Меню

Система зажигания автомобиля – особенности устройства и ремонта

Система зажигания автомобиля – особенности устройства и ремонта

Описание и особенности работы системы зажигания автомобиля: разновидности, неполадки, важные нюансы ремонта. Видео про систему зажигания.

«Из искры возгорится пламя». Этой крылатой фразой, вышедшей в своё время из-под пера поэта-декабриста Александра Одоевского, можно вкратце охарактеризовать принцип работы системы зажигания автомобиля. Саму искру продуцируют разряды в свечах, возникающие в определённые такты работы двигателя.

Сразу стоит отметить, что в дизельных моторах зажигание как таковое отсутствует – самовоспламенение горючей смеси там происходит во время её сжатия. А как функционирует СЗ в автомобилях, разъезжающих на бензине, об этом и пойдёт речь в обзоре.

Предвестники зажигания

В силовых установках, эксплуатировавшихся на заре автомобилестроения, таких как двигатель Даймлера или «полудизель», топливо на завершении этапа сжатия загоралось от раскалённой калильной головки, именуемой также калильной трубкой. Это устройство представляло собой отсек, соединённый с камерой сгорания.

Перед тем, как завести ретрокар, калильную головку следовало разогреть с помощью паяльной лампы, после чего этот прототип свечи зажигания обогревался за счёт тепла от воспламенения топлива при работе мотора. Такую конструкцию, выигрывающую простотой в сочетании с довольно небольшими габаритами, и сегодня можно встретить в различных авиационных, автомобильных и корабельных моделях.

Как работает система зажигания автомобиля

Однако по-настоящему на двигателях, потребляющих бензин, прижилась искровая СЗ, отличающаяся тем, что топливо при её работе воспламеняется с помощью разряда. Такого рода устройство представляет собой электроцепь, содержащую набор различных деталей, влияющих на работу всей силовой установки. К основным функциям системы зажигания относятся:

  • выдача импульса, когда поршень находится в готовом положении, и все клапаны цилиндра закрыты;
  • генерация разряда в нужное время и нужном цилиндре;
  • наделение искры достаточной мощностью для того, чтобы топливо загорелось;
  • обеспечение активации цилиндров мотора в нужном порядке.

Автомобильные СЗ бывают разных видов, но принцип их работы остаётся похожим. Датчик положения коленчатого вала отмечает позицию этой детали в момент включения первого цилиндра, тем самым устанавливая порядок срабатывания свечей в агрегате. Далее к процессу подключается управляющий элемент, активирующий индукционную катушку, которая при поддержке АКБ передаёт распределителю высоковольтный импульс. Наконец, электроэнергия добирается до свечи зажигания, устраивающей воспламенение в определённом цилиндре.

Важно, что вся эта конструкция функционирует при условии, что зажигание включено. То есть, ключ «даёт добро».

Разновидности систем зажигания

Существующие СЗ обычно разделяют на две группы:

  • контактные;
  • бесконтактные.

Они выполняют практически одинаковую работу: создание и транспортировка электроэнергии. Однако имеют отличия в методах управления током и доставки его к свечам зажигания, формирующим разряд. По способу накопления энергии СЗ подразделяются на:

  • транзисторные или индукторные, хранящие электричество в магнитном поле катушки зажигания, а в роли прерывателя использующие транзисторы;
  • менее распространённые тиристорные или конденсаторные, собирающие электроэнергию в конденсаторе, прерывателем у них служит тиристор.

Контактные системы зажигания

Их устройство относительно простое. Электроэнергия от АКБ передаётся на катушку, где образуется высоковольтный ток, перетекающий на механический распределитель. В цилиндры импульс поступает в соответствии с графиком их работы. Наконец, разряд добирается до нужной свечи зажигания.

Контактные СЗ могут быть разделены на две разновидности по способу добычи искры: батарейные и транзисторные. Первый вариант подразумевает, что в картере распределителя установлен механический прерыватель, разрывающий цепь для получения искры и замыкающий её для накопления энергии катушкой. В устройствах же второго типа вместо такого прерывателя установлен транзистор.

Системы с механическим прерывателем снабжаются дополнительным конденсатором, сглаживающим скачки напряжения, вероятные при замыкании или размыкании цепи. При этом меньше обгорают контакты прерывателя, за счёт чего СЗ служит дольше.

