Технологическое развитие отраслей экономики
Система статистических показателей для оценки уровня технологического развития отраслей экономики является информационной основой для формирования Росстатом и другими федеральными органами исполнительной власти — субъектами официального статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ официальной статистической информации для комплексной статистической оценки уровня развития экономики Российской Федерации.
Система показателей включает перечень макроэкономических индикаторов, а также индикаторов в сфере инвестиций, науки, инноваций, производства высокотехнологичных видов продукции, передовых производственных технологий, энергоэффективности, основных фондов, строительства, торговли, транспорта и связи.
Актуализация данных по индикаторам будет производиться в сроки, установленные Федеральным планом статистических работ.
Список документов
Показатели
Ответственный за раздел
Макроэкономическая статистика
Индексы изменения фондовооруженности и фондоотдачи
Ввод в действие основных фондов на 1 рубль инвестиций по основным видам деятельности, в среднегодовых ценах
Янков
Виктор Михайлович
тел. (495) 607-4296
Управление национальных счетов
Коэффициент обновления основных фондов в сопоставимых ценах по видам экономической деятельности
Коэффициент обновления основных фондов по отраслям экономики, в т.ч. относящимся к высокой, средней, и низкой степени технологичности
Доля машин, оборудования в общем объеме основных фондов по отраслям экономики, в т.ч. относящимся к высокой, средней, и низкой степени технологичности
Степень износа основных фондов, по отраслям экономики, в т.ч. по относящимся к высокой, средней, и низкой степени технологичности
Будник
Кристина Николаевна
тел. (495) 607-2770
Управление национальных счетов
Производство высокотехнологичных видов промышленной продукции
Производство высокотехнологичных материалов для наноиндустрии в натуральном выражении
Агнаева Ирина Александровна,
тел. (495) 607-3120
Управление статистики предприятий
Производство автомобильного бензина по классам экологической безопасности
Производство дизельного топлива по классам экологической безопасности
Бажева Марианна Альбертовна,
тел. (495) 607-4067
Управление статистики предприятий
Индекс производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности
Ширяева Наталья Вениаминовна,
тел. (495) 607-4226
Управление статистики предприятий
Энергоэффективность
Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме производства энергоресурсов
Доля производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт)
Мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт)
Электровооруженность труда работников добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды
Доля потребления электроэнергии на технологические нужды в общем объеме потребления электроэнергии добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды
Доля потребления электроэнергии на двигательную силу в общем объеме потребления электроэнергии добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды
Доля потребления электроэнергии на освещение производственных помещений, собственные нужды электростанций и потери в заводских электросетях в общем объеме потребления электроэнергии добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды
Потребление топливно-энергетических ресурсов на одного занятого в экономике страны
Фактический расход электроэнергии, теплоэнергии и топлива на единицу отдельных видов произведенной продукции и услуг (по видам продукции, работ, услуг)
Уровень использования попутного нефтяного газа
Расходы на оплату энергетических ресурсов:
— продукты нефтепереработки,
— газ природный и попутный,
— уголь,
— другие виды топлива,
— электрическая энергия,
— тепловая энергия,
— холодная и горячая вода
Введено в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов:
— электрическая энергия,
— тепловая энергия,
— горячая вода,
— холодная вода,
— газ природный и попутных
Количество фактически присоединенной (максимальной) мощности к объектам электросетевого хозяйства
Средний дебит скважины на отработанный скважино-месяц
Число скважин, дающих продукцию
Добыча нефти из пластов, разрабатываемых с применением методов искусственного воздействия на пласт
Добыча газового конденсата из пластов с применением сайклинг-процесса
Себестоимость добычи нефти
Бажева Марианна Альбертовна,
тел. (495) 607-4067
Управление статистики предприятий
Статистика основных фондов
Средний возраст имеющихся на конец года машин, оборудования и транспортных средств
Будник
Кристина Николаевна
тел. (495) 607-2770
Управление национальных счетов
Внешняя торговля
Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта
Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта
Михеев Р.С.
Тел.: +7(495)607-4141, доб. 99-850
Управление статистики рыночных услуг
Наука, инновации и передовые производственные технологии
Внутренние затраты на исследования и разработки, в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП)
Удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций)
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций
Объем инновационных товаров, работ, услуг
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг
Инновационные товары, работы, услуги, вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет по видам экономической деятельности в целом по Российской Федерации
Степень влияния результатов инноваций на обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам
Число разработанных передовых производственных технологий
Число разработанных передовых производственных технологий новых для России
Число принципиально новых разработанных передовых производственных технологий
Число используемых передовых производственных технологий
Число разработанных нанотехнологий
Число используемых нанотехнологий
Количество приобретенных организациями новых технологий (технических достижений), программных средств
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения)
Ратникова
Тамара Викторовна
тел. (495) 632-9117
Управление статистики образования, науки и инноваций
Статистика инвестиций
Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию в общем объеме инвестиций в основной капитал (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства в разрезе ОКВЭД), ежегодно, (%);
Юрьева
Юлия Борисовна
тел. (495) 607-3010
Рожкова
Галина Александровна
тел. (495) 607-2695
Управление статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства
Доля инвестиций в машины и оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал, направленных на реконструкцию и модернизацию (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства в разрезе ОКВЭД), ежегодно, (%);
Юрьева
Юлия Борисовна
тел. (495) 607-3010
Рожкова
Галина Александровна
тел. (495) 607-2695
Управление статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, направленных на реконструкцию и модернизацию (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства в разрезе ОКВЭД), ежегодно, (в % кпредыдущему году);
Индекс физического объема инвестиций в машины и оборудование, осуществляемых при реконструкции и модернизации (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства в разрезе ОКВЭД), ежегодно, (в % кпредыдущему году)
Юрьева
Юлия Борисовна
тел. (495) 607-3010
Управление статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства
Строительство
Индекс изменения наличия средств малой механизации, применяемых в строительстве, ежегодно (в % кпредыдущему году);
Иванов
Никита Игоревич
тел.(495)607-2690
Управление статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства
Доля строительных организаций, необеспеченных строительными машинами и механизмами в общем количестве строительных организаций, ежеквартально(%).
