Меню

Рынок строительной техники в России парадоксы развития 20 25 26 сентября 2019 Версия для печати

Рынок строительной техники в России: парадоксы развития 20:25, 26 сентября 2019 Версия для печати

https://www.stroyteh.ru/

О специфике развития отрасли рассказал председатель комитета строительной и специальной техники Ассоциации европейского бизнеса, генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и странах СНГ Андрей Комов.

По итогам 2018 года российский рынок строительной и специальной техники показал сравнительно низкую динамику. Совокупные объемы едва достигли планки прироста в 30%, хотя еще годом ранее составляли уверенные 50%. Первый квартал 2019-го подтвердил, что такое падение не было случайным. Рост рынка на уровне 13% за первые три месяца года и сохраняющаяся вялая динамика второго квартала по меньшей мере настораживают, учитывая колоссальные рыночные емкости, а также меры поддержки отечественных производителей.

Андрей Комов

Говоря о причинах падения рынка, многие эксперты указывают на введение утилизационного сбора. Безусловно, это сделало иностранную технику менее доступной в ценовом отношении, однако данная мера не помогла отечественным производителям реализовывать больше машин. Темпы роста в этом сегменте сократились даже сильнее, чем на рынке в целом: с 36% в 2017-м до 12% по итогам 2018 года.

Относительная стабильность наблюдается только в географии сбытовых цепочек. Москва и Центральный федеральный округ обеспечивают около трети всех продаж новых авто, остальные 60% с небольшим делят между собой примерно в равных долях Санкт-Петербург, Северо-Западный, Сибирский и Приволжский федеральные округа.

Можно предположить, что снижение темпов связано с глобальными трендами, но флагманский европейский рынок показывает активный рост 13 кварталов подряд при гораздо меньших показателях емкости. Таким образом, негативное влияние внешних факторов исключено.

Нереализованный спрос

Внутри страны сконцентрирован огромный спрос на строительную и специальную технику. Речь идет о разработке месторождений и добыче полезных ископаемых. Например, в угольном секторе Россия занимает устойчивые позиции крупнейшего экспортера. В нефтегазовой отрасли стабильно входит в тройку сильнейших игроков.

где нет такого количества месторождений и схожих объемов добычи. На практике же российский рынок по объемам ненамного уступает английскому: 7800 и 8000 единиц соответственно.

Другой пример — дороги. По данным Мирового банка, на 100 кв. км площади в России приходится всего 6 км дорог с твердым покрытием, в ЦФО ситуация немного лучше — 36 км. Для сравнения, в Швеции этот показатель равен 129 км, в Польше — 132 км, во Франции — 192 км. Сегодня в РФ реализуются десятки проектов дорожного строительства. Задача развития инфраструктуры стоит на уровне нацпрограмм, помимо этого действуют региональные инициативы. По всей стране идет дорожная стройка, в ближайшие 10 лет предстоит проложить сотни километров полотна. В таких условиях

которая давно и успешно построила всю систему своих автобанов. Тем не менее, на практике мы видим другую картину: рынок дорожных катков в России составляет 1250 единиц, в Германии — 1750 единиц.

Глобальный стоп-фактор

Мировой банк проанализировал статистические показатели 41 страны, формирующей 96% мирового ВВП. В выборку вошли Нидерланды, Дания, Норвегия, Финляндия, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Южная Африка, Россия. По данным исследования, в тех секторах промышленного производства, где используются строительные машины, за последние 20 лет параметры производительности труда практически не изменились. Это глобальная проблема, однако в России она проявляется особенно остро.

Это наглядно иллюстрируют минимальные объемы сектора компактной техники, которая практически не продается в России (около 1600 единиц по итогам 2018 года). Для сравнения, в Германии объемы данного сегмента составляют порядка 28 000 единиц, и при этом страна заявляет о наличии проблемы низкой производительности труда.

Разница подходов

По сути, эти цифры показывают, насколько цивилизованным является рынок. И какие инструменты используют его игроки для достижения экономической эффективности. Немецкие компании минимизируют время работ за счет использования компактной техники, российские, в свою очередь, делают ставку на дешевую рабочую силу. Отчасти такой подход обоснован: стоимость компактного экскаватора — около 3 млн рублей, утилизационный сбор составляет порядка 1,5 млн рублей. В таких условиях малопроизводительный ручной труд бригады работников с лопатами остается фактически единственным вариантом. Таким образом,

В эпоху инноваций, повсеместного внедрения автоматизированных решений и глобальной конкуренции такое положение дел выглядит не только устаревшим, но и проблемным с точки зрения долгосрочного развития компаний. Находясь в зависимости от дешевой рабочей силы, они не смогут организовывать бизнес-процессы в рамках требований новой цифровой экономики. И если сейчас эти риски еще не так очевидны, то уже через 5-7 лет их нельзя будет недооценивать, они составят реальную угрозу.

Одновременно с этим рынок дает большое поле для возможностей. Помимо уже упомянутой большой емкости секторов тяжелой и дорожной техники, есть реальные перспективы развития сегмента компактных машин. Он обладает огромным потенциалом, который не реализуется сегодня в силу того, что ранее был осуществлен ряд инициатив, спорных с точки зрения стратегического развития отрасли и промышленной индустрии в целом.

и чтобы достигнуть показателей пятилетней давности, необходимо как минимум удвоить объемы, 31% годового прироста явно недостаточно. Сегодня рынку нужны новые решения — эффективные, экономически целесообразные и нацеленные на устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, однако пока у участников нет даже «дорожной карты» подобных проектов. В этой связи нам точно есть над чем работать.

Источник

Неоднозначные итоги: рынок российской и зарубежной дорожно-строительной техники в 2020 году

Минувший год принес немало событий, как положительных, так и отрицательных. Несмотря на пандемию COVID-19 и кризисные явления в экономике, российский рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) остался на плаву, вопреки противоположным ожиданиям. Как отмечают представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году продажи импортной техники в целом выросли на 0,3%, а в 4-м квартале увеличились на 1%.