Зато устройства, использующие в качестве коммутатора один или несколько транзисторов по числу катушек, вообще не нуждаются в дополнительных конденсаторах. А всё потому, что в данном случае включение и выключение первичной обмотки индукционного элемента сопровождается низким напряжением.

Бесконтактные системы зажигания

У агрегатов такого типа вместо механического прерывателя устанавливаются разного рода датчики: индуктивный, оптический или Холла, работающие по бесконтактному методу. Они управляют транзисторным коммутатором.

Большинство современных машин оснащаются системами зажигания, в которых высоковольтный импульс генерируется и распределяется разными электронными элементами. Точностью определения момента поджигания топлива отличается микропроцессорная СЗ.

В бесконтактных системах применяются следующие индуктивные элементы:

  1. Одноискровые катушки, подключаемые к каждой свече персонально. Одним из преимуществ таких систем является возможность отключения конкретного цилиндра в случае поломки какой-нибудь катушки. Коммутаторы могут индивидуально взаимодействовать с каждой катушкой или же быть скомбинированы в группу. В некоторых автомобилях этот комплекс входит в состав электронного блока управления. Кабели высокого напряжения в подобных СЗ присутствуют.
  2. «Катушки на свечах», также обозначаемые как COP (Coil on Plug). Установка катушки над свечой зажигания позволяет системе обходиться без высоковольтных проводов.
  3. Двухискровые катушки DIS (Double Ignition System), способные взаимодействовать сразу с двумя свечами зажигания. Эти детали могут быть размещены над свечами или прямо на них, но в обоих случаях потребуется высоковольтный кабель.

Бесконтактным СЗ для нормальной работы требуются дополнительные датчики, которые фиксировали бы различные показатели, влияющие на угол опережения зажигания, а также частоту и силу импульса. Эти данные поступают в электронный блок управления, контролирующий работу системы согласно настройкам, установленным производителем.

СЗ электронного типа применимы как на инжекторных, так и на карбюраторных силовых установках, что является одним из их преимуществ перед контактными аналогами. Другой плюс – это более длительный период эксплуатации большинства деталей, входящих в электронную цепь системы.

Основные неполадки системы зажигания

Хотя электронная система зажигания и более надёжна по сравнению с устройством, которым оснащались классические ВАЗы, но и она порой ломается. Однако периодическая диагностика автомобиля поможет выявить неполадки в СЗ на ранних этапах и, как следствие, избежать дорогостоящего ремонта. Основные проблемы этого устройства связаны с выходом из строя следующих деталей электроцепи:

  • катушек индуктивности;
  • свечей зажигания;
  • высоковольтных проводов.

Хорошая новость состоит в том, что большинство неисправностей СЗ можно найти самостоятельно и устранить их путём замены сломавшегося элемента. Даже при визуальном осмотре устройства можно выявить некоторые неполадки в его работе. Например, повреждение изоляции высоковольтных проводов или образование нагара на контактах свечей.

Бывает, что умельцы используют для подобной диагностики самодельные устройства, позволяющие определить наличие искры или состояние катушки. Правда, самостоятельно установить точную неисправность последней проблематично. Наиболее же эффективная проверка системы выполняется с применением устройства, именуемого осциллографом.

Осциллограмма может продемонстрировать работу системы зажигания в динамике, что позволит выявить, например, межвитковое замыкание. При такой поломке время горения искры и её сила могут серьёзно снизиться. Среди других причин, приводящих к неисправностям СЗ, можно выделить следующие:

  • неправильное обслуживание автомобиля – нарушение регламента или некачественная проверка;
  • некорректная эксплуатация машины – например, использование плохого топлива или ненадёжных деталей;
  • негативное влияние внешних факторов: мокрая погода, сильная вибрация или перегрев.

Также сбои в работе бесконтактной системы зажигания могут быть следствием ошибок в электронном блоке управления или неполадками какого-нибудь важного датчика. Поэтому хотя бы раз в год рекомендуется проводить полную диагностику всей СЗ с выявлением ошибок ЭБУ или регулировкой системы, если она контактного типа.