Дзуганова
София Юрьевна
тел.(495)607-2690
Управление статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства
Торговля
Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов, кв.м.
Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли
Катмашева Гилян Викторовна
Тел.: +7(495)607-4141, доб. 99-815
Сетяева Светлана Валерьевна
Тел.: +7(495) 607-4141, доб. 99-814
Управление статистики рыночных услуг
Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли субъектов Российской Федерации
Голубев Сергей Валерьевич
Тел.: +7(495) 607-4141, доб. 99-816
Управление статистики рыночных услуг
Деятельность в сфере телекоммуникаций
Уровень цифровизации местной телефонной сети
Число абонентских устройств подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 1 000 человек населения
Число активных абонентов, имеющих доступ к сети Интернет на конец отчетного периода
Шибаев О.Д.
тел. (495) 607-2222
Управление статистики образования, науки и инноваций
Источник
Инвестиции в РФ: динамика позитивная, но «вялая»
По данным Росстата, в первом квартале 2021 г. зафиксирован прирост инвестиций как к первому кварталу 2020 г. (2%), так и к соответствующему периоду 2019 г. (4,8%). Это может свидетельствовать как о реальном окончании рецессии, так и о выделении в экономике ряда «передовых» секторов (стратегически важных в период пандемии) при торможении инвестиционного процесса в других ВЭД. Также можно говорить хотя и о позитивной, но весьма «вялой» общеэкономической конъюнктуре, а именно о росте инвестиций и ВВП примерно на 2% в год (как и до рецессии). При этом признаков ускорения инвестиционной динамики в соответствии с планами правительства (5,4% среднегодового роста инвестиций) пока не наблюдается, хотя объективные предпосылки к этому есть.
Быстрое преодоление кризиса при возврате к докризисной замедленной динамике
Индикаторы инвестиций, на наш взгляд, сейчас не менее важны, чем показатели ВВП, так как они говорят о скорости модернизации экономики; при этом их сегодняшний уровень (со снятой сезонностью) — на 2,4% ниже абсолютного докризисного максимума объема инвестиций, достигнутого еще в первом квартале 2013 г., то есть показателя более чем восьмилетней давности.
Говоря о динамике (но не об уровне) двух ключевых экономических индикаторов — инвестиций и ВВП, — можно отметить, что, с одной стороны, мы пока видим гораздо более высокую скорость выхода из кризиса, чем в ходе предшествующих двух рецессий, при этом нынешняя траектория восстановления напоминает очень сжатую букву V, а инвестиции растут уже в течение 9 месяцев, включая первый квартал 2021 г. С другой стороны, в первом квартале 2021 г. прирост ВВП после двух кварталов роста, по оценкам экспертов НИУ ВШЭ, наоборот, опустился в отрицательную зону, составив -0,30%% (рис. 1), что находится в диссонансе с более оптимистичными оценками Росстата, которые говорят о падении всего на -0,01%. Расхождение может, в частности, объясняться различием используемых методов учета календарного фактора и устранения сезонности.
Рис. 1. Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал в реальном выражении в I кв. 2007 — I кв. 2021 гг., I кв. 2007 г. = 100% (левая ось), и прирост к предыдущему кварталу, п.п. (правая ось), сезонность устранена
Таким образом, на фоне повышательного тренда на многих сырьевых товарных рынках можно говорить хотя и о позитивной в целом, но весьма «вялой» экономической конъюнктуре в российской экономике. Ускорения инвестиционной динамики в соответствии с планами правительства пока не наблюдается, то есть события развиваются инерционно. Говоря это, мы имеем в виду, что достижение целей национального развития России в качестве одного из ключевых ориентиров экономической политики на период до 2030 г. предусматривает увеличение объема инвестиций в основной капитал на 70% по сравнению с 2020 г., то есть прирост в сопоставимых ценах на 5,4% в год. А этот ориентир в 2,5 раза превышает и текущие темпы роста, и среднегодовой прирост в размере 1,9% за 2011-2019 гг.
При этом ВВП, если учесть динамику первого квартала, растет неустойчиво, а июньский всплеск заболеваемости в России коронавирусом на фоне очень быстрого снятия большинства ограничений (которые к тому же слабо выполнялись населением), и медленных темпов вакцинации, к сожалению, может вызвать новую краткосрочную волну снижения и инвестиционной, и в целом экономической активности.