По данным ассоциации «Росспецмаш», российские предприятия повысили производство строительно-дорожной техники (СДТ) на 6% (до 43,5 млрд руб.), а продажи на внутреннем рынке выросли на 11% (42,5 млрд руб.).

С одной стороны, в статье публикуются данные АЕБ, в которую входят преимущественно зарубежные компании — американские, европейские, японские и корейские. С другой стороны, дается статистика ассоциации «Росспецмаш», которая представляет интересы отечественных машиностроителей.

Кроме того, инициатива резкого повышения ставок утилизационного сбора стала неожиданностью для сообщества производителей, дилеров и конечных потребителей ДСТ, вызвав оживленную дискуссию, которая не ослабевает и сейчас. В отдельной главе мы коснемся и этого вопроса.

Динамика рынка зарубежной дорожно-строительной техники в 2020 году

Как предупреждают сами представители Ассоциации европейского бизнеса, их статистика охватывает не весь рынок ДСТ, а лишь тех игроков, которые входят в ассоциацию. По их словам, не учитываются некоторые российские и практически все китайские производители, кроме SDLG, которая в прошлом году вошла в АЕБ. Однако доля компаний, представленных в ассоциации, составляет около 80% всего рынка ДСТ. Другими словами, члены Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ поставляют своим конечным клиентам более 2/3 всего объема машин в РФ.

Согласно обзору рынка, представленному комитетом, в 2020 году на территории России было продано 13 820 ед. дорожно-строительной техники. Рынок показал небольшой рост — 0,3% — по сравнению с 2019 годом.

Если посмотреть на динамику прошлых лет, по данным АЕБ, в 2012-2013 годах был пик роста рынка — 99-100%. Показатели немного снизились, до 91% в 2014 году. Падение же произошло в 2015-2016 годах — 38-41%. Затем возобновился достаточно динамичный рост: 57% в 2017-м, 71% в 2018-м. 2019 и 2020 годы оказались на отметке 88%, несмотря на пандемию коронавируса.

Если бы не пандемия, полагают специалисты АЕБ, рынок, возможно, смог бы по максимуму приблизиться к тем значениям, которые были на пике, то есть в 2012-2013 годах. Пандемия затормозила возврат на эти позиции.

Аналитики АЕБ поясняют, что в статистику ассоциации добавились новые продукты — асфальтоукладчики и катки, поэтому данные по рынку 2019 и 2020 годов практически не изменились. Если бы этой добавки не было, было бы небольшое падение — минус 1%.

Если рассматривать динамику рынка за 2020 год поквартально, то в первом квартале было незначительное влияние пандемии, рассказывают представители АЕБ, так как ее развитие в основном началось с середины марта. Рост составил 8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года без учета новых продуктов (катки и асфальтоукладчики).

По словам экспертов АЕБ, одновременно в этот же период началась очередная девальвация рубля, и она, как ни странно, оказала даже благоприятное воздействие на рынок, когда возник дополнительный спрос на машины, которые находятся на складах. Спрос усилился в связи с тем, что эти машины можно было приобрести по старому курсу.

На второй квартал 2020 года, по информации АЕБ, уже полностью пришлась вся тяжесть карантина и максимальных ограничений. Здесь падение составило 15%.

Активный дорожно-строительный сезон и снятие части этих ограничений уже в третьем квартале не дали рынку упасть, даже произошел совсем небольшой рост — в 1%.

В четвертом квартале сыграло обстоятельство отложенного спроса, и, таким образом, коктейль всех этих факторов привел к тому, что по итогу года рынок не упал, подводят итог эксперты АЕБ.

Структура рынка зарубежной спецтехники

Согласно докладу Комитета производителей ДСТ и спецтехники АЕБ, структура рынка импортной техники в 2020 году практически не изменилась. Две серьезные продуктовые группы — это гусеничные экскаваторы, которые держат 31% рынка, и экскаваторы-погрузчики — 27%.

Далее идут погрузчики с бортовым поворотом, занимая 9% рынка. По 8% у гусеничных тракторов и колесных погрузчиков. Автогрейдеры и колесные экскаваторы занимают по 5% рынка, а катки — 4%. Замыкают список асфальтоукладчики — 2%, а также карьерные и сочлененные самосвалы — по 1%.

Что произошло отдельно по продуктам? По гусеничным экскаваторам виден небольшой рост — плюс 3% по сравнению с 2019 годом. Было продано 4 231 ед. техники. Это достаточно стабильный уровень на протяжении последних трех лет. Вместе с тем, исходя из потенциальных потребностей клиентов и необходимости замены отработавшей ресурс техники, рынок гусеничных экскаваторов в России еще очень далек от насыщения, считают специалисты АЕБ.

С другой стороны, колесные экскаваторы показали спад в 12% по сравнению с 2019 годом. Было продано 631 ед. техники. По мнению экспертов, вероятно, они подверглись большему влиянию пандемии ввиду того, что узко специализируются в работе на урбанизированных территориях, где были максимальные ограничения.

В свою очередь, экскаваторы-погрузчики, как более универсальные машины по сравнению с колесными экскаваторами, чувствовали себя получше в такой непростой год. Они показали маленький рост — в 0,2%, и было продано 3 709 ед. техники.

Что касается сегмента колесных погрузчиков, то здесь наблюдался спад в 2% по сравнению с 2019 годом. Всего было продано 1 145 ед. техники. Представители АЕБ предупредили, что их статистическая программа, в которой велись расчеты, охватывает только приблизительно 15% рынка данных машин. Преимущественно это техника премиум-класса западных производителей. С другой стороны, на сегодняшний день более 85% рынка представлено в основном китайскими компаниями. От 4% до 7% составляет продукция российских заводов.

Читайте также:  Оборудование для полива газона gardena

Небольшой спад — 4,8% — наблюдался также в сегменте погрузчиков с бортовым поворотом. Было продано 1 240 ед. техники.