Кстати, иногда система зажигания не запускается по довольно простой причине — неисправен замок. Он может просто износиться со временем, выйти из строя по причине небрежной эксплуатации или в результате неудачной попытки угона.

Читайте также:  Поставщик оборудования для магазина

Порядок ремонта системы зажигания

Стоит сразу отметить, что большинство деталей системы зажигания неремонтопригодны. Катушки, свечи, конденсаторы, датчики, провода высокого напряжения – в случае поломки всё это меняется на новое. О том, что в СЗ что-то не то, говорят следующие признаки:

  • плохо заводится двигатель, особенно на холоде;
  • мотор нестабильно работает на холостом ходу;
  • снизилась мощность двигателя;
  • увеличился расход топлива.

Но нужно ли ждать, когда что-то сломается? Как и большинство автомобильных агрегатов, система зажигания требует планового ремонта. Периодичность этой процедуры связывается с пробегом:

Через 10 тыс. км проверяется прерыватель-распределитель. Его протирают, исследуют состояние диска и контактов, смазывают ось подвижного контакта. Через 20 тыс. км распределитель смазывают, используя маслёнку на его корпусе, проверяют контакты прерывателя и, если нужно, зачищают их. Также исследуют величину зазора между ними. Выворачивают свечи, очищают их, регулируют расстояние между электродами.

Через 30 тыс. км рекомендуется поставить новые свечи зажигания. Элементы СЗ тщательно протираются, проверяется надёжность креплений и состояние изоляции.

Заключение

Поскольку бесконтактные системы зажигания лишены подвижных деталей, поломки СЗ в современных автомобилях при их своевременной диагностике обнаруживаются реже, чем в старых машинах. Причём, некоторые внешние признаки неполадок в этом устройстве похожи на сигналы о неисправностях топливной системы. Потому, прежде чем браться за устранение предполагаемых неполадок с зажиганием, стоит обратить озаботиться состоянием других агрегатов транспортного средства.

Источник



Система зажигания

Специальный инструмент для системы зажигания

В данном разделе представлен инструмент, приспособления, ключи, специальные головки и съемники для обслуживания и ремонта системы зажигания автомобиля.

Данная система отвечает за своевременное воспламенение воздушно-топливной смеси в цилиндрах двигателя при помощи искры. В состав системы входят: свечи, катушки, высоковольтные провода, распределители зажигания и прочие элементы. Все они со временем могут нуждаться в ремонте или замене, что часто требует применения специального инструмента.

Для удобства выбора раздел инструмента для системы зажигания разбит на две категории, речь о каждой из них пойдет ниже.

Инструмент для обслуживания свечей — ключи и головки

В каталоге размещены свечные ключи и головки.

Достаточно часто геометрия и глубина свечного колодца делают невозможной замену свечи при помощи подручных средств и стандартного ручного инструмента. Этим обуславливается большая потребность в специальных приспособлениях для этой операции. Их использование позволяет аккуратно и бережно снять или установить свечу, избежав демонтажа лишних деталей и риска что-либо повредить.

В случае, если вам требуется купить свечную головку, обращайте внимание на три важнейших параметра: ее размер, тип фиксации свечи (рекомендуем пружинный, как наиболее надежную и долговечную конструкцию) и величину посадочного квадрата.

В отдельных случаях бывает целесообразнее купить свечной ключ Т-образной формы подходящего размера. Такой инструмент для системы зажигания конструктивно уже сочетает в себе вороток, удлинитель и головку.

Специнструмент для ремонта и обслуживания системы зажигания и ее элементов

К нему принято относить различные приспособления, съемники и прочий инструмент для системы зажигания авто. Их назначение — демонтаж различных элементов системы во время ее обслуживания и ремонта. Это может быть актуально, например, когда требуется демонтировать катушку зажигания или высоковольтный провод для последующей замены свечи.

Также в разделе представлены наборы для восстановления свечной резьбы. Они позволяет восстановить резьбу, если та была сорвана, не прибегая к трудоемкому процессу снятия ГБЦ.

Трудно выбрать? Мы поможем купить инструмент для системы зажигания вашего автомобиля!

