Меню

Устройство и принцип работы механической коробки передач

Устройство и принцип работы механической коробки передач

Механическая коробка передач уже не является наиболее распространенным типом КПП из применяемых на автомобилях сегодня. Однако она все еще остается достаточно востребованной благодаря своей надежности, простоте конструкции и ремонтопригодности. МКПП получила свое название от “ручного” (или механического) способа переключения передач. Трансмиссия относится к ступенчатым коробкам, в которых крутящий момент изменяется ступенями (передачами). Механическая КПП считается самой надежной, но и самой сложной в управлении, особенно для начинающего водителя.

  1. Принцип работы механической коробки передач
  2. Виды механических КПП
  3. Устройство механической коробки передач
  4. Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы
  5. Трехвальная КПП: устройство и принцип работы
  6. Немного о синхронизаторе МКПП
  7. Преимущества и недостатки МКПП
  8. Заключение

Принцип работы механической коробки передач

mkpp

Принцип работы механической КПП следующий: крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач, далее преобразуется при помощи пар взаимодействующих между собой шестерен и затем передается на колеса. Каждая пара шестерен (ступень) имеет определенное передаточное число, которое преобразует скорость вращения и крутящий момент коленвала двигателя. Причем если передача увеличивает крутящий момент, то скорость вращения уменьшается и наоборот. В первом случае передача будет называться понижающей, а во втором – повышающая.

Передаточное число определяется отношением количества зубьев у выходной и входной шестерен в паре. В свою очередь, количество зубьев напрямую зависит от размера самой шестерни: чем больше зубьев – тем больше диаметр шестерни. Например, у первой передачи самое большое передаточное число, и, следовательно, входная шестерня (на первичном валу) имеет минимальный размер, а выходная – максимальный. Переключение скоростей в механической КПП происходит только при нажатии на педаль сцепления, поскольку необходимо прервать поток мощности, передающийся от двигателя.

Движение автомобиля, оснащенного МКПП, всегда начинается с первой передачи. Исключение составляют тяжелые грузовики – там это можно делать со второй передачи. Для этого необходимо вручную перевести селектор рычага в соответствующее положение. Переход на повышенные передачи осуществляется последовательным переключением передач друг за другом. Сам момент переключения скорости зависит от показаний спидометра и тахометра, поскольку каждая передача рассчитана на работу в определенном диапазоне оборотов двигателя.

Виды механических КПП

По количеству ступеней механическая коробка передач в основном подразделяется на:

  • 4-х ступенчатую;
  • 5-и ступенчатую;
  • 6-и ступенчатую.

Наиболее распространенной механикой считается трансмиссия 5МТ, т.е. пятиступенчатая коробка передач.

В зависимости от количества валов различают следующие виды КПП:

  • двухвальные механические трансмиссии, устанавливаемые на легковые переднеприводные автомобили;
  • трехвальные МКПП, которые применяются в основном на заднеприводных автомобилях, а также на грузовых машинах.

Устройство механической коробки передач

Механизм в разрезе

Конструктивно механическая коробка передач состоит из следующих элементов:

  • ведущий или первичный вал;
  • ведомый или вторичный вал;
  • промежуточный вал (для 3-х вальной МКПП);
  • шестерни первичного и вторичного валов;
  • механизм выбора передач;
  • муфты синхронизаторов (синхронизаторы);
  • картер;
  • главная передача;
  • дифференциал.

При этом устройство и принцип работы двухвальной и трехвальной трансмиссии отличаются друг от друга.

Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы

двухвальная мкпп

Этот тип коробки является наиболее распространенным. Крутящий момент от двигателя через муфту сцепления передается на первичный вал. В зависимости от конструкции конкретной коробки передач часть шестерней на первичном и вторичном валах жестко закреплены на них, а часть свободно вращаются. Также на каждом валу расположен минимум один синхронизатор. Шестерни первичного и вторичного валов находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Понять, какие из них зафиксированы, а какие вращаются, очень просто: шестерни возле синхронизаторов всегда вращаются на валу.

Шестерня главной передачи жестко закреплена на ведомом валу. Крутящий момент от вторичного вала к колесам транспортного средства передают главная передача и дифференциал. Последний обеспечивает вращение колес с разной угловой скоростью.

Механизм выбора передач в двухвальной КПП расположен в корпусе коробки и состоит из вилок и штоков, перемещающих муфты синхронизаторов. Механизм оснащен защитой от одновременного включения двух передач.

