагрейте сначала всю пробирку, а потом только ту часть, где находится реактив;

Ё) Соберите кислород методом вытеснения воздуха.

4. Доказательство наличия кислорода.

А) Через минуту проверьте полноту заполнения химического стакана кислородом, для этого поднесите к отверстию стакана тлеющую лучину: если она вспыхнет, то сосуд заполнен кислородом.

5. Получение углекислого газа.

А) Соберите прибор для получения углекислого газа;

Б) Поместите в сухую пробирку 1-2 кусочка мела и долейте раствор соляной кислоты так, чтобы кислота слегка покрыла поверхность мела;

В) Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в химический стакан. Что наблюдаете? Какое свойство углекислого газа лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?

6. Доказательство наличия углекислого газа.

А) Через минуту проверьте полноту заполнения химического стакана углекислым газом, для этого поднесите к отверстию стакана тлеющую лучину: если она потухнет, то сосуд заполнен углекислым газом.

Б) Пропустите выделяющийся углекислый газ в пробирку с 1-2 мл известковой воды до наступления видимых изменений. Что наблюдаете?

В) Продолжайте пропускать углекислый газ в эту пробирку до наступления видимых изменений. Что наблюдаете?

III Результаты опытов, наблюдения, уравнения выполненных реакций в молекулярном и ионном видах занесите в таблицу.

Номер и название опыта

Порядок действий и уравнения реакций

IV После проделанной работы сделайте вывод.

Источник

Читайте также:  Организации и предприятия Сочи Оборудование для общепита