Меню

Презентация кабинета темной сенсорной комнаты

Презентация кабинета темной сенсорной комнаты

Педагог – психолог БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа – интернат.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагог – психолог БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии Левцова Инна Николаевна ТЕМНАЯ СЕНСОРНАЯ КОМНАТА

Волнение, стресс, невозможность сосредоточиться — все эти состояния «души и тела», к сожалению знакомы не только взрослым, но и детям. Специально разработанное оборудование сенсорной комнаты помогает детям научиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье. Сенсорная комната своей изолированностью, необычностью обстановки, естественным образом создает соответствующий настрой релаксации. Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутренне стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.

Темная сенсорная комната «САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ, ЧТО МЫ МОЖЕМ ИСПЫТАТЬ, — ЭТО ОЩУЩЕНИЕ ТАЙНЫ. ОНА ИСТОЧНИК ВСЯКОГО ПОДЛИННОГО ИСКУССТВА И НАУКИ…» Сенсорная комната – среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на слуховые, зрительные анализаторы; на вестибулярные рецепторы. Специально разработанное оборудование помогает детям научиться справляться с отрицательными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» Сенсорная тропа развитие тактильного восприятия, координации движений и профилактика плоскостопия

Сухой бассейн (массажное воздействие, повышение настроения, мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения). Бассейн может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Проектор светоэффектов

Воздушно — пузырьковая колонна. развитие когнитивных навыков, развитие навыков общения, произвольности, внимания, развитие исследовательской активности детей. Зарядка положительными эмоциями, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, формирование фиксации взора; развитие цветового восприятия, релаксационный эффект.

Фиброоптический пучок обладает успокаивающим эффектом и в то же время активизирует познавательный опыт детей, концентрирует внимание. Способствуют развитию тактильных и зрительных ощущений; развитию мелкой моторики руки. Создается благоприятная атмосфера, которая запускает психоэмоциональную разгрузку.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорика — это система, благодаря которой впечатления внешнего мира становятся достоянием нашей психики (накопление чувственного опыта).

Номер материала: ДБ-1472452

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Петербургская школьница набрала 300 баллов на ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ВОЗ призвала прививать детей и подростков от коронавируса

Время чтения: 1 минута

47% россиян не готовы оплачивать обучение ребенка в вузе

Время чтения: 1 минута

Опубликованы примерные рабочие программы по учебным предметам

Время чтения: 1 минута

В Пскове открылся инклюзивный парк для людей с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

Российские школьники завоевали пять медалей на Европейской олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Темная сенсорная комната

Темная сенсорная комната

Темная сенсорная комната

Тёмная сенсорная комната — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др.

Целью такой комнаты является восстановление эмоционального состояния и расслабление. Темные комнаты чаще устраивают с оздоровительной и коррекционной целью. Их можно найти в школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии.

Среда тёмной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда.

Что из себя представляет

Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушённый свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка — вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребёнку развить свои сенсорно-персептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

Перечень оборудования тёмной сенсорной комнаты:

Мягкая платформа с угловым зеркалом.

Подвесная система «Мелодичный звон»

Значение тёмной сенсорной комнаты

С точки зрения медико- психологического воздействия на состояние человека интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности, вызвать приятные, а в ряде случаев эстетически значимые ощущения. Она активизирует детей и взрослых, помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта. Например, для детей с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты — благоприятная среда для снятия невротических переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения. Взаимодействие ребёнка со средой тёмной сенсорной комнаты стимулирует у него развитие вербальной коммуникации. Для детей с астеническими проявлениями, т.е. с пониженной психической активностью, занятия в тёмной сенсорной комнате могут стать пусковым механизмом для включения его в деятельность.

Читайте также:  Медицинская сестра сестринское дело участковая

В тёмной сенсорной комнате разнообразно представлено оборудование, применение которого не имеет противопоказаний. Это различная мягкая мебель: подушечки с гранулами, треугольное кресло с гранулами, сухие бассейны, сенсорная тропа, сухой душ, настенный и напольный ковёр «Млечный путь», светильники «Релакс» и многое другое.