Инвестиции в сектора и COVID-19
На фоне падения инвестиций в целом за 2020 г. на -1,4% в последнем квартале прошлого года они выросли на +1,2% год к году, а в первом квартале 2021 г. рост составил уже +2,0% (как по полному кругу компаний, так и по крупным и средним предприятиям) на фоне продолжения падения ВВП темпами -0,7% год к году. Прирост же к первому кварталу 2019 г. составил 4,8% (табл. 1). Может показаться, что в целом объем инвестиций заметно превышает «доковидный», однако, это, если удлинить ретроспективный временной горизонт, не так: «золотой период» инвестиционной активности в российской экономике приходится на более ранний период 2000-2013 гг. со среднегодовым приростом в 9,1% и максимумом по объему в начале 2013 г. Кроме того, для понимания ситуации следует рассмотреть и структуру инвестиций в 2020 г., поскольку хорошо известно, что кризис, индуцированный пандемией, дал большие возможности одним отраслям, существенно ослабив при этом другие.
При использовании данных со снятой сезонностью в динамике инвестиций наблюдается аналогичная картина (2% годового роста при +0,5% к предыдущему кварталу в начале текущего года). Анализ этих данных показывает, что по итогам первого квартала 2021 г. инвестиции были на 0,7% ниже докризисного локального максимума последних лет, достигнутого в третьем квартале 2019 г. При этом ВВП был на 2% ниже абсолютного максимума, достигнутого в четвертом квартале 2019 г., что, помимо прочего, говорит о том, что торможение инвестиционной активности в российской экономике началось еще за несколько месяцев до пандемии и падения ВВП, и в связи с этим (но не только поэтому) прогнозировать сроки полного восстановления докризисных объемов инвестиций и ВВП пока весьма сложно (табл. 1; табл. П1 и рис. П1 и П2 в Приложении).
Добывающая промышленность переживает не лучшие времена: снижение инвестиций в первом квартале 2021 г составило здесь 6,3% к первому кварталу 2020 г. и 6,7% к аналогичному периоду 2019 г. (табл. 1). Играет роль не только непростое положение нефтегазовой отрасли, столкнувшейся с вынужденным ограничением добычи нефти (снижение в январе-апреле 2021 г. на 10% год к году), но и падение объемов производства сжиженного газа (почти на 5%). В результате, несмотря на рост в этом году добычи природного газа на 11%, инвестиции в нефтегазовый сектор снизились относительно первых кварталов 2020 и 2019 гг. на 13,5 и 3% соответственно (см. таблицу П1 в Приложении). При этом следует отметить положительные тенденции в добыче металлических руд, связанные с ростом цен на золото, а также с благоприятной текущей ситуацией на рынке алюминия, меди и других металлов. Это привело к росту инвестиций в рудный сектор на 36 и 52% соответственно.
Таблица 1. Инвестиции в основной капитал в I квартале 2021 г. в разрезе основных (укрупненных) видов экономической деятельности (без учета неформальной деятельности и малого бизнеса, за исключением первой строки)
Источник
Объем инвестиций в машины и оборудование 2019
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2021 г. № 505-20
МОСКВА
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2173; 2017, № 16, ст. 2404; 2018, № 8, ст. 1212; № 15, ст. 2136; № 41, ст. 6259; № 52, ст. 8267; 2019, № 15, ст. 1742; № 50, ст. 7386; 2020, № 1, ст. 87; № 15, ст. 2250; 2021, № 5, ст. 850).
2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 31 марта 2021 г. № 505-20
ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
1. Паспорт Программы, паспорта подпрограмм 1 — 9 и разделы I и II изложить в следующей редакции:
«ПАСПОРТгосударственной программы Российской Федерации»Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
Ответственный исполнитель Программы
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (поле 15 мая 2018 г.);
Министерство образования и науки Российской Федерации (до 15 мая 2018 г.);
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (до 2016 года);
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (до 2015 года);
Федеральное агентство по недропользованию (до 2017 года)
Подпрограммы Программы (в том числе федеральные целевые программы)
подпрограмма 1 «Развитие транспортного и специального машиностроения»;
подпрограмма 2 «Развитие производства средств производства»;
подпрограмма 3 «Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров»;
подпрограмма 4 «Развитие производства традиционных и новых материалов»;
подпрограмма 5 «Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности»;
подпрограмма 6 «Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности»;
подпрограмма 7 «Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности»;
подпрограмма 8 «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений»;
подпрограмма 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации»;
федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (до 31 декабря 2018 г.)
формирование в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации глобально конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития
обеспечение потребностей в продукции транспортного комплекса за счет внутреннего производства конкурентоспособной техники;
обеспечение промышленности средствами производства;
создание устойчиво развивающейся легкой и текстильной промышленности, индустрии детских товаров, сохранение производства изделий народных художественных промыслов и поддержание экономической стабильности организаций народных художественных промыслов;
обеспечение потребности промышленности в доступных, технологичных, экологичных, традиционных и новых материалах;
расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;
ориентация промышленной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках;
обновление технологической и материальной базы отраслей гражданской промышленности;
координация программ развития отраслей промышленности со спросом на технологическую продукцию;
создание инновационной инфраструктуры для развития традиционных и новых отраслей промышленности и координация региональной промышленной политики;
развитие системы технического регулирования, стандартизации, метрологии, в том числе обеспечение единства измерений, сохранение метрологического суверенитета Российской Федерации и содействие внедрению промышленными предприятиями наилучших доступных технологий;
создание безопасных условий для развития традиционных и новых отраслей промышленности на базе объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия
Целевые индикаторы и показатели Программы
индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по отношению к предыдущему году;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» по отношению к предыдущему году;
объем экспорта несырьевых неэнергетических промышленных товаров;
соотношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки в рамках Программы;
соотношение инвестиций в основной капитал и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств;
соотношение импорта продукции и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств;
доля предприятий промышленности, использующих электронные сервисы государственной информационной системы промышленности, от общего количества промышленных предприятий;
количество региональных фондов развития промышленности, получивших поддержку в рамках государственной программы
Этапы и сроки реализации Программы
I этап — 2013 — 2015 годы;
II этап — 2016 — 2020 годы;
III этап — 2021 — 2024 годы;
IV этап — 2025 — 2030 годы
Объемы бюджетных ассигнований Программы
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 7 149 065 192,9 тыс. рублей, в том числе:
2013 год — 55311588,4 тыс. рублей;
2014 год — 152964360,2 тыс. рублей;
2015 год — 134727709,9 тыс. рублей;
2016 год — 156635400,2 тыс. рублей;
2017 год — 146432670,1 тыс. рублей;
2018 год — 218556180,1 тыс. рублей;
2019 год — 313312211,8 тыс. рублей;
2020 год — 484548518,4 тыс. рублей;
2021 год — 468056582,7 тыс. рублей;
2022 год — 517800716,1 тыс. рублей;
2023 год — 553436180,7 тыс. рублей;
2024 год — 558876116,4 тыс. рублей;
2025 год — 562330821,3 тыс. рублей;
2026 год — 561649984,9 тыс. рублей;
2027 год — 566462844,7 тыс. рублей;
2028 год — 565987769 тыс. рублей;
2029 год — 565987769 тыс. рублей;
2030 год — 565987769 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
увеличение производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе высокотехнологичной, обеспечивающее рост производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, в 2030 году на 80 процентов по сравнению с 2019 годом и реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
поддержание постоянной положительной динамики инвестиций в основной капитал, обеспечивающей к 2030 году реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, содействие решению задачи по наращиванию объема инвестиций в целом по экономике до 27 процентов валового внутреннего продукта;
сокращение зависимости экономики Российской Федерации от импорта критически важных для устойчивого развития продуктов, оборудования и технологий до уровня импортозависимости 50 процентов и менее;
модернизация технологической базы отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, обеспечение значительного по объему притока внебюджетных инвестиций в отрасли промышленности и доведение доли организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов;
повышение производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечение роста производительности труда до 4 процентов в годовом выражении к 2030 году и снижения энергоемкости до уровня 71,8 процента в 2024 году по отношению к базовому 2011 году за счет использования передовых технологий и современного оборудования;
увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест путем создания новых производств, ежегодный прирост высокопроизводительных рабочих мест на уровне не менее 5 процентов;
увеличение количества действующих индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков к 2030 году до 350 единиц;
формирование эффективной системы поддержки спроса на продукцию новых отраслей;
обеспечение необходимой для устойчивого развития экономики интенсивности и результативности затрат на исследования и разработки в гражданских отраслях промышленности как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников, в том числе обеспечение достижения к 2030 году объема внутренних затрат на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности не менее 1 трлн. рублей и сопоставимых показателей разработок, оканчивающихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии);
достижение показателей цифровизации обрабатывающей промышленности, в том числе выход на уровень внутренних затрат на развитие цифровой экономики в 5,1 процента от создаваемой валовой добавленной стоимости;
достижение 80 процентов машиночитаемых стандартов в Федеральном информационном фонде стандартов к 2027 году в целях повышения конкурентоспособности продукции и продвижения технологий на мировые рынки;
достижение к 2025 году обеспеченности измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонами и методиками (методами) измерений на уровне 100 процентов, стандартными образцами на уровне 75 процентов;
обеспечение к 2025 году не менее 1730 записей в базе данных Международного бюро мер и весов о калибровочных и измерительных возможностях, что обеспечит сохранение позиций Российской Федерации в числе стран — лидеров по количеству калибровочных и измерительных возможностей;
утверждение в качестве документов национальной системы стандартизации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
формирование безопасных условий для создания новых конкурентоспособных производств на базе имущественных комплексов объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, в том числе приведение в безопасное состояние 100 процентов зданий и сооружений, а также рекультивация 100 процентов земельных участков этих объектов
Справочно: объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы (всего)
2017 год — 21395836 тыс. рублей;
2018 год — 21610672 тыс. рублей;
2019 год — 25524510 тыс. рублей;
2020 год — 29974471 тыс. рублей;
2021 год — 33283471 тыс. рублей;
2022 год — 35920432 тыс. рублей;
2023 год — 38617560 тыс. рублей;
2024 год — 38617560 тыс. рублей;
2025 год — 38617560 тыс. рублей;
2026 год — 38617560 тыс. рублей;
2027 год — 38617560 тыс. рублей;
2028 год — 38617560 тыс. рублей;
2029 год — 38617560 тыс. рублей;
2030 год — 38617560 тыс. рублей
ПАСПОРТподпрограммы 1 «Развитие транспортного и специального машиностроения»
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
развитие высокотехнологичного и конкурентоспособного на внутреннем и внешних рынках производства российской техники транспортного и специального машиностроения с высоким уровнем добавленной стоимости и локализацией наиболее критически важных технологий и компонентов
обеспечение удовлетворения российскими производителями спроса транспортного комплекса России, включая потребности граждан и нужды национальной обороны, на конкурентоспособную технику, соответствующую современному уровню международных требований по безопасности, экологичности и экономичности;
развитие глубокой локализации и унификации производств на территории России с целью освоения российскими производителями перспективных технологий и соответствующих компетенций, а также увеличения масштабов выпуска российской конкурентоспособной техники транспортного и специального машиностроения и ее компонентов;
создание условий для реализации и развития экспортного потенциала российских производителей техники транспортного и специального машиностроения и ее компонентов;
развитие научно-технологического потенциала за счет развития национальных научных и инжиниринговых компетенций и внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
развитие кадрового потенциала и повышение производительности труда в отраслях транспортного и специального машиностроения
индекс производства по отношению к предыдущему году (производство автомобилей, прицепов и полуприцепов);
индекс производства по отношению к предыдущему году (производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов) и прочего подвижного состава);
индекс производства по отношению к предыдущему году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства);
индекс реализации отечественной продукции машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, к предыдущему году;
производство важнейших видов продукции (машиностроение специализированных производств)
I этап — 2013 — 2015 годы;
II этап — 2016 — 2020 годы;
III этап — 2021 — 2024 годы;
IV этап — 2025 — 2030 годы
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 5168716605,9 тыс. рублей, в том числе:
2013 год — 10617472 тыс. рублей;
2014 год — 100815204,1 тыс. рублей;
2015 год — 78806777,3 тыс. рублей;
2016 год — 110654043,5 тыс. рублей;
2017 год — 98982761,6 тыс. рублей;
2018 год — 152457800,7 тыс. рублей;
2019 год — 236641432,7 тыс. рублей;
2020 год — 395294904,2 тыс. рублей;
2021 год — 367946906,1 тыс. рублей;
2022 год — 381489139,5 тыс. рублей;
2023 год — 406676628,1 тыс. рублей;
2024 год — 412116563,8 тыс. рублей;
2025 год — 403935967,9 тыс. рублей;
2026 год — 403935967,9 тыс. рублей;
2027 год — 403935967,9 тыс. рублей;
2028 год — 403935967,9 тыс. рублей;
2029 год — 403935967,9 тыс. рублей;
2030 год — 403935967,9 тыс. рублей
повышение и поддержание доли на внутреннем рынке продукции транспортного и специального машиностроения, производимой в Российской Федерации, в общем объеме рынка: в части автомобильной промышленности поддержание на уровне 85 процентов, в части железнодорожного машиностроения поддержание на уровне 90 процентов, в части сельскохозяйственного машиностроения не ниже 80 процентов к 2030 году, в части машиностроения для пищевых и перерабатывающих производств не ниже 62 процентов к 2030 году, в части российской продукции специализированного машиностроения не ниже 50 процентов к 2030 году;
повышение и поддержание вклада продукции транспортного и специального машиностроения в валовый внутренний продукт, в том числе в части автомобильной промышленности до уровня 1 процента, в части железнодорожного машиностроения на уровне 0,5 процента;
увеличение объемов и доли экспорта продукции транспортного и специального машиностроения российского производства в общем объеме производства, в том числе в части автомобильной промышленности доля экспорта превысит 25 процентов, в части железнодорожного машиностроения доля экспорта превысит 25 процентов, экспорт продукции специального машиностроения составит до 100 млрд. рублей к 2030 году;
увеличение и поддержание инвестиционной и инновационной активности предприятий отраслей транспортного и специального машиностроения, в том числе в части автомобильной промышленности индекс физического объема инвестиций в основной капитал на уровне 105,5 процента, в части железнодорожного машиностроения индекс физического объема инвестиций в основной капитал на уровне 102,5 процента;
повышение эффективности и производительности труда работников, занятых в отраслях транспортного и специального машиностроения, в том числе в части автомобильной промышленности достижение ежегодного уровня индекса производительности труда по отношению к предыдущему году на уровне 101 процент, в части железнодорожного машиностроения достижение ежегодного уровня индекса производительности труда по отношению к предыдущему году на уровне 101 процент, в части специализированного машиностроения в 1,5 раза к 2030 году;
модернизация предприятий специализированного машиностроения и повышение уровня обновления основных фондов, а также увеличение к 2030 году загрузки производственных мощностей до 80 — 90 процентов (с учетом ввода новых производственных мощностей);
увеличение доли продукции транспортного и специального машиностроения, соответствующей установленным требованиям и перспективным стандартам, в том числе в части автомобильной промышленности доля автотранспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива, составит не менее 1 процента, а доля электромобилей — не менее 5 процентов, доля беспилотных легковых автомобилей (3 уровень SAE) — не менее 2 процентов, в
Источник
Фабрики в фокусе
Из-за пандемии коронавируса объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире может снизиться в этом году на 40 процентов, до 1 триллиона долларов — впервые с 2005 года. В 2021-м их объем сократится еще на 5-10 процентов, прогнозируется в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Такой прогноз связан с тем, что из-за пандемии большинство секторов столкнулись с остановкой производства и нарушением цепочек поставок. Из-за режима изоляции во многих странах реализация инвестиционных проектов замедлилась. А запуск новых проектов осложняется перспективой глубокой экономической рецессии, из-за которой транснациональные корпорации пересматривают свои планы.
Некоторые отрасли российской промышленности пострадали особенно сильно, отмечают эксперты ЮНКТАД. Так, в 2020 году нефтегазовая отрасль потеряет, согласно прогнозам, 9,8 миллиарда долларов прибыли из-за низких цен и сокращения добычи на 2,5 миллиона баррелей в день по условиям сделки страны с другими производителями. В последнее десятилетие отрасль представляла значительную часть ПИИ. «В 2019 году наибольшая доля ПИИ пришлась на добычу полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), металлургию, оптовую и розничную торговлю, финансовую и страховую деятельность», — рассказала «РГ» руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «Финам» Ольга Беленькая.
По оценкам консалтинговой компании EY, 99 процентов проектов прямых иностранных инвестиций в России будут реализованы, несмотря на пандемию коронавируса. В мае 2020 года компания проанализировала все сделки, которые состоялись в 2019-м, и выяснила, что 34 проекта ПИИ уже находятся в стадии завершения, 65 процентов имеют подтверждения в продолжении реализации в этом году и только 1 процент пока не подтвержден. «Эти цифры в среднем лучше, чем оценка по Европе, что говорит о том, что проекты ПИИ в России являются выверенными и долгосрочными», — отметил управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев.
Тем не менее во всем мире компаниям пришлось пересмотреть свои инвестиционные планы в связи с пандемией COVID-19 и падением цен на нефть. По результатам опроса 131 европейской компании выяснилось, что 10 процентов проектов ПИИ в Европе отменено, еще 25 процентов заморожено. В России падение цен на нефть сказалось на курсе рубля, а иностранные компании сократили общий объем прямых инвестиций. По оценкам Банка России, в первом квартале 2020 года прямые иностранные инвестиции в небанковском секторе составили 0,2 миллиарда долларов по сравнению с 10,3 миллиарда в первом квартале прошлого года.
«Пандемия, конечно, негативно повлияла на возможности и желания инвесторов покупать что-то за рубежом, но главным фактором ее назвать нельзя. Санкционные риски останавливают гораздо сильнее, даже несмотря на высокую доходность», — полагает главный инвестиционный стратег «БКС Брокер» Максим Шеин.
По оценке Банка России, в первом полугодии 2020 года приток ПИИ в Россию составил 4,2 миллиарда долларов, что значительно ниже, чем за тот же период 2019 года (15,4 миллиарда долларов). «В прошлом году в России был нетипично высокий приток ПИИ — 32 миллиарда долларов против 8,8 миллиарда в 2018 году, — указала Ольга Беленькая. — По данным Всемирного банка за 2018 год, Россия занимала 31-е место в мире по объему ПИИ — ниже не только стран с развитой экономикой, но и Бразилии, Мексики, Индии, Турции. Это связано и с непростым инвестклиматом, и с санкциями, и с низкими темпами роста российской экономики в последние годы. Специфика российских ПИИ состоит в том, что часто это реинвестирование прибыли компаниями, находящимися под фактическим контролем российских собственников».
Как отмечают в EY, в посткоронавирусном мире определяющее влияние на инвестиционные решения будут оказывать три мегатренда. Это ускорение технологических изменений, облегчающих доступ клиентов к продуктам и услугам, повышенное внимание к проблемам изменения климата и устойчивого развития и реструктуризация цепочек поставок.
Самой привлекательной для инвестиций в России отраслью остается производство. Больше всего проектов в этой сфере принадлежат Германии (23 проекта), Китаю (13 проектов) и США (11 проектов). Среди производственных секторов лидером по иностранным инвестициям в 2019-м, как и в предыдущие четыре года, стал агропродовольственный сектор. Второе место занимает производство машин и оборудования, третье место — производство химической продукции и пластика. На четвертом месте по количеству проектов ПИИ оказался сектор сырьевых материалов, пятое место разделили фармацевтическая промышленность и логистика.
«В связи с падением мирового спроса на нефть и ускорением стратегических процессов трансформации мировой экономики после COVID-19 может возрасти интерес инвесторов к сельскому хозяйству, пищевой промышленности, химическому и фармацевтическому производству, здравоохранению, IT-сектору», — полагает Ольга Беленькая.
Источник
Инвестиции в основной капитал по данным Росстат
Показатель инвестиций в основной капитал важен по той причине, что он стимулирует развитие бизнеса и приводит к увеличению получаемой прибыли. Поэтому любой собственник, заинтересованный в укреплении своего дела, не должен оставлять этот пункт деятельности без внимания.
Привлекаемые суммы могут быть как из внутренних источников, так и из внешних. Причем масштаб может быть самым разнообразным, от городских и региональных до федеральных и заграничных. Рассмотрим в данной статье прогнозные данные и имеющуюся статистику Росстата по городам и регионам в России.
Что это
Инвестиции в основной капитал – это совокупные расходы, которые призваны расширить или обновить основные фонды, реализовать определенные строительные работы или сделать какие-либо другие действия, которые увеличат первоначальную цену производимой продукции.
Количество вкладываемых средств способно ускорить уровень и темпы роста конкретного предприятия, глобально ситуацию в отрасли и усилить экономику страны в целом. Но только при условии, что такие инвестиции осуществляются массово и во всех сферах.
На сегодняшний день, рассматривая процессы глобально, ИВОК имеет следующие структурные особенности:
- Средства, выделяемые для модернизации. Сюда входит покупка инвентаря, техники, приборов, машин и прочего. Это так называемые необоротные средства.
- Вкладывание финансов в биологические ресурсы. То есть происходят инвестиции в человеческий капитал.
- Инвестирование в интеллектуальную собственность.
По форме привлекаемых финансов выделяют:
- Собственные материальные вклады.
- Кредитные деньги.
