Меню

Тележка ручная гидравлическая Рокла рохля

Тема 10. Складское оборудование

1. Стеллажи — многоярусное сооружение, предназначенное для времен­ного хранения грузов, обеспечивающее рациональное использование складских площадей и объемов, обслуживаемое грузоподъемными меха­низмами.

Это оборудование предназначено для хранения штучных и затаренных грузов и подразделяется на универсальное и специализированное.

ГОСТами установлена система унификации размеров стеллажей, поддонов, контейнеров и тары, что позволяет осуществлять их серийное производство, способствует снижению затрат на их производство, а также уп­рощаются работы по монтажу и эксплуатации.

Основными материалами для производства деталей и узлов стеллажного оборудования являются металл, дерево и железобетонные конструкции, обладающие большей прочностью, долговечностью и безопасностью в пожарном отношении.

Стеллажи для предприятий оптовой и розничной торговли изготавливаются обычно из металлических и деревянных конструкций, а также сме­шанных конструкций (из легковесных материалов, фанеры в комбинации с металлоконструкциями или деревянными).

Наибольшее распространение получили универсальные стеллажи, используемые для хранения штучных и затаренных материалов и изделий различных типов: полочные, клеточные, ящичные. Универсальные стел­лажи могут быть односторонние и двусторонние. Габаритные размеры стел­лажей должны соответствовать размерам поддонов, на которых хранятся материалы, а высота устанавливается в зависимости от допустимой удель­ной нагрузки на 1 кв. м площади склада.

В зависимости от конструктивных особенностей универсальные стеллажи подразделяются на: сборные металлические из штампованных деталей с регулируемой высотой полок; каркасные односторонние сборно-разбор­ной конструкции, предназначенные для хранения пакетов и материалов, уложенных на поддонах . Для механизации погрузочно-разгрузочных работ применяют стеллажи-рольганги наклонного типа — гравитационные стеллажи , на которых товары хранятся в затаренном виде на поддонах. В данных типах стеллажей загрузка производится с одной стороны, а разгрузка — с другой с использованием кранов-штабелеров или автопогрузчиков. Поддоны или тара с грузом на этих стеллажах перемещаются под действием силы тяжести сверху вниз, т. е. от места загрузки к месту выгрузки. Для улучшения трения скольжения в конструкции основания стеллажей предусмотрены рольганги.

С целью увеличения коэффициента использования площади складов при­меняют проходные стеллажи, которые представляют собой вер­тикальные стойки, соединенные между собой горизонтальными уголка­ми, служащими для укладки в них поддонов с товарами на выступающие части уголков. Съем поддонов и вывоз их из стеллажей осуществляется по­грузчиком, при этом ширина и высота погрузчика должна быть меньше выступающих частей стеллажа. Для хранения легковесных материалов, то­варов применяют передвижное стеллажное оборудование универсального типа, установленного на ролики. Передвижение этого оборудования про­изводится вручную по направляющим уголкам. Преимуществом данного оборудования является возможность расположения его с минимальными зазорами, что позволяет значительно увеличить коэффициент использования нагрузки на 1 кв. м складской площади скобы с металлопрокатом устанав­ливают в несколько рядов .

Консольные стеллажи применяют для хранения небольших количеств отдельных профилей и марок металлопроката, их выпускают стационарными и передвижными с количеством ячеек от 16 и выше, одно-, двусторонними. Конструкция этих стеллажей выполнена так, что емкость нижних ячеек больше, чем верхних, это позволяет укладывать и вынимать металл из ячеек, используя разные краны. Такие стеллажи обычно уста­навливаются на четырехколесной тележке и при этом передние колеса имеют более узкую колею, чем задние, что позволяет устанавливать их плотно друг к другу. Каждый стеллаж имеет привод с дистанционным уп­равлением. На складах, имеющих большую высоту и большие грузообороты, используются и многоярусные стеллажи сборно-разборной конструкции для рационального использования объемов складских помещений, а также для использования средств механизации при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Тарно-штучные грузы хранятся в ячеистых стеллажах на поддонах.