Проведение занятий в тёмной сенсорной комнате

Занятия проводятся в мини группах по 3 человека и индивидуально.

Проведение занятий в Тёмной сенсорной комнаты от Звёздное детство

На занятиях применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нём внимание, выполнять определённые действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т.д. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие и коррекцию различных ощущений. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как проекторы «Меркурий» и «Жар-птица» одновременно включаться не должны, поскольку каждый из них в зависимости от сюжета занятия требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Для проведения занятий с различными категориями детей, подростков и взрослых в тёмной сенсорной комнате с использованием интерактивного оборудования необходимо получить рекомендации врача, изучить анамнез, выявить у них заболевания, связанные со зрительной, слуховой, интеллектуальной или двигательной патологией.

Опытным путём следует определить те стимуляторы, которые вызывают наибольшее утомление, определить максимальную степень использования и вводить их в занятие в последнюю очередь.

Особое внимание требуют зрительные раздражители, так как активное их использование может вызвать двигательную расторможенность и агрессивность, особенно у детей и подростков.

В отношении различных категорий «проблемных» людей использование тёмной сенсорной комнаты в общеразвивающей и психотерапевтической работе должно быть соотнесено с их психическим и физическим состоянием.

Ограничения

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.

Коммуникативные нарушения. Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (двигательной расторможенности).

Для занятий с такими людьми в тёмной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии.

Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом- психоневрологом.

Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например, такие, как зеркальный шар, проектор «Меркурий», прибор динамической заливки света, набор «Бегущие огни». Больные эпилепсией приходят в помещение, когда один из осветительных приборов уже включён.

Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами.

Нарушения зрения. Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

Нарушение слуха. Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.

Источник

Использование тёмной сенсорной комнаты при работе с детьми дошкольного возраста

Мария Камчаткина
Использование тёмной сенсорной комнаты при работе с детьми дошкольного возраста

Педагог-психолог Камчаткина М. В.

Тёмная сенсорная комната – это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с детьми разног возраста, с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность,стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: слуха, обоняния, осязания – и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.

Сенсорная комнатапозволяет выполнить следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:

— Релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;

— Стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей;

Читайте также:  Типы градирен их преимущества и недостатки рекомендации по эксплуатации

— Развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;

— Фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;

— Повышение психической активности за счёт стимулирования положительных эмоциональных реакций;

— Развитие воображения и творческих способностей детей;

— Коррекцию психоэмоциональных состояний.

При отборе содержания для психологических, психолого –педагогических и психотерапевтических занятий с разными категориями детей учитываются:

— характер ведущей деятельности;

— ведущие мотивы и потребности человека в различные возрастные периоды;

— структура и степень выраженности нарушений развития и поведения;

— особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков;

— уровень развития саморегуляции и самооценки.

Интерактивная среда тёмной сенсорной при работе с детьми дошкольного возрастапредназначена для решения следующих задач:

— обучения на основе сенсорной стимуляции;

— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

— активизации различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;

— стимуляции ослабленных сенсорных функций;

— развитие двигательных функций;

— создания положительного эмоционального фона.

При работе с детьми с ОВЗ тёмная сенсорная комната используется для:

— коррекции и развития познавательной деятельности;

— коррекции и развития игровой деятельности ;

— развития произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения;

— расширения жизненного опыта детей, обогащения их чувственного мира;

— релаксации всех органов чувств ребёнка;

— развития сенсорных способностей;

— стимуляции эмоционального, речевого, социального развития;

Занятия в тёмной сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы. В интерактивной среде тёмной сенсорной комнаты осуществляется немедикаментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение.

Таким образом, суть занятий в тёмной сенсорной комнате с детьми заключается в том, чтобы усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности сенсомоторной деятельности и гармонизацию личности на всех этапах образовательной деятельности.

В статье использованы материалы Л. Б. Баряевой, А. И. Титарь.

Использование тренажеров в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества,.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим педагогическим.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Потешки-это жемчужина устного народного творчества, это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок в детстве. Потешки просты,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Вода и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Их благотворное воздействие на организм человека.