Клиенты ГаражТулс выбирают наш магазин по нескольким причинам. Выгодные цены, разнообразный ассортимент, хорошо организованный сервис, минимальные сроки доставки. Но среди этих преимуществ есть еще одно, которое делает ГаражТулс особенным магазином профессионального инструмента и оборудования — помощь в выборе и информационная поддержка по тех. вопросам. Обращайтесь за консультацией к нашим техническим специалистам, если не уверены в выборе, мы безотлагательно поможем!

Источник

Принцип работы коммутатора зажигания, какие виды бывают и как проверить неисправность

Получается, что ток ввысокого напряжения никак не взаимодействует с транзистором, что предупреждает его «пробой» и повышает надежность системы зажигания в целом.
Магнитные силовые линии индуцируют в первичной обмотке катушки зажигания ток самоиндукции, напряжением до 100 В. Вот он то как раз и может повредить («пробить») транзистор. Поэтому, параллельно первичной обмотке катушки зажигания последовательно размещены диод и стабилитрон, со встречным направлением прямых проводимостей.

Когда контакты прерывателя размыкаются, в первичной обмотке импульсного трансформатора, также начинает индуцироваться ЭДС самоиндукции. Ею заряжается конденсатор и передает этот заряд резистору, который, в свою очередь, преобразует электрическую энергию в тепловую.

Электрический конденсатор функционирует параллельно генератору и АКБ, защищая транзистор от импульсных перенапряжений, которые появляются в цепи «генератор — батарея» в тех случаях, когда АКБ выключается, обрывается одна из фаз обмотки статора генератора переменного тока или же обрывается провод, который соединяет корпус генератора с регулятором напряжения. В этой ситуации конденсатор будет заряжаться, что снизит напряжение в цепи приборов и предотвратит «пробой» транзистора.

Принцип работы

После начала вращения коленчатого вала срабатывает датчик, который посылает сигналы на коммутатор транзисторного типа. Контроллер обрабатывает данные и подает сигналы на контакты обмотки катушки. После остановки подачи сигнала во вторичной обмотке генерируется высоковольтный импульс, подающийся на центральный контакт механического трамблера. Вращающийся бегунок (установлен на валике поверх сенсора) раздает питание на свечи (в соответствии с последовательностью вспышек в цилиндрах двигателя).

В схему входит центробежный регулятор, позволяющий корректировать угол опережения подачи искры при наборе оборотов. Дополнительный вакуумный корректор предназначен для изменения угла в зависимости от нагрузки на силовой агрегат.

Принцип действия БСЗ с механическим трамблером не зависит от способа подачи топливной смеси в цилиндры и места изготовления автомобиля. Система встречается как на карбюраторных моторах, так и на силовых установках с системой впрыска бензина.

Подача сигнала датчиком Холла

Датчик Холла использует в работе эффект формирования поперечного напряжения в пластине из проводника или полупроводника под влиянием магнитного поля. Металлическая пластина с прорезями (количество равняется числу цилиндров) вращается между магнитом и чувствительным элементом датчика синхронно с коленчатым валом двигателя. Сформированные в момент прохождения прорези импульсы тока усиливаются и фиксируются коммутатором.

Преимущества и недостатки бесконтактного зажигания

Основные преимущества бесконтактной системы зажигания:

  • ускорение пуска холодного мотора;
  • стабилизация работы вне зависимости от частоты вращения;
  • снижение расхода топлива и токсичности выхлопа;
  • увеличение срока службы свечей;
  • снижение нагрузки на бортовую сеть автомобиля.
  • дополнительные электронные компоненты снижают надежность системы;
  • увеличенная цена запчастей.

Расход топлива

Снижение расхода топлива одно из преимуществ бесконтактной системы зажигания.

Устройство и принцип работы импульсного датчика

Абсолютное большинство импульсных датчиков, применяющихся в системах зажигания, относятся к трем типам – индукционные, оптические и магнитоэлектрические (на основе эффекта Холла). Последние настолько распространены, что термин «датчик Холла» нередко применяется как общее определение генераторов импульсов, что не совсем правильно.

Российские автолюбители впервые столкнулись с датчиком Холла в системе контроля за работой зажигания ВАЗ 2105

Принцип работы датчика Холла основан на изменении проводимости специального полупроводникового материала под влиянием постоянного магнитного поля. Как правило, источник поля (постоянный магнит) и полупроводниковый элемент зафиксированы неподвижно и разделены шторкой с проемами – обтюратором. Обтюратор закреплен на валу распределителя и вращается вместе с ним. В моменты, когда шторка обтюратора оказывается напротив полупроводникового элемента, магнитное поле прерывается. Электрические импульсы формируются за счет чередования периодов наличия и отсутствия поля.

Читайте также:  Поверка клеймение торгово измерительного оборудования

Работа индукционного генератора импульсов, как понятно из названия, основана на явлении электромагнитной индукции. Датчик состоит из постоянного электромагнита с обмоткой и зубчатого диска. При вращении диска магнитное поле замыкается либо через зуб, либо через впадину. Таким образом, магнитный поток, проходящий через обмотку, то возрастает, то снижается.

Эффект Холла использован в принципе действия ракетных двигателей летательных аппаратов, предназначенных для исследования дальнего космоса

Оптические датчики импульсов работают за счет прерывания шторками обтюратора инфракрасного луча, направленного на фототранзистор.

Возможные неисправности бесконтактного зажигания и их диагностика

Распространенные поломки и методы диагностирования и ремонта:

  1. Затрудненный запуск и перебои при работе двигателя как на холостом ходу, так и на повышенных оборотах. Следует проверить напряжение на выходах датчика Холла, которое должно находиться в пределах 0,4-11 В, при отсутствии сигнала сенсор подлежит замене.
  2. Отсутствие искрообразования в одном или нескольких цилиндрах. Для проверки необходимо вывернуть свечи и убедиться в наличии искры между контактами. При нарушении работы следует проверить состояние контактов и удалить следы влаги. Если не работают все свечи, то необходимо осмотреть датчик Холла и коммутатор, а затем поменять поврежденные детали.
  3. Нарушение работы системы возможно из-за повреждения обмоток катушки. Для проверки подсоединяют тестовый прибор к выводам. Следует учесть, что перебои могут начинаться при повышении температуры в моторном отсеке. Если владелец не имеет навыков обслуживания автомобилей, то рекомендуют обратиться в сервис.

Электронная система зажигания

Установка системы на ВАЗ 2106-2107

А теперь несколько слов о том, как произвести переход от контактной системы зажигания к БСЗ. На самом деле нет ничего проще, достаточно только приобрести в магазине новый распределитель, коммутатор и соединительные провода. Причем продаются все эти элементы комплектом. И вместе с ними идет небольшой лист, на котором изображена схема соединений всех компонентов. Вам остается только прочитать краткую инструкцию и произвести установку.

Крепите коммутатор к кузову при помощи двух саморезов. Если есть желание, можно приварить две шпильки, чтобы впоследствии замена осуществлялась быстрее. Вместо старого трамблера ставите новый. Замените также и катушку. Бронепровода подключаете к крышке. Коммутатор нужно соединить с замком зажигания. А если точнее, то с тем выводом, на котором появляется напряжение при повороте ключа. Соединяете датчик Холла с коммутатором, от последнего провод кидаете на вывод первичной обмотки катушки.

Как переоборудовать свою систему под бесконтактную систему зажигания

Существует несколько методик установки БСЗ на автомобили:

  • упрощенный способ, основанный на замене контактной группы оптическим датчиком с силовым электронным ключом для управления катушкой;
  • технология для иномарок, выпущенных до середины 80-х гг. прошлого века, предусматривающая доработку штатного трамблера;
  • усовершенствованный способ, базирующийся на полноценной замене компонентов системы зажигания (подходит для машин, собранных российскими заводами).

Бюджетный метод

Базовым способом улучшения работы системы зажигания является модуль Сонар-ИК, который устанавливается в стандартный распределитель. Установленный внутри изделия оптический датчик реагирует на вращение кулачков.

Импульсы управляют электронным ключом, который прерывает подачу тока на свечи от катушки, обеспечивая формирование искровых разрядов на свечах в соответствии с порядком работы цилиндров.

Датчик прерыватель для иномарок

Для автомобилей иностранного производства старого образца лучше использовать продукцию компаний UltraSpark, Pertronix или AccuSpark. В набор входит датчик положения вала индукционного типа и кольцо с прорезями, а также инструкция по подключению и настройке. Модель подбирают в зависимости от версии распределителя, установленного на машине. Катушка зажигания и доработка корпуса трамблера не требуются.

Полноценная система

Перечисленные выше способы не позволяют получить все преимущества БСЗ. Владельцам машин отечественного производства рекомендуется установить полноценный набор, состоящий из распределителя с интегрированным датчиком Холла, внешнего коммутатора, катушки и комплекта проводов для коммутации. Подобное оборудование выпускает завод СОАТЭ (г. Старый Оскол). Монтаж требует от владельца навыков ремонта автомобилей.

Бесконтактная система зажигания без распределителя

Принцип работы системы без механических элементов основан на обработке данных о положении коленчатого и распределительного валов электронным блоком управления. В конструкции применяются индивидуальные катушки или общий модуль, соединенный со свечами высоковольтными проводами. Система позволяет улучшить процесс воспламенения топлива и автоматически корректирует опережение. Оборудование устанавливается на силовой агрегат в заводских условиях. Самостоятельно доработать двигатель под БСЗ без распределителя невозможно.

История использования импульсного датчика

Бесконтактные системы зажигания, составной частью которых являются импульсные датчики, нашли широкое применение в автомобилях в начале восьмидесятых годов прошлого века. До этого они активно использовались в системах зажигания мотоциклетных и лодочных моторах. В автомобили зарубежного производства системы бесконтактного зажигания с датчиком-распределителем устанавливали относительно недолго, приблизительно с начала и до конца 80-х годов. С началом эпохи инжекторных двигателей их сменили микропроцессорные системы управления зажиганием.

Что приобрести

По сути, купить нужно немного, а если у вас исправный трамблер и катушка, то перечень покупок и вовсе будет минимальным.
Итак, нужно купить:

  1. Датчик Холла;
  2. Высоковольтные провода (лучше силиконовые);
  3. Коммутатор от ВАЗ 08 .

Для перенастройки и эксплуатации вам потребуется и новая схема проводки УАЗ 31514,которая приведена ниже на фото, и которую вы можете распечатать для удобства.

Для нового зажигания – новая схема

Вы также можете сделать систему зажигания более мощной, модернизировав ее с помощью сразу двух комплектов:

  1. Двух коммутаторов;
  2. Двух датчиков Холла;
  3. Двух катушек зажигания.

При таком подходе каждая подсистема будет отвечать за искрообразование сразу 2-х цилиндров:

  • Первого и третьего;
  • Второго и четвертого.

Чаще всего столь серьезной переделке подвергают автомобили УАЗ, которые принимают участие в соревнованиях, либо используют профессиональные рыбаки и охотники. На представленном ниже видео рассказывается о работе двигателя с подобной системой.

Подробное руководство по настройке зажигания

Автомобилисты давно убедились в преимуществах электронного (бесконтактного) зажигания, которое лишено недостатков контактного, например, не нужно регулировать зазор в контактной группе. В данной статье мы рассмотрим, как отрегулировать по 1-му цилиндру.

На крышке ГБЦ и шкиве коленвала есть метки и отливы.

По меткам можно настроить угол опережения зажигания:

  • первая метка, расположенная по ходу часовой стрелки, означает, что угол опережения зажигания 10°;
  • средняя метка предназначена для установки угла опережения равным 5°;
  • по самой короткой, последней метке, устанавливается угол опережения 0°: в этом случае смесь будет возгораться, когда поршень достигает верхней мертвой точки.

Совмещаются метки путем вращения коленчатого вала, либо за храповик, либо с помощью спецключа за гайку.

Инструменты и материалы

Для того, чтобы выполнить 2106, необходимо приготовить следующие инструменты:

  • ключ для выкручивания свечей;
  • спецключ для вращения коленвала;
  • ключ на «13»;
  • прибор для контроля: индикаторная лампочка на 12 В или вольтметр.

Этапы

Выставляется зажигание пошагово:

Мы выставили зажигание, теперь необходимо проверить, правильно ли выполнена настройка, выполнив следующие действия:

  1. Проверку можно выполнить при движении машины. Сначала следует прогреть двигатель, а затем разогнать ее до скорости 40-50 км/ч. По достижении этой скорости переключаемся на четвертую скорость и проехать некоторое расстояние без ускорения.
  2. Затем нужно резко нажать на педаль газа. Спустя 2-3 секунды после этого должна появиться детонация и звуки, напоминающие щелки пальцами. Звуки должны прекратиться по мере разгона автомобиля примерно через 5 км.
  3. Если детонация не прошла, необходимо подкорректировать положение трамблера. Причина может быть в «раннем» зажигании. Если детонация не возникала, то причина может быть в «позднем» зажигании. Если «раннее», нужно повернуть распределитель вправо на один градус. При «позднем» — на один градус влево. Выполнять процедуру следует до тех пор, пока детонация не будет длиться 1-1,5 секунды.
  4. Закончив регулировку, нужно на распределителе поставить краской черточку, показывающую положение метки со средней длиной по отношению к блоку цилиндров.
  5. Далее необходимо поставить правильно трамблер. Сначала следует снова с помощью выкрученной свечи и закрытия пальцем отверстия установить первый цилиндр в ВМТ.
  6. Далее, нужно совместить метку на коленвале с меткой на крышке привода ГРМ. Для этого следует поворачивать коленчатый вал по направлению часовой стрелки.
  7. Демонтировав крышку с распределителя, необходимо установить бегунок. Его положение должно совпадать с воображаемой прямой от контакта на крышке первого цилиндра.
  8. После всех действий ставим на место корпус трамблера. На этом настройка зажигания на автомобиле ВАЗ 2106 завершена.
Читайте также:  Барнаул Оборудование для автосервиса

Источник

Современное оборудование для диагностирования системы зажигания

Рисунок 9 –– 4-х канальный автомобильный осциллоскоп OTC 3852 The Solarity для наиболее высокотехнологичных автомобилей

Измерения угла опережения зажигания

Принцип измерения угла опережения зажигания основан на стробоскопическом эффекте. Измерение производится при помощи стробоскопической лампы-вспышки, направляемой на маховик или шкив привода вентилятора двигателя. При проверке, за счет стробоскопического эффекта, подвижная метка ВМТ становится «неподвижной» и совмещается с неподвижной меткой, нанесенной на картер сцепления или на блоке двигателя. Величина угла опережения зажигания определяется по прибору.

Рисунок 10 – Много-функциональный автомобильный стробоскоп ОТС 3367 предназначен для проверки и регулировки угла опережения зажигания на автомобилях с бензиновыми двигателями.

Порядок выполнения работы.

1. Изучить устройство осциллографа Э-206 (см. приложение к работе).

2. Подготовить двигатель и осциллограф Э-206 к работе, для чего перед началом работы на стенде проверить:

— готовность двигателя к работе (выполнить операции ежедневного обслуживания двигателя и прогреть его);

— подсоединить стенд к электрической сети.

3. Определить основные параметры системы зажигания с использованием прибора Э-206.

3.1. Подключить осциллограф Э-206 согласно рис. 2, приложение.

3.2. Включить и настроить осциллограф (см. приложение).

3.3. Запустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала 1000 об/мин.

3.4. Определить угол замкнутого состояния контактов прерывателя.

Манипулируя управляющими ручками прибора, получить и отрегулировать осциллограмму одного первого цилиндра так, чтобы точки Т и Т4 (рис. 4) расположились на горизонтальной градировочной шкале соответственно в точках 0 0 и 90 0 (0 0 и 60 0 для шести цилиндров, 0 0 и 45 0 для восьми цилиндров). Измерить по длине отрезка Т3— Т4 угол и сравнить его с нормативом (рис. 4). При угле замкнутого состояния, отличном от нормы, остановить двигатель и, не отключая осциллографа, отрегулировать (увеличить или уменьшить) зазор между контактами. Запустить двигатель и проверить по осциллограмме качество регулировки зазора.

3.5. Проверить состояние кулачка и вала распределителя.

Переключением селекторов, тумблеров или кнопок получить осциллограмму «наложения» цилиндров (рис. 2 приложения). Вращая ручки настройки, отрегулировать осциллограмму по шкале. Состояние кулачка и вала распределителя определяется по накладке в точке Т3 (рис. 1).

