Меню

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Увеличение стоимости медицинского оборудования приводит к

Развитие и совершенствование медицинской науки — главный критерий научно-технического прогресса. Общеизвестно, что наиболее экономически, социально и политически развитые страны имеют высокоорганизованную и эффективную систему здравоохранения. Система здравоохранения любого государства должна брать на себя огромную ответственность по поддержанию и улучшению здоровья нации.

Использования медицинского оборудования в ЛПУ обусловлена тем, что с внедрением современных медицинских технологий, изменением экономических отношений создается необходимость пересмотра идеологии управления материально-технической базой медицинских учреждений, ее комплектованием и развитием.

Реализация научных достижений в здравоохранении, внедрение современных медицинских технологий, изменение экономических отношений обуславливают необходимость пересмотра идеологии управления материально-технической базой медицинских учреждений, ее комплектованием и развитием. Рыночные отношения и ограниченные финансовые ресурсы повысили ответственность руководителей здравоохранения при принятии управленческих решений по рациональному использованию имеющихся ресурсов, с целью повышения их экономической эффективности. Остроту рассматриваемой проблемы усиливает ограниченное финансирование медицинских учреждений, которые во многом исчерпали заложенный в них медико-технологический потенциал. При этом поставленное оборудование в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» лишь частично заменило морально и физически устаревшую медицинскую технику

В условиях страховой медицины началось техническое перевооружение лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой. Учитывая высокую стоимость медицинской аппаратуры, особенно импортной, возникла необходимость экономического анализа ее использования. Качество, эффективность и безопасность медицинской техники являются одними из основополагающих факторов, определяющих успешное проведение в учреждениях здравоохранения диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Укомплектованность ЛПУ медицинской техникой тесным образом связана, с одной стороны, с финансовыми возможностями государства, с другой — с тенденциями на рынке медтехники. Наличие в больницах современного медицинского оборудования определяет доступность диагностических и профилактических обследований для граждан России.

Цель исследования: изучить и практически обосновать пути совершенствования эффективного использования медицинского оборудования в ЛПУ.

Объект исследования: медицинское оборудование в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Объединённый санаторий «Русь» Управления делами Президента Российской Федерации.

Предмет исследования: уровень эффективности использования оборудования.

Гипотеза исследования: эффективность использования медицинского оборудования предполагает внедрять специальные автоматизированные информационные системы, что способствует оптимизации использования медицинского оборудования в ЛПУ.

Исходя из цели нашей работы, нами выдвинуты следующие задачи:

Изучить научную литературу по исследуемому вопросу;

Изучить статистические данные исследовательских работ по данной теме;

Произвести исследование уровня эффективности использования медицинского оборудования в ЛПУ;

Подвести итоги, сделать выводы по проделанному исследованию;

Найти пути решения проблемы низкой эффективности использования медицинского оборудования в ЛПУ Российской Федерации.

При исследовании использовался статистический, аналитический и сравнительный методы.

На первом этапе исследования нами был проведен учет всей медицинской техники в распоряжении ЛПУ, которая была установлена и полностью готова к работе.

На следующем этапе нами был проведен учет используемого на данный момент оборудования из общего списка и вычислен его процент. Произведен подсчет коэффициента календарного обслуживания медицинского оборудования в операционном блоке.

Далее были подведены итоги уровня эффективности использования едицинского оборудования в исследуемом ЛПУ.

Нами было проведено исследование эффективного использования медицинского оборудования в ФГБУ «Объединённый санаторий «Русь».

В результате учета медицинского оборудования, было выяснено, что из списка установленных и полностью готовых к эксплуатации медицинских приборов (таковых в санатории оказалось 82 наименования), на данный момент используются 73 (89%). Остальное — не используется ввиду отсутствия квалифицированного персонала.

Для подтверждения низкой эффективности использования медицинской техники был вычислен коэффициент календарного обслуживания для оборудования в оперативном блоке. Данный коэффициент также оказался ниже нормы.

Данные исследования показывают неудовлетворительный уровень использования медицинского оборудования, его нерациональность.

Оценка работы медицинского оборудования показала, что часть техники простаивает вследствие ремонта, отсутствия расходных материалов и обученных специалистов, другая же используется на пределе своих возможностей.

Более 48,65% медицинского оборудования, находящегося на балансе лечебных учреждений города, эксплуатируется 6-10 лет и подлежит списанию. Ввиду недостаточного финансирования, только 49,13% всей медицинской техники проходит техническое обслуживание. Отсутствие необходимого оборудования снижает удовлетворенность населения объемом бесплатной медицинской помощи.

Неэффективное использование медицинского оборудования является результатом совокупности причин, таких как:

  • отсутствие квалифицированного медицинского персонала, прошедшего курсы обучения или повышения квалификации и допущенного к работе с конкретной медицинской техникой;
  • отсутствие должной и своевременной технической поддержки медицинского оборудования;
  • отсутствие русифицированной инструкции к иностранной медицинской технике;
  • отсутствие автоматизированных информационных систем по учету медицинского оборудования;
  • дорогостоящий ремонт медицинского оборудования.

