Меню

Проектирование многоквартирных домов в 2020 году

Каким будет механизм бесплатного подведения газа

В Минэнерго сообщили, что программа бесплатной газификации (подразумевает подведение трубы до границ домовладений) должна полноценно заработать с 1 января 2022 года. К этому времени должны быть приняты все акты, необходимые для выполнения нового закона. Подать заявку на подключение газа и следить за ее реализацией можно будет в режиме «одного окна».

Люди вольны выбирать технику, которая им нравится, и подключать любые дополнительные услуги, но оплачивать их придется из своего кармана. К таковым относятся: геодезические работы на участке, создание и оформление проекта, согласование его в БТИ, проведение топографической съемки, покупка оборудования и обеспечение условий для установки котлов и прочей необходимой техники, а также прокладка трубы по участку и разводка газа в доме. Стоимость этих услуг для населения будет нормироваться, чтобы избежать злоупотреблений на этом этапе. Будут сформированы стандартизированные ставки — определена минимальная стоимость работ, чтобы человек мог выбрать подходящий ему вариант.

В большинстве регионов ответственным за подведение труб к границам участка будет Единый оператор газификации — «Газпром» и его дочерние компании. «Очередь» населенных пунктов на подключение к газу будет закреплена в региональных программах газификации.

В первую очередь до 2023 года будет проведена догазификация — подведен газ к домовладениям в уже газифицированных населенных пунктах, где уже построены внутрипоселковые газопроводы. Здесь будет пройдена так называемая последняя миля — отвод от внутрипоселкового газопровода до границ домовладений. Ранее эти работы были платные и в зависимости от рельефа местности, застройки и расстояния могли обойтись в сотни тысяч рублей. Точный график догазификации таких поселений должен быть составлен до 1 июля.

Обязательным техническим условием для бесплатного подведения газа к земельному участку является расположение домовладения на расстоянии не более 200 метров от распределительного газопровода, в котором есть достаточная пропускная способность для подключения. Еще одно ограничение — мощность газового оборудования в доме не должна превышать 7 кубометров в час. Считается, что такого расхода газа достаточно для газоснабжения дома площадью 300 квадратных метров. Но ограничений по площади дома нет.

Сегодняшний уровень газификации составляет 71,4%. К 2026 году планируется достичь 74,7%, а к 2030 году — 82,9%. Самый низкий уровень газификации в Сибири (16,8%), а также некоторых областях Дальнего Востока. Стопроцентной газификации страны не будет — там, куда невыгодно тянуть трубы, будут использоваться другие источники энергии. Например, президент уже поручил минэнерго и правительству Камчатского края обеспечить создание локальной инфраструктуры по приему сжиженного природного газа для снабжения жителей и предприятий региона.

Как будут подключать к газу дачников

Немного иначе будет происходить подключение к газу для владельцев домов, находящихся в садовых некоммерческих товариществах (СНТ). Бесплатное подведение газа будет осуществляться только до границ СНТ. По территории товарищества его членам придется осуществлять разводку газа за собственный счет.

При обсуждении условий бесплатной газификации председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагала бесплатно доводить газовую трубу до фундамента домов. Но в пресс-службе минэнерго ранее объясняли, что подведение газа возможно только до границ товарищества, поскольку оно является коллективной совместной собственностью. Также для газификации СНТ в каждом случае потребуется отдельное решение региональных властей и оператора газификации.

Как пояснили «РГ» в Союзе садоводов России, решения о разведении газа по территории СНТ будут приниматься на общем собрании. Чаще всего сразу инвестировать в такие проекты готовы не более 20-30% от всего товарищества, которые берут на себя оплату работ по газификации СНТ, а другие члены постепенно возвращают им вложенные средства.

Возможны варианты с определением платы за подключение. Вполне допустимо, что жители более близких домов к трубе у границ СНТ окажутся в лучшем положении, чем проживающие на другом конце поселка. Но, вероятнее всего, стоимость работ будет делиться на всех участников товарищества поровну, полагают в cоюзе.

СНТ во многом стали наследием советской эпохи, домами здесь часто владеют пожилые люди, пенсионеры, которым не всегда под силу заплатить и за разводку газа по территории товарищества, и за подведение трубы к дому. Союз садоводов России оценивает число членов товариществ с учетом их семей в 60 млн человек. То есть речь может идти о более чем 10 млн домов.

Учитывая, что расстояние от участка в СНТ до места, куда будет подведена бесплатная труба, может быть сопоставимо с расстоянием, которое и сейчас отделяет многие участки от газопровода, говорить о решении проблемы газификации СНТ рано, считает аналитик «Финам» Сергей Кауфман.