Принцип работы двухвальной трансмиссии следующий:

  1. В нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момента от двигателя не передается на ведущие колеса, шестерни на валах свободно прокручиваются.
  2. При перемещении рычага водитель перемещает муфту синхронизатора соответствующей вилкой через систему тросиков или тяг.
  3. Муфта синхронизирует угловые скорости соответствующей шестерни и вала, на котором расположен синхронизатор.
  4. Муфта синхронизатора входит в зацепление с шестерней и крутящий момент начинает передаваться с первичного вала на вторичныый.
  5. Происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом.

Для движения задним ходом используется дополнительный вал с промежуточной шестерней заднего хода.

Схемы передачи крутящего момента на каждой из передач:

Трехвальная КПП: устройство и принцип работы

Отличие трехвальной механики от двухвальной в том, что здесь используются три вида валов. Помимо ведомого и ведущего также применяется промежуточный вал.

Первичный вал, соединенный со сцеплением, передает крутящий момент на промежуточный. Передача происходит через соответствующую шестерню – таким образом, валы находятся в постоянном зацеплении.

Схема трехвальной коробки передач

Промежуточный вал расположен параллельно первичному, все шестерни на нем жестко зафиксированы.

На одной оси с первичным расположен вторичный вал. За это отвечает упорный подшипник на ведущем валу, в который входит вторичный вал. При этом шестерни ведомого вала могут свободно вращаться и не имеют жесткой фиксации с валом. Шестерни вторичного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Следовательно, в нейтральном положении КПП крутящий момент от первичного вала передается на промежуточный и далее на шестерни вторичного вала. Но поскольку они свободно вращаются на валу, автомобиль не двигается.

Между шестернями вторичного вала находятся синхронизаторы, работа которых заключается в выравнивании угловых скоростей шестерен вторичного вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения.

Синхронизаторы жестко закреплены на вале и за счет шлицевого соединения могут двигаться по нему в осевом направлении.

В отличие от двухвальной КПП, механизм переключения в трехвальной трансмиссии располагается на корпусе коробки и состоит из рычага управления и штоков с вилками. Механизм также оснащен блокирующим устройством для предотвращения одновременного включения двух передач.

Он может также иметь и дистанционное управление. При этом дистанционный механизм переключения обеспечивает кулиса или шарнирные тросы.

Принцип включения передач в трехвальной КПП аналогичен принципу работы двухвальной трансмиссии.

Читайте также:  Контрактное производство сиропов под Собственной Торговой Маркой Private Label

Немного о синхронизаторе МКПП

Синхронизатор служит для безударного включения передач за счет выравнивания угловых скоростей вала и шестерни. Конструктивно синхронизатор состоит из муфты, двух блокировочных колец, трех сухарей и двух проволочных колец.

В процессе включения передачи вилка передвигает муфту к нужной шестерне, куда вначале перемещается блокировочное кольцо. Возникающая сила трения за счет разности угловых скоростей элементов поворачивает блокировочное кольцо до упора. Дальнейшее движение муфты синхронизатора и зацепление происходит только после выравнивания угловых скоростей. Более подробно почитать про синхронизатор можно в нашей статье Устройство и принцип работы синхронизатора КПП.

Преимущества и недостатки МКПП

Для наглядности положительные и отрицательные стороны механической коробки передач представим в виде сравнительной таблицы.

Преимущества Недостатки
Стоимость и масса коробки ниже в сравнении с другими типами КПП Меньший уровень комфорта для водителя в сравнении с другими КПП
Высокие динамика разгона, топливная экономичность и КПД Утомляющий для водителя процесс переключения передач
Высокая надежность за счет простоты конструкции Необходимость периодической замены сцепления
Простое и недорогое обслуживание Более низкая плавность хода автомобиля в сравнении с другими типами КПП
Возможность более эффективного движения по бездорожью
Возможность буксировки автомобиля

Заключение

Несомненно, эксплуатация механической коробки передач сопровождается множеством плюсов. Одна экономическая сторона использования коробки чего стоит! А вкупе с надежностью трансмиссии и более “драйверскими” ощущениями от вождения МКПП является отличным решением для любителей быстрой езды или езды по бездорожью. Если комфорт для вас не является первостепенным, то выбор в пользу МКПП очевиден.