На рис. 5 приложения вертикальные линии в точке Т3 разошлись. Что свидетельствует или о неодинаковом износе кулачка /разные выступы/, или о чрезмерном люфте вала распределителя. Неравномерность подачи искры в цилиндры должна быть на белее 3-4% от времени одного рабочего цикла индукционной катушки. Если разброс момента замыкания контактов превышает 60 по шкале осциллографа, то необходимо заменить прерыватель.

3.6. Определить состояние свечей и проводов высокого напряжения:

А). По вторичному напряжению полного рабочего цикла.

Соответствующим переключением и настройкой получить вторичную осциллограмму полного рабочего цикла. В зависимости от состояния свечей можно получить осциллограмму (рис. 10 – 19 приложения), показывающую по величине пиков напряжения состояние свечей. Остановить двигатель, вывернуть свечи с зазорами, отличающимися от нормы, и отрегулировать межэлектродный промежуток при помощи щупа. Запустить двигатель и проверить по осциллограмме качество регулировок.

Б). По вторичному напряжению одного цилиндра.

Пользуясь ручками настройки и переключателями, получить одну из многих осциллограмм вторичного напряжения для одного цилиндра. На рис.6 приложения – нормальная осциллограмма при исправной свече. Если будет получена осциллограмма, приведенная на рис. 9 приложения, то это значит, что имеются потери в цепи высокого напряжения. В этом случае необходимо замкнуть свечу на массу с помощью отвертки и, если осциллограмма изменилась, цепь высокого напряжения повреждена. Остановить двигатель и заменить поврежденный провод высокого напряжения. Вывернуть свечу и очистить ее от нагара.

3.7. Определить состояние конденсатора.

Если будет получена осциллограмма, показанная на рис. 2, 3 приложения, то это означает, что плохо работает конденсатор /при размыкании искрят контакты прерывателя/. В этом случае необходимо остановить двигатель, проверить контакты или заменить конденсатор.

4. Произвести операции, связанные с окончанием работы.

Источник

Тестеры системы зажигания: что это и для чего нужны

л

Большинство автомобилистов знает, что неполадки в системе зажигания автомобиля — это отнюдь не шутки. Например, при эрозии электродов свечей запуск двигателя становится нестабильным, а при забрызгивании свечей бензина появляются неисправности инжектора и карбюратора, да и расход топлива повышается. Даже такие, казалось бы, мелочи, как нагар на электродах или поломка керамического изолятора, могут привести к проблемам с охлаждением, защемлениям в цилиндро- поршневой группе, и многое другое.

Перечень проблем, которые могут возникнуть с системой зажигания, не так уж мал, причинами поломок могут быть:

• короткое замыкание или обрыв в электрической цепи низкого
• напряжения;
• некорректное подключение проводов к свечам;
• обрыв, нарушение изоляции или даже просто загрязнение
• высоковольтных проводов;
• чрезмерный зазор между электродами свечей;
• ошибки при установке момента зажигания;
• повреждение или выход из строя бегунка, распределителя или его крышки, свечей, катушки, коммутатора зажигания.

Для диагностики системы зажигания используются специальные тестеры. В целом они делятся на три типа. Это индикаторы искрообразования, тестеры свечей зажигания и многофункциональные тестеры.

Индикаторы искрообразования, как можно понять по названию, используются для быстрого определения наличия искры в системе зажигания. Как правило они не очень дорогие, компактные и простые в использовании. Как пример — OTS500.

Индикатор искры OTS500

Ручка тестер высоковольтных проводов применяется для быстрого определения наличия искры в системе зажигания

Многофункциональные тестеры позволяют просто и быстро протестировать систему зажигания, проверить наличие искры в цилиндрах, определить полярности и измерить пиковое напряжение на свече зажигания, проверить катушки зажигания. Пример — ММ-ТК-01.

Автономный тестер катушек зажигания ММ-ТК-01

ММ-ТК-01 — автономный тестер катушек и модулей зажигания. Предназначен для проверки работоспособности систем зажигания.

от 441 руб/мес
Автономный тестер катушек зажигания ММ-ТК-01 в наличии на складеЕсть в наличии

Также стоит обратить внимание и на другие многофункциональные приборы, которые помимо прочего также могу проверять систему зажигания, такие как осциллограф MT Pro 4.1.

MTPro 4.1 - профессиональный осциллограф

MT Pro 4.1 — профессиональный осциллограф для диагностики различных систем автомобиля.

Источник