Применяются также выдвижные стеллажи , состоящие из от­дельных секций, установленных друг на друга и выдвигаемых в складской пролет. Каждая такая секция открыта с двух сторон и имеет несколько ячеек. Ширина секции 2,13 м, высота 0,61 м и рассчитана на погрузку до 7­10 т. По бокам секций на двух стойках закреплены специальные крюковые захваты, винтовые домкраты, опирающиеся на стальную несущую раму, позволяющие удерживать верхние секции стеллажа при выдвижении ниж­них. Нижняя секция установлена на ролики, которые позволяют передви­гать секцию по направляющим рельсам, уложенным на полу. Все секции стеллажа сцепляются после загрузки крюком и весь стел­лаж может быть выдвинут в проход с опорой на нижних металлических роликах с использованием канатно-балочной системы, гидросистемы. Для выдвижения требуемой полки стеллажа используются также винтовые дом­краты, которые приподнимают верхние секции и освобождают необходимую секцию. Погрузочно-разгрузочные работы про изводят с помощью ме­ханизмов, оснащенных вилочными захватами. Листовой металлопрокат хранят на специальных наклонных стеллажах, пирамидальных, стоечных или обыкновенных полочных. Полочные стеллажи в основном применя­ются для хранения тонколистового металла в пачках.

Для хранения проволоки в мотках используют пирамидальные стеллажи со штырями. Погрузочно-разгрузочные работы проводят с применением механизмов, снабженных штыревыми захватами или кранами.

Стеллажи для хранения инструмента — это обыкновенные полочные или полочно-клеточные. Режущий и измерительный инструмент, а также инструмент для точных работ хранят на полочно-клеточных стеллажах закрытого типа или в стеллажах с выдвижными ящиками.

Детали, подшипники, инструмент, трубопроводная арматура, метизы, электроды целесообразно хранить с использованием механизированного стеллажа элеваторного типа с целью уменьшения времени выбора необходимого ассортимента продукции. Это конструкция сборно-разборная.

Стеллажи обычно сомкнуты в плотные блоки, из которых по мере необходимости выдвигается нужный. Привод стеллажей при хранении тяжеловесных грузов осуществляется с помощью специального электропривода. Специализированные стеллажи предназначены для хранения проката металлов, труб, инструментов, раз­личных деталей, бочек, баллонов с газом и др. Для хранения металлопроката, труб и прутков в зависимости от условий хранения применяются стоечные, консольные, пирамидальные стеллажи, скобы.

Для хранения металлопроката применяются также скобы, емкость которых зависит от грузоподъемности подъемно-транспортных машин склада. Для хранения бочек целесообразно применять стеллажи с многоярусной укладкой, а также стеллажи с продольной укладкой бочек, имеющие наклон в сторону отпускной площадки и свободно перекатывающиеся внутри стеллажа, что позволяет использовать для проведения погрузочно- разгрузочных работ подвесных штабелеров.

2. К оборудованию складов для хранения навалочных и сыпучих грузов относятся бункеры, закрома, щиты ограждения.

Бункер – это специально оборудованное стационарное или передвижное вместилище для навалочных и сыпучих грузов. По материалу изготовления бункеры бывают деревянные, металлические и железобетонные, по форме -прямоугольные, круглые и конические.

Закром – это отгороженное вертикальной перегородкой специальное место склада для засыпки навалочных и сыпучих товаров.

В целях экономии складской площади применяют щиты ограждения. Деревянные или бетонные щиты используют как на открытых складских площадках, так и в закрытых помещениях.

3. Для хранения на складах наливных грузов используют резервуары, специализированные контейнеры, чаны, бочки. Резервуар – вместилище для жидких товаров в виде цистерн, бидонов, баков. Изготавливаются из различных материалов. Специализированные контейнеры используют для кратковременного хранения на складах отдельных видов продуктов. Они могут быть различной формы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ (СЕМИНАРСКОЕ) ЗАНЯТИЕ

Целью занятия является изучение видов и особенностей использования складского оборудования.

· ознакомление с видами оборудования, применяемыми для хранения тарно-штучных грузов;

· изучение видов оборудования для хранения навалочных и сыпучих грузов;

· ознакомление с видами оборудования, применяемыми для хранения наливных грузов.

1. Выполнение практических заданий.

2. Подготовка докладов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды складского оборудования Вам известны?

2. Какие материалы могут быть использованы для изготовления стеллажного оборудования?

3. На какие виды классифицируют стеллажное оборудование?

4. Какое оборудования принято относит к оборудованию для хранения наливных грузов?

Изучение лекционного и дополнительного теоретического материала по данной теме, подготовка докладов (тема: 15,16,17) к семинарскому занятию и демонстрационного материала.

Тема 11. Эксплуатация, техническое обслуживание и надежность торгового оборудования

Техническим обслуживанием называется комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при его использовании по назначению, хранении и транспортировании.

Для большинства оборудования установлены следующие виды технического обслуживания:

· ежемесячное техническое обслуживание единицы оборудования, которое выполняется после окончания или перед началом работы;

· техническое обслуживание №1, является плановым и проводится после определенного количества часов работы и установленного объема работ;

· техническое обслуживание №2 – периодичность и объем указаны в соответствующих нормативных документах.