Проблема не ограничивается проведением трубы по территории СНТ. В товарищества подчас входят более тысячи человек, и подведение трубы от газопровода, находящегося на расстоянии 200 метров от СНТ, едва ли представляло бы для них финансовую сложность. В большинстве случаев газопроводы проходят на большем расстоянии от товариществ. Цена подведения трубы к СНТ может оказаться выше 10 млн рублей, считают в Союзе садоводов России. Есть пример Солнечногорска, где для доведения газа до 3,5 тыс. абонентов СНТ требуется 50 млн рублей. И люди готовы заплатить, но слишком много неопределенностей. Если бы на законодательном уровне было закреплено минимальное количество желающих в СНТ подключиться к трубе, при превышении которого компания обязана произвести техническое присоединение, как было сделано с населенными пунктами, это бы упростило работу по газификации СНТ.

Инфографика «РГ»/Александр Чистов/Сергей Тихонов

Источник

Яблоко раздора: техническая документация на дом

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.«Клерк» Рубрика Жилищное законодательство

Состав документации

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Перечислим их.

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (в первую очередь технический паспорт здания[1]);

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома.

В пункте 26 названы иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка – 25.01.2006);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Заметим, что Минрегион рекомендовал составлять двусторонний акт состояния общего имущества при передаче многоквартирного дома одной управляющей организацией другой (Письмо от 20.12.2006 № 14315-РМ/07 ). Представляется целесообразным включать такой акт в состав технической документации и впоследствии передавать следующей управляющей компании.

Одновременно нельзя забывать о том, что по-прежнему действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. В пункте 1.5.1 данного документа дается перечень технической документации долговременного хранения:

– план участка в масштабе 1:1000 – 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

– проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;

– акты приемки жилых домов от строительных организаций;

– акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;

– схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);

– паспорта котельного хозяйства, котловые книги;

– паспорта лифтового хозяйства;

– паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;

– исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

Также выделяется техническая документация, заменяемая в связи с истечением срока ее действия (п. 1.5.3):

– сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;

– акты технических осмотров;

– журналы заявок жителей;

– протоколы измерения сопротивления электросетей;

– протоколы измерения вентиляции.

Отсутствие перечисленных документов жилищная инспекция расценивает как нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, то есть как правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ. Примеры привлечения управляющих организаций и ТСЖ к административной ответственности – постановления ФАС СЗО от 12.11.2007 № А56-49558/2006 , от 17.01.2007 № А56-51745/2005 .

Кто кому должен?

Пункт 10 ст. 162 ЖК РФ обязывает управляющую организацию за 30 дней до прекращения договора управления передать вновь выбранной управляющей организации, ТСЖ техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы. Как разъяснил Минрегион в Письме от 20.12.2006 № 14313-РМ/07 , обязанность передать документацию возникает у любых лиц, которые оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества по основаниям, возникшим до введения в действие ЖК РФ.

Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Управляющие организации и ТСЖ лишь хранят ее, вносят изменения и безвозмездно передают своим преемникам (вновь выбранным управляющим организациям, ТСЖ). Удержание документации рассматривается как создание препятствий для управления многоквартирным домом. При условии легитимного выбора способа управления новый субъект управления имеет право истребовать у своего предшественника комплект технической документации. Крайний метод отстаивания своих прав – обращение в суд.

Нередко судебный спор об истребовании документации сводится к выяснению, имеет ли истец законное право на управление домом (постановления ФАС УО от 03.06.2008 № Ф09-3993/08-С5 , от 08.04.2008 № Ф09-2228/08-С6 , ФАС ПО от 05.03.2008 № А12-5947/06 ).

Составляя исковое заявление, ТСЖ и управляющие организации зачастую указывают перечень технической документации, идентичный приведенным в Правилах содержания общего имущества либов Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда. Как справедливо отметили арбитры (Постановление ФАС ПО от 04.03.2008 № А12-6063/07-С53-5/С44), два названных перечня являются фактически идентичными.

На настоящем этапе уже не редкость региональные или местные нормативные акты, регламентирующие порядок передачи домов в управление, а также состав технической документации. Например, в Москве действует Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 29.09.2006 № 05-14-316/6 , в приложении 10 к которому приведен реестр документов, подлежащих передаче при смене организации, управляющей многоквартирным домом. Заметим, что, вынося судебный акт об истребовании технической документации в пользу нового управляющего домом, арбитры ссылаются на подобные нормативные акты (см., например, Постановление ФАС ЦО от 07.08.2008 № А35-4192/07-С17 ).

Учетно-регистрационные документы

Помимо технической документации, отсутствие которой делает невозможным управление многоквартирным домом, нельзя забывать и об учетно-регистрационных документах. Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 713 должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и пребывания, являются в том числе уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации. Как следует из п. 6 и 58 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (утвержден Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 № 208 ), должностные лица, ответственные за регистрацию граждан, обязаны не только осуществлять первичный прием соответствующих документов от граждан, но и вести, хранить поквартирные карточки и карточки регистрации по месту жительства.

