Меню

Противопожарные системы и оборудование

Пожарная безопасность на судне

По сравнению с обеспечением пожарной безопасности на объектах, расположенных на суше, где на помощь руководству, работникам организаций приходят подразделения МЧС России, правила и требования пожарной безопасности к судам, находящимся в плавании, гораздо жестче.

Пожарный катер

Обеспечение пожарной безопасности возложено на владельца судна и экипаж во главе с капитаном. Экипаж должен приложить все силы, чтобы не допустить возгорание на борту, выполнить действия при пожаре для его ликвидации; а судовладелец – подготовить судно с инженерно-технической стороны дела, укомплектовать огнетушителями, обучить экипаж.

Требования нормативных документов

Немного истории

Особым вниманием Петра I пользуется флот. Царь собственноручно пишет указы и распоряжения, относящиеся к предупреждению пожаров на судах.

В 1710 году издаются инструкции и артикулы Российскому флоту, содержащие ряд противопожарных мер. Ходить по кораблю с огнем разрешалось только по поручению капитана. Без его ведома, запрещалось при­возить на корабль тюфяки, мешки с сеном и другими воспламеняю­щимися веществами. Куре­ние разрешалось только между большой мачтой и фок-мачтой и под наблюдением офицера. Строго был ограничен и доступ в пороховые погреба – заходить туда разрешалось только пушкарям. Нарушителей этих правил наказывали весьма сурово: трижды протаскивали под килем ко­рабля и лишали месячного жалования.

13 (24 по новому стилю) января 1720 года Петр Великий объявляет указ об издании Морского устава (), во введении к ко­торому определяет значение флота для российского государства: «… сие дело необходимо нужное есть Государству [по оной пословице: что всякий Потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет] …».

Морской устав 1720 года

Устав морской 1720 года

В книге 5 главе 4, артикулы 46 и 47 гласят:

Все те, которые нарочно зажгут или потопят какой корабль, или магазин, или иное какое судно, или какую амуницию, или провиант, или такелаж свой или приятельский, будут казнены смертию…

Если капитан, или какой офицер морской, командую­щий кораблем, потеряет свой корабль на море, разбиением на камень или на берег, или от огня сго­рит, повинен быть взят за арест. А ежели явиться, что оная гибель сделалась его небрежением, за то будет казнен смертию, или сослан навечно на галерную работу, по важности вины смотря.

В 1831 году суд Адмиралтейств-коллегии приговорил капитана судна «Фершампенхауз» Барта­шевича, а также офицера Тибардина и унтер-офицера Мякишева за допущенные недостатки во время уборки крюйт-камеры, что привело к пожару, к смертной казни. Но, учитывая безупречную службу, император Николай I заменил всем троим офицерам смертную казнь разжалованием в рядовые мат­росы.

Наши дни

Учитывая, что водный транспорт, будь это морские суда, осуществляющие торговые перевозки по всему Мировому океану, разработку, добычу полезных ископаемых, включая такие горючие жидкости, как нефть, газовый конденсат; или речной флот, работающий на внутренних водных путях нашей страны, относится к специфической, с точки зрения пожарной безопасности, категории защищаемых объектов, поэтому для ее обеспечения существуют и особые нормативные документы, учитывающие различные нюансы назначения судов, ситуаций с ними:

  • «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», в котором в статье 34 говорится о том, что подготовка судна к плаванию – это обязанность судовладельца. При этом оно считается пригодным к плаванию, если удовлетворяет, в том числе требованиям пожарной безопасности.
  • «Кодекс торгового мореплавания РФ», требованиям подчиняется которого весь морской транспорт, что ходит под российским флагом. Он устанавливает всеобъемлющие правила для морских судов как в период их плавания по морским, так и по внутренним водным путям.

Исходя из определений этих официальных документов судами считаются самоходные, несамоходные плавучие сооружения, в том числе:

  • морские, речные суда – пассажирские, грузовые, рыболовецкие, включая вспомогательные, маломерные, прогулочные; танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, баржи;
  • суда смешанного типа река-море;
  • паромы;
  • дноуглубительные / дноочистительные снаряды;
  • плавучие краны, доки, другие технические сооружения подобного рода;
  • морские плавучие платформы по разведке, добыче полезных ископаемых на шельфе.

В них также определено, что состав экипажа судна – это капитан, лица командного состава (помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты, врачи), судовая команда.

Более конкретные требования пожарной безопасности, касающиеся всех аспектов надлежащего поддержания противопожарного судов в различных ситуациях, изложены в следующих нормативных документах:

На основании этого официального документа, именно представители этой Федеральной службы выполняют функции федерального пожарного надзора на судах, а не представители МЧС РФ.

Противопожарные системы и оборудование

На флоте, неважно морской он или речной, обеспечение ПБ закладывают еще на стадии проектирования судов любого типа, класса; воплощая проектные решения на стадии строительства, а затем оборудования, комплектации, а именно:

  • Производится огнезащита металлических конструкций судна, в предусмотренных проектной документацией местах.
  • Выполняются противопожарные перегородки / переборки между пожарными отсеками / помещениями судов.
  • Устанавливаются противопожарные ворота, двери, люки, в том числе с частичным заполнением противопожарным (огнестойким) стеклом, в проемах таких переборок.
  • В местах прохождения коммуникаций через противопожарные переборки все проемы, отверстия заделываются, герметизируют, в том числе водостойкими огнезащитными штукатурками, огнестойкой пеной.
  • Устанавливаются огнезадерживающие клапаны на вентиляционных системах судна, огнепреградители на трубопроводах закачки топлива, жидких горючих грузов.
  • Прокладываются трубопроводы стационарных систем пожаротушения судна, кабельные трассы автоматической пожарной сигнализации, СОУЭ – оповещения о пожаре.