Ремонтом называется комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или составных частей.

Читайте также:  Как определить количество смен работы оборудования

Источник



ВИДЫ СКЛАДСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

date image2015-04-30
views image11805

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Проектирование складского комплекса ставит проектировщиков на определенном этапе разработки перед выбором складского оборудования. Это оборудование в целом можно разделить на три основные группы:

Ÿ оборудование для хранения товаров;

Оборудование для хранения товаровна товарных складах представлено в основном стеллажным оборудованием. Стеллажи подразделяют на универсальные и специальные.

Универсальные стеллажи, которые используются для хранения самого широкого спектра товаров. Наиболее распространенным типом являются полочные стеллажи, которые представляют собой ряд полок, закрепленных на вертикальных стойках. К универсальным стеллажам также относят клетчатые, ящичные, каркасные и гравитационные стеллажи.

Специальные стеллажи используют для хранения определенных типов товаров. Специальные стеллажи подразделяются на стоечные, консольные и механические стеллажи-вешала. Последние используются для хранения одежды.

Помимо стеллажного оборудования, отдельные типы продукции хранят в специальных бункерных устройствах, закромах, резервуарах и т.п.

Подъемно-транспортное оборудование используется на складе для облегчения и ускорения выполнения тяжелых и трудоемких работ. В зависимости от функций, подъемно-транспортное оборудование делится на следующие три группы: грузоподъемные машины и механизмы; транспортирующие машины и устройства; погрузочно-разгрузочные машины.

Грузоподъемные машины и механизмам включают в себя краны, грузовые лифты, лебедки и электрические тали. Краны представляют собой машины специальной конструкции, предназначенные для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях. По конструкции краны подразделяются на мостовые, консольные, козловые, автомобильные краны и краны-штабелеры. Краны различаются также по грузоподъемности, которая варьируется от 3-5 т до 30-45 т. Используются на открытых площадках, на площадках под навесами и в закрытых помещениях, предназначаются в основном для механизации погрузочно-разгрузочных работ, а также для переработки тарно-штучных грузов. Грузовые лифты используются для подъема и спуска грузов, их грузоподъемность варьируется в интервале от 150 кг до 5 т. Подъемные и тягловые лебедки, а также электрические тали используются для перемещения грузов от 0,5 до 10 т. Высота подъема грузов от 4 до 30 м.

Транспортирующие машины и устройства включают в себя конвейеры, гравитационные устройства, грузовые напольные тележки, электротягачи и другие машины. Конвейеры (или транспортеры) являются машинами непрерывного действия и используются для транспортировки штучных и сыпучих грузов. Подразделяются на ленточные, пластинчатые и роликовые конвейеры. Гравитационные устройства используются для перемещения грузов под тяжестью собственной массы. К ним относят гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. Ручные и электрические грузовые напольные тележки предназначаются для транспортировки штучных грузов на расстояние до 1 км. Грузоподъемность тележек варьируется от 0,25 до 2 т. Для перемещения прицепных грузовых напольных тележек, а также тары-оборудования на колесах используются электротагячи.

Погрузочно-разгруочные машины используются для механизации погрузочно-разгрузочных работ, внутрискладского перемещения и складирования грузов и включают в себя электрические и автомобильные вилочные погрузчики и электроштабелеры. Электропогрузчики питаются от аккамуляторных батарей и предназначаются для использования в крытых помещениях. Грузоподъемность электропогрузчиков составляет от 0,5 до 5 т, высота подъема груза от 2 до 6 м. Автопогрузчики рекомендуется использовать на открытых площадках. Их грузоподъемность варьируется от 3 до 10 т, высота подъема груза – до 8 м.

Весоизмерительное оборудование используется для взвешивания различных грузов. Весы подразделяются по конструкции – гиревые, шкальные, шкально-гиревые, циферблатные, полуавтоматические и автоматические, а также по типам – вагонные, автомобильные, крановые, товарные (или платформенные), настольные (обыкновенные, циферблатные, электронные). Товарные передвижные весы используются для взвешивания грузов от 50 кг до 3 т. Для взвешивания более тяжелых грузов используются платформенные стационарные весы, для которых в фундаменте формируется специальное углубление – приямка. К числу последних которых относятся автомобильные и вагонные весы, на которых груз взвешивается вместе с транспортным средством. Грузоподъемность автомобильных весов варьируется в пределах от 10 до 150 т. Пределы взвешивания вагонных весов 7,5 – 100 т и 10 – 200 т.