Очевидно, что при выборе новой организации, управляющей домом, обязанности по регистрационному учету граждан также переходят к ней. А это, в свою очередь, означает, что ей понадобятся документы, которые начал вести предшественник. Поэтому поквартирные карточки и карточки регистрации также должны быть переданы при передаче дома в управление (см., например, Дополнительное решение Арбитражного суда Курской области от 22.05.2008 № А35-4192/07-С17 ).

Помимо сказанного, организации, получившей дом в управление, для правильного начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги понадобится информация о гражданах, имеющих льготы по оплате, а также проживающих на основании договоров социального найма. Соответствующие документы можно заявить в числе подлежащих передаче, арбитры нередко удовлетворяют среди прочего и такие требования (Постановление ФАС ЦО от 07.08.2008 № А35-4192/07-С17 ). Заметим, что на федеральном уровне отсутствуют нормы, обязывающие передавать подобные документы (кроме того, управляющая организация при заключении договоров управления
с собственниками помещений может получить данную информацию, что называется, из первых уст). Однако в регионах они могут быть приняты (см. Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 29.09.2006 № 05-14-316/6 ) и тогда станут обязательными для сторон.

Если документов нет

Нередко причиной отказа управляющей организации передать новому субъекту управления домом техническую документацию является ее отсутствие. Пункт 10 ст. 162 ЖК РФ лишь устанавливает обязанность передать документы, но не регулирует ситуацию, когда они отсутствуют. Поэтому арбитры на местах вынуждены решать этот вопрос самостоятельно. Неудивительно, что результаты рассмотрения подобных судебных дел не одинаковы.

Так, например, ФАС СКО в Постановлении от 23.04.2008 № Ф08-2051/2008 отказал ТСЖ в требовании обязать управляющую организацию передать всю техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом и его эксплуатацией. Арбитры посчитали, что обязать управляющую компанию передать техническую документацию на многоквартирный дом товариществу собственников жилья можно при доказательствах наличия такой документации у ответчика. Исковые требования о передаче истцу документации, которой общество никогда не располагало, а также о восстановлении отсутствующей документации удовлетворению не подлежит. Аналогичный вывод – в Постановлении ФАС ПО от 17.04.2008 № А12-12416/06-С16 .

В то же время есть примеры, когда судьи излагали иную позицию. Так, в Постановлении ФАС ПО от 19.08.2008 № А72-7798/2007 указано, что доводы ответчика об отсутствии у него истребуемых документов не освобождают его от исполнения предусмотренной законом обязанности и создают ТСЖ препятствия по управлению жилым домом[2]. Точно такой же вывод сделал ФАС ПО в Постановлении от 04.03.2008 № А12-6063/07-С53-5/С44[3] : у предыдущей управляющей организации документация должна быть в наличии, ее отсутствие означает невозможность исполнения обязанности по управлению домами. Компания не представила доказательств отсутствия документов, свидетельствующих о передаче их какой-либо иной управляющей организации или собственникам помещений.

Показательно Решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2008 № А53-593/08-С2-6 , в котором суд обязал ответчиков (бывшую управляющую организацию и муниципальное учреждение, реализующее полномочия муниципального образования в части эксплуатации жилфонда) восстановить отсутствующую техническую документацию на дом, переданный в управление ТСЖ. В частности, ответчикам предложено обратиться в проектный институт за проектной и исполнительной документацией.

Арбитры ФАС ВВО (Постановление от 21.07.2008 № А11-9332/2007-К1-14/455 ) солидарны со своими коллегами: отсутствие указанных документов у обязанной стороны не освобождает ее от исполнения предусмотренной законом обязанности при отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих факт передачи истребуемого комплекта документов. Неисполнение данной обязанности влечет возникновение у истца права на возмещение убытков в силу ст. 15 ГК РФ, в том числе и в виде расходов по восстановлению документации в случае ее утраты.

Застройщик – начало начал

Согласно п. 25 Правил содержания общего имущества застройщик обязан передать под расписку ТСЖ, созданному в строящемся доме, а также первому обратившемуся собственнику помещения инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома. Сделать это нужно в течение месяца после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Согласно Положению о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома[4] такая инструкция представляет собой сборник документов, содержащих информацию, необходимую для эксплуатации дома. Во-первых, это сведения о застройщике, проектировщике, подрядчиках строительства. Во-вторых, характеристики дома в целом и перечень общего имущества с описанием, включая материалы, из которых объекты изготовлены. В-третьих, рекомендации по содержанию и ремонту имущества, а также рекомендуемые сроки службы отдельных его объектов.

Однако обязанность разработать и передать инструкцию возложена только на застройщиков, получивших разрешение на ввод дома в эксплуатацию начиная с 01.07.2007.

Передавать документы, необходимые для эксплуатации дома, до получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию застройщик не обязан. Следовательно, если по каким-либо причинам дом эксплуатируется в отсутствие соответствующего разрешения, ТСЖ не вправе истребовать техническую документацию у застройщика ( Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2008 № А 55-10698/2007).