Сегмент бульдозеров показал спад в 2%. Однако по мнению аналитиков, с учетом сложностей минувшего года такое падение не столь значительно. В течение трех лет рынок в этом секторе был примерно на одном уровне.

Вследствие того что в 2020 году был активный дорожно-строительный сезон, позитивную динамику показали машины, непосредственно задействованные в дорожном строительстве.

Так, положительная динамика наблюдалась в сегменте автогрейдеров. Было продано 710 машин. Их рост составил 3,8% по сравнению с 2019 годом.

Как уже упоминалось, с 2020 года АЕБ стала впервые учитывать поставки зарубежных асфальтоукладчиков и катков на российский рынок. Совокупные продажи по асфальтоукладчикам составили 259 ед., а рост — 49%. По каткам также сложилась вполне удачная ситуация — продано 485 ед., рост — 42%.

Между тем продажи сочлененных самосвалов второй год подряд снижаются. В 2020 году было продано 169 машин, это минус 18% по отношению к 2019 году. По свидетельству аналитиков АЕБ, на это влияют несколько факторов, среди которых цикличность проектов, где задействованы эти машины. Впрочем, есть все основания полагать, что ситуация развернется в обратную сторону в связи с планируемыми инфраструктурными проектами.

Еще более резкий спад произошел в сегменте карьерных самосвалов. В 2020 году продали 149 ед. техники, что составляет минус 39% по сравнению с 2019 годом. Этот нисходящий тренд также продолжается уже второй год подряд, что связано с неблагоприятной ситуацией прежде всего в угольной отрасли. Однако значительный рост мировых цен на руды, в том числе железные, а также взлет цен на многие металлы будет способствовать постепенному восстановлению рынка этих машин, полагают эксперты АЕБ.

Динамика рынка зарубежной спецтехники по федеральным округам и областям

Как же менялся рынок по округам в 2020 году? Лидерами роста стали Южный (+10,16%) и Дальневосточный (+9,76%) округа. Схожими по темпу роста оказались Приволжский (+6,68%) и Уральский (+6,03%) округа. На 6,48% снизился рынок Москвы, но это не столь катастрофично, считают эксперты АЕБ, так как он достаточно насыщен. Однако падение рынка Сибирского округа на 10,68% настораживает.

Что же произошло в 2020 году на рынке ДСТ по сравнению с 2019 годом на уровне краев, автономных округов, республик и областей? Эту статистику АЕБ опубликовала впервые в качестве дополнительного ракурса для более полного понимания динамики рынка.

В ходе исследования были выделены три группы регионов:

  • с объемами рынка более 200 машин;
  • с объемами рынка 50-200 машин;
  • с объемами рынка менее 50 машин.

Список топовых регионов, рынок которых превышает 200 машин, возглавляют Нижегородская (+64,3%), Амурская (+55,9%) и Магаданская области (+42,4%). Следом за ними идут Хабаровский край (+37,6%), Вологодская область (+24,7%), Якутия (+23,9%) и Тюменская область (+19,4%). В целом в этой группе наблюдается больше субъектов РФ, где произошел рост, чем тех, у которых обнаружился спад.

Во второй группе регионов, с объемами рынка от 50 до 200 машин, лидируют Орловская область (+250%), Алтайский край (+210,6%), Мурманская область (+97%). Здесь мы видим примерно равное соотношение субъектов, ушедших в рост, и тех, кто испытал падение.

В третьей группе, с объемами рынка менее 50 машин, 16 из 29 регионов показали снижение продаж, порой значительное, например -100% в Республике Тыва. Остальные 13 регионов показали либо совсем небольшой рост, либо кратное увеличение объема местного рынка, как это произошло, к примеру, в Республике Марий Эл (+220%, было куплено на 16 машин больше, чем 2019 году).

Небольшие размеры рынка регионов из третьей группы, возможно, говорят о значительном дефиците инфраструктурных проектов в этих субъектах и невысокой активности работ с применением ДСТ, считают эксперты АЕБ.

Производство и продажи российской строительно-дорожной техники в 2020 году

Теперь обратимся к статистике ассоциации «Росспецмаш», которая объединяет сведения отечественных производителей, изготавливающих 80% всего объема выпускаемой в России строительно-дорожной техники (СДТ).

По данным портала «Росспецмаш-Стат», производство российских предприятий выросло в 2020 году на 6% по сравнению с 2019 годом. Было выпущено продукции на общую сумму 43,5 млрд руб. При этом поставки СДТ на внутренний рынок выросли на 11% и составили в денежном выражении 42,5 млрд руб.

Если рассматривать динамику в целом по игрокам, входящим в «Росспецмаш», то 70% заводов показали увеличение поставок продукции за 2020 год, а 10% предприятий существенно сократили отгрузки. Положение остальных компаний либо осталось на прежнем уровне по сравнению с 2019 годом, либо произошел незначительный спад.

Что же произошло на рынке российской спецтехники в 2020 году по отдельным сегментам? Как сообщили в ассоциации «Росспецмаш», отгрузки увеличились в сегментах кранов-манипуляторов (+ 43%), гусеничных экскаваторов (+33%), катков (+23%), бульдозеров (+7%), автокранов (+2%).

Падение отгрузок произошло в сегментах фронтальных погрузчиков (-11%), экскаваторов-погрузчиков (-9%), автогрейдеров (-9%), мини-погрузчиков (-6%).

Коротко о том, что произошло в течение года. В первом полугодии, то есть в период жестких пандемических ограничений во всем мире, российские предприятия ощутили нехватку компонентов, которые не производятся в РФ, в связи с тем что некоторые зарубежные компании-партнеры временно прекратили поставки. А ослабление курса рубля привело к росту цен на импортные комплектующие. В результате производство СДТ в первом полугодии упало на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом весь объем выпуска машин составил 19 млрд руб.