Фасовочное оборудование делится на две группы. Первая группа оборудования используется для фасовки и упаковки бакалейных товаров (автоматические дозаторы, механизированные поточные линии), вторая – для фасовки и упаковки овощей и фруктов (полуавтоматические весы и линии для фасовки и упаковки). Производится расфасовка продукции в бумажные и полиэтиленовые пакеты, в рукавную хлопчатобумажную или полимерную сетку. Производительность линий для бакалейных товаров составляет 2500-3500 пакетов в час (при массе пакета 0,5 или 1 кг), для овощей и фруктов 600-1200 пакетов в час (масса пакета до 3 кг).


ТЕМА 27.ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС.

Источник

Классификация складской техники

Современное складское хозяйство – это сложная система, в которой взаимодействуют люди, технологии учета и хранения, складское оборудование и от их слаженной работы зависит успех.

На складах используется огромное количество различного оборудования: это и вилочные погрузчики отличающиеся моделями и комплектацией, ричстакеры (для обработки контейнеров), транспортеры, роклы, ричтраки, платформенные тележки, штабелеры, краны, лебедки, системы WMS и многое другое. Мы остановимся более подробно на ПТО (подъемно транспортном оборудовании).

Чаще всего на усреднённом складе используется сразу несколько видов ПТО. Например вилочный погрузчик для работы в зоне выгрузки\погрузки и ричтрак, для обработки паллетированных грузов непосредственно на само складе.

Тележка ручная гидравлическая ( Рокла, рохля)

Одним из самых распространенных видов складской техники является обычная ручная гидравлическая тележка, иногда ее называют роклой или рохлей. Простая конструкция обеспечивает высокую надежность данного подъемного механизма, по сути это домкрат с вилами, снабженный роликами. С помощью такой тележки можно легко поднять паллету с пола на высоту до 210 мм и переместить на необходимое расстояние. Движение осуществляется за счет тягового усилия оператора. Крайне востребована на небольших складах с низкоуровневым или напольным способом хранения, торговых точках и т.д.

Транспортировщики паллет

Главные преимущества:

  • низкая стоимость покупки;
  • низкая стоимость владения, отсутствуют эксплуатационные расходы (ролики – это расходный материал);
  • не требует высокой квалификации персонала и наличие прав на управление.

Электротележка (электророкла, самоходная тележка транспортировщик паллет)

Такого вида тележки работают от электродвигателя и оснащаются тяговыми аккумяторными батареями. Транспортировщики паллет помогают перемещать большие объемы груза и существенно облегчают работу оператора, избавляю от физического труда. В зависимости от модели они могут быть с рабочим местом оператора — специальной платформой, так и без такового (сопровождаемые электротележки). Транспортировщики паллет могут использоваться и в качестве подборщиков заказов с низкого уровня. Основные потребители склады с низкоуровневым или напольным способом хранения, торговые точки и т.д.

Главные преимущества:

  • не сложное управление, минимум время на подготовку оператора;
  • высокая скорость обработки груза, по сравнению с ручными тележками.

Штабелер гидравлический

Простой механизм этого вида штабелеров позволяет за счет работы гидравлики поднимать паллетированные грузы до 1500 кг на высоту до 3-х метров. Не предназначены для перемещения груза, т.к. без электродвигателя перемещение может быть только за счет тягового усилия оператора. На небольших складах успешно работают в тандеме с тележками, которые выполняют функцию перемещения. Чаще всего такие штабелеры востребованы на небольших складах, оборудованных стеллажами не большой высоты, в супермаркетах, не крупных предприятиях и т.д.

Главные преимущества:

  • низкая стоимость покупки;
  • низкая стоимость владения;
  • надежная конструкция.

Электроштабелер (Электрический штабелер)

Электрический штабелер по сути своей не только выполняет функционал электротележки по перемещению груза, но и оборудован мачтой, что позволяет ему поднимать паллетрированные грузы на значительную высоту до 6 м. Электроштабелеры оснащены электродвигателем, тяговой батареей. Электроштабелер не заменимый помощник на любом современном складе, с высокими стелажами.

Главные преимущества:

  • высокая скорость обработки груза;
  • простое управление;
  • возможность работать в ограниченном пространстве.

Ричтрак

Узкопроходный штабелер

Ричтрак это высотный штабелер. Идеально подходит для работы с высокими стелажами более 6м. Помимо высокой мачты оснащен выдвижными вилами, которые помогают задвигать паллет внутрь стеллажного пространства. За счет своих размеров может работать в узких проходах. Крайне востребованы на современных складах класса А и А+.
Главные преимущества:

  • высота подъема;
  • большая производительность;

Узкопроходный штабелер (узкопроходник)

Специальная конструкция этих машин позволяет работать в узком межстеллажном пространстве двигаясь по прямой. Специальная конструкция позволяет поворачивать вилы на 90 градусов в обе стороны. По сравнению с обычным ричтраком позволяет сделать проходы между стелажами на 50 % меньше. Высота подъема таких штабелеров достигает 12 м. Существуют комплектации как с ДВС , так и с электродвигателями. Чаще всего такие штабелеры используют на крупных складах, если стоит задача увеличить полезную площадь складирования.