Заметим, что установление обязанности застройщика передать инструкцию по эксплуатации дома при условии получения разрешения на ввод в эксплуатацию позднее 01.01.2007 не означает, что застройщик не обязан передавать никакую документацию, если дом был введен в эксплуатацию до названной даты. Кроме того, перечень документации не должен быть ограничен инструкцией, ведь ее явно недостаточно для эксплуатации дома (так, для заключения договоров на обслуживание внутридомового оборудования (например, лифта, крышной котельной) обязательно понадобится документация на него). Вместе с тем п. 10 ст. 162 ЖК РФ не дает оснований требовать от застройщика весь объем технической документации, ведь застройщик не является управляющей организацией и не оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества на иных основаниях.

Ранее порядок приемки многоквартирных домов регулировался территориальными строительными нормативами, многие положения которых повторяли нормы СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения». В частности, в п. 3.5 и 4.17 перечислены документы, которые представлялись государственным приемочным комиссиям подрядчиком и заказчиком. А в п. 4.18 указано, что данная документация после приемки объекта должна храниться у эксплуатационной организации. В спорах в отношении многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в период действия территориальных строительных норм, отдельные суды применяют именно эти нормы и обязывают застройщика передать документацию ТСЖ или управляющей организации (Постановление ФАС ВСО от 13.12.2007 № А19-577/07-Ф02-9154/07 , Решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2008 № А53-5581/2008-С2-41 ).

В настоящее время территориальные строительные нормативы повсеместно отменяются в связи с введением нового порядка приемки объектов – на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом в актуальных документах, издаваемых органами строительного надзора, перечень документов, которые застройщик должен представить на проверку, фактически тот же самый[5].

Из правила о том, что документы должны храниться у эксплуатирующей организации, следует вывод, что техническая документация, приведенная в п. 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87, является принадлежностью вновь созданного объекта недвижимости (см. ст. 135 ГК РФ) и в случае поступления объекта новому собственнику подлежит передаче непосредственно собственнику или уполномоченному им лицу (ТСЖ, управляющей организации). Такие выводы прозвучали в Постановлении ФАС УО от 28.09.2005 № Ф09-4566/04-С6 , а также в Решении Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2008 № А53-5581/2008-С2-41 .

[1] См. приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37.

[2] См. также Постановление ФАС ПО от 06.05.2008 № А57-12379/066.

[3] Определением ВАС РФ от 30.04.2008 № 5306/08 отказано в передаче дела на рассмотрение в надзорную инстанцию.

[4] Утверждено Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 № 45.

[5] См. приложение 1 к Приказу Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 07.07.2006 № 71-п «О работе службы по выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации».

Источник

Проектирование многоквартирных домов в 2020 году

Проектирование многоквартирных домов обязательно для получения разрешения на строительство. Проект может заказать собственник участка, застройщик по договору аренды. При разработке проектной документации на МКД проводятся изыскания, выбираются архитектурные, объемные и планировочные решения, разрабатываются разделы по инженерным системам, мерах пожарной безопасности, по множеству других направлений.

В этом материале читайте, что входит в услуги проектирования многоквартирных домов, кто может разрабатывать проектную документацию на МКД, какие нормы и правила должны учесть проектировщики.

Обязательно ли проектирование многоквартирных домов

Оформление проекта для строительства МКД обязательно во всех случаях. Получить разрешение на строительство можно только после проведения инженерных изысканий, положительного заключения на проект. Поэтому на проектную организацию возлагается ответственность за соответствие документов требованиям закона.

Под МКД законодательство понимает объект капитального строительства, в котором есть более одного жилого помещения, а также нежилые и вспомогательные помещения, места общего пользования. Не относятся к МКД строения с несколькими жилыми помещениями, имеющими самостоятельные выходы на участок (улицу).

Нормативная база, стандарты, правила

Градостроительный кодекс РФ предусматривает проведение инженерных изысканий, подготовку проекта МКД и его экспертизу. После этого нужно получить разрешение на строительство после завершения всех стадий проектирования, предусматривает требования к составу документации для согласований. Содержание проекта на МКД должно соответствовать Постановлению Правительства РФ № 87.

Также проектировщик будет применять множество нормативных актов, строительных правил, стандартов и регламентов, действующих в РФ, в том числе:

  • Градостроительный кодекс РФ (скачать);
  • Федеральный закон № 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий (скачать);
  • СП 54.13330.2016 на многоквартирные дома (скачать);
  • СП 336.1325800.2017 на системы вентиляции и кондиционирования воздуха (скачать);
  • СП 31-110-2003 на проектирование и монтаж электроустановок в жилых и общественных зданиях (скачать);
  • СП 31-107-2004 в отношении проектирования архитектурно-строительных решений (скачать);
  • СП 30.13330.2016 на внутренний водопровод и канализацию зданий (скачать);
  • ГОСТ Р 21.1101-2013 для оформления проектной документации (скачать);
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность (скачать);
  • множество иных СП, СНиП, регламентов.