Для своевременного обнаружения мест возникновения очагов горения, их локализации в отсеках, оперативной ликвидации на судах используются следующие виды, типы систем сигнализации, оповещения, установок тушения пожаров, являющихся важной составной частью их конструкции, оборудования:

  • Автоматическая сигнализация о точном месте обнаружения очага возгорания с максимальными или максимально-дифференциальными типами тепловых пожарных извещателей, датчиками дыма, а также газовыми пожарными извещателями, выбираемыми на стадии проектирования в зависимости от назначения защищаемых отсеков/помещений судна; предстоящей пожарной нагрузки – видов, количества перевозимых в них грузов.
  • Ручные пожарные извещатели для сообщения от члена экипажа судна, первым визуально обнаружившего признаки пожара, дублирования тревожного сигнала.
  • Световые, звуковые пожарные извещатели, оборудование речевого оповещения/громкоговорящей корабельной связи.
  • Водяные установки пожаротушения со спринклерными оросителями, устанавливаемыми для защиты кают экипажа, пассажиров, коридоров, камбуза, общественных помещений, например, кают-компании; дренчерными оросителями – для грузовых отсеков, вспомогательных помещений. Это основной вид установок пожаротушения на судах, как, впрочем, и на суше, учитывая доступность, универсальность такого огнетушащего вещества, как вода.
  • Пенные установки пожаротушения для защиты машинных отделений, где установлены дизельные двигатели; электрогенераторных помещений; насосных отделений судна; грузовых трюмов, отсеков с наличием ГЖ, ЛВЖ.
  • Ограниченно для защиты отдельных особо важных, небольших по площади технических помещений управления, жизнеобеспечения судна используют газовые, порошковые системы пожаротушения.
  • Система внутреннего противопожарного водоснабжения / водопровода, с установленными в рассредоточенных местах судна пожарными кранами, укомплектованными рукавами, стволами.

Вся аппаратура контроля и управления противопожарными системами судна устанавливается, концентрируется в помещении главного командного пункта (рубке) управления, выполняющем функции пожарного поста, откуда капитаном передаются необходимые команды с помощью системы громкоговорящей связи, возглавляется борьба экипажа с возникшим пожаром; организацией, проведением эвакуации пассажиров в безопасные места; отработкой плана действий при авариях и катастрофах.

Кроме стационарных средств тушения пожаров, помещения корабля укомплектовываются порошковыми, углекислотными, хладоновыми огнетушителями, для определения их необходимого количества производится расчет необходимого количества огнетушителей; или оснащение первичными средствами пожаротушения, пожарным инвентарем и ручным инструментом, необходимыми для оперативного устранения небольшого по площади очага возгорания, производится по нормам положенности.

Правила противопожарного режима

Даже правильно спроектированное, оснащенное всеми необходимыми инженерными системами, техническим противопожарным оборудованием, средствами для борьбы с пожарами судно остается крайне опасным и уязвимым при возникновении очага возгорания в нем объектом защиты.

Автономность судна, наличие на борту значительных объемов пожарной нагрузки, включая пожароопасные грузы; затрудненность эвакуации людей из-за стесненности основных эвакуационных путей и выходов, ограниченности путей вывода в безопасные места требуют от судовладельца, экипажа во главе с капитаном серьезного подхода, выполнения всех правил и требований ПБ, строгого соблюдения противопожарного режима как во время плавания, так и находясь в порту.

Наиболее частыми причинами пожаров на судах являются:

  • Нарушения противопожарного режима – курение вне отведенных мест, неправильная эксплуатация или использование самодельных электроприборов.
  • Нарушения правил ПБ при проведении различных работ, связанных с использованием открытого огня, в том числе без оформления наряда-допуска на выполнение огневых работ.
  • Механические повреждения электрооборудования, электропроводки судна.
  • Нарушения мер ПБ, ошибки при складировании ЛВЖ, ГЖ, горючих сыпучих материалов в грузовых трюмах, отсеках.
  • Разгерметизация трубопроводов подачи топлива с последующим контактом с горячими рабочими механизмами машин, источниками открытого пламени.
  • Нарушения правил ПБ при эксплуатации котлов, печей.

Суда внутреннего водного транспорта РФ (ВВТ РФ), работа экипажей на их борту должны отвечать требованиям «Правил ПБ на судах внутреннего водного транспорта РФ», причем экземпляр этих правил обязательно входит в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, и должен находиться на борту любого судна.

Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности на судне возложена на судовладельца, что эксплуатирует его от своего имени, независимо от того, его он собственник или использует его на другом законном основании. На практике ответственным за пожарную безопасность судна является капитан.

Судовладельцам, капитанам судов этими правилами вменены в обязанность организация, проведение следующих основных противопожарных мероприятий:

  • Инструктажи по пожарной безопасности с командным составом, рядовыми членами экипажей судов.
  • Обучение их практическим навыкам борьбы с огнем на борту судна, с использованием имеющегося арсенала противопожарных систем, установок, оборудования, первичных средств.
  • Создание аварийных партий/групп из членов судовой команды для борьбы за живучесть судна при возникновении пожара. Количество, число членов таких партий/групп прямо зависит назначения, типа судна, численности экипажа.
  • Ознакомление пассажиров с противопожарным режимом на судне, планами эвакуации при пожаре, действиями по эвакуации при поступлении сигнала пожарной тревоги.
  • Создание, размещение в наиболее посещаемом или проходном месте на судне стенда (уголка) по пожарной безопасности, где на плакатах, планах-схемах наглядно отражены действия при возникновении пожара; приемы обращения с первичными средствами; характерные нарушения правил ПБ на судах; места размещения средств пожаротушения и другая необходимая информация.

«Правила ПБ на судах ВВТ РФ» в своих разделах дают подробную, исчерпывающую информацию о требованиях ПБ в период эксплуатации – при перевозке пассажиров, при стоянках у причалов и на рейдах; в пунктах приема и отстоя, при проведении пожароопасных ремонтных работ; а также для судов, перевозящих взрывопожароопасные, нефтеналивные грузы.

Источник

Противопожарное оборудование и его расположение на судне

Горящее судно RO-RO UND Adriyatik

Горящее судно RO-RO UND Adriyatik Стационарные установки и системы пожаротушения. Основная цель борьбы с пожаром — быстрое взятие его под контроль и тушение, что возможно только в том случае, если огнетушащее вещество доставлено к пожару быстро и в достаточном количестве.

Это можно обеспечить с помощью стационарных систем пожаротушения. Некоторые из стационарных систем могут подавать огнетушащее вещество непосредственно на пожар без участия членов экипажа.

Стационарные системы пожаротушения ни в коем случае не являются заменой необходимой конструктивной противопожарной защиты судна. Конструктивная противопожарная защита обеспечивает достаточно длительную защиту пассажиров, экипажа и оборудования ответственного назначения от пожара, что позволяет людям эвакуироваться в безопасное место.
Противопожарное оборудование предназначено для защиты судна. Судовые системы пожаротушения проектируются с учетом потенциальной пожарной опасности, существующей в помещении, и назначения помещения.

вода используется в стационарных системах, защищающих районы, в которых находятся твердые горючие вещества, — общественные помещения и коридоры;

пена или огнетушаший порошок применяются в стационарных системах, защищающих районы, где могут возникнуть пожары класса В; для тушения пожаров воспламеняющихся газов стационарные системы не используются;

углекислый газ, галлон (хладон) и соответствующий огнетушащий порошок входит в состав систем, обеспечивающих защиту от пожара класса С;

не существует стационарных систем для тушения пожаров класса D.