Источник



МКПП для чайников: прицип работы механики по-простому

Рука на ручке МКПП

Этот агрегат предназначается для передачи и изменения крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам механическим способом. МКПП является самым популярным механизмом, который отличается надежностью, эффективностью, выносливостью, долговечностью. Практичность такой конструкции доказало время. С другой стороны, управлять автомобилем с механической трансмиссией достаточно сложно для новичков. Для этого требуются определенные навыки, умения.

Что такое МКПП – конструкция устройства и как выглядит

Механическая коробка передач является центральной частью трансмиссии, которая с минимальными затратами передает энергию вращения от силового агрегата на колеса.

Ручка МКПП

Переключение скорости осуществляется с помощью сцепления, которое соединяет или разъединяет крутящиеся шестерни, расположенные на параллельно расположенных валах. Эти детали имеют разные размеры и количество зубьев, соотношение которых в паре определяет передаточное число.

В зависимости от типа, МКПП имеет следующие составляющие части:

  • ведущий, ведомый, промежуточный вал с шестернями разных размеров;
  • картер для трансмиссионной смазки;
  • синхронизаторы внутри муфт;
  • дифференциал;
  • ручку переключения.

Все МКПП может оснащаться двумя или тремя валами.

Устройство механической коробки передач

Оси валов коробки передач располагаются параллельно друг другу. Первичный вал присоединяется к маховику мотора через корзину сцепления. На его противоположном конце расположен подшипник, через который присоединяется вторичный (ведомый) вал.

Как работает механическая коробка передач

Принцип работы механической коробки передач для чайников – просто о сложном

Данный агрегат предназначается для включения вручную выбранной передачи. За счет изменения передаточного числа энергия работающего двигателя максимально приспосабливается к ведущим колесам. Сами валы вращаются внутри подшипников, чувствительно реагируя на изменения работы двигателя при переключении передачи.

Как работает двухвальная МКПП

Данная коробка характеризуется наличием только двух валов. Один из них через маховик и корзину сцепления соединяется с двигателем, а другой передает крутящий момент непосредственно ведущим колесам. Такого типа компактными коробками оснащается большинство современных автомобилей, тяжелых мотоциклов. Оба вала располагаются параллельно друг другу.

Двухвальная МКПП

Передаточное число выбирается ручкой, которая связана с шестернями системой из троса, штоков с вилкой, рычагов, синхронизаторов.

Именно этими элементами нагрузка передается непосредственно на рычаг, который включает выбранную скорость. Это происходит с помощью синхронизаторов, которые выравнивают угловые скорости оси и конкретной шестерни, блокируя ее.

Такие условия необходимы для плавной передачи вращения с ведущего на ведомый вал. При нейтральном положении коробки шестеренки обоих валов в сцепленном состоянии свободно вращаются вокруг своих осей.

Особенности работы трехвальной МКПП

Здесь используется три вида валов. Появляется промежуточный элемент с жестко закрепленными шестернями. Ведущая шестерня первичного вала раскручивает его. На ведомом валу располагаются синхронизаторы с муфтами, которые двигаются в продольном направлении. При включении скорости они блокируют нужную шестерню. Все валы входят в зацепление и начинают вращаться. Машина начинает движение.

Ттрехвальная МКПП

Что делает синхронизатор

Синхронизаторы обеспечивают снижение шумности, нагрузки на шестерни. Во время переключения передачи муфта синхронизатора смещается продольно по направлению к нужной шестеренке.

Усилие направляется на ее блокировочное кольцо, которое останавливает этот элемент. Таким образом, главное предназначение синхронизатора – это выравнивание угловых скоростей шестерни и вала. За счет этого и происходит включение скорости без резких ударов.

Синхронизатор МКПП

О преимуществах и недостатках

Машины с механической трансмиссией до сих пор являются популярными благодаря следующим преимуществам:

  • отличная динамика автомобиля, возможность самостоятельно выбирать манеру езды;
  • легкий запуск двигателя «с толкача»;
  • машину можно буксировать с выключенным двигателем на большие расстояния;
  • компактные размеры, небольшой вес по сравнению с автоматической коробкой;
  • простота и надежность конструкции;
  • большой эксплуатационный ресурс;
  • относительно недорогое обслуживание и ремонт;
  • экономия топлива.