Учесть все законодательные и нормативные требования могут только высококвалифицированные специалисты, так как проектирование МКД относится к работам повышенной сложности. Все документы будут проверяться на стадиях экспертизы и оформления разрешений, а государственные ведомства будут осуществлять надзор за строительством, принимать объект в эксплуатацию.

Комментарий специалиста. При выборе проектировщика под МКД нужно предъявлять повышенные требования к квалификации и опыту специалистов. Желательно сразу убедиться в наличии примеров предыдущих работ, успешно прошедших экспертизу и получивших разрешения на строительство. В противном случае вы рискуете потерять время и деньги, если документы вернут с отказом. Компания Смарт Вэй поможет подготовить проект на строительство МКД любой сложности, а в профессионализме наших специалистов вы сможете убедиться в любой момент.

Кто может заказать проектирование МКД

Заказать проектирование МКД может любая организация, владеющая участком на праве собственности или по договору аренды. Обычно проект заказывает застройщик, который будет нанимать подрядные организации. В отличие от непосредственного застройщика, для заказчика проектных работ закон не предъявляет специальных требований.

Виды обследований для проектирования МКД

На предпроектной стадии и непосредственно при проектировании проводятся следующие обследования и проверки:

  • изучение ограничений, указанных в ГПЗУ, документах градостроительного планирования и зонирования (от них зависит, где будет располагаться пятно застройки, какие требования нужно учесть при организации строительных работ);
  • проведение инженерных изысканий на участке (эта стадия может включать геодезические, геологические, экологические и иные обследования на местности, подземных зонах);
  • получение технических условий на подключение инженерных систем;
  • анализ транспортной, социальной и иной инфраструктуры на близлежащих участках (это необходимо для обеспечения безопасности строительных работ).

Указанные мероприятия позволяют получить исходные данные для проектирования, выбрать оптимальный вариант размещения будущего объекта и подключения его к общегородским сетям.

Комментарий специалиста. Указанные мероприятия проводятся в рамках единого процесса проектирования. Поэтому в инженерных изысканиях, иных видах обследования могут принимать участие не только профильные специалисты, но и архитекторы, проектировщики. Подробнее об особенностях обследований вам расскажут специалисты компании Смарт Вэй.

Какие документы нужны для проектирования МКД

Основанием для разработки проекта является техническое задание и договор с заказчиком. Для работы проектировщика и последующих согласований потребуются следующие документы:

  • правоустанавливающая документация на участок (выписки ЕГРН или договор аренды);
  • технические условия на подключение инженерных систем;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане территории;
  • градостроительный план участка (ГПЗУ);
  • схема планировочной организации участка;
  • заключения, отчеты и иные документы по результатам инженерных изысканий, геологических и геодезических обследований;
  • разрешения на отклонение от допустимых параметров строительства (если это обусловлено характеристиками будущего объекта).

Дополнительные документы потребуются при прохождении экспертизы и получения разрешения на строительство. Эти нюансы также будут учтены нашими специалистами.

Этапы проектирования и содержание проекта МКД

Проект на строительство МКД состоит из обязательных и дополнительных разделов. Содержание документа и каждого раздела определены Постановлением № 87, а разработка должна соответствовать ГОСТ Р 21.1101-2013.

Изучение технического задания и документов на участок

Перед проектированием нужно изучить требования заказчика к результату работы. Они указываются в техническом задании и договоре с проектной организацией. Также изучаются основные документы градостроительного планирования и зонирования, ГПЗУ, договор аренды, иные бланки и формы. По представленным документам определяются сроки и порядок проведения инженерных изысканий, иные обследований.

Инженерные изыскания

Согласно ГрК РФ, инженерные изыскания являются обязательно стадией проектирования МКД. В ходе изысканий проводятся следующие мероприятия:

  • подготовка геологической основы для будущего строительства, т.е. изучение состава и качества грунта и почвы, мест расположения подземных и наземных инженерных и транспортных коммуникаций;
  • анализ климатических условий по месту строительства;
  • оценка состояния рельефа и ландшафта, определение пятна застройки, мест размещения и передвижения техники, хранения материалов;
  • определение места размещения ограждающих конструкций (с учетом предписаний муниципальных органов).

Также на этой стадии изучаются ограничения параметров строительства по площади, этажности, месту размещения защитных и санитарных зон. Все результаты инженерных изысканий оформляются в виде документов, будут указаны в содержании проекта.

Подготовка и обоснование архитектурных, планировочных и иных решений

Облик и планировка будущего здания зависит от решений, которые выберут архитекторы и проектировщики. На выбор решений влияет градостроительная документация населенного пункта, этажность и площадь будущего дома, наличие городской и социальной инфраструктуры, иные факторы. Все архитектурные, объемно-планировочные и иные решения должны быть обоснованы в соответствующих разделах проекта.