Полагаем, для эффективного использования медицинского оборудования необходима своевременная квалификация медицинского персонала, прохождение обучения для работы на высокотехнологичном дорогостоящем оборудовании.

Целесообразно внедрять специальные автоматизированные информационные системы по учету медицинского оборудования. Социальный эффект от внедрения базы данных обусловлен автоматизацией учета оборудования. Использование разработанной базы данных позволит сократить время на написание перечня и исключить ошибки в расчетах. Достоинствами разработанной базы данных являются минимальные трудовые затраты на обслуживание, которое заключается лишь в добавлении или удалении поступившего или списанного оборудования.

Именно устранение данных проблем и является правильным путем повышения эффективности использования медицинского оборудования.

Также, в рамках данного бакалаврского проекта было предложено заключать дополнительные договора на обслуживание по дневному пребыванию с коммерческими предприятиями Краснодарского края и по России в целом.

Источник



Здоровый интерес

Объем рынка коммерческой медицины в России в 2020 году вырос до 811 млрд рублей, подсчитали аналитики PwC, а уже к 2025 году он превысит триллион рублей. Но при позитивном сценарии, когда рынок будет расти на 9,6% в год. При негативном сценарии рынок тоже будет расти, но заметно уступая инфляции, увеличиваясь примерно на 1,3% в год.

Как рассказал «РГ» исполнительный директор PwC, отвечающий за сектор здравоохранения, Владимир Гераскин, неоднозначное влияние на развитие рынка коммерческой медицины оказала пандемия. С одной стороны, затраты россиян выросли в среднем на 6,4%, а среднее количество приемов у врачей увеличилось на 2,6%. С другой стороны, самих потребителей платных услуг больше не стало. Сегодня за лечением в частные клиники регулярно обращается примерно каждый четвертый россиян, то есть в среднем число постоянных пациентов коммерческой медицины, как и до пандемии, составляет 39 млн человек.

По словам медицинского директора сети клиник МЕДСИ Татьяны Шаповаленко, спрос упал на плановую помощь — стационарную и амбулаторную, особенно детскую. С другой стороны, вырос объем услуг, предоставляемых в лабораториях, в частности — ПЦР-тесты и лучевая диагностика.

Платные медуслуги за 2020 год подорожали на 7,6%, по данным PwC. Сами доходы медорганизаций упали. «В начале пандемии наши доходы снизились примерно на 20%, — рассказала главврач сети офтальмологических клиник доктора Шиловой, эксперт Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Шилова. — Пациентов стало меньше, особо ощутимо в возрасте за 65 лет — почти в два раза».

По данным Национального агентства по безопасности пациентов (НАБП), только в Москве в первые месяцы пандемии временно приостановили или ограничили работу более 1,3 тыс. частных медцентров, а у тех, что остались, выручка упала в среднем на 50-70%. «Пандемия привела к возникновению фактора «отложенного спроса» среди пациентов с неострыми состояниями: значительная часть россиян с марта по сентябрь прошлого года откладывала визит к врачу», — говорит директор по развитию НАБП Елена Астафьева. Как следствие такой паузы уже сегодня россияне на 38% чаще, чем до пандемии, стали обращаться к стоматологам, на 33% — к психиатрам, на 30% — к онкологам, на 26% — к гинекологам. Увеличение числа пациентов отмечает и глава сети клиник лечения позвоночника и суставов «Доктор Длин» Сергей Длин: «Сейчас к нам много обращается людей «золотого возраста». Видимо, из-за того, что они долго просидели дома без движения, у них начались проблемы с опорно-двигательной системой».

Поток пациентов в платном сегменте здравоохранения резко сократился во время локдауна, но быстро восстановился, говорит руководитель по амбулаторно-поликлинической помощи Федерального научно-клинического центра ФМБА России Ирина Зыкова. По ее словам, в 2020 году средний чек частных клиник составил 3000 рублей за посещение. А средняя стоимость минимального чек-апа — первичного приема у терапевта, сдачи общих анализов крови и мочи, биохимического анализа крови и уровня глюкозы в плазме, флюорографии и ЭКГ, анализа крови на гормоны щитовидной железы и на наличие онкогенных штаммов ВПЧ — достигла 40 тыс. рублей.

Пациенты стали более требовательными, отмечает эксперт EY Дмитрий Халилов, в медицину все больше проникает «уберизация», когда основными ценностями для потребителя становятся экономия времени, использование цифровых решений, высокий уровень комфорта при получении услуг.