На судах, плавающих под флагом РФ, устанавливается девять основных систем пожаротушения:

2) автоматическая и ручная спринклерная;

4) водяных завес;

5) водяного орошения;

8) система инертных газов;

В первых пяти системах используются жидкие огнетушащие вещества, в следующих трех применяются газообразные вещества, в последней -твердые. Каждая из этих систем будет рассмотрена ниже.

Читайте также:  Оквэд продажа машин и оборудования

Водопожарная система — это первоочередное средство защиты от пожара на судне. Ее установка требуется независимо от того, какие еще системы устанавливаются на судне. Любой член экипажа, согласно расписанию по тревогам, может быть приписан к противопожарному посту, поэтому каждый член команды должен знать принцип работы и пуска судовой водопожарной системы.

Водопожарная система обеспечивает подачу воды во все районы судна. Понятно, что запас воды в море безграничен. Количество подводимой воды к месту возникновения пожара ограничивается только техническими данными самой системы (например, производительностью насосов) и влиянием количества подаваемой воды на остойчивость судна.

Водопожарная система включает пожарные насосы, трубопроводы (магистраль и ответвления), клапаны управления, рукава и стволы.

Пожарные краны и трубопроводы

По трубопроводам вода движется от насосов к пожарным кранам, установленным на пожарных постах. Диаметр трубопроводов должен быть достаточно большим для распределения максимально требуемого количества воды от двух насосов, работающих одновременно.
Давление воды в системе должно составлять примерно 350 кПа у двух наиболее удаленных или высоко расположенных пожарных кранов (в зависимости от того, что дает наибольший перепад давления) для грузовых и других судов и 520 кПа для танкеров.
Это требование обеспечивает выбор достаточно большого диаметра трубопроводов для того, чтобы давление, развиваемое насосом, не снижалось за счет потерь на трение в трубопроводах.

Система трубопроводов состоит из магистрали и ответвлений из труб меньшего диаметра, отходящих от нее к пожарным кранам. К водо­пожарной системе не разрешается присоединять никаких трубопроводов, кроме предназначенных для борьбы с пожаром и мойки палуб.

Все участки, водопожарной системы на открытых палубах должны быть защищены от замерзания. Для этого они могут снабжаться отсечным и спускным клапанами, позволяющими спускать воду в холодное время года.

Существует две основные схемы водопожарной системы: линейная и кольцевая.

Линейная схема. В водопожарной системе, выполненной по линейной схеме, вдоль судна, обычно на уровне главной палубы, прокладывается одна магистраль. За счет горизонтальных и вертикальных труб, отходящих от этой магистрали, система разветвляется по всему судну (рис. 3.1). На танкерах водопожарная магистраль обычно прокладывается в диаметральной плоскости.

Недостаток этой схемы состоит в том, что она не дает возможности подать воду далее того места, где возникло серьезное повреждение системы.

Рис. 3.1. Типовая линейная схема водопожарной системы:

1 — магистраль; 2 — ответвления; 3 — запорный клапан; 4 — пожарный пост; 5 -береговое соединение; б — кингстон; 7 — пожарные насосы

Типовая линейная схема водопожарной системы

Кольцевая схема. Система, выполненная по этой схеме, состоит из двух параллельных магистралей, соединенных в крайних носовых и кормовых точках, образуя тем самым замкнутое кольцо (рис.3.2). Ответвления соединяют систему с пожарными постами.
В кольцевой схеме участок, где произошел разрыв, может быть отключен от магистрали, а магистраль может продолжать использоваться для подвода воды ко всем другим частям системы. Иногда на магистрали за пожарными кранами устанавливают разобщительные клапаны. Они предназначены для контроля потока воды при появлении разрыва в системе.
В некоторых системах с одной кольцевой магистралью разобщительные клапаны предусматри­ваются только в кормовой и носовой частях палуб.

Рис. 3.2. Типовая кольцевая схема водопожарной системы: 1 — кольцевая магистраль; 2 — пожарный пост; 3 — пожарные насосы; 4 — кингстон; 5 — береговое соединение

Типовая кольцевая схема водопожарной системы

Береговые соединения. На каждом борту судна должно быть установлено, по крайней мере, одно соединение водопожарной магистрали с берегом. Каждое береговое соединение следует располагать в легкодоступном месте и снабжать запорными и контрольными клапанами.

Судно, совершающее международные рейсы, должно иметь, по крайней мере, одно переносное береговое соединение с каждого борта. Это дает возможность судовым экипажам пользоваться насосами береговой установки или прибегать к услугам береговых пожарных команд в любом порту. На некоторых судах требуемые международные береговые соединения установлены постоянно.

Пожарные насосы. Это единственное средство обеспечения движения воды по водопожарной системе при нахождении судна в море. Требуемое количество насосов, их производительность, местоположение и источники питания регламентируются Правилами Регистра. Ниже кратко изложены требования к ним.

Количество и расположение. На грузовых и пассажирских судах вместимостью 3000 рег.т и более, совершающих международные рейсы, должны быть установлены два пожарных насоса с автономными приводами. На всех пассажирских судах валовой вместимостью до 4000 рег.т должно быть установлено не менее двух пожарных насосов, а на судах валовой вместимостью более 4000 рег.т — три пожарных насоса, независимо от длины судна.

Если на судне требуется установка двух насосов, их надо располагать в различных помещениях. Пожарные насосы, кингстоны и источники энергии следует размещать так, чтобы пожар в одном помещении не вывел из строя все насосы, оставив, таким образом, судно без защиты.

Экипаж не несет ответственности за установку на судне необходимого числа насосов, за правильность их размещения и наличие соответствующих источников энергии. Судно проектируется, строится и при необходимости переоборудуется в соответствии с Правилами Регистра, но экипаж непосредственно отвечает за содержание насосов в исправном состоянии. В частности, в обязанность механиков входит техническое обслуживание и испытание судовых пожарных насосов для обеспечения их надежной работы в случае аварии.

Расход воды. Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу не менее двух струй воды от пожарных кранов, имеющих максимальный перепад давления от 0,25 до 0,4 Н/мм 2 для пассажирских и грузовых судов, в зависимости от их валовой вместимости.

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 рег.т и на всех прочих грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.г и более .дополнительно должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос. Суммарная подача стационарных пожарных насосов, кроме аварийного, может не превышать 180 м^/ч (за исключением пассажирских судов).

Безопасность. На нагнетательной стороне пожарного насоса может быть предусмотрен предохранительный клапан и манометр.

К пожарным насосам могут подсоединяться другие системы пожаротушения (например, спринклерная система). Но в этом случае их производительность должна быть достаточной для того, чтобы они могли одновременно обслуживать водопожарную и вторую систему пожаро­тушения, обеспечивая подвод воды под соответствующим давлением.

Использование пожарных насосов для других целей. Пожарные насосы могут использоваться не только для подачи воды в пожарную магистраль. Однако один из пожарных насосов следует постоянно держать готовым к использованию по прямому назначению. Надежность пожарных насосов повышается, если их время от времени использовать для других нужд, обеспечивая соответствующее техническое обслуживание.
Если клапаны управления, позволяющие использовать пожарные насосы для других целей, установлены на коллекторе рядом с насосом, то, открыв клапан на пожарную магистраль, работу .насоса по иному назначению можно немедленно прервать.

Если особо оговорено, что пожарные насосы могут использоваться для других нужд, например, для мойки палуб и танков, то такие подсоединения должны быть предусмотрены только на нагнетательном коллекторе у насоса.

Пожарные краны. Назначение водопожарной системы заключается в подводе воды к пожарным кранам, расположенным по всему судну.

Размещение пожарных кранов. Пожарные краны должны быть расположены так, чтобы струи воды, подаваемые, по крайней мере, от двух пожарных кранов, перекрывали друг друга. На всех судах пожарные краны должны быть окрашены в красный цвет.

Если на судне перевозится палубный груз, он должен быть размещен с таким расчетом, чтобы не загромождать доступ к пожарным кранам.

Каждый пожарный кран должен быть оборудован запорным клапаном и стандартной соединительной головкой быстросмыкающегося типа в соответствии с требованиями Правил Регистра. Согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74 допускается применение соединительных гаек с резьбой.

Пожарные краны должны быть размещены на расстоянии не более 20 м внутри помещений и не более 40 м — на открытых палубах.

Рукава и стволы (относятся к противопожарному снабжению).

Рукав должен иметь длину 15+20 м у кранов на открытых палубах и 104-15 м — у кранов в помещениях. Исключение составляют рукава, устанавливаемые на открытых палубах танкеров, где длина рукава должна быть достаточной для того, чтобы его можно было спускать через борт, направляя струю воды по борту перпендикулярно поверхности воды.

К пожарному крану должен быть всегда присоединен пожарный рукав с соответствующим стволом. Но на сильном волнении рукава, установленные на открытой палубе, могут временно отсоединяться от пожарных кранов и храниться поблизости в легкодоступном месте.

Пожарный рукав — наиболее уязвимая часть водопожарной системы. При неправильном обращении он легко повреждается.

Волоча рукав по металлической палубе, его легко повредить — порвать наружную облицовку, погнуть или расколоть гайки. Если перед укладкой рукава из него не слить всю воду, оставшаяся влага может привести к появлению плесени и гниению, что в свою очередь, приведет к разрыву рукава под давлением воды.

Укладка и хранение рукава. В большинстве случаев рукав для хранения на пожарном посту должен быть уложен в бухту.

При этом необходимо выполнить следующее:

1.Проверить, чтобы из рукава была полностью спущена вода. Сырой рукав нельзя укладывать.

2. Уложить рукав в бухту так, чтобы конец ствола мог быть легко подан к пожару.

3. Закрепить ствол на конце рукава.

4. Установить ствол в держатель или уложить его в рукав, чтобы он не упал.

5. Скатанный рукав следует связать, чтобы он не потерял форму.

Стволы. На торговых морских судах используются комбинированные стволы с запорным устройством. Они должны быть постоянно присоединены к рукавам.

Комбинированные стволы должны снабжаться органом управления, позволяющим отключать подачу воды и регулировать ее струю.

Речные пожарные стволы должны иметь насадки с отверстиями 12, 16 и 19 мм. В жилых и служебных помещениях нет нужды применять насадки диаметром более 12 мм.

Источник

Разновидности судовых систем пожаротушения

Пожарная безопасность распространяется не только на береговые объекты, но и на водный транспорт. Суда в зависимости от их назначения и вида оборудуются различными установками пожаротушения.

  1. Судовые системы пожаротушения
  2. Что это
  3. Назначение
  4. Основные требования
  5. Классы пожаров на судне
  6. Функция обнаружения пожара
  7. Главная пожарная система судна
  8. Типы и характеристика других систем
  9. Водяная
  10. Спринклерная
  11. Дренчерная
  12. Пенная
  13. Порошковая
  14. Углекислотная
  15. Аэрозольная
  16. Система «ЛОХ» для подводных лодок
  17. Предупредительные меры
  18. Нормы и правила
  19. Выводы

Судовые системы пожаротушения

Морские и речные суда представляют собой места повышенной пожарной опасности. Пассажирские пароходы и паромы опасны большим скоплением людей в тесных помещениях, корабли типа «карго» осуществляют перевозку контейнеров, иногда с опасным содержимым, а нефтеналивные танкеры несут в себе угрозу воспламенения и взрыва.

Несмотря на обилие воды за бортом судна, потушить пожар может быть нелегко: вода не подходит для тушения некоторых классов возгораний. На происшествие в открытом море можно вызвать спецтехнику, но ей понадобится время, чтобы добраться до места катастрофы.

При трансатлантическом переходе пожар на круизном лайнере может начаться посередине океана. Суда планируют свои маршруты так, чтобы максимально сократить расстояние между локацией корабля и ближайшим берегом. Этот прием в некотором смысле помогает сократить время прибытия помощи, но при отсутствии каких-либо действий судно может не дождаться спасателей.

Обычно корабль оснащается первичными средствами пожаротушения, в числе которых наиболее часто используются:

  • огнетушители с разным веществом;
  • пожарные покрывала;
  • маски-самоспасатели;
  • пожарные краны.

Помимо первичных средств, на судне устанавливается организованная система пожаротушения.

Что это

Судовая система пожаротушения – это основной инструмент борьбы с огнем на борту. Именно установка срабатывает первой, а уже потом к месту происшествия прибывает экипаж судна. Система может быть представлена несколькими устройствами:

  1. Комплекс разветвленных магистралей с насадками на местах выхода вещества. К таким установкам относят водяные и пенные устройства, реже – газовые. При пожаре средство поступает через насадки в пораженную зону.
  2. Модули. Представляют собой автономно работающие устройства, срабатывающие при повышении температуры в помещении или задымлении воздуха. К ним также относятся самосрабатывающие статичные огнетушители.
  3. Дымодетекторы. Датчики, улавливающие продукты горения в воздухе и передающие сигнал на капитанский мостик.
  4. Системы сигнализации.

На заметку. Установками пожаротушения должны быть снабжены все суда. Систему планируют еще на этапе проекта корабля, в судостроительной компании. Все устройства могут работать как автоматически, так и по ручному запуску.

Назначение

Главная особенность возгорания на борту судна в его удаленности от берега. Специальным пожарным кораблям нужно время, чтобы добраться до очага возгорания. В таком случае, как говорят, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Системы пожаротушения на судах используют в следующих целях:

  • быстрая локализация и тушение пожара;
  • если ликвидация возгорания невозможна – сдерживание огня до полной эвакуации людей или прибытия специалистов;
  • спасение человеческих жизней и по возможности имущества.
Читайте также:  Газобаллонное оборудование — цены в Невьянске

Основные требования

В своде морских законов СОЛАС-74 прописана необходимость систем пожаротушения на всех морских и речных судах. Любая установка должна отвечать требованиям. Необходимо, чтобы:

  • вещество подходило для тушения предполагаемых классов пожара в помещении;
  • количество средства было рассчитано с запасом для ликвидации возможного возгорания.
  • показатели выхода вещества также учитывались в расчете.

Закон РФ регламентирует места на судне, которые следует защищать системами пожаротушения:

  • места общего назначения для экипажа и пассажиров;
  • вентиляционные системы в помещениях с оборудованием;
  • места хранения ЛВЖ и газов;
  • машинные отделения, генераторные, щиты распределения, котельные и насосные помещения;
  • места хранения цистерн с маслом и топливом.

Классы пожаров на судне

Категории возгораний определяются по виду горящего материала. Официальной классификацией приняты следующие виды пожаров:

  1. А – твердые материалы. Делятся на волокнистые и сыпучие. К этой категории также относятся вещества в твердом агрегатном состоянии, которые плавятся под воздействием температур, например, пластмассы. На борту из таких материалов чаще всего встречается мебель и личные вещи экипажа и пассажиров.
  2. В – горючие жидкости. К этой категории относят ЛВЖ, нефтепродукты, смазочные материалы и жиры для приготовления пищи. Пожары класса В грозят не только танкерам – на кухне любого судна может загореться масло.
  3. С – газообразные вещества. Такие возгорания грозят всем судам, использующим сжиженный газ в качестве топлива. Под воздействием высокой температуры вещество может перейти в газообразное агрегатное состояние и спровоцировать взрыв. Чаще всего является следствием пожара, перешедшего в активную стадию.
  4. D – металлы. В первую очередь подразумевается горение металлической стружки и пыли. Однако при активном горении пламя может перейти на тонкие листы алюминия.
  5. Е – оборудование под напряжением. Чаще всего встречается в радиорубках, узлах управления и капитанских мостиках.

Систему и огнетушащее вещество выбирают по составу пожарной нагрузки конкретного помещения судна, проще говоря – по тому, какие материалы находятся на борту.

Функция обнаружения пожара

Для своевременного обнаружения возгорания на борту применяются системы сигнализации и оповещения. Такие установки состоят из нескольких элементов:

  • датчиков температуры или дыма;
  • узла управления;
  • оповестительных табло и громкоговорителей.

Часто система оповещения связана с установкой пожаротушения. Работа устройства проста: датчики считывают информацию о температуре и задымлении в помещении, отправляют ее на узел управления. Система сравнивает показатели с номинальными. При превышении параметров срабатывают табло и громкоговорители.

Главная пожарная система судна

Вид главной системы определяется в зависимости от классов возможных возгораний и назначения судна. Несколько примеров:

  1. Для пассажирских пароходов нужно выбирать вещество, безопасное для людей. Хорошо подойдут пена или вода.
  2. Для танкеров лучше планировать систему, использующую состав для тушения горючих жидкостей, то есть пену или порошок.
  3. На борту суден, перевозящих технику или ценности, уместным будет использование углекислоты, так как это вещество не вредит имуществу.

Типы и характеристика других систем

Для различных помещений судна предусматриваются системы с различным веществом по составу пожарной нагрузки.

Водяная

Под водяной системой пожаротушения подразумевают пожарные краны на борту судна. Ими оборудуются коридоры и проходы, пассажирские зоны и зоны экипажа на пароходах. Вода эффективна против возгораний класса А. Допускается применение тонкораспыленной воды при тушении горючих жидкостей (В). Комплекс состоит из следующих элементов:

  • трубопровод;
  • вентиль;
  • пожарный рукав;
  • ствол.

Такая система рассчитана на ручную активацию. Как правило, смотанный пожарный шланг находится в специальном шкафу или подсобке. Человек, обнаруживший возгорание, может начать борьбу с огнем. Для этого нужно:

  1. Открыть шкаф.
  2. Размотать рукав по направлению к очагу возгорания.
  3. Открыть вентиль.
  4. Повернуть насадку в открытое положение.

На заметку. Концентрированная струя воды подходит только для тушения твердых материалов (А).

Спринклерная

Относится к автономным системам пожаротушения. Состоит из нескольких элементов:

  • разветвленная магистраль;
  • насадки-распылители (спринклеры) в местах выхода вещества из труб;
  • термозамки.

Действие системы выглядит следующим образом:

  1. В обычном состоянии вода постоянно находится в трубе под напором, а термозамки на спринклерах закрыты.
  2. При повышении температуры в помещении термозамок-колба на спринклере лопается, открывая распылитель.
  3. Вещество поступает из магистрали в зону поражения. Активируются только те оросители, которые находятся в районе очага горения.

У установки есть несколько положительных качеств:

  • термозамки подбираются под необходимую температуру реакции;
  • при задержке активировать ороситель можно, разбив колбу;
  • низкий расход тушащего вещества из-за выборочной активации распылителей.

Тем не менее у системы есть свои негативные стороны:

  • из-за нахождения воды в трубах использовать установку при низких температурах нельзя;
  • система срабатывает довольно медленно, среднее время активации пускового устройства от 5 до 10 минут;
  • спринклерные системы одноразовы, после первого же использования все сработавшие оросители придется заменить.

Дренчерная

Состоит из тех же элементов, что и спринклерная, за двумя небольшими отличиями:

  1. В качестве распылителей используются дренчеры – открытые оросители.
  2. Магистраль чаще всего держат пустой. Допускается подача воды в трубы без напора для более быстрой реакции, но в этом случае дренчеры монтируют головками вверх, чтобы избежать протекания.

Дренчерные системы отличаются от спринклерных в следующих показателях:

  • установка может срабатывать автоматически при наличии дополнительных датчиков, в противном случае происходит ручной запуск;
  • при срабатывании системы вещество подается одновременно через все оросители;
  • скорость срабатывания составляет примерно 5 минут;
  • дренчеры можно применять повторно.

Свой «минус» у системы тоже есть – она использует больше вещества из-за одновременной работы всех оросителей. Однако данное качество можно назвать «плюсом» – именно из-за этой особенности дренчерные установки применяют для создания водной завесы.

Пенная

Тушение пожаров на морских судах чаще всего осуществляется или пеной, или водой. Пена – химическая или механическая – подается к месту возгорания по сухотрубу, как и в случае со спринклерной или дренчерной системой. Это вещество подходит для работы с пожарами классов А, В и С, при этом полностью безопасно для человека.

Часто пенообразователь закачивают в спринклерные магистрали. Из-за безопасности средства его используют в автономном режиме.

Порошковая

Большая часть порошковых составов применяется при возгораниях классов А, В, С и Е. Состав может подаваться по сухотрубам, а может быть представлен в виде модулей пожаротушения. Порошковое вещество универсально в использовании на судне, но опасно для людей. При работе системы загораются предупреждающие табло.

На заметку. Порошковые составы специального назначения используются для тушения металлов (класс D).

Углекислотная

Используется в качестве активного вещества диоксид углерода – газ, быстро охлаждающий окружающую среду и не вредящий имуществу. Установка подходит для тушения пожаров классов А, В, С и Е, но из-за своей способности не вредить имуществу и технике при тушении используется в местах скопления оборудования – радиорубках и капитанских мостиках.

В случае пожара система активируется вручную или автоматически, и углекислота поступает в помещение.

Внимание! Предпочтительнее выбирать ручной пуск установки из-за опасности диоксида углерода для человека. Перед началом работы системы рекомендована полная эвакуация из зоны поражения.

Аэрозольная

Относится к модульным системам. Представляет собой несколько автономно действующих устройств, соединенных в одну сеть. Каждый модуль оснащен встроенным датчиком задымления. Вся система состоит из следующих деталей:

  • генераторы аэрозоля;
  • блок управления;
  • оповестительные табло.

Система действует следующим образом:

  1. Срабатывает детектор задымления, или установка запускается вручную.
  2. Внутри модуля возникает искра, поджигающая аэрозольный заряд, который полностью сгорает, выделяя огнетушащий аэрозоль.
  3. Частицы аэрозоля, попадая в пораженную зону, связывают продукты горения в соединения, прекращая реакцию.

На заметку. Такая установка подходит для тушения пожаров классов А и В. Главный ее недостаток – одноразовость. На борту судна должен быть запас модулей для замены уже использованных.

Система «ЛОХ» для подводных лодок

Система пожаротушения на подводной лодке основана на газе – фреоне. На подлодках используется метод деления судна на отсеки. Газовая среда внутри лодки создается искусственно, поэтому концентрация кислорода в воздухе довольно высока. Хладон при попадании в очаг горения замедляет реакцию за счет связывания продуктов горения со свободными радикалами вещества.

В каждом из отсеков находится ответвление системы ЛОХ, с которой состав можно подать в этот или соседний отсек.

Предупредительные меры

Помимо основных средств защиты от пожара, на борту используются предупредительные меры, к которым относятся:

  • огнеупорные двери и стены;
  • разделение судна на части, каждую из которых можно изолировать в случае пожара;
  • размещение первичных средств пожаротушения;
  • обучение сотрудников мерам пожарной безопасности и борьбе с огнем;
  • патрулирование судна.

Нормы и правила

Все требования к системам пожаротушения на борту собраны в следующих документах:

Выводы

Судовая система пожаротушения монтируется еще в судоремонтном цеху, во время постройки судна. Вещество в установке, а также способ пуска (ручной или автоматический) выбирают исходя из специфики помещения и состава пожарной нагрузки. Правила монтажа, эксплуатации и техосмотра систем регламентированы законом.

Совместно с установкой пожаротушения на борту монтируют систему пожарного оповещения. Ее функция состоит в обнаружении возгорания и предупреждении пассажиров и экипажа об опасности. Автоматические устройства оповещения используются на небольших судах. На крупных кораблях все сигналы отдаются с капитанского мостика.

Системы борьбы с огнем на водном транспорте так же важны, как и в береговых объектах.

Источник



Судовое противопожарное оборудование

Пожар на судах относится к самым опасным происшествиям, поэтому противопожарной защите уделяется очень большое внимание. В зависимости от типа и размеров современные суда оснащаются различными противопожарными приборами и системами. Наиболее широко противопожарная техника представлена на пассажирских судах, а также на танкерах, транспортирующих жидкие и легковоспламеняющиеся грузы.

Среди судового противопожарного оборудования можно выделить несколько базовых элементов, которые обязательно должны присутствовать на судне:

· стационарные системы тушения и мобильные (переносные) огнетушители;

· сопутствующий инвентарь (насосы, пожарные рукава и стволы, спецодежда).

Успех тушения пожара зависит, прежде всего, от быстроты обнаружения его очага. Для этого на судах применяют системы пожарной сигнализации с автоматическими и ручными извещателями пожара.

Автоматическую систему сигнализации устанавливают практически во всех помещениях судна.

Такие системы сигнализации срабатывают на повышение температуры в помещении или при появлении дыма (дымовая сигнализация).

Пожарная сигнализация включает в себя датчики, средства оповещения и элементы первичного пожаротушения (оросители спринклерного и дренчерного типа, охладительные насосы и так далее). Датчики фиксируют повышение температуры или появление дыма, после чего срабатывает звуковое и световое оповещение. Информация с датчиков также поступает на специальный пульт или дисплей, где (в простейшем варианте) каждому помещению соответствует лампочка, включение которой означает возникновение пожара.

Стационарные системы тушения в зависимости от вида возгорания могут быть водяного, и пенного типа, использовать в работе углекислый и инертный газ, галогены и порошок.

В водяные противопожарные системы входят насосы большой подачи и высокого давления, которые подводят морскую воду к сети судовых пожарных трубопроводов. На трубопроводах в соответствующих местах находятся гидранты, к которым подключают пожарные рукава.

Наряду со стационарными системами на судах имеются также ручные водяные, пенные,углекислотно–снежные огнетушители, химические приборы, ящики с песком и асбестовые одеяла, предназначенные для тушения пожара в момент его зарождения.

Водяные системы пожаротушения являются наиболее распространёнными на судне в силу доступности расходного материала и экономичности. Однако для их применения существует ряд ограничений: они не пригодны для тушения оборудования под напряжением, горючих материалов и газов, многих металлов.

Читайте также:  9 причин купить насадки и навесное оборудование MTD МТД в интернет магазине 6Cotok Market

Для локализации пожара и предупреждения его распространения на судах (на пассажирских обязательно)устанавливают противопожарные переборки. Они изготовлены из листовой стали и изолированы огнеупорными материалами. Кроме того, из огнеупорных материалов сделаны также двери во всех проходах, причём двери на всем судне можно закрывать с центрального поста, который обычно находится на командном мостике.

Дата добавления: 2016-01-03 ; просмотров: 4729 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Противопожарные судовые системы

Система водотушения

Действие системы водотушения основано на принципе охлаждения горящего предмета и прекращения к нему доступа кислорода путем создания вокруг этого очага атмосферы, не поддерживающей процесс горения и насыщенной образующимися при испарении воды парами. Систему водотушения используют для тушения пожаров во внутренних помещениях, на открытых палубах, надстройках, но она мало эффективна для тушения пожара в толще груза и трюмах сухогрузных судов.

Этой системой нельзя пользоваться при тушении горящего электрического оборудования, аккумуляторных, фонарных, малярных, а также тушении нефтепродуктов на танкерах.

К системе водотушения предъявляются следующие основные требования:

  • в любую возможную точку пожара на судне вода должна подаваться не менее чем двумя струями от независимых пожарных рожков;
  • высота струй должна быть не менее 12 м;
  • производительность пожарных насосов должна одновременно обеспечить включение двух рожков и таких потребителей, как водотушение спринклерной системы, система водораспыления (для тушения пожаров в машинном и котельном отделениях), системы водяных завес, системы пенотушения и др.
  • Система должна обеспечить разветвление рожков таким образом, чтобы на открытых палубах и длинных коридорах рожки устанавливались бы на расстоянии один от другого не менее 20 м. Во внутренних помещениях корпуса и надстроек рожки размещают в коридорах у трапов и у входов в помещения. В машинном и котельном отделениях соответственно устанавливаются по два рожка.
  • Около каждого пожарного рожка размещают рукава с ручными стволами. На открытых палубах длина рукавов составляет 20, а во внутренних помещениях—10 м. Диаметр парусиновых рукавов должен быть не менее 50 мм, внутренний диаметр насадки не менее 13 мм.

На пассажирских судах система водотушения состоит из нескольких кольцевых систем, соединенных между собой вертикальными перемычками. Та магистраль системы, которая располагается в утепленных помещениях, находится под напором воды без круглосуточной работы пожарного насоса, с помощью напорных пневмогидравлических цистерн. С падением давления в пневмогидравлических цистернах сработает реле минимального давления и включит в работу пожарный насос.

Как правило, на пассажирских судах применяется спринклерная водяная система, предусматривающая размещение на трубопроводе спринклерных головок через каждые 2,5—3,5 м. Каждая спринклерная головка имеет клапан, который постоянно закрыт с помощью замка, скрепленного легкоплавким припоем. С повышением температуры в помещениях до 60—100°С припой плавится, замок освобождает клапан, и под давлением воды последний открывается.

Спринклерная головка имеет распылитель, с помощью которого вода при выходе разбрызгивается с радиусом полета 3—4 м. Трубопровод этой системы обычно заполняется сжатым воздухом, но при открытии хотя бы одного спринклера автоматически заполняется водой.

Принципиальная схема системы водотушения на Сухогрузном судне

На судах применяются также стационарные водораспыляющие устройства (дренчеры). Такое устройство состоит из укрепленных вверху у палубы труб, снабженных распыливающими гидравлическими головками через 350 мм. Вода к трубам подается с помощью пожарных рукавов. На сухогрузных судах, где большая часть трубопроводов системы проходит по верхней палубе, трубы находятся в осушенном состоянии. На рис. 147 показана схема системы водотушения на сухогрузном судне. На морских транспортных судах трубопровод водотушения смонтирован из стальных труб диаметром 50—75 мм, а также из медных и медноникелевых труб с бронзовой и латунной арматурой.

Автоматизация водотушения

Чтобы ликвидировать пожар в самом его начале, необходимо его вовремя обнаружить. С этой целью суда оборудуют системами пожарной сигнализации. Сигналы могут подаваться по радио, колоколами, гудками, сиренами и сетью звонков.

Системы пожарной сигнализации в зависимости от принципа ,их действия бывают электрические и дымовые. С помощью датчиков-извещателей, приводимых вручную или срабатывающих автоматически при появлении дыма, пламени или повышении температуры воздуха в охраняемом помещении, замыкаются или переключаются электрические цепи, в результате чего на приемной станции сигналов приводится в действие световые или звуковые сигналы.

Сигнальная пожарная система ручного управления представляет собой развернутую сеть с датчиками-извещателями кнопочного типа, устанавливаемыми в контролируемых помещениях, коридорах, на палубах. Ею нельзя оборудовать грузовые трюмы, кладовые и другие помещения, где редко бывают люди.

Широкое распространение на судах получили автоматические извещатели, реагирующие на температуру воздуха, на дым или свет пламени возникшего очага пожара. На рис. 148 показана одна из принципиальных схем пожарной сигнализации.

Принципиальная схема системы автоматической электрической пожарной сигнализации

Через датчик-извещатель 2 и соленоид 3 от батареи 1 проходит электрический ток, предотвращая выпадение сердечника из соленоида. Через сопротивление 4 проходит сила тока недостаточная, чтобы привести в действие красную лампу 5 и тревожный колокол 6, установленные на станции приема сигналов от извещателей. Как только под действием температуры воздуха, дыма или пламени сработает извещатель 2, он разомкнет цепь, сердечник соленоида 3 выпадает, ток полной силой поступит в лампу 5 и колокол 6, которые известят обслуживающий персонал о пожарной опасности в районе нахождения извещателя по номеру на приемной станции. При такой системе каждый датчик-извещатель включается в самостоятельную пару проводов (луч), идущих на приемную станцию сигналов. Такая схема называется лучевой. Контроль за исправностью сигнальной пожарной системы, ее постоянной готовностью, осуществляется вторым лучом—контрольной цепью, состоящей из источника электроэнергии 9, белой лампы 10 и звукового сигнала 11 с более слабым звуком. При неисправности источника питания или обрыве провода прекращается снабжение луча током, сердечники соленоидов 7 и 8 выпадут, включится лампа 10 и звуковой сигнал 11. Вахтенная служба будет оповещена о неисправности этой пожарной сигнальной системы. Принцип работы современных датчиков-извещателей основан на преобразовании ультрафиолетового излучения открытого пламени в электрическую энергию или воздействии продуктов сгорания (дыма) на ток ионизированной камеры, используемой как датчик и т. д. Широкое распространение получили в качестве чувствительных элементов извещателей биметаллические пластинки, устанавливаемые в газонапорных корпусах.

Система паротушения

Такие материалы, как горючие жидкости, волокнистые вещества и другие, можно тушить путем снижения в зоне очага количества кислорода за счет введения в помещение водяного пара или инертных газов. Система паротушения на судах является наиболее эффектной при тушении пожаров в грузовых трюмах, топливных и масляных цистернах, котельных, машинных и грузовых насосных отделениях, малярных и других помещениях. В паротушении используется насыщенный пар с давлением 6—7 кГ/см 2 . На судне может быть 1—2 или более станций паротушения, от которых пар по независимым трубам поступает в охраняемые помещения. Диаметр труб подбирается так, чтобы помещения можно было заполнить паром не более чем за 15 мин. Открытые отверстия отростков располагаются в верхних частях емкостей, служащих для хранения нефтепродуктов, а в сухогрузных трюмах — на высоте 0,8— 1,0 м от настила пола. Принципиальная схема системы паротушения на сухогрузном судне показана на рис. 149. На каждой станции паротушения имеется табличка с указанием назначения каждого стопорного клапана.

Принципиальная схема системы паротушения на сухогрузном судне

К паротушению предъявляются, кроме отмеченных выше, следующие требования:

  • присоединение трубопровода паротушения к магистрали паровых механизмов не допускается;
  • клапаны для пуска пара должны быть легкодоступны, снабжены отличительными надписями и окрашены в красный цвет;
  • диаметр трубопроводов паротушения должен быть не менее 20 мм;
  • трубопровод должен быть изготовлен из стальных цельнотянутых труб, арматура — из стали, с бронзовыми гнездами и направляющими;

Системы пенотушения

Химическая пена представляет собой продукт реакции щелочных и кислотных растворов в присутствии стабилизаторов, а воздушно-механическая пена — механическую смесь пенообразователя, воды и воздуха. Для получения химической пены применяют, например, смесь сернокислого алюминия и каолина с добавками экстракта лакричного корня и другие составы в виде порошка.

На судах широкое распространение получил пеногенератор ПГ-50-С, применяемый в системах для выработки химической пены. Порошок засыпается в бункер, имеющий защитную сетку, и через невозвратный клапан подсасывается потоком воды. От смешания порошка и воды в выходном диффузоре и трубопроводах за пеногенератором образуется пена.

Химическая пена является достаточно эффективным средством тушения пожара в машинно-котельных отделениях, в топливных отсеках и других помещениях. Однако системы химического пенотушения имеют ряд недостатков, которые дают основание на новых судах отдать предпочтение системам, вырабатывающим воздушно-механическую пену. К недостаткам можно отнести, например, разрушение пены при посылке ее через трубопровод, превышающий длину 60—80 м, при длительном хранении пенопорошок комкается и теряет пенообразующие качества.

Для получения воздушно-механической пены в качестве пенообразователя используют не порошок, а пенообразующую жидкость, при взаимодействии которой с водой и воздухом образуется пена. Применяется пресная и морская вода, но интенсивность пенообразователя при морской воде несколько меньшая. На рис. 150 показана схема станции воздушно-механического пенотушения, в которой пена образуется непосредственно за резервуаром, хранящим смесь пенообразователя с пресной водой. От системы сжатого воздуха по трубопроводу к резервуару подается воздух, когда открывается клапан. Смесь пенообразователя с водой вытесняется из резервуара воздухом по сифонной трубке, в которой имеется отверстие, расположенное под свободным уровнем жидкости в резервуаре. Через отверстие воздух также попадает в сифонную трубку и, насыщая смесь пенообразователя с водой, способствует образованию воздушно-механической пены. По пенопроводу пена поступает в охраняемое помещение (на участок пожара) и с помощью крана, шланга и крана с соплом подается на очаг пожара. Как правило, систему обслуживают две станции, рассредоточенные в отдельных отсеках. По устранению пожара система продувается воздухом. Практически на 1 м 3 воздушно¬механической пены необходимо 1—1,5 кг пенообразователя и 100 л воды.

Схема станции воздушно-механического пенотушения ПГ-50-С

Существует и ряд других устройств воздушно-механического пенотушения. Утечки воздуха из баллонов контролируют показанием манометров. Если показание анализов отрицательное, пенообразователь следует сменить. Температура в помещениях станций должна быть не ниже +3°С. В процессе подготовки системы к действию проверяют наличие пенообразователя в резервуарах и воздуха в воздушных баллонах. Со щита дистанционного управления проверяют работу дистанционных клапанов и клинкетных задвижек, а также выполняют другие манипуляции в соответствии с инструкцией.

Системы углекислотного тушения

Для тушения пожаров легко воспламеняющихся жидкостей, волокнистых материалов и находящегося под напряжением электрического оборудования применяется углекислота. Запасы углекислоты хранятся на станциях углекислотного тушения в стальных баллонах емкостью 40 л, размещенных группами (батареями). Расположение помещений для углекислотных станций подбирается таким образом, чтобы оно было изолировано от жилых и служебных помещений газонепроницаемыми перегородками. Углекислотное помещение обязательно должно иметь непосредственный выход на палубу, хорошую вентиляцию и тепловую изоляцию стенок. Температура помещений не должна быть выше +40° С и ниже +2° С. В углекислотных станциях баллоны размещают обычно двумя-тремя группами (батареями), причем каждая группа, состоящая более чем из 6 баллонов, имеет ручное управление пуска, осуществляемое перемещением штанги или натяжением троса усилием одного человека. Ручное управление используется в качестве резервного, при наличии пневматического или электрического привода на более крупные батареи. Система с двумя станциями тушения показана на принципиальной схеме рис. 151.

Принципиальная схема углекислотной системы с двумя станциями тушения

При произвольной разрядке углекислота из баллона поступает в предохранительный трубопровод 9, отводящий ее в атмосферу. Свисток 10 извещает о саморазрядке баллонов. Давление углекислоты в трубопроводе контролируется манометром 7. Работает система следующим образом. Пневматическое управление открывает доступ углекислоты в систему из основной батареи. Ручным приводом можно добавочно включить резервную группу. С помощью стопорных клапанов 8 и 5 углекислый газ через кольцевой трубопровод 2 и насадку 1 подается в помещение, охваченное пожаром.

Углекислотная установка должна обеспечить заполнение помещения с очагом пожара на 30% его объема не более чем за 15 мин. От баллонов до стопорного клапана 8 применяют медные, а на участке от этого клапана до выпускных насадок— стальные оцинкованные трубы. В соединениях применяются фибровые прокладки.

Источник