Проектирование инженерных систем

Для каждого МКД разрабатываются инженерные системы – водоснабжение и водоотведение, энергоснабжение, газоснабжение, вентиляция и т.д. Инженерные коммуникации должны соответствовать архитектуре и планировке здания, охватывать все жилые и вспомогательные помещения. Допустимые показатели подключения и лимиты потребления указываются в технических условиях ресурсоснабжающих организаций, поэтому проектировщик должен учесть их в работе.

Разработка мероприятий по защите и безопасности

Обязательным требованием для проектирования МКД является разработка раздела с мерами пожарной и иной безопасности. Сюда входят пути эвакуации и запасные лестницы, системы пожарной сигнализации и пожаротушения. Также меры безопасности должны быть разработаны для подрядчика, который будет вести строительные работы.

Оформление проектной документации

Выше перечислен далеко не полный перечень этапов проектирования. Например, в итоговых документах должны указываться требования к строительным материалам и конструкциям, местам размещения ограждений, планы организации строительства. Все разделы проекта содержат текстовое описание и графические материалы. В текстовом блоке указываются решения и их обоснование, пояснения и рекомендации к строительству. В графическую часть входят схемы, чертежи, таблицы, иные документы и объекты.

В процессе проектирования могут применяться различные методы визуализации, в том числе для уточнения отдельных деталей будущего объекта с заказчиком. После заполнения всех разделов проекта по Постановлению № 87, его должен утвердить заказчик. Далее документация направляется на экспертизу, для получения разрешения на строительство.

Комментарий специалиста. Если вам требуются услуги по проектированию МКД, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. С нашей помощью вы получите уникальный проект, отвечающий всем нормативным требованиям и содержанию ТЗ. Также мы окажем помощь в прохождении экспертиз и согласований, заранее учтем возможные проблемы и сложности.

Получение разрешения на строительство

Если проект строительства МКД успешно прошел экспертизу, документы нужно направлять в местную администрацию для оформления разрешения на строительство. Фактически документацию проверяет Комитет государственного строительного надзора Москвы (Мосстройнадзор) Помимо проекта и заключения экспертизы на рассмотрение нужно передать ГПЗУ, правоустанавливающие и иные документы.

Разрешение на строительство выдается не позднее 7 рабочих дней после получения всех документов. Если претензий к проекту нет, можно начинать строительные работы. В процессе возведения МКД нужно следовать проектной и рабочей документации, получать ордера на земляные работы, допуски на подключение к сетям и коммуникациям.

Комментарий специалиста. При отступлении от проекта и разрешения на строительство непременно возникнут проблемы. Органы стройнадзора будут контролировать каждый этап строительства, могут приостанавливать его при возникновении угрозу безопасности .После завершения работ нужно вновь обращаться в Мосстройнадзор, получать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Как подготовить ТЗ на проектирование многоквартирных домов

Для составления технического задания на проектирование МКД нужно знать, какие требования предъявляет заказчик к зданию, результатам работы. Также заказчик должен сразу указать перечень документов и графических материалов, которые должны быть включены в проект (помимо обязательных требований Постановления № 87 и ГрК РФ).

Без помощи специалистов составить адекватное техническое задание на МКД практически невозможно. Забыв указать какие-либо требования и характеристики, на стадии проектирования, экспертизы, согласований и строительства многоквартирного дома неизбежно возникнут проблемы.

Помощь в разработке ТЗ на многоквартирный дом любой сложности окажут специалисты компании Смарт Вэй. С примером технического задания вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Примеры наших проектов и кейсы работы с заказчиками

Ниже вы можете ознакомиться с примерами наших предыдущих работ по проектированию МКД по заказам наших клиентов. Все объекты успешно прошли согласования, строительство и ввод в эксплуатацию.

Кейс № 1. В ноябре 2017 года компания Смарт Вэй получила заказ на проектирование многоквартирного дома на территории Московской области. Проект успешно прошел экспертизу и разрешение на строительство, а возведение МКД на данный момент находится на завершающей стадии.

Кейс № 2. В декабре 2016 года компания Смарт Вэй приступила к проектированию серии многоквартирных домов для зоны со специальными климатическими условиями. Все проектные работы были завершены точно в срок, а документы успешно прошли экспертизу и оформление разрешения на строительство.

Срок и стоимость проектирования МКД

До изучения особенностей будущего объекта и участка под застройку, содержания технического задания и документации заказчика, рассчитать сроки и стоимость проектирования невозможно. Уточнить предварительные расценки на разработку проекта строительства МКД вы можете на консультации у наших специалистов. Мы всегда предлагаем доступные цены и максимально сжатые сроки, гарантируя качество проектных работ, обследований и изысканий. Звоните, наши цены и условия сотрудничества наверняка окажутся выгоднее, чем у конкурентов на рынке.

Сложности при подготовке проекта МКД

Помимо соблюдения множества требований нормативных актов и строительных правил, при проектировании МКД могут возникнуть следующие сложности:

  • наличие ограничений и запретов, установленных в отношении участка;
  • наличие ограничений по параметрам разрешенного строительства на данном участке или квартале;
  • объективные особенности участка, климатических зон;
  • наличие специальных требований муниципальных властей к параметрам застройки.