- Деньги от мены или долевого участия.
Динамика и темп роста
Рассматривая динамику и структуру инвестиций в основной капитал в России как в виде долгосрочных вложений, так и краткосрочных, стоит отметить следующее цифры, выдаваемые Федеральной службой государственной статистики:
- В 2010 году в процентах к предыдущему году эта сумма составила 106,3%.
- В 2011 сумма уже была 110,8%.
- К 2012 – 106, 8%.
- 2013 год отметился стабилизацией на уровне 100,8%.
- 2014 год показал спад до 98,5%.
- 2015 год продолжил демонстрировать снижение 89,9%.
- А вот в 2016 году ситуация также осталось в минусе – 99,8%.
- К 2017 году ситуация изменилась. Рост составил 104,8%.
- 2018 год показал почти такие же показатели, как и предыдущий отчетный период — рост в 104,3%.
Но общие цифры не отражают полной картины по инвестициям в РФ. Этот показатель необходимо не только рассматривать по стране в целом, но важно анализировать его и по субъектам российской федерации.
Капитальные вложения в зависимости от региона с учетом временного фактора выглядят следующим образом:
- В Центральном федеральном округе увеличение вкладываемых материальных средств наблюдалось периоды с 2005 по 2008, с 2010 по 2012. А вот, начиная с 2013, наблюдается регулярное снижение этого коэффициента, за исключением незначительного увеличения в 2017 и 2018 гг.
- В Северо-Западном ФО рост с 2000 по 2008, 2010 по 2012. Между этими промежутками наблюдалось низкая активность. Но в последние два года ситуация немного улучшилась, хотя количество вкладываемых средств уже не так велико, как в благополучные периоды.
- Южный федеральный округ показывал спад в 2009 году, как и предыдущие регионы, а затем и с 2014 по 2016 год. Также провальным оказался 2018 год. В остальные периоды шел планомерный рост.
- В Северо-Кавказском федеральном округе рост был с 2000 по 2005 год, в период с 2007 по 2014. А вот 2009 год, а затем промежуток с 2015 по 2018 были негативными для развития промышленности в целом.
- Приволжский федеральный округ также поддерживает общие статистические данные. 2009 год, а затем период с 2014 по настоящее время является застойным периодом для развития промышленности и других сфер и предприятий.
- Такая же ситуация складывается и в Уральском Федеральном округе с одним небольшим отличием, что за 2016, 2017 и 2018 год здесь отмечается минимальный рост с точки зрения инвестиций и коэффициента их эффективности.
- Сибирский федеральный округ также в 2009 году показал спад, хотя до этого начиная с 2000 шел планомерный рост. Затем начиная с 2013 опять инвестиции стремились к минусу. И только начиная с 2017 года шел незначительный прирост.
- Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) в 2000 году показывал отрицательный коэффициент по отношению к предыдущему подотчетному периоду. Затем начиная с 2005 года шел планомерный прирост вплоть до 2011 года. И начиная с 2012 происходил спад, который продлился до 2016. 2017-2018 года показали позитивный прирост.
Доля инвестиций
Рассматривая долю инвестиций, важно учитывать внутренний валовый продукт, производимый в стране на душу населения. Этот маркер помогает оценить развитие экономики в стране в целом. Хотя есть некоторые особенности, которые стоит обсудить после предоставления статистических параметров.
В основной капитал в ВВП
Итак, рассматривая долю инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП государства, стоит указать следующие цифры в процентах. Сведения приведены в форме таблицы для лучшего восприятия.
Год финансирования | Процентный показатель |
2011 | 20,7% |
2012 | 20,9% |
2013 | 21,2% |
2014 | 20,5% |
2015 | 20% |
2016 | 21,2% |
2017 | 21.4% |
2018 | 20,6% |
Рассматривая данные показатели, необходимо отметить, что выполнение майских указов не возымело никакого эффекта в данной сфере.
В основной капитал к ВРП
Анализируя объем инвестиций в ОК по отношению к внутреннему региональному продукту (ВРП), стоит отметить следующие статистические параметры:
- Непрерывный рост наблюдался с 2003 по 2008 год. За эти 5 лет ситуация изменилась с 12% до 32%.
- В 2008 и 2009 году ситуация оставалась стабильной.
- Начиная с 2009 года показатель стал существенно ухудшаться, так как наблюдалось постоянное снижение данного параметра.
Интересно выглядит тот факт, что несмотря на увеличивающиеся в рублевом выражении инвестиции в основной капитал, по отношению к ВВП он растет несущественно. Складывается парадоксальная ситуация, при которой инвестиции растут достаточно быстро. Таких скоростных параметров ВВП не показывает. Но если сравнивать 2 эти параметра, то сумма вкладываемых в инвестиционную деятельность средств снижается по отношению к ВВП.
Данное противоречие объясняют спецификой расчетов.
Структура
Еще одним немаловажным параметром является структура инвестиционной деятельности. ИвОК включают в себя:
- Учет видов ОФ.
- Вид экономической деятельности.
- Принятие во внимание источников финансирования.
- Учет экономической деятельности.
По видам основных фондов
Если рассматривать процентное распределение ОФ, статистические данные в среднем с 2000 по 2018 год колеблются рядом с приведенными цифрами:
- В жилища – порядка 13% в среднем.
- В здания и разнообразные сооружения за исключением жилых – 42%.
- В машины, транспортные средства, приборы и прочее оборудование порядка 37%.