Во втором полугодии сказался фактор отложенного спроса после отмены карантинных мер, из-за чего внутренний рынок российской техники стал восстанавливаться. Запущенная в 2020 году правительственная программа льготного лизинга спецтехники также дала к этому времени свои положительные результаты, стимулируя спрос на внутреннем рынке.

В конце 2020 года перед отечественными производителями возникли новые угрозы. Прежде всего это скачкообразный рост цен на металл. По данным ассоциации «Росспецмаш», цены выросли на 35%, а по некоторым видам металлопродукции — на 50%. Также на себестоимость производства спецтехники влияли и другие внешние факторы: девальвация рубля, удорожание услуг естественных монополий и пр.

Ассоциация предложила правительству ряд мер по поддержке отечественного специализированного машиностроения, чтобы удалось избежать резкого увеличения цен на российскую технику в 2021 году (по прогнозам «Росспецмаш» — на 10-20%) и сдержать их на уровне индекса дефлятора 5%.

В числе этих предложений были следующие:

  • введение плавающей экспортной пошлины на металлопрокат, чтобы внутренние цены на металл были на 20% ниже, чем на мировых биржах;
  • расширение действующих мер господдержки потребителей спецтехники, то есть программ льготного лизинга и кредитования, а также субсидирования скидок на технику.

Как считают в «Росспецмаше», источником дополнительного финансирования этих программ может стать индексация ставок утилизационного сбора на спецтехнику. Это принесет дополнительные доходы в бюджет и обеспечит положительную динамику отечественного производства спецтехники в 2021 году.

Страсти по утильсбору

Девятнадцатого января 2021 года главный отраслевой регулятор Минпромторг разместил для общественного обсуждения на портале правительства России проект постановления об увеличении утилизационного сбора на дорожно-строительную и другую специальную технику.

Как уже упоминалось в начале статьи, инициатива кратного повышения ставок утилизационного сбора стала неожиданностью и вызвала неоднозначную реакцию не только всех игроков рынка ДСТ, но и участников других рынков спецтехники в России.

В ходе общественного обсуждения проекта постановления на официальном сайте проектов нормативных правовых актов было оставлено 1860 различных отзывов. За данную инициативу проголосовало 330 853 человека, против — 373 094. Проект этого постановления оказался самым просматриваемым и обсуждаемым среди других проектов за последние месяцы.

Почему возникла столь бурная реакция по поводу повышения ставок утильсбора? Применительно к дорожно-строительной отрасли, по расчетам АЕБ, если это постановление вступит в силу, то в 2021 году утилизационный сбор, к примеру, на гусеничный экскаватор с операционным весом 14 т составит порядка 2 млн руб. (на данный момент он составляет 690 тыс. руб.), а на машину в 95 т — свыше 3 млн 200 тыс. руб. (сейчас — 1 млн 380 тыс. руб.). Таким образом, ожидается увеличение утильсбора на 190%.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте колесных экскаваторов. Здесь на машину в 14 т утильсбор также составит 2 млн руб., а на 20-тонный экскаватор — около 2 млн 800 тыс. руб. (сейчас — чуть больше 1 млн руб.).

И таких примеров непонятного многим игрокам резкого увеличения утильсбора по различным сегментам как зарубежных, так и отечественных машин можно найти довольно много, считают представители АЕБ.

Члены Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ обратились к правительству с официальным письмом, где выразили свою позицию и высказали потенциальные негативные последствия от такого радикального увеличения утильсбора. По их мнению, это окажет негативное влияние на многие отрасли экономики и даже на реализацию некоторых национальных проектов, таких как «Жилье и городская среда», «Комплексная модернизация транспортной инфраструктуры», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Председатель Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ Андрей Комов так прокомментировал итоги 2020 года и надвигающиеся угрозы в 2021 году: «Специфика российского рынка, на котором преобладает средняя и тяжелая техника, работающая в дорожно-строительной и добывающих отраслях, оказала благоприятный эффект. Работа в этих отраслях продолжалась даже в условиях максимальных ограничений. Если рынку не мешать извне, то он сам себя регулирует и может найти баланс с учетом всех макроэкономических факторов. Сейчас мы видим угрозу в искусственном нарушении этого баланса. Прогноз на 2021 год изменен с положительного на отрицательный. Инициатива главного отраслевого регулятора Минпромторга в повышении утилизационного сбора в два-четыре раза, к сожалению, приведет к значительному росту цен на 80% поставляемых российским потребителям машин, что неминуемо приведет к сокращению рынка. Этот факт вызывает у нас крайнюю озабоченность, так как непредсказуемость подобных решений регулятора оказывает негативное влияние на инвестиционный климат в России и может способствовать замедлению восстановления экономики».

Выступая на ежегодной пресс-конференции комитета, Андрей Комов рассказал: «Мы были настроены очень позитивно на то, какую перспективу мы будем рисовать по прогнозу на 2021 год. Мы однозначно видели рост, мы были уверены, что продолжится восстановление экономики, что продолжится перевооружение техники. Однако если будут подписаны эти инициативы, то для 2/3 российского рынка стоимость на наиболее ходовые машины вырастет от 15% до 25%. Это неминуемо приведет к сокращению рынка. Насколько, я не готов вам сейчас сказать».

*В статье использованы информация и статистические данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и ассоциации «Росспецмаш».

Источник

Строительное оборудование

Здесь собраны российские производители строительного оборудования в количестве 20 штук. Имеется возможность отобрать Заводы строительного оборудования нужного региона, ознакомиться с продукцией, почитать отзывы.

Предприятие производит/реализует строительную технику и оборудование.

Тула (Тульская область)

Тульская область, Тула, ул. Мосина, д. 6

ООО «Велес Плюс» — изготовление станков и оборудования для производства деревянных поддонов и паллет, деревянных поддонов

Читайте также:  ГОСТ Р 51370 99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин приборов

г. Елабуга, Восточный переулок, стр. 27 Б

Предприятие производит/реализует бетономешалки, строительную технику и оборудование, камнерезки.