Также сложности могут возникать при разработке каждого отдельного раздела проекта, рабочей документации. Наши специалисты устранят все возможные проблемы еще на начальных стадиях предпроектной подготовки.

Калькулятор стоимости проектирования

(Если калькулятор стоимости не видно и для мобильных пользователей можно посмотреть здесь https://smway.ru/price/)

(function(s, t, e, p, f, o, r, m) < s = s || <>; s = < id: "GT2rJJ1", rnd: 274648995 >; e.async = true; e.src = p + f; document(o)(e) >(window,»stepFORM_params»,document.createElement(«script»),document.location.protocol===»https:»?»https:»:»http:»,»//app.stepform.io/api.js?id=GT2rJJ1″,»head»,»appendChild»,»querySelector»));

Выводы

Проектирование строительства МКД осуществляется на основании ГрК РФ, Постановления Правительства РФ № 87, строительных правил, стандартов, СНиП и регламентов. К обязательным этапам разработки проекта относятся инженерные изыскания, экспертиза документа и получение разрешения на строительство.

Чтобы заказать проект на строительство многоквартирного дома, отвечающий всем нормативным требованиям, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Звоните, мы бесплатно проконсультируем по всем возникшим вопросам, предложим выгодные условия сотрудничества.

Источник



Что служит основанием для размещения в доме оборудования провайдера

Судебная практика по вопросам размещения операторами связи оборудования в помещениях МКД, входящих в состав общего имущества собственников, пополнилась ещё одним определением Верховного суда РФ. Читайте о мнении ВС РФ о законных основаниях для размещения в доме оборудования провайдера.

Как ВС РФ решает споры собственников с операторами связи

В последнее время Верховный суд РФ встаёт на сторону управляющих организацией и собственников, рассматривая их споры с операторами связи. Суд соглашается, что у провайдеров нет права безвозмездно и без разрешения размещать в местах общего пользования дома своё оборудование.

ВС РФ считает, что решение о порядке использования помещений, относящихся к общему имуществу, может принять только общее собрание собственников такого дома (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). В отсутствие решения ОСС оператор связи не может размещать оборудование в доме даже при заключённом с УО договоре. Такая позиция изложена в определениях ВС РФ от 11.09.2017 № 305-АД17-6347, от 22.11.2016 № 305-КГ16-3100, от 04.07.2016 № 304-КГ16-1613.

В определении от 13.06.2018 № 308-ЭС17-22313 Верховный суд РФ указал на то, что арендодатель обязан предоставить арендатору в пользование имущество, а арендатор должен своевременно платить за это согласно условиям заключённого между ними договора. Принятые обязательства должны исполняться надлежащим образом (ст. ст. 309, 606, 611, 614 ГК РФ).

То есть собственники помещений в доме вправе требовать соразмерную плату за использование организацией связи их общего имущества, что также закреплено в п. 3 ст. 6 № 126-ФЗ.

В определении от 01.03.2018 № 306-КГ17-17056 ВС РФ подчеркнул, что в отношениях по предоставлению в пользование общих помещений дома управляющая организация выступает как несамостоятельный хозяйствующий субъект, то есть не может самостоятельно принимать подобные решения, это относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

Почему возник новый судебный спор о размещении оборудования в доме

В октябре 2018 года Верховный суд РФ рассмотрел новый спор: между ТСЖ одного из многоквартирных домов Санкт-Петербурга и оператором связи. Между товариществом и провайдером был заключён договор на транзит волоконно-оптического кабеля.

По условиям договора ТСЖ предоставляло оператору место для размещения оборудования и осуществления технического обслуживания данного оборудования за 3 000 рублей в месяц.

Провайдер не вносил плату в течение трёх лет, хотя ТСЖ направляло в его адрес акты оказанных услуг и счета на общую сумму 108 000 рублей. Товарищество обратилось в суд с иском.

Как суд первой инстанции обосновал право провайдера размещать оборудование без решения ОСС

Суды двух первых инстанций поддержали позицию оператора связи, посчитав, что он не обязан платить за размещение оборудования в местах общего пользования многоквартирного дома.

Судьи исходили из того, что общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности (п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Каждый из собственников вправе пользоваться общим имуществом в доме, в том числе в целях размещения на нём телекоммуникационного оборудования, которое необходимо для пользования данным собственником услугами выбранного оператора связи.

Поскольку суд установил, что оборудование провайдера установлено на общем имуществе с целью предоставить собственникам услуги связи, то суд решил, что договоры между собственниками и провайдером – достаточное основание для размещения оборудования в доме без взимания дополнительной платы.