- В объекты интеллектуальной собственности порядка – 3,5%.
- Прочие виды – 6%.
Если же учитывать это выражение в рублях, то статистика предоставляет следующие параметры на 2018 год:
- В жилища внесенная сумма составила – 2321,9 млрд руб.
- В сооружения и здания нежилого характера – 7542,8 млрд руб.
- В машины, инвентарь, приборы и различные типы оборудования – 6283,4 млрд руб.
- В объекты интеллектуальной собственности вложения составили – 558,5 млрд руб.
- В прочие фонды – 1075,4 млрд руб.
По видам экономической деятельности
Наиболее благополучными, с точки зрения вложения финансовых средств, являются:
- Добыча полезных ископаемых – здесь наблюдается рост с 2009 года от 13,2% до 19, 4%.
- В обрабатывающие виды производств также вкладываются достаточные суммы, колеблющиеся около 14,5%.
- Меньшие показатели демонстрирует сельское хозяйство – порядка 3,5%.
- Строительство также имеет минимальные показатели около 0,7%.
По источникам финансирования
По источникам показатели выглядят следующим образом:
- Из собственных средств вкладывается около 45%. Причем, из прибыли около 20%, из амортизации 20% и оставшиеся 5% из резервов.
- Из привлеченных – расходуется 55%. От этого количества бюджетные составляют около 20%.
- Кредиты банков 9%.
- Облигационные нефинансовые суммы около 10%.
- Акции – 0,3%.
- Средства фондов – 0,5% и прочие около 9%.
- Заемные средства других организаций около 6%.
По формам собственности
С точки зрения собственности, суммы распределяются в процентном соотношении следующим образом:
- Российская собственность 85%. Из нее на госсобственность приходится около 13%. Муниципальные – около 2%. Частные – 61%. Смешанная российская без иностранного участия около 7%.
- Иностранная достигает отметки чуть более 6%.
- Совместная Российская с иностранной более 8%.
Инвестиционная стратегия
На сегодняшний день государство старается обеспечить следующие цели и условия:
- Создание максимально положительных условий для осуществления финансовой деятельности не только отечественных, но также и иностранных инвесторов.
- Минимизировать риски с одновременной возможностью увеличить прибыльность любого типа производства.
- Повышение благосостояния граждан, за счет чего будет осуществляться более интенсивный товарооборот. Это, в свою очередь, способствует оживлению экономики страны в целом.
Таким образом, рассматривая данные пункты, стоит отметить, что основные законодательные действия со стороны государства направлены на то, чтобы регламентировать эту сферу и сфокусироваться на создании максимально благоприятных условий для ее развития.
Но, так как наблюдается экономическая и политическая определенная нестабильность, а также кризис в финансовой сфере на уровне мира, то развитие экономического сектора нельзя назвать благоприятным. Скорее всего, оно находится в переходном периоде.
Методика и формулы расчета
ИВОК рассчитывается по методике, которая утверждена Федеральной службой государственной статистики с изданием соответствующего приказа. Но, так как информация поступает в различные источники, то выполняют 2 оценки:
- Первую проводят на середину марта. В этом показателе не учитывают бюджетные средства.
- Вторую, уточненную, проводят на 1 августа. Здесь используют годовые отчеты.
Актуальная статистика
Как было рассмотрено выше, статистические данные свидетельствуют о том, что до 2012 года наблюдался рост финансовых средств, вливаемых в различные сферы производств. Но затем на рынке установилась определенная стагнация в некоторые года или даже снижение.
По годам
По годам имеются следующие данные:
- В 2000 году сумма финансирования составила 787,1 млрд руб.
- В 2010 сумма выросла до 1769,9 млрд руб.
- Пика она достигла в 2012-2013 годах с показателями 2094,4 млрд руб.
- После этого начался спад, достигший в 2018 году – 1305 млрд руб.
По городам и областям
Несмотря на то, что сейчас наблюдается некоторый кризис и спад, все же есть регионы, которые не испытали на себе данного негативного влияния:
- Тюменская область к 2018 году из всех субъектов РФ привлекла к себе большее количество средств. Причем доля области составила всего лишь 21%.
- Что касается Москвы она заняла второе место.
- После Москвы идет Ямало-Ненецкий автономный округ.
- Затем Ханты-Мансийский автономный округ.
- И замыкает пятерку лидеров Санкт-Петербург.
По отраслям
По отраслям статистика выглядит следующим образом:
- Наибольшая сумма наблюдается в сфере транспорта и связи. В совокупности, в процентном составе на эту сферу приходится порядка 19%.
- В этой же нише находится недвижимость – также около 18-19%.
- Затем идет нефтегазовый комплекс со своими 14%.
- Следующими следует AПK – около 11%.
- После этого идет образование, здравоохранения и торговля с показателями около 5%.
- В машиностроение и энергетический сектор вкладывают около 3% средств.
- Практически такая же сумма находится и в энергетическом секторе.
Прогноз
Что касается прогнозных показателей, то здесь ситуация выглядит не самым лучшим образом. Скорее всего, что в ближайшие 5 лет будет уменьшаться сумма, вкладываемая в различные отрасли хозяйств. Поэтому не стоит ожидать существенного изменения в структуре экономики страны.
Для того, чтобы изменить ситуацию коренным образом, нужны серьезные меры поддержки со стороны государства. Реализуемые программы должны быть комплексными и направлены на разные аспекты, которые влияют на ситуацию в сфере.
Источник