Лебедянь (Липецкая область)

Липецкая область, Лебедянь, ул. А. Шахрая, 87

Траст — производство грузовых строп, захватов и грузоподъемных траверс, в.ч. по эскизам заказчика.

Подольск (Москва и область)

г. Подольск, ул. Бронницкая д. 7

Компания Hammer Rus представляет на рынке России и СНГ флагманские решения мировых производителей оборудования для горного, нефтегазового и строительного сегмента.

Москва (Москва и область)

115583, г. Москва, Елецкая, д. 26, офис 3

Предприятие производит/реализует оборудование для производства стройматериалов, станки для производства газоблоков, полистиролбетона, силосы, шнековые и ленточные транспортеры, навесное оборудование на вилочный погрузчик.

Барнаул (Алтайский край)

Россия, Алтайский край, Барнаул, пр.Космонавтов, 32ж/1

Компания «Мегастроп» — работает в области производства грузовой оснастки и комплексного обеспечения промышленных предприятий и заводов, широким ассортиментом продукции.

Нижний Новгород (Нижегородская область)

г. Нижний Новгород, ул.Серова 3/2

АО НПО «Плавский» производит коммунальную (дорожно-уборочная и снегоуборочная техника) и дорожно-строительную технику.

Плавск (Тульская область)

Тульская область, г. Плавск, поселок Белая Гора

Сфера деятельности ООО «Регул» комплексная металлообработка и производство нестандартизированного оборудования.

428903, Чувашская Республика-Чувашия, город Чебоксары, проезд Лапсарский, дом 37

Источник



Рейтинг 10 крупнейших производителей строительной техники за 2020 год

Опубликован ежегодный рейтинг крупнейших производителей строительной техники в мире по уровню продаж за 2020 год. Несмотря на пандемию COVID 19 и жёсткие ограничительные меры, введённые во многих странах, продажи техники у ТОП 50 компаний снизились всего на 5,5% по отношению к рекордному, 2019 году.

Рынок строительной техники в 2020 году

Основным драйвером роста, благодаря которому удалось избежать большего падения являлся Китай. Ещё в апреле прошлого года правительство Поднебесной приняло план стимулирования экономики. Как следствие, четверть проданной в 2020 году строительной техники пришлось на КНР, в то время как годом ранее этот показатель составлял 17,7%. Неудивительно, что в ТОП 5 производителей вошли три китайские компании.

Кроме Китая, никто не смог превзойти объём продаж 2019 года. Второе и третье место по объёму рынка заняли Япония и США с долей 22% и 21,9% соответственно. Стоит отметить, что по итогам 2019 года США являлись крупнейшим рынком строительной техники, где продавалось 27,4% всех строительных машин. В прошлом году на долю всей Северной Америки – США и Канада вместе – пришлось только 22,3% общемирового объёма продаж.

Если взглянуть на то, как распределились продажи оборудования для строительства в разрезе регионов, основным рынком сбыта стала Азия. На неё пришлось 52,1% общемировой реализации. Вторым по величине стал рынок стран Европы. В 2020 году он чуть превзошёл Китай – на европейский регион пришлось 25,2% продаж.

Общая же сумма реализованной в 2020 году строительной техники компаниями из ТОП 50 составила 191,5 млрд. долларов США.

10. Doosan Infracore

На десятом месте рейтинга расположилась южнокорейская компания Doosan, которая опустилась на одну строчку. Продажи компании в 2020 году составили чуть больше 7,1 млрд. долларов США, что составляет 3,7% от общемирового объёма. Учитывая, что 35% акций компании были выкуплены другим производителем, будет интересно взглянуть на долю продаж текущего года.

9. Liebherr

Одно место в рейтинге потеряла Liebherr, опустившись с 8 на 9 строчку. Несмотря на то, что основным рынком сбыта компании является Европа, большая часть которой была в условиях жёсткого карантина, производитель сумел реализовать техники на 7,8 млрд. долларов, заняв чуть больше 4% общемирового рынка.

8. Hitachi Construction Machinery

Продажи строительных машин Hitachi превысили 8,5 млрд. долларов США, что позволил компании занять восьмую строчку рейтинга.

7. Volvo Construction Equipment

Чуть больше 5% продаж потеряла компания Volvo CE. Тем не менее, это позволило шведскому производителю занять 7 место в рейтинге ТОП крупнейших производителей строительной техники. Активные разработки в области электрификации оборудования могут помочь компании в будущем.

6. John Deere

Объём продаж John Deere всего на 100 млн. долларов превзошёл показатели Volvo CE, что позволило компании занять шестое место. Тем не менее, американский производитель потерял 3 позиции в рейтинге – самое большое падение из 10 крупнейших мировых производителей оборудования. Хотя стоит отметить, что в 2019 году, компания смогла взлететь с девятого на третье место за счёт покупки Wirtgen Group.

5. Zoomlion

На пятом месте расположился триумфатор прошлого года. За счёт стимулирующих мер правительства Китая, Zoomlion смогла резко нарастить долю рынка до 4,9% с объёмом продаж более чем в 9,4 млрд. долларов. Отметим, что годом ранее компания замыкала ТОП 10 производителей строительной техники.

4. Sany

Ещё одна китайская компания – Sany – увеличила оборот с 10,9 млрд. до 14,4 млрд. долларов США. В компании отмечают, что большой вклад в это внесли активные продажи экскаваторов.

3. XCMG

Открывает тройку лидеров Группа компания из Сюйджоу. XCMG стала первым китайским производителем строительной техники, кто сумел попасть в ТОП 3. Объём продаж в 2020 году составил более 15,1 млрд. долларов, а доля общемирового рынка приближается к 8%.

2. Komatsu

Ограничительные меры, связанные с пандемией COVID 19 существенно отразились на Komatsu. Японский производитель по прежнему удерживает второе место в рейтинге, однако отставание преследователей значительно сократилось. В 2020 году Komatsu удалось реализовать техники на 19,9 млрд долларов США, что почти на 15% показателей позапрошлого года.