На каких основаниях провайдер может размещать оборудование в доме

Товарищество собственников жилья обратилось с кассационной жалобой в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Рассмотрев материалы, ВС РФ признал выводы предыдущих судов ошибочными на следующих основаниях:

  1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (пп. 1, 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
  2. Выдел собственником своей доли в праве общей собственности на общее имущество и единоличное распоряжение ею запрещены (п. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК РФ).
  3. Предоставление общего имущества в доме в пользование третьим лицам происходит только по решению собственников помещений, принятому на общем собрании (ч. 4 ст. 36, п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
  4. Оператор при выполнении услуг по договорам на услуги связи, заключённым с отдельными собственниками помещений в доме, использует общее имущество, принадлежащее всем собственникам.
  5. Договор между оператором связи и собственником регулирует отношения исключительно между ними (ст. ст. 307, 308 ГК РФ). Абонент не может единолично решать вопросы, связанные с предоставлением другим лицам права пользования общим имуществом многоквартирного дома.

Поэтому ВС РФ пришёл к выводу, что заключение договора об оказании услуг связи с отдельным абонентом не является правовым основанием для пользования оператором связи общим имуществом дома без разрешения ОСС и не освобождает его от внесения за это платы.

Право собственников требовать от третьих лиц, использующих их общее имущество, соразмерную плату за это закреплено в ст. 6 № 126-ФЗ. Поэтому размещение технического оборудования с использованием общего имущества многоквартирного дома осуществляется только на основании решения общего собрания собственников с предоставлением платы за это согласно принятому на ОСС решению.

ВС РФ отменил решение суда первой инстанции и отправил дело на новое рассмотрение.

Важно

Ранее ВС РФ и суды первых инстанций принимали сторону провайдеров и утверждали их право размещать оборудование в доме на безвозмездной основе и даже без разрешения общего собрания собственников. Такая позиция изложена в определениях ВС РФ от 12.08.2016 по делу № А34-1817/2015, от 09.02.2016 по делу № А03-24961/2014.

Но, как показывают приведённые выше примеры, в последнее время Верховный суд РФ поддерживает права собственников, управляющих организаций и ТСЖ на получение соразмерной платы от провайдеров за использование общего имущества дома.

При этом ВС РФ настаивает на том, что договор между отдельным абонентом и оператором не является основанием для использования общего имущества всех собственников, а УО не имеет права заключать на это договоры в отсутствие согласия ОСС.

до коли в стороне будут находиться другие поставщики услуг в МКД. электричество? газ? вода? лифты? а еще мне кажется можно сюда и мусорщиков добавить? каждая … Читать ещё

Есть различия, Михаил. Услуги провайдеров пока что не относятся к коммунальным. А вот всё перечисленное Вами — это коммунальные услуги, оказывать которые обяза… Читать ещё

Спасибо за информацию. Публикации подтвердила нарушение законов со стороны УК, давая разрешение провайдерам располагать провода связи на территории общего имущ… Читать ещё

Источник

Многоквартирный дом: что кому принадлежит

С развитием института собственности у граждан возникают проблемы с государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Жилищное законодательство предусматривает спе­циальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в много­квартирных домах.

Так, в соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

С учетом положений статьи 23 Закона о регистрации и статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Предоставление документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с Законом о регистрации (в том числе статьями 16, 17 и 18 Закона о регистрации).

Так, на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставляются:

1. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, либо решение общего собрания собственников помещений о наделении представителя полномочиями для государственной регистрации прав всех собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме;

3. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправлении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ (01.03.2005 г.);

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действия ЖК РФ – 01.03.2005 г.);

6 Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в случае, если решением общего собрания собственников помещений не был определен иной порядок распределения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме);

7. Документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме;

8. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действие Закона о регистрации (до 30.01.1998 г.) на помещения, в случае если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме;

9. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством.

Регистрация прав на общее имущество возможна только после регистрации права собственника на его индивидуальное помещение.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Правообладателю помещения (участнику общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме), которому ранее после проведения государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) было выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором в графе «Вид права» не был указан размер доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения соответствующих сведений в ЕГРП может быть повторно выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Проведенная государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным домом удостоверяется, в частности выпиской из ЕГРП.

Спецификой общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является связанность доли в праве собственности с правом на помещение. То есть право на общее имущество как бы следует судьбе права собственности на помещение. Долю в праве на общее имущество невозможно продать, подарить, заложить, выделить в натуре, — она не имеет иного предназначения, кроме как обеспечивать нормальную эксплуатацию дома, поэтому право собственности на него возникает и прекращается вместе с правом собственности на помещение.

Есть и еще ряд особенностей режима долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: доля в праве собственности независимо от её размера дает право на беспрепятственное владение и пользование всем общим имуществом, а именно:

1. Дополнительные гарантии:

— без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как, например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома;

— без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;

— невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

2.Дополнительная возможная прибыль:

— собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

3. Удобство использования:

— собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в том числе направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности многоквартирного дома.

В.Н. Игуминова,

главный специалист-эксперт

муниципального отдела по Омскому району

Источник

Читайте также:  Лазерные маркеры для цветной гравировки