Мастер-класс «Использование арт-терапии в работе c детьми дошкольного возраста» План проведения: 1. Знакомство. 1.1. Упражнение «Знакомство» Ведущий и участники знакомятся друг с другом, говорят о своем настроении.

Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Сариева Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Я инструктор по физической культуре и сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом работы. Тема: Использование здоровьесберегающих.

Источник

Темная сенсорная комната
консультация по коррекционной педагогике на тему

Темная сенсорная комната

Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) – одна из значимых категорий психологии, информатики, социологии и других наук. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). В качестве одного из определений этого термина в контексте использования его темной сенсорной комнаты важным является понимание интерактивности как технологии виртуальной реальности.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на серном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Не излагая подробно систему М. Монтессори, необходимо обратиться к основным ее положениям, и прежде всего, к идее космического воспитания. Эта идея наиболее созвучна современным представлениям о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающей особые условия для его взаимодействия с окружающим миром.

Читайте также:  Виды и назначение периферийных устройств персонального компьютера

Космос, по мнению Монтессори, – это целостность мира, его упорядоченность, функциональная гармония. В основе мироздания лежит «единый план», детерминированный космическими законами. Природа, Вселенная представляют собой целостность, в которой каждая часть выполняет свою задачу в рамках целого и, наоборот, целое служит определенным частностям. Согласно идее космического воспитания, человек, прежде всего, ребенок, должен получать представление сразу обо «всем мире», а не о частностях из научной системы мира. Обучать частностям, считает М. Монтессори, значит вводить детей в заблуждение. Она выдвигает принцип обучения – от целого к частному. Это, по ее мнению, означает, что частность в процессе обучения выступает средством познания целостного «космического плана». Сенсомоторное развитие в системе М. Монтессори происходит с помощью дидактического материала, сгруппированного в зависимости от свойств предметов, знакомить детей с которыми предлагалось, используя тактильные барические, стереогностические, хроматические и другие ощущения. Взгляды М. Монтессори находят отражение и в современных системах сенсорного воспитания.Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия средствами специально созданной среды родилась в Голландии в конце 70-х годов прошлого века, а затем была развита в Великобритании. Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название сенсорной комнаты. Сенсорные комнаты стали активно использоваться в абилитационных, реабилитационных целях для занятий с наиболее трудно поддающимся лечению контингентом больных психоневрологического профиля и с людьми с выраженными формами интеллектуального недоразвития. Постепенно круг людей, чье психофизическое состояние можно было улучшать, занимаясь с ними в сенсорной комнате, значительно расширился. Такие комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и других. Метод был также с успехом апробирован и в антистрессовых и реабилитационных центрах.

Использование сенсорной комнаты основано на интегративной теории понимания человеческой психики – гуманистической психологии, в которой акцентируется поддержка и развитие внутренней натуры человека, а не ее сдерживание или подавление. Негативные и разрушающие аспекты поведения и психики людей являются, как правило, реакцией фрустрации на ограничения и препятствия, которые мешают развитию собственного «Я». Внутренняя природа человека стремится к самореализации, самосовершенствованию и достижению физического и психического здоровья. Тенденция к самореализации и совершенству – база для психокоррекции, где центральным действующим лицом является сам человек. Если этой тенденции не препятствовать, а поддерживать и поощрять ее, она приводит к замечательным результатам.

Развитию собственного «Я» часто мешают внешние факторы. Окружающая среда навязывает человеку оценки и ожидания, поэтому еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например, при детском церебральном параличе, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток депривирован. В этом случае необходима дополнительная сенсорная стимуляция, которую удобнее всего реализовывать в темной сенсорной комнате, оснащенной стимуляторами различного типа.

Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми.

Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Темная сенсорная комната, укомплектованная оборудованием, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей или взрослых, является одним из важнейших средств коррекции и реабилитации. Сочетание специально разработанных занятий с медикаментозной терапией, массажем, работой психолога и дефектолога является залогом положительных результатов в коррекции различных нарушений здоровья человека.

Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задержки психомоторного и речевого развития; аутизм; адаптационные расстройства; школьные проблемы.

Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты наличие у детей или взрослых астенические проявления, синдром гиперактивности, эпилиптический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.

Источник