1. Caterpillar

Компания Caterpillar сохраняет свою лидирующую позицию крупнейшего производителя техники для строительства и горных работ. Доля рынка концерна составляет порядка 13%. Тем не менее, это на 3% ниже прошлогоднего показателя.

Источник

Неоднозначные итоги: рынок российской и зарубежной дорожно-строительной техники в 2020 году

Минувший год принес немало событий, как положительных, так и отрицательных. Несмотря на пандемию COVID-19 и кризисные явления в экономике, российский рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) остался на плаву, вопреки противоположным ожиданиям. Как отмечают представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году продажи импортной техники в целом выросли на 0,3%, а в 4-м квартале увеличились на 1%.

По данным ассоциации «Росспецмаш», российские предприятия повысили производство строительно-дорожной техники (СДТ) на 6% (до 43,5 млрд руб.), а продажи на внутреннем рынке выросли на 11% (42,5 млрд руб.).

С одной стороны, в статье публикуются данные АЕБ, в которую входят преимущественно зарубежные компании — американские, европейские, японские и корейские. С другой стороны, дается статистика ассоциации «Росспецмаш», которая представляет интересы отечественных машиностроителей.

Кроме того, инициатива резкого повышения ставок утилизационного сбора стала неожиданностью для сообщества производителей, дилеров и конечных потребителей ДСТ, вызвав оживленную дискуссию, которая не ослабевает и сейчас. В отдельной главе мы коснемся и этого вопроса.

Динамика рынка зарубежной дорожно-строительной техники в 2020 году

Как предупреждают сами представители Ассоциации европейского бизнеса, их статистика охватывает не весь рынок ДСТ, а лишь тех игроков, которые входят в ассоциацию. По их словам, не учитываются некоторые российские и практически все китайские производители, кроме SDLG, которая в прошлом году вошла в АЕБ. Однако доля компаний, представленных в ассоциации, составляет около 80% всего рынка ДСТ. Другими словами, члены Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ поставляют своим конечным клиентам более 2/3 всего объема машин в РФ.

Согласно обзору рынка, представленному комитетом, в 2020 году на территории России было продано 13 820 ед. дорожно-строительной техники. Рынок показал небольшой рост — 0,3% — по сравнению с 2019 годом.

Если посмотреть на динамику прошлых лет, по данным АЕБ, в 2012-2013 годах был пик роста рынка — 99-100%. Показатели немного снизились, до 91% в 2014 году. Падение же произошло в 2015-2016 годах — 38-41%. Затем возобновился достаточно динамичный рост: 57% в 2017-м, 71% в 2018-м. 2019 и 2020 годы оказались на отметке 88%, несмотря на пандемию коронавируса.

Если бы не пандемия, полагают специалисты АЕБ, рынок, возможно, смог бы по максимуму приблизиться к тем значениям, которые были на пике, то есть в 2012-2013 годах. Пандемия затормозила возврат на эти позиции.

Аналитики АЕБ поясняют, что в статистику ассоциации добавились новые продукты — асфальтоукладчики и катки, поэтому данные по рынку 2019 и 2020 годов практически не изменились. Если бы этой добавки не было, было бы небольшое падение — минус 1%.

Если рассматривать динамику рынка за 2020 год поквартально, то в первом квартале было незначительное влияние пандемии, рассказывают представители АЕБ, так как ее развитие в основном началось с середины марта. Рост составил 8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года без учета новых продуктов (катки и асфальтоукладчики).

По словам экспертов АЕБ, одновременно в этот же период началась очередная девальвация рубля, и она, как ни странно, оказала даже благоприятное воздействие на рынок, когда возник дополнительный спрос на машины, которые находятся на складах. Спрос усилился в связи с тем, что эти машины можно было приобрести по старому курсу.

На второй квартал 2020 года, по информации АЕБ, уже полностью пришлась вся тяжесть карантина и максимальных ограничений. Здесь падение составило 15%.

Активный дорожно-строительный сезон и снятие части этих ограничений уже в третьем квартале не дали рынку упасть, даже произошел совсем небольшой рост — в 1%.

В четвертом квартале сыграло обстоятельство отложенного спроса, и, таким образом, коктейль всех этих факторов привел к тому, что по итогу года рынок не упал, подводят итог эксперты АЕБ.

Структура рынка зарубежной спецтехники

Согласно докладу Комитета производителей ДСТ и спецтехники АЕБ, структура рынка импортной техники в 2020 году практически не изменилась. Две серьезные продуктовые группы — это гусеничные экскаваторы, которые держат 31% рынка, и экскаваторы-погрузчики — 27%.

Далее идут погрузчики с бортовым поворотом, занимая 9% рынка. По 8% у гусеничных тракторов и колесных погрузчиков. Автогрейдеры и колесные экскаваторы занимают по 5% рынка, а катки — 4%. Замыкают список асфальтоукладчики — 2%, а также карьерные и сочлененные самосвалы — по 1%.

Что произошло отдельно по продуктам? По гусеничным экскаваторам виден небольшой рост — плюс 3% по сравнению с 2019 годом. Было продано 4 231 ед. техники. Это достаточно стабильный уровень на протяжении последних трех лет. Вместе с тем, исходя из потенциальных потребностей клиентов и необходимости замены отработавшей ресурс техники, рынок гусеничных экскаваторов в России еще очень далек от насыщения, считают специалисты АЕБ.

С другой стороны, колесные экскаваторы показали спад в 12% по сравнению с 2019 годом. Было продано 631 ед. техники. По мнению экспертов, вероятно, они подверглись большему влиянию пандемии ввиду того, что узко специализируются в работе на урбанизированных территориях, где были максимальные ограничения.

В свою очередь, экскаваторы-погрузчики, как более универсальные машины по сравнению с колесными экскаваторами, чувствовали себя получше в такой непростой год. Они показали маленький рост — в 0,2%, и было продано 3 709 ед. техники.