Читайте также:  Нагнетание насоса это принцип работы насоса

Преимущества:

  • экономия складского пространства.

Подборщики заказов (комплектовщики, сборщики)

Подборщики заказов оснащены специальной платформой-рабочим местом оператора. Предназначены для сборки сложных многопозиционных заказов. Помогают исключить ручную сборку грузов. Такие подборщики могут иметь грузоподьемность до 2, 5 тонн и высоту подъема вил до 1 м.

Главные преимущества:

  • простота управления;
  • увеличение производительности по сборке заказов.

Вилочный погрузчик (Автопогрузчик)

Вилочные погрузчики различают по типам типам двигателя на две большие категории: погрузчики с ДВС и электропогрузчики

Погрузчики с ДВС (дизельные, газовые, бензиновые) отличаются прежде всего высокой мощностью и грузоподъемностью. Эти контрбалансные машины предназначены для работы на открытых пространствах, не требовательны к качеству напольного покрытия. Легко переносят низкие температуры, просты в обслуживании. Предназначены для работы на открытых площадках или внутри хорошо проветриваемых помещений.

Электрический вилочный погрузчик Yale ERP

Главные преимущества:

  • низкая стоимость владения;
  • могут использоваться как внутри помещений таки на открытых пространствах;
  • большая мощность.

Электропогрузчики (электрические погрузчики)

Электропгрузчики не заменимые помощники внутри складов предназначенных для хранения пищевых продуктов, медикаментов, холодильных камер и т.д. Главное требование – ровные полы и наличие аккумуляторных комнат для подзарадки батарей. Хотя в последнее время вместо кислотных и щелочных аккумуляторов получают распространение необслуживаемые аккумуляторы – гелевые. Еще одним ограничением электропогрузчиков считается не продолжительный рабочий цикл.

  • Электропогрузчики деляться в свою очередь на два типа черехопорные (четырехколесные) и трехопорные(трехколесные) погрузчики.
  • Трехпорники обладают повышенной маневренностью, но при этом их грузоподъемность ниже.
  • Четырехопорные электропогрузчики обычно работаю с весами до 3,5 тонн.

Главные преимущества:
-возможность использования в закрытых помещениях.

Источник

Классификация и виды складского немеханического оборудования

Основное назначение товарных складов — накопление, хранение и преобразование грузопотока, комплектация товаров в соответствии с заявками покупателей и отпуска их в розничную сеть полностью подготовленными к продаже.

Для проведения перечисленных операций с минимальными трудовыми и материальными затратами и эффективным использованием складских помещений необходимо складское немеханическое оборудование Технология складирования и переработка грузов с различными физическими характеристиками требует применения широкой номенклатуры складского оборудования, которое классифицируется по разным признакам.

Складское оборудование подразделяется по назначению.

• для хранения тарно-штучных грузов;

• для хранения навалочных и насыпных грузов;

• для хранения наливных грузов;

по видам емкостей:

• поддоны (штабельного или стеллажного хранения);

по материалу изготовления:

Оборудование для хранения товаров на складах должно соответствовать типоразмеру склада и способствовать наиболее полному использованию площади и объема складских помещений. Конструкция склада должна быть достаточно надежной, чтобы выдерживать нагрузки и сохранять свои эксплуатационные свойства в течение длительного срока, удобной для укладки и отпуска товаров, приспособленной для применения машин и механизмов, позволяющих максимально механизировать складские операции.

Оборудование для хранения тарно-штучных грузов. На современных складах применяются два способа складирования тарно-штучных товаров: стеллажный и штабельный.

Для хранения товаров используются стеллажи и поддоны.

Стеллажи — это основное модульное оборудование общетоварных складов, используемое для укладки и хранения товаров (рис. 2.27).

Ранее стеллажи в основном изготовлялись из дерева. В настоящее время используют преимущественно металлические стеллажи, так как они более прочны, долговечны, выдерживают большие нагрузки и безопасны в пожарном отношении.

Большим спросом пользуются стеллажи из гнутого перфорированного профиля, которые позволяют снизить массу, уменьшить расход металла, ускорить монтаж конструкций без сварки и без применения каких-либо дополнительных креплений.

Специальные соединения позволят легко и в короткие сроки изменить конфигурацию стеллажной системы, поставить дополнительные полки и в случае необходимости достроить дополнительные стеллажи к уже существующим без использования каких-либо инструментов.