К концу 2020 года россияне стали тратить на стоматолога в среднем на 20% больше по сравнению с 2019 годом, такие данные приводит СберБанк. Как рассказала «РГ» доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская, средний чек на стоматологические услуги за год вырос на 7%, до 6327 рублей. Однако, если москвичам лечение и пломбирование одного зуба обойдется примерно в 11 тысяч рублей (2-3 приема у стоматолога, +13% к 2019 году), то в регионах услуга в 2-3 раза дешевле.

В апреле 2020 года стоматологическая практика вошла в список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. Так, из-за весенней самоизоляции населения и локдауна натуральный объем рынка сократится на 17,5%. Еще одним критическим фактором, влияющим на снижение затрат зубных клиник, стало сокращение среднедушевых денежных доходов населения.

По словам президента Startsmile Group Юлии Клоуды, если в январе 2020 года в поисковой системе Yandex по всей России стоматологию искали 4,5 млн человек, то в апреле — уже 3 млн человек. Падение спроса на стоматологические услуги премиум-класса в этот период составило 37%, эконом — на 48%. По подсчетам «ОПОРЫ России» в некоторых регионах выручка стоматологических клиник упала на 90%.

Читайте также:  Оборудование для клининга в рассрочку

Однако уже к осени число пациентов вернулось на допандемический уровень, отмечают аналитики BusinesStat — сегодня на платные стоматологические клиники приходится около 5 тысяч приемов в неделю, и в ближайшие четыре года это число не изменится.

В РЭУ им. Г.В. Плеханова, напротив, считают, что благодаря снижению присутствия государства у коммерческой стоматологии появляются шансы существенно увеличить свою долю на рынке услуг. Сегодня на нее приходится чуть более 84 млн приемов или 31,1% всего стоматологического рынка. «Поддерживать положительную динамику будут терапия и ортопедия, достаточно оптимистичны прогнозы и по детской стоматологии. А вот распространение эстетической стоматологии в краткосрочной перспективе будет отставать из-за снижения платежеспособности населения», — отмечает Ольга Лебединская.

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Елена Манукиян

Источник

Эксперты сообщают о взрывном росте цен на стройматериалы из металла и полимеров

Стройматериалы дорожают второй год подряд, однако, если в марте 2020 года речь шла о повышении на 5–10%, то с начала 2021-го цены стали прибавлять по 25–30%. Опрошенные «Ъ FM» участники рынка обращают внимание на то, что сильнее всего дорожают металлы и полимеры.

Отмечается, что сейчас не осталось практически ни одного строительного материала, который бы не подорожал. Все началось еще в марте прошлого года, когда рубль ослабел, а спустя пару месяцев россияне на фоне самоизоляции осознали ценность собственного дома, стали скупать земли под строительство, приводить в порядок свои дачи, и оказалось, что материалов на всех не хватает, и цены поползли вверх. Однако, если прошлым летом речь шла про плюс 5–10%, то уже с начала 2021 года цены стали прибавлять по 25–30%.

«Все изделия из полимеров — утеплители из пенополиуретана, потом экструдированный пенополистирол — в общем все, что делается из нефти, конечная продукция подорожала как минимум на 50% за три месяца. Дальше очень сильно подорожал, в 1,5 раза, любой металл, арматура самая обычная, металлопрокаты — это швеллеры, всякие двутавры, столбы металлические — самые распространенные материалы», — объясняет основатель компании Good Wood Александр Дубовенко.

«Растущие цены на металл потянули за собой и стоимость материалов для отделки крыш. Дорожает даже металлочерепица, которая всегда считалась самым бюджетным вариантом. Теперь она прибавила 40% к цене с начала года. Надо понимать, что металл — это основной элемент конструкции любого современного всесезонного загородного дома. Он может составлять до 40% от всех компонентов», — поясняет владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский.

Линия по выпуску по выпуску теплоизоляции Техноплекс из экструдированного пенополистирола XPS на заводе «ТЕХНОНИКОЛЬ» Фото: «ТЕХНОНИКОЛЬ»

Эксперты рынка прогнозирует, что удорожание всегда сильно отражается на конечной стоимости объекта, но теперь за огромную цену покупатель рискует получить, скорее всего, не очень качественное покрытие.

«Кровля сейчас в большей степени переориентировалась на поставку, например, листа из Китая. Потому что сейчас выходит, что лист выгоднее приобретать там и из китайского металла делать ту же самую кровлю, нежели из нашего русского материала. Потому что наши производители почему-то больше ориентируются на экспортную составляющую. Качество, естественно, ухудшается, но для некоторых материалов это не столь критично. Для фурнитуры, например, важно качество металла, так как количество открываний-закрываний окон уменьшается», — пояснил Лазовский.

Проблемой высоких цен на металл озаботились и в правительстве, где предлагают решить ее уже вполне традиционным методом — изъять у металлургов сверхдоходы. Многие собеседники «Ъ FM» эту идею поддерживают и даже призывают ФАС вмешаться в ситуацию, потому рост цен на изделия из металлов иначе как спекулятивным они не называют.