Что касается сегмента колесных погрузчиков, то здесь наблюдался спад в 2% по сравнению с 2019 годом. Всего было продано 1 145 ед. техники. Представители АЕБ предупредили, что их статистическая программа, в которой велись расчеты, охватывает только приблизительно 15% рынка данных машин. Преимущественно это техника премиум-класса западных производителей. С другой стороны, на сегодняшний день более 85% рынка представлено в основном китайскими компаниями. От 4% до 7% составляет продукция российских заводов.

Читайте также:  Инструкция по эксплуатации и обслуживанию

Небольшой спад — 4,8% — наблюдался также в сегменте погрузчиков с бортовым поворотом. Было продано 1 240 ед. техники.

Сегмент бульдозеров показал спад в 2%. Однако по мнению аналитиков, с учетом сложностей минувшего года такое падение не столь значительно. В течение трех лет рынок в этом секторе был примерно на одном уровне.

Вследствие того что в 2020 году был активный дорожно-строительный сезон, позитивную динамику показали машины, непосредственно задействованные в дорожном строительстве.

Так, положительная динамика наблюдалась в сегменте автогрейдеров. Было продано 710 машин. Их рост составил 3,8% по сравнению с 2019 годом.

Как уже упоминалось, с 2020 года АЕБ стала впервые учитывать поставки зарубежных асфальтоукладчиков и катков на российский рынок. Совокупные продажи по асфальтоукладчикам составили 259 ед., а рост — 49%. По каткам также сложилась вполне удачная ситуация — продано 485 ед., рост — 42%.

Между тем продажи сочлененных самосвалов второй год подряд снижаются. В 2020 году было продано 169 машин, это минус 18% по отношению к 2019 году. По свидетельству аналитиков АЕБ, на это влияют несколько факторов, среди которых цикличность проектов, где задействованы эти машины. Впрочем, есть все основания полагать, что ситуация развернется в обратную сторону в связи с планируемыми инфраструктурными проектами.

Еще более резкий спад произошел в сегменте карьерных самосвалов. В 2020 году продали 149 ед. техники, что составляет минус 39% по сравнению с 2019 годом. Этот нисходящий тренд также продолжается уже второй год подряд, что связано с неблагоприятной ситуацией прежде всего в угольной отрасли. Однако значительный рост мировых цен на руды, в том числе железные, а также взлет цен на многие металлы будет способствовать постепенному восстановлению рынка этих машин, полагают эксперты АЕБ.

Динамика рынка зарубежной спецтехники по федеральным округам и областям

Как же менялся рынок по округам в 2020 году? Лидерами роста стали Южный (+10,16%) и Дальневосточный (+9,76%) округа. Схожими по темпу роста оказались Приволжский (+6,68%) и Уральский (+6,03%) округа. На 6,48% снизился рынок Москвы, но это не столь катастрофично, считают эксперты АЕБ, так как он достаточно насыщен. Однако падение рынка Сибирского округа на 10,68% настораживает.

Что же произошло в 2020 году на рынке ДСТ по сравнению с 2019 годом на уровне краев, автономных округов, республик и областей? Эту статистику АЕБ опубликовала впервые в качестве дополнительного ракурса для более полного понимания динамики рынка.

В ходе исследования были выделены три группы регионов:

  • с объемами рынка более 200 машин;
  • с объемами рынка 50-200 машин;
  • с объемами рынка менее 50 машин.

Список топовых регионов, рынок которых превышает 200 машин, возглавляют Нижегородская (+64,3%), Амурская (+55,9%) и Магаданская области (+42,4%). Следом за ними идут Хабаровский край (+37,6%), Вологодская область (+24,7%), Якутия (+23,9%) и Тюменская область (+19,4%). В целом в этой группе наблюдается больше субъектов РФ, где произошел рост, чем тех, у которых обнаружился спад.

Во второй группе регионов, с объемами рынка от 50 до 200 машин, лидируют Орловская область (+250%), Алтайский край (+210,6%), Мурманская область (+97%). Здесь мы видим примерно равное соотношение субъектов, ушедших в рост, и тех, кто испытал падение.

В третьей группе, с объемами рынка менее 50 машин, 16 из 29 регионов показали снижение продаж, порой значительное, например -100% в Республике Тыва. Остальные 13 регионов показали либо совсем небольшой рост, либо кратное увеличение объема местного рынка, как это произошло, к примеру, в Республике Марий Эл (+220%, было куплено на 16 машин больше, чем 2019 году).

Небольшие размеры рынка регионов из третьей группы, возможно, говорят о значительном дефиците инфраструктурных проектов в этих субъектах и невысокой активности работ с применением ДСТ, считают эксперты АЕБ.

Производство и продажи российской строительно-дорожной техники в 2020 году

Теперь обратимся к статистике ассоциации «Росспецмаш», которая объединяет сведения отечественных производителей, изготавливающих 80% всего объема выпускаемой в России строительно-дорожной техники (СДТ).

По данным портала «Росспецмаш-Стат», производство российских предприятий выросло в 2020 году на 6% по сравнению с 2019 годом. Было выпущено продукции на общую сумму 43,5 млрд руб. При этом поставки СДТ на внутренний рынок выросли на 11% и составили в денежном выражении 42,5 млрд руб.

Если рассматривать динамику в целом по игрокам, входящим в «Росспецмаш», то 70% заводов показали увеличение поставок продукции за 2020 год, а 10% предприятий существенно сократили отгрузки. Положение остальных компаний либо осталось на прежнем уровне по сравнению с 2019 годом, либо произошел незначительный спад.

Что же произошло на рынке российской спецтехники в 2020 году по отдельным сегментам? Как сообщили в ассоциации «Росспецмаш», отгрузки увеличились в сегментах кранов-манипуляторов (+ 43%), гусеничных экскаваторов (+33%), катков (+23%), бульдозеров (+7%), автокранов (+2%).