В последнее время как зарубежные, так и российские фирмы в целях защиты металлических поверхностей стеллажей и придания им большей прочности применяют пластифицированные эмали или порошковое напыление путем температурной обработки в специальных печах. Служат такие стеллажи намного дольше.

Иногда на небольших складах используют комбинированные стеллажи, где основной каркас выполнен из металлического профиля, а полки из ДСП.

В зависимости от назначения стеллажи могут быть универсальными и специальными.

Универсальные стеллажи предназначаются для хранения разнообразных продовольственных и непродовольственных товаров в промышленной таре, а также товаров на поддонах. Универсальные стеллажи изготовляют стационарными (неподвижно укрепленными на прочном основании) и передвижными, т. е. оборудованными рамами с колесами и способными перемещаться по специально установленным для них рельсам. Имеются и стеллажи с механическим или электрическим приводом. Широко используются универсальные сборно-разборные стеллажи, которые подразделяются на полочные, ячеистые, каркасные (бесполочные), ящичные.

1 — каркасный; 2 — проходной; 3 — консольный;

4 — механический; 5 — гравитационный; 6 —

фрагмент рольганга; 7 — патерностер; 8 — ящичный

Полочные стеллажи представляют собой несколько рядов горизонтальных клеток с настилом, укрепленных на каркасе стеллажа На них хранят товары в таре и упаковке либо уложенные на поддоны.

Быстроразборные универсальные полочные стеллажи позволяют максимально использовать складские помещения

Шаг перестановки полок у них — 25 мм, нагрузка на полку — до 300 кг, высота стеллажей — до 4 м, полки имеют длину от 750 до 1300 мм и ширину от 300 до 900 мм.

Каркасные стеллажи состоят из вертикальной рамы и горизонтальной обрешетки. Они предназначены для складирования товаров исключительно на поддонах или в специальной таре с использованием средств механизации.

Для хранения крупных партий товаров ограниченной номенклатуры применяют проходные (сквозные) стеллажи, которые состоят из каркаса в виде вертикальных стоек, соединенных между собой горизонтальными стяжками. На вертикальных стойках по всей длине на одном уровне смонтированы узкие консоли, которые образуют ячейки, расположенные горизонтальными рядами в несколько ярусов Загрузка стеллажа происходит с одной стороны, а выгрузка — с другой.

Ящичный стеллаж — устойчивый стеллаж с модульными ящиками и разделительной стенкой. Широко используется для складирования и хранения мелкоштучных товаров. Выдерживает высокие нагрузки, легко монтируется. Его габариты: 1300x1030x405 мм.

Специальные стеллажи предназначаются, как правило, для хранения строго определенных товаров (швейные изделия на плечиках) или товаров, имеющих специфические формы и размеры (сортовое железо, трубы, ковровые покрытия, линолеум и т. д.) Используют их и при складировании однотипных тарно-штучных грузов. По конструкции специальные стеллажи подразделяются на консольные, механические и гравитационные.

Консольные стеллажи представляют собой металлические стеллажи с консолями, укрепленными на вертикальных рамах с основанием. Применяют такие стеллажи для хранения сортового металла, труб и строительных материалов. Они могут быть стационарными и передвижными.

Механические стеллажи применяют только для хранения пальто, костюмов, плащей, курток и других швейных изделий на плечиках.

Гравитационные стеллажи состоят из металлических рам, грузовых полок, основаниями которых служат рольтанги. Грузовые полки стеллажей имеют уклон 3—5°. Эти стеллажи предназначены для складирования и хранения однотипных штучных товаров и грузов, уложенных на поддоны, а также затаренных в ящики и бочки. Максимальный вес одного поддона — 1200 кг; максимальная высота стеллажа — 9м. Уложенные на такой стеллаж грузы перемещаются по рольгангам под действием собственной силы тяжести благодаря уклону настила стеллажей. Преимущества гравитационных стеллажей заключаются в эффективном использовании площади и объема склада.

В последние годы появились патерностеры — механизированные стеллажи для ковровых покрытий и линолеума.

Стеллажное хранение товаров на поддонах создает условия для широкого применения подъемно-транспортных механизмов и повседневного оперативного учета товаров. Максимально использовать площадь склада позволяют стеллажные системы для европоддонов. Шаг перестановки полок — 50 мм; высота стеллажей — до 12 м; нагрузка на полку — до 450 кг. Длина полок в зависимости от способа расположения поддонов может быть 1400, 1800, 2200, 2700 и 3600 мм.

Штабельную укладку применяют при хранении различных продовольственных и непродовольственных товаров, затаренных в мешки, кипы, ящики, бочки, стоечные поддоны.

При формировании штабеля необходимо следить за тем, чтобы он был устойчивым, соответствовал определенным нормам по высоте и количеству ярусов, а его размеры и конфигурация не препятствовали свободному доступу к товарам. Высота штабеля зависит от свойств товара, прочности упаковки, возможности средств механизации, допустимой предельной нагрузки на 1 кв. м пола, высоты складских помещений.

Читайте также:  Оборудование для производства и упаковки молока и молочной продукции

Различают три способа штабельной укладки товаров: прямая, перекрестная и обратная.

При прямой укладке тару с товаром устанавливают точно одну над другой. Такой способ применяется при штабелировании ящиков. Для повышения устойчивости штабеля может применяться прямая пирамидальная укладка, при которой в каждом верхнем ряду число затаренных мест сокращается на единицу и каждое место, распложенное в верхнем ряду, опирается на два нижних; этот способ укладки удобен при штабелировании бочек.

Перекрестная укладка применяется для ящиков различных размеров. При этом ящики верхнего яруса укладывают поперек ящиков нижнего.

Товары, затаренные в мешки, штабелируют обратной укладкой. При этом способе каждый следующий ряд мешков размещают на два предыдущих, но в обратном направлении.

При укладке товаров в штабеля необходимо следить за тем, чтобы в складском помещении обеспечивалась интенсивная циркуляция воздуха, и поддерживалась необходимая влажность. С этой целью штабеля должны отстоять не менее чем на 0,5 м от внешней стены и на 1,5 м от отопительных приборов. Между штабелями должны быть проходы шириной 1,5 м.

Наиболее эффективным является штабельное хранение товаров, уложенных на поддоны.

Из уложенных на поддоны товаров формируют грузовые пакеты, одинаковые по форме и объему, независимо от размеров единичной потребительской упаковки, что создает возможность использовать для их перемещения электрические погрузчики с подъемными вилами, штабелеукладчики и другие подъемно-транспортные машины. Поддоны в этом случае выполняют роль оборудования не только для хранения товаров на складах, но и для перевозки грузов различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным, автомобильным и водным.

В зависимости от конструкции поддоны подразделяют на: плоские, стоечные и ящичные (рис. 2.28).

1 — плоский деревянный; 2 — стоечный; 3 — ящичный; 4 — ящичный в сложенном виде

Плоские поддоны изготовляют одно- и двухнастильными. Однонастильный поддон имеет только погрузочную площадку (сплошную или решетчатую) и опирается на пол брусьями по всей ширине или стойками по углам, двухнастильный — погрузочную и опорную площадки. При изготовлении поддонов используются лесоматериалы и металл Деревянные поддоны крепятся обычными гвоздями, проволочными скобами, шурупами, болтами. Наиболее надежным является болтовое крепление. Плоские поддоны применяются для транспортирования и перевозки тарно-штучных и пакетированных грузов

По способу захвата вилочным погрузчиком поддоны подразделяются на двухзаходные и четырехзаходные. Четырехзаходный поддон размером 800×1200 мм и максимальном грузоподъемностью 1 т принят как стандартный для всех отраслей экономики.

Стоечные поддоны отличаются от плоских тем, что они имеют стойки, которые позволяют делать многоярусную укладку поддонов и предназначены для пакетирования и хранения легкоповреждаемых штучных грузов (товары в картонных коробках, фольге, бумаге и т. д.). Стойки поддонов могут быть постоянными или съемными.

Стоечные поддоны применяются для механизированного перемещения, погрузки, разгрузки и складирования мелких и легко повреждаемых товаров.

Сформированные на стоечных поддонах пакеты с грузом штабелируют на складе в 3—5 ярусов или устанавливают в ячейки стеллажей.

Ящичные поддоны используются для мелкоштучных и легкоповреждаемых товаров, которые не могут быть уложены на плоские или стоечные поддоны (свертки, связки и т. п.) Ящичные поддоны изготавливают в форме ящика, основание которого — плоское дно. Стенки таких поддонов, могут быть съемными и несъемными (неразборными).

В целях экономии складской площади при хранении порожних поддонов, а также эффективного использования объема кузова транспортных средств при вывозе тары стоечные и ящичные поддоны делают складывающимися.

Основные типы, размеры (мм) и грузоподъемность поддонов следующие:

плоские (800x1200x144, 1000x1200x144) — 1—2 т;

стоечные (800x1200x1740; 100x1200x1150) — 0,5—2 т;

ящичные (835x1200x930; 100x1200x1150) — 0,5—2 т.