«С начала года пластиковые окна и так прибавили от 3% до 8%, и в перспективе цены придется еще повышать. Окно состоит из ПВХ, стекла и металла в виде армирования и фурнитуры. Это все выросло на 60–70%. Стекло за прошлый год подорожало на 60%. Металл вырос на 65–70%. Еще будет подорожание, на 5% и 9%, в течение мая и в конце апреля. Просто эту цену не можем погашать за счет собственной себестоимости. Естественно, вынуждены траты переносить в повышение. Цены будут продолжать расти однозначно», — говорит гендиректор компании «Московские окна» Роман Лукьянчиков.

Помимо окон полимеры востребованы еще и в отделке внешних фасадов. И здесь ситуация аналогичная: сырье дорожает в том числе из-за дефицита. Но в некоторых случаях добавляется еще и разница курса валют. Руководитель фасадного направления компании «Химпласт» Генрих Чаплинский рассказывает, что импортирует из Польши профили для мокрых фасадов.

«Наши профили сейчас дороже российских производителей, аналогов, на 10%. Компании ищут материалы, просят цену забронировать на весь сезон. Вот в наших импортных товарах это мы не можем сделать, мы все зависим полностью от курса евро. До сегодняшнего дня дорожало только из-за зависимости от курса евро. Сейчас сырье подорожало, ПВХ, на 30–40%. Завод очень сильно нам помогает, придерживает цены, чтобы сбыть в Россию», — сообщил Генрих Чаплинский.

Ситуация с ценами на полимеры вызывает тревогу в российском бизнес-сообществе. Минпромторгом РФ было инициировано совещание по итогам обращения российского Союза переработчиков пластмасс (СПП) в Правительство РФ. В СПП отмечают, что резкий рост цен сырья был вызван рядом внешних проблем с его поставками на мировом рынке, в частности дефицитом, связанным с аварийной остановкой ряда крупных производителей в ключевых регионах, дефицитом морских контейнеров, а также ростом спроса на полимеры в Китае и др.

Во исполнение протокола закрытого совещания 29 марта 2021 года в Департаменте химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ по вопросам роста цен на крупнотоннажные полимеры Союз переработчиков пластмасс (СПП, г. Москва) направил письмо в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с подробным описанием положения в отрасли и с предложениями по нормализации ситуации.

Источник

Финансирование здравоохранения в России (2021–2024 гг.)

По способу финансирования в здравоохранении РФ сложилась смешанная модель, в которой участвуют и средства населения (частные), и государственные (или общественные) средства. За счет государственных средств оплачиваются Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ), инвестиционные расходы, содержание медицинских учреждений, в том числе образовательных организаций, санитарно-эпидемиологическая служба и др. Население оплачивает медицинскую помощь как напрямую, путем оплаты медицинских услуг в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, так и через систему добровольного медицинского страхования (ДМС).

В РФ в 2018 г. общие расходы на здравоохранение составили 5,1 трлн руб., из них государственные расходы – 65% (3,32 трлн руб.), частные (личные расходы граждан и ДМС) – 35% (1,79 трлн руб.). В «новых» странах ЕС доля личных расходов ниже и составляет 27% (рис. 1).

Государственное финансирование формируется из следующих источников: федеральных и региональных налогов, которые собираются в федеральном бюджете и в консолидированных бюджетах субъектов РФ, а также взносов в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Это взносы за работающее население [5,1% Фонда оплаты труда (ФОТ), которые уплачивают работодатели], и взносы регионов на неработающее население. Все средства ОМС аккумулируются в Федеральном фонде ОМС (ФОМС) (рис. 2).

На рис. 3 представлена структура распределения государственных расходов на здравоохранение. Видно, что на оказание медицинской помощи тратится около 85% средств, из которых 70% идут в ФОТ. Динамика государственных расходов на здравоохранение в РФ в 2012–2018 гг.

Все государственные расходы на здравоохранение в 2018 г. составили 3316 млрд руб.1.
С 2012 по 2018 г. в текущих ценах они возросли на 45%, но в постоянных ценах (2012 г. – 100%) снизились на 4% (табл. 1). Из них расходы федерального бюджета [без учета расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП)] в 2018 г. составили 537,3 млрд руб.2. С 2012 по 2018 г. в текущих ценах они снизились на 4%, в постоянных ценах – на 37% (см. табл. 1).

Расходы бюджета ФОМС (с учетом расходов на ВМП) в 2018 г. составили 1 988,5 млрд руб.3. С 2012 по 2018 г. в текущих ценах они возросли в 2,1 раза, а в постоянных ценах – в 1,4 раза (см. табл. 1). Однако расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ с 2012 по 2018 г. в текущих ценах остались на одном уровне, а в постоянных ценах – снизились на 34%, и в 2018 г. составили 790,1 млрд руб. (см. табл. 1). Это свидетельствует о том, что после уплаты из консолидированных бюджетов в ФОМС взносов за неработающее население у регионов значительно снижаются возможности для финансирования здравоохранения по другим статьям расходов. Для справки: в 2016 г. дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий (т.е. разница между запланированными на эту программу средствами и фактическими расходами) за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 164,4 млрд руб. (это 20% фактических расходов на здравоохранение консолидированных бюджетов регионов за 2016 г.).

Таблица 1. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение

Планируемые государственные расходы на здравоохранение в 2019-2021 гг.

Государственные расходы на здравоохранение в 2019 г. составят 3657 млрд руб.4 и по сравнению с 2018 г. возрастут на 10% в текущих ценах или на 6% в постоянных ценах (см. табл. 1).

Если сравнить бюджет здравоохранения 2019 г. с прошлыми периодами, то выяснится, что после снижения государственных расходов в 2014–2017 гг. он только вернется к уровню финансирования здравоохранения 2012 г. в постоянных ценах. С 2019 по 2021 г. рост расходов на здравоохранение запланирован за счет реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

Читайте также:  Оборудование для продажи колес

С 2018 по 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы (государственные расходы на здравоохранение) возрастут на 23% в текущих ценах, а в постоянных ценах – только на 9% (средний темп прироста составит 3% в год в постоянных ценах). При этом расходы федерального бюджета за этот период возрастут на 38% в постоянных ценах, расходы ФОМС возрастут на 12%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократятся на 17% в постоянных ценах.

Частные расходы на здравоохранение

Личные расходы населения (частные) складываются из собственно личных средств граждан (из своего кармана) на платные медицинские и санаторно-курортные услуги, на приобретение лекарственных средств (ЛС) в амбулаторных условиях, а также из взносов населения и работодателей на ДМС.

В структуре частных расходов в РФ в 2018 г. преобладали расходы населения на лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН) – 49%, расходы на медицинские и санаторно-курортные услуги составили 45%, и только 6% потрачено на ДМС (рис. 4).

В текущих ценах с 2005 г. расходы населения в целом возросли в 5,8 раза, а в постоянных ценах (2005 г. – 100%) – в 2,1 раза (рис. 5). Расходы на платные медицинские услуги в постоянных ценах возросли в 2,2 раза, а на приобретение ЛС в амбулаторных условиях – в 2,4 раза. Расходы населения с 2012 по 2018 г. (2012 г. – 100%) возросли в 1,2 раза на фоне снижения государственных расходов за этот же период, что говорит о росте бремени на бюджеты российских семей.

Сравнение расходов на здравоохранение в РФ и странах Евросоюза

Государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2018 г. составили 3,2% ВВП, что 1,6 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (5,0%), и в 2,5 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (7,9%) (рис. 6). Подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ в 2018 г. составили 880 $ППС в год, что в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (1665 $ППС), и в 4,1 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (3585 $ППС) (рис. 7).

Неравенство субъектов РФ в финансировании медицинской помощи

Сегодня в РФ фактические государственные расходы на здравоохранение (из всех источников финансирования – системы ОМС и бюджеты всех уровней) существенно разнятся по субъектам РФ в расчете на душу населения (рис. 8). Так, средневзвешенная по РФ величина государственных расходов на здравоохранение в 2018 г. составила 16,4 тыс. руб. на душу населения. В 80% регионов (66 из 85) данные расходы оказались меньше этой средней величины (расчеты сделаны с учетом применения коэффициента дифференциации бюджетного финансирования, на который были поделены фактические расходы).

Разница в государственном финансировании здравоохранения между 10 самыми обеспеченными и 10 самыми малообеспеченными регионами составляет почти 2 раза (22,3 и 12,6 тыс. руб. на душу населения, средневзвешенные показатели). Такое положение означает существенное неравенство в доступности к медицинским услугам граждан, проживающих в различных субъектах РФ, а также в заработных платах медицинских работников. Учитывая, что в целом здравоохранение РФ существенно недофинансировано из государственных источников, это неравенство невозможно исправить путем перераспределения средств от обеспеченных к малообеспеченным субъектам РФ. Такое перераспределение может привести к снижению и так невысокого уровня доступности медицинской помощи в тех субъектах РФ, от которых средства будут изъяты, тем самым вызвать недовольство граждан и медицинских работников. Для решения этой проблемы необходимо провести расчеты по обоснованию дополнительного объема финансирования здравоохранения, который позволит довести его во всех регионах до уровня не ниже обоснованного минимального показателя по РФ, установленного на федеральном уровне.

При расчете этого минимального подушевого показателя необходимо учесть увеличение расходов на фонд оплаты труда медицинских работников и на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях. При расчете ФОТ медицинских работников необходимо предусмотреть минимальный размер базового оклада по профессиональным квалификационным группам, установленный на федеральном уровне, аналогично – подушевой норматив финансирования расходов на лекарственные средства в амбулаторных условиях. Сценарные условия достижения общей продолжительности жизни 78 лет и необходимые объемы финансирования здравоохранения В работах [1–3] обоснованы ключевые факторы, определяющие здоровье населения РФ (а именно показатель ожидаемой продолжительности жизни, ОПЖ), и дана количественная оценка степени их влияния.

Показано, что в РФ в период с 2011 по 2016 г. темп роста ВРП определял ОПЖ на 37%, снижение потребления алкоголя – на 33%, увеличение государственного финансирования здравоохранения – на 30%. На основе этих результатов были построены прогнозы динамики ОПЖ при различных сценарных условиях. Были заданы следующие базовые условия: темп прироста ВРП на душу населения в 2019 г. составит 1,7%, в 2020 г. – 3%, а за период 2021–2024 гг. заложен рост по 4% на каждый год. Второе базовое условие – потребление крепких алкогольных напитков на душу населения в субъектах РФ должно снизиться на 45% (снижение заложено по функции экспоненциального роста, минимальный порог – 3,2 л).

Далее, принимая эти базовые условия, были построены три сценария увеличения ОПЖ в зависимости от динамики показателя государственных расходов на здравоохранение на душу населения (ГРЗ) в период 2020–2024 гг. (рис. 9):

1) ГРЗ изменяются в соответствии с динамикой, заложенной в государственной про- грамме «Развитие здравоохранения»;

2) ежегодный темп прироста ГРЗ составляет 10% в постоянных ценах;

3) ежегодный темп прироста ГРЗ составляет 15% в постоянных ценах.

Видно, что для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. потребуется ежегодное увеличение государственного финансирования здравоохранения на 15% в постоянных ценах. Если государственное финансирование здравоохранения к 2024 г. будет увеличиваться каждый год на 10% в постоянных ценах, то ОПЖ вырастет до 77,3 года. Если государственное финансирование к 2024 г. будет таким, как сегодня заложено в государственной программе «Развитие здравоохранения», то ОПЖ достигнет только 75,6 года.

Еще раз подчеркнем, что этот расчет сделан для базовых условий. Если ВРП не будет увеличиваться, как заложено в базовых условиях, а потребление алкоголя останется на прежнем уровне, то тогда потребуются еще большие вложения в здравоохранение, чтобы компенсировать отсутствие положительного влияния на ОПЖ этих факторов. И наоборот, если ВРП будет расти более высокими темпами, соответственно будет расти благосостояние граждан, то в здравоохранение потребуются меньшие вложения.

Распределение финансовых ресурсов по приоритетным направлениям развития здравоохранения на 2019–2024 гг.

Исходя из расчетов следует, что для достижения в РФ ОПЖ 78 лет к 2024 г. потребуется увеличение государственного финансирования здравоохранения на 15% ежегодно в ценах 2018 г., а до 77 лет – на 10% ежегодно. Эти расчеты сделаны при сохранении базовых условий, что ВРП в РФ будет расти согласно темпам, заложенным Минэкономразвития РФ, а потребление алкоголя сократится на 45% с 2018 по 2024 г. [4].

Примем наиболее реалистичный вариант – увеличение государственного финансирования здравоохранения на 10% ежегодно в ценах 2018 г. Это означает, что к имеющимся в 2018 г. 3,3 трлн руб. для формирования расходов на 2019 г. необходимо дополнительно 330 млрд руб. (3300 млрд руб. × 10%) плюс индексация на уровень инфляции (4%). К полученному значению финансирования в 2019 г. (3,8 млрд руб.) прибавляем 10% и снова индексируем на уровень инфляции, таким образом, получаем необходимый уровень финансирования в 2020 г. и т.д.

Полученные значения объемов государственного финансирования здравоохранения представлены в табл. 2. В ней также представлен плановый вариант финансирования здравоохранения, предусмотренный в государственной программе «Развитие здравоохранения». Из табл. 2 следует, что с 2019 по 2024 г. (за 6 лет) при плановом варианте на здравоохранение будет потрачено всего 26,7 трлн руб. в текущих ценах. При расчетном варианте с 10% ежегодным увеличением финансирования потребуется 32,8 трлн руб., т.е. на 6 трлн руб. больше.

Таблица 2. Прогнозы государственного финансирования здравоохранения по плановому и расчетному вариантам (увеличение на 10% ежегодно в ценах 2018 г.)

При этом дополнительные средства потребуются с 2021 г., так как в 2019 и 2020 гг. в плановом варианте заложены дополнительные средства, преимущественно на программу «Здравоохранение». При плановом варианте расходы на здравоохранение в 2024 г. составят 3% ВВП, что даже меньше, чем в 2018 г. При расчетном варианте эти расходы к 2024 г. составят 5% ВВП. Это как раз уровень государственного финансирования здравоохранения, который сложился сегодня в «новых-8» странах ЕС и которые уже сегодня имеют ОПЖ 77,7 года.