Падение отгрузок произошло в сегментах фронтальных погрузчиков (-11%), экскаваторов-погрузчиков (-9%), автогрейдеров (-9%), мини-погрузчиков (-6%).

Коротко о том, что произошло в течение года. В первом полугодии, то есть в период жестких пандемических ограничений во всем мире, российские предприятия ощутили нехватку компонентов, которые не производятся в РФ, в связи с тем что некоторые зарубежные компании-партнеры временно прекратили поставки. А ослабление курса рубля привело к росту цен на импортные комплектующие. В результате производство СДТ в первом полугодии упало на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом весь объем выпуска машин составил 19 млрд руб.

Во втором полугодии сказался фактор отложенного спроса после отмены карантинных мер, из-за чего внутренний рынок российской техники стал восстанавливаться. Запущенная в 2020 году правительственная программа льготного лизинга спецтехники также дала к этому времени свои положительные результаты, стимулируя спрос на внутреннем рынке.

В конце 2020 года перед отечественными производителями возникли новые угрозы. Прежде всего это скачкообразный рост цен на металл. По данным ассоциации «Росспецмаш», цены выросли на 35%, а по некоторым видам металлопродукции — на 50%. Также на себестоимость производства спецтехники влияли и другие внешние факторы: девальвация рубля, удорожание услуг естественных монополий и пр.

Ассоциация предложила правительству ряд мер по поддержке отечественного специализированного машиностроения, чтобы удалось избежать резкого увеличения цен на российскую технику в 2021 году (по прогнозам «Росспецмаш» — на 10-20%) и сдержать их на уровне индекса дефлятора 5%.

В числе этих предложений были следующие:

  • введение плавающей экспортной пошлины на металлопрокат, чтобы внутренние цены на металл были на 20% ниже, чем на мировых биржах;
  • расширение действующих мер господдержки потребителей спецтехники, то есть программ льготного лизинга и кредитования, а также субсидирования скидок на технику.

Как считают в «Росспецмаше», источником дополнительного финансирования этих программ может стать индексация ставок утилизационного сбора на спецтехнику. Это принесет дополнительные доходы в бюджет и обеспечит положительную динамику отечественного производства спецтехники в 2021 году.

Страсти по утильсбору

Девятнадцатого января 2021 года главный отраслевой регулятор Минпромторг разместил для общественного обсуждения на портале правительства России проект постановления об увеличении утилизационного сбора на дорожно-строительную и другую специальную технику.

Как уже упоминалось в начале статьи, инициатива кратного повышения ставок утилизационного сбора стала неожиданностью и вызвала неоднозначную реакцию не только всех игроков рынка ДСТ, но и участников других рынков спецтехники в России.

В ходе общественного обсуждения проекта постановления на официальном сайте проектов нормативных правовых актов было оставлено 1860 различных отзывов. За данную инициативу проголосовало 330 853 человека, против — 373 094. Проект этого постановления оказался самым просматриваемым и обсуждаемым среди других проектов за последние месяцы.

Почему возникла столь бурная реакция по поводу повышения ставок утильсбора? Применительно к дорожно-строительной отрасли, по расчетам АЕБ, если это постановление вступит в силу, то в 2021 году утилизационный сбор, к примеру, на гусеничный экскаватор с операционным весом 14 т составит порядка 2 млн руб. (на данный момент он составляет 690 тыс. руб.), а на машину в 95 т — свыше 3 млн 200 тыс. руб. (сейчас — 1 млн 380 тыс. руб.). Таким образом, ожидается увеличение утильсбора на 190%.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте колесных экскаваторов. Здесь на машину в 14 т утильсбор также составит 2 млн руб., а на 20-тонный экскаватор — около 2 млн 800 тыс. руб. (сейчас — чуть больше 1 млн руб.).

И таких примеров непонятного многим игрокам резкого увеличения утильсбора по различным сегментам как зарубежных, так и отечественных машин можно найти довольно много, считают представители АЕБ.

Члены Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ обратились к правительству с официальным письмом, где выразили свою позицию и высказали потенциальные негативные последствия от такого радикального увеличения утильсбора. По их мнению, это окажет негативное влияние на многие отрасли экономики и даже на реализацию некоторых национальных проектов, таких как «Жилье и городская среда», «Комплексная модернизация транспортной инфраструктуры», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Председатель Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ Андрей Комов так прокомментировал итоги 2020 года и надвигающиеся угрозы в 2021 году: «Специфика российского рынка, на котором преобладает средняя и тяжелая техника, работающая в дорожно-строительной и добывающих отраслях, оказала благоприятный эффект. Работа в этих отраслях продолжалась даже в условиях максимальных ограничений. Если рынку не мешать извне, то он сам себя регулирует и может найти баланс с учетом всех макроэкономических факторов. Сейчас мы видим угрозу в искусственном нарушении этого баланса. Прогноз на 2021 год изменен с положительного на отрицательный. Инициатива главного отраслевого регулятора Минпромторга в повышении утилизационного сбора в два-четыре раза, к сожалению, приведет к значительному росту цен на 80% поставляемых российским потребителям машин, что неминуемо приведет к сокращению рынка. Этот факт вызывает у нас крайнюю озабоченность, так как непредсказуемость подобных решений регулятора оказывает негативное влияние на инвестиционный климат в России и может способствовать замедлению восстановления экономики».

Выступая на ежегодной пресс-конференции комитета, Андрей Комов рассказал: «Мы были настроены очень позитивно на то, какую перспективу мы будем рисовать по прогнозу на 2021 год. Мы однозначно видели рост, мы были уверены, что продолжится восстановление экономики, что продолжится перевооружение техники. Однако если будут подписаны эти инициативы, то для 2/3 российского рынка стоимость на наиболее ходовые машины вырастет от 15% до 25%. Это неминуемо приведет к сокращению рынка. Насколько, я не готов вам сейчас сказать».

*В статье использованы информация и статистические данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и ассоциации «Росспецмаш».

Источник