Кроме деревянных и металлических поддонов, выпускают и пластмассовые.

Пластмассовые поддоны бывают двух типов плоские однонастильные четырехзаходные и ящичные. Преимущества таких поддонов: красивый внешний вид, малая масса при той же грузоподъемности, гладкая поверхность без острых углов, не требуется специальной окраски. Недостатки — высокая стоимость, хрупкость, сложность ремонта.

В настоящее время появились специальные шкафные складные поддоны для транспортировки тяжелых материалов (подшипники, скобяные изделия). Обе короткие стороны имеют откидные верхние половины для удобства отбора товаров при штабелировании и укладке на полках. У шкафных и бордюровых поддонов сеточных или полностенных складной конструкции откидную половину делают только на одной длинной стороне. Сеточные поддоны имеют сетки также лишь на длинных стенах. Их короткая сторона сделана из крепленого листового металла Поддоны предназначены для манипуляции как с легким товаром, так и с тяжелыми материалами

Оборудование для хранения навалочных и сыпучих грузов. Для навалочных и сыпучих грузов устраивают специальные склады. Большинство навалочных грузов (уголь, Песок, щебень) хранят на открытой складской площади, а портящиеся под действием осадков грузы (жмых, удобрения, поваренная соль, корнеплоды) хранят в закрытых помещениях.

К сыпучим грузам относятся также зерновые (пшеница, ячмень), бобовые (горох, фасоль), масличные (семечки) и продукты их переработки, перевозимые и хранимые в неупакованном виде. Пункты, через которые проходит большое количество зерна и где осуществляется его хранение, называются элеваторами. В торговле хранение зерновых осуществляется на общетоварных и специальных складах.

К оборудованию складов для хранения навалочных и сыпучих грузов относятся бункеры, закрома, щиты ограждения.

Бункер — это специально оборудованное стационарное или передвижное вместилище для навалочных и сыпучих грузов. По материалу изготовления бункеры бывают деревянные, металлические и железобетонные, а по форме — прямоугольные, круглые и конические. У каждого бункера имеются вверху загрузочные устройства, а снизу — высыпной люк с затором. Емкость бункерных устройств различна — от 20 до 100 м и более.

Закром — это отгороженное вертикальной перегородкой специальное место склада для засыпки навалочных и сыпучих товаров. Иногда закром устраивают с внутренними перегородками, образующими раздельные ячейки.

Вместилища больших размеров в форме ящиков, которые используются для загрузки навалочных и сыпучих грузов, также относят к закромам. Наибольшее распространение на складах получили железобетонные и деревянные закрома.

В целях экономии складской площади за счет увеличения высоты слоя хранимого товара применяют щиты ограждения. Деревянные или бетонные щиты используют как на открытых складских площадках, так и в закрытых помещениях.

Оборудование для хранения наливных грузов. Для хранения на складах наливных грузов (растительных масел, нефтепродуктов и др.) используют резервуары, специализированные контейнеры, чаны, бочки.

Резервуаром называется вместилище для жидких товаров в виде цистерн, бидонов, баков. Для хранения темных нефтепродуктов (дизельного топлива) устраивают бетонные, каменные или железобетонные наземные и полулуподземные резервуары с плоскими или коническими крышками, а для светлых нефтепродуктов — стальные сварные резервуары различной формы и емкостью от 5 до 100 м 3 . Они снабжаются люками для замера, ремонта, приспособлениями для залива и слива нефтепродуктов и спуска воды, клапаном для выпуска смеси.

Резервуары для хранения нефтепродуктов устанавливают на открытых площадках складов.

Для хранения растительных масел используются стальные резервуары, залив в которые и слив из них осуществствляются самотеком или при помощи стационарных или передвижных насосных станций. Резервуары для хранения масел располагают под навесом, в подвальных и полуподвальных помещениях, над разливочными, расфасовочными и сблокированными с ними складами хранения масел в таре.

Специализированные контейнеры используют для кратковременного хранения на складах отдельных видов продуктов (например, овощей). Они могут быть различной системы, закрытыми, с люком в крышке, днище или же в стенках. Использование таких контейнеров экономически выгодно. Эти контейнеры являются одним из видов специальной тары, рассчитанной на механизацию и упрощение операций, связанных с хранением и транспортированием груза с учетом его специфических свойств. Масса таких контейнеров от 30 кг до 1,25 т.

В настоящее время для хранения и перевозки наливных и сыпучих грузов нередко используют мягкие эластичные контейнеры емкостью от 0,2 до 10 м 3 . Они xapактеризуются высокой прочностью на разрыв, износостойкостью и малой массой. Порожние мягкие контейнеры перевозят в сложенном виде.

Источник