При плановом варианте увеличение государственного финансирования за 6 лет (с 2019 по 2024 г.) составит в ценах 2018 г. 3,4 трлн руб., т.е. будет увеличиваться на 560 млрд руб. ежегодно в постоянных ценах. В расчетном варианте за все 6 лет потребуется дополнительно к уровню финансирования 2018 г. 8,3 трлн руб. в ценах 2018 г., т.е. в среднем по 1,4 трлн руб. ежегодно. Таким образом, для достижения ОПЖ 77 лет к 2018 г. потребуется ежегодно поэтапно увеличивать государственное финансирование здравоохранения в среднем на 1,4 трлн руб.

С учетом уже предусмотренных в плановом варианте средств (560 млрд руб. ежегодно) дополнительно потребуется 820 млрд руб. ежегодно в постоянных ценах. Предлагается распределить эти дополнительные средства (820 млрд руб. ежегодно) по приоритетным направлениям следующим образом (все расчеты сделаны в ценах 2018 г. в среднем за год, хотя подразумевается поэтапный рост по каждой из статей).

Читайте также:  Введение Технологического оборудования

1. Обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами – 320 млрд руб. Эти расходы должны пойти:

  • на увеличение численности и индексации оплаты труда медицинских работников, занятых в амбулаторных условиях (дополнительно потребуется не менее 52,6 тыс. врачей и 79 тыс. средних медицинских работников, коэффициент индексации должен составить не менее 1,5 к базовому окладу) – 165 млрд руб. ежегодно, расчеты представлены в табл. 3;
  • ликвидацию дефицита медицинских кадров по ряду специальностей (анестезиологи-реаниматологи, врачи-патологоанатомы и др.);
  • ликвидацию различий в оплате труда медицинских работников путем установления на федеральном уровне базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
  • индексацию оплаты труда медицинских работников, работающих в сельской и приравненной к ней местности (коэффициент 1,3 к базовому окладу);
  • средства на предоставление льготного ипотечного кредитования для медицинских работников.

Источник

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Маркетинг в здравоохранении

1. Основные понятия маркетинга.

2. Структура рынка в здравоохранении.

3. Особенности рынка медицинских услуг.

4. Особенности медицинских услуг.

5. Виды платных услуг.

6. Механизм рыночных отношений в здравоохранении.

7. Цена и ценообразование на платные услуги.

Маркетинг – это предпринимательская деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю.

Проблема маркетинга в здравоохранении — как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и медицинских услуг, получить прибыль.

Основные понятия маркетинга:

Ø рынок, обмен, цена, товар или услуга, нужда, потребность, запрос, сделка, конкуренция, реклама.

Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена .

Рынок функционирует на трёх принципах:

Структура рынка в здравоохранении.

Труда медицинского персонала

Медицинского оборудования и техники

Особенности рынка медицинских услуг

1. На рынке медицинских услуг выступают три группы субъектов:

· Производитель, продавец медицинских услуг и товаров (медицинское учреждение, медицинский работник);

· Посредник (страховые медицинские организации)

2. Характерна асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских свойств получаемой услуги.

3. Почти абсолютное доверие к продавцу медицинских услуг.

4. Медицинская услуга, которую можно легко продать, должна быть качественной.

5. Высокая приоритетность медицинских услуг.

6. Отсутствие четкой взаимосвязи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом.

7. Приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.

В здравоохранении оказываются медицинские услуги, удовлетворяющие потребности в укреплении и сохранении здоровья.

Особенности медицинских услуг

1. Неосязаемость медицинской услуги.

2. Невозможность ощутить до момента её приобретения.

3. Неотделимость от источника услуги. Оказание медицинской

услуги требует личных контактов производителя и потребителя.

4. Несохраняемость услуги. Медицинская услуга отличается от

других товаров тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

5. Непостоянство качества медицинской услуги. Зависит от

квалификации специалиста, оснащенности ЛПУ.

6. Медицинскую услугу не всегда можно оценить положительно.

Платные услуги в ЛПУ делятся на:

Ø анонимное лечение алкоголизма,

Ø консультативная помощь,

Ø искусственное прерывание беременности,

Ø лечебная физкультура, массаж, физио- и водолечение и т.д.

Ø индивидуальный уход за больным в стационаре или на дому,

Ø лабораторно-диагностическое исследование на дому,

Ø прокат некоторых видов медицинских принадлежностей,

Ø лечение на дому,

Ø предоставление отдельных палат, телевизоров, телефонов.

Механизм рыночных отношений в здравоохранении

Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию:

Рыночный механизм характеризуется способностью достигать подвижного, динамического равновесия между спросом и предложением.

Спрос – это количество медицинских услуг, которые желают и могут приобрести пациенты по определённой цене.

при прочих равных условиях спрос

на услуги изменяется в обратной зависимости от цены.

Это происходит по двум причинам :

1. при снижении цены на услуги, они больше приобретаются ( эффект дохода);

2. услуга при снижении цены на нее дешевеет относительно

других услуг, и приобретать её становится выгоднее ( эффект замещения).

На спрос действует не только цена, но и другие факторы :

1. Уровень доходов населения (чем выше доходы, тем больше

возможностей получать медицинские услуги).

2. Изменения в структуре населения. Например, старение

населения увеличивает спрос на медикаменты и медицинское обслуживание.

3. Численность пациентов в стране.

4. Изменение вкусов пациентов (мода на пластические операции

привели к большому спросу на них).

5. «Форсирование спроса» на медицинские услуги (врачи иногда

своими диагнозами и рекомендациями способны увеличить спрос на их услуги).

Предложение – это количество медицинских услуг, которое можно оказать в определённый период времени.

При прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от цены.

На предложение действует не только цена, но другие факторы.

1. Чем больше медицинских работников (особенно врачей), тем

больше предложение медицинских услуг.

2. Повышение стоимости медицинского оборудования,

сокращает предложение медицинских услуг.

3. Повышение налога снижает предложение.

Другими словами, при росте цен производители предлагают

пациентам большее количество услуг, а по мере падения цен – услуг меньше.

Цена формируется при взаимодействии на рынке

спроса и предложения

Цена спроса – это та предельно допустимая цена, за которую пациенты согласны получать услуги.

Выше неё рыночная цена подняться не может – у пациентов больше нет денег для оплаты услуги.

Цена предложения – это такие предельно минимальные цены, по которым производитель ещё готовы оказать услуги пациентам.

Рыночная цена — формируется в результате взаимодействия спроса и предложения.

Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда предпринимательская деятельность окажется неэффективной.

Рыночная цена фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точки называется точкой равновесия, а цена – равновесной ценой.

Только в этой точке цена одновременно устраивает и производителя медицинских услуг и потребителя.

Ценообразование – это процесс формирования цен, определения их уровня.

Ценообразование решает задачи:

1. расширение рынка сбыта услуг здравоохранения,

2. увеличение массы прибыли,

3. обеспечение баланса спроса и предложения,

4. объёма денег и объёма услуг здравоохранения.

1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

Ø Если под влиянием неценовых факторов произойдёт повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, — цена возрастает.

Ø Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократиться или при неизменном спросе увеличится предложение — цена снизится.

Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия:

1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой;

2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.

Взаимодействие цены спроса и предложения.

p – цена предложения,

q – цена спроса, t – точка рыночного равновесия

Причины увеличения спроса:

Ø увеличение заработной платы,

Ø желание получить услугу в данный момент вследствие повышения цен в будущем и т.д.

Как реагирует на эти изменения рынок?

1. Рост цен, увеличение доходов тех медицинских учреждений, которые предоставляют услуги.

2. Стремление предпринимателей вложить свои деньги в прибыльное дело. Возникает конкуренция. Преуспевает тот, кто быстрее увеличит объём медицинских услуг, при одновременном снижении затрат и цен.

Цена — это денежное выражение стоимости медицинских услуг.

Цена = себестоимость + прибыль

Для оказания платных медицинских услуг необходимо определение стоимости медицинских услуг.

Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества.

В отличие от товара, который сначала производится, затем может храниться на складе и только потом продается, любая услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного жителя, пролеченного больного и т. п.).

Себестоимость показывает, в какую сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы.

Себестоимость является важнейшим экономическим показателем, обобщающим деятельность учреждений.

Прибыль – результат рыночной операции.

Бесплатными остались все виды помощи в рамка ОМС.

Группы цен на медицинские услуги населению

Государственные цены на платные медицинские услуги населению ( прейскурантные цены) – используются для расчётов с населением при оказании медицинской помощи на хозрасчётной основе (коммерческая деятельность или предпринимательская деятельность).

Цена = себестоимость + прибыль равная

(15-30% от себестоимости)

Договорная цена на медицинские услуги по заказам организаций и предприятий. Утверждаются прямыми договорами между медицинским учреждением и организацией – заказчиком работ. Проявляют себя как свободные цены.

Тарифы на медицинские услуги по ОМС.

Отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских организаций по выполнению территориальной программе ОМС.

Ø Регулируются приказом Федерального фонда ОМС.

Ø Устанавливаются только на те виды медицинской помощи, которые включаются в территориальные программы ОМС.

Ø Рассчитываются на каждый из используемых объёмных показателей: годовая программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация, операция, диагностическая, лечебная манипуляция.

Ø Состав тарифа по расходам:

расходы = текущие затраты + средства на развитие медицинского учреждения.

Бюджетные оценки – расчётная стоимость медицинских услуг в новых экономических условиях.

Ø Используются для взаимных расчётов между учреждениями одной территории или внутри одного учреждения.

Ø Распределяется по принципу «не, сколько нужно, а, сколько можно им дать для осуществления хозяйственной деятельность».

Ø Не распадается на себестоимость и прибыль.

Источник