Валы МКПП

Наряду с видимыми преимуществами, механическая коробка переключения передач имеет и видимые недостатки:

  • вероятность снижения ресурса двигателя из-за неправильного переключения скоростей на неправильных оборотах;
  • сложности управления авто для начинающих водителей;
  • потеря мощности силового агрегата при медленном переключении скоростей;
  • высокая вероятность выхода из строя сцепления при пробуксовках;
  • более низкая плавность хода, комфортабельность по сравнению с АКПП.

Как новичку научиться управлять механикой

При обучении вождению на автомобиле с механической трансмиссией требуется тренировать определенные навыки и умения. В первую очередь это касается умения плавно отпускать педаль сцепления, одновременно добавляя газ. При этом перемещать ручку переключения передач следует достаточно быстро. Схема переключения передач находится на внешней стороне ручки селектора.

Начинать можно с выработки привычки правильного запуска двигателя машины с механикой. Здесь нужно придерживаться такой последовательности:

  • выжать до упора педаль сцепления, перевести рычаг в нейтральное положение, когда ручка будет свободно двигаться в разных направлениях;
  • при необходимости поставить авто на ручной тормоз или нажать педаль для исключения произвольного движения под уклон;
  • при выжатом сцеплении повернуть ключ внутри замка зажигания и отпустить его.

Перед началом езды нужно усвоить некоторые теоретические моменты. Например, при переключении скоростей нужно ориентироваться на тахометр. При переключении на более высокую передачу нужно раскрутить обороты дизельного мотора до 1500-2000 оборотов, а бензинового двигателя до 2000-2500 оборотов в минуту.

Устройство коробки механики

Нужно потренироваться переключать передачи, придерживаясь следующего алгоритма:

  • отпустить педаль акселератора;
  • выжать сцепление до упора;
  • переместить рычаг переключения передач в выбранное положение;
  • аккуратно и плавно отпустить педаль сцепления, одновременно добавляя газ.

В процессе эксплуатации автомобиля важно регулярно проверять уровень трансмиссионного масла внутри коробки переключения передач. Кроме того, нужно вовремя менять смазку.

Для начала движения нужно медленно и плавно отпускать сцепление, нажимая потихоньку на педаль газа. Следует помнить, что первая скорость нужна только для того, чтобы тронуться с места.

Таким образом, традиционная механическая коробка передач и сегодня не теряет своей популярности. Она имеет свои недостатки и преимущества, поэтому каждый автомобилист может сделать свой выбор. Для любителей комфорта при постоянной езде в городском режиме лучше подойдет современный автомобиль с АКПП. С другой стороны, механика является более практичной, выносливой для машин, которые эксплуатируются в более жестких режимах.

Источник

Устройство механических коробок передач

Содержание

  1. Принцип работы
  2. Основные элементы агрегата
  3. Виды механических КПП
  4. Устройство механической коробки передач
  5. Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы
  6. Трехвальная КПП: устройство и принцип работы
  7. Какие бывают неисправности
  8. Достоинства и недостатки КПП

Механические КПП не настолько распространены в автомобилях, как это было ранее, однако это не мешает им быть востребованными и актуальными. Такой тип трансмиссии предпочитают те водители, которые любят контролировать процесс перехода на повышенные или пониженные передачи. Для многих автомобилистов поездка не настолько интересна, если автомобиль оснащен автоматом или типтроником.

МКПП являются синонимом надежности и до сих пор пользуются спросом за счет своей ремонтопригодности и простоты устройства. Однако мало кто знает о том, что это за устройство, как оно работает. Предлагаем ознакомиться с «механикой» поближе и понять принцип работы коробки передач.

Принцип работы

Трансмиссия механического типа требуется для смены вращающего момента и его передачи от ДВС к колесам. Поступающий от двигателя крутящий момент с помощью педали сцепления поступает к первичному валу коробки. За счет этого он преобразуется связанными между собой парами шестерен (ступенями) и передается непосредственно на колеса автомобиля.

Все шестерные пары имеют свое передаточное число, отвечающее за количество оборотов и поступление крутящего момента от коленвала мотора на колеса. Увеличение крутящего момента передачей вызывает снижение оборотов коленчатого вала. При снижении – наоборот.
Перед тем, как сменить в механической КПП передачи, требуется выжимка педали сцепления, обеспечивающей прерывание потока мощности от ДВС. Начало движения авто всегда происходит с 1 ступени (кроме грузового автотранспорта), а последующее повышение передачи происходит постепенно, при последовательной смене ступеней КПП от низкой к высокой. Сам момент переключения определяется по скорости движения авто и показателям приборов: тахометра и спидометра.

Основные элементы агрегата

К основным элементам ручной коробки относятся:

  • Сцепление. Данный механизм позволяет безопасно отсоединить первичный вал коробки от вращающегося коленчатого вала. Он крепится на маховик двигателя и состоит из двух дисков, находящихся в одном блоке (корзина сцепления). При нажатии на педаль сцепления эти диски разъединяются, и вращение вала коробки прекращается. Это позволяет переключить трансмиссию на нужную передачу. Когда педаль отпускается, крутящий момент, передающийся от коленвала на маховик, идет на кожух сцепления, затем на нажимной диск и поступает на ведомый диск. В ступицу ведомого диска при помощи шлицевого соединения вставлен ведущий вал коробки. Далее вращение передается на шестерни, которые выбираются водителем при помощи рычага переключения скоростей.

Источник

Механическая коробка передач — устройство и описание работы

МКПП принято называть «механикой», «ручкой» и другими бытовыми терминами, что мало отражает суть принципиальных особенностей ручного управления трансмиссией. Такие режимы предусмотрены и в автоматических коробках, где наборы переключаемых шестерён также присутствуют, а выбор передач дискретен. Тем не менее, механическая коробка передач с управлением от рычага – это вполне определённое устройство в ряду типов трансмиссий.

внешний вид МКПП

  1. Основные особенности, определяющие МКПП
  2. Общая схема работы коробки
  3. Разновидности механических коробок
  4. Трёхвальная конструкция
  5. Двухвальная коробка с поперечным расположением
  6. Плюсы и минусы механических коробок

Основные особенности, определяющие МКПП

Их можно перечислить:

  • водитель по своему усмотрению выбирает нужную ему передачу при помощи рычага на трансмиссионном тоннеле или рулевой колонке;
  • передаточные числа, то есть отношение скоростей вращения вторичного и первичного валов коробки дискретны, то есть однозначно определяются задействованным на данный момент набором шестерёнчатых передач;
  • для разрыва потока мощности от двигателя используется управляемая водителем при помощи педали муфта сцепления;
  • в составе коробок имеется практически одинаковый для всех набор шестерён, муфт, синхронизаторов и валов;
  • список принципиальных схем для применяемых в последнее время МКПП достаточно невелик и определяется компоновкой и приводом автомобиля.

Основой работы МКПП является работа пары шестерён, от соотношения количества зубьев на которых зависит величина передаточного числа. Оперативно меняя задействованные пары, можно устанавливать нужное число со входа коробки на выход.

Общая схема работы коробки

Крутящий момент от двигателя поступает на ведущий диск сцепления, к которому мощной пружиной прижат ведомый. При помощи выжимного подшипника связь эту можно разорвать, сжав пружину и сняв давление между дисками. Но если сцепление включено, то дальше вращение через шлицевую ступицу ведомого диска передаётся первичному валу МКПП.

схема работы МКПП

В коробке имеется два или более валов, на которых через подшипники или жёстко закреплены наборы шестерён. Каждая пара, находящаяся в постоянном зацеплении между собой, отвечает за конкретную передачу. Количество таких пар соответствует количеству ступеней, иногда называемых скоростями, в коробке. Соответственно, МКПП может содержать от трёх ступеней в устаревших автомобилях, до шести. Больше в легковых автомобилях практически не используется.

Включение передачи производится путём фиксации свободно вращающейся шестерни из определённой пары на валу. Для этого имеются соответствующие механизмы – муфты, ступицы и синхронизаторы. Все прочие шестерни вала продолжают свободное вращение, что исключает одновременное включение двух передач. За этим тоже следят необходимые механические блокировки.

Выходной вал коробки может иметь фланец для передачи момента на прочие элементы трансмиссии или связь со встроенным в МКПП дифференциалом в случае объединения в одном картере коробки передач и деталей ведущего моста.

Изменяя относительную скорость вращения, коробка позволяет управлять передаваемым на ведущие колёса крутящим моментом, в зависимости от того, что требуется от автомобиля, высокая скорость или тяговое усилие. Двигатель всегда будет находиться в том диапазоне оборотов, где его характеристики обеспечивают достаточный момент, топливную экономичность и заданный ресурс.

  • трогание с места производится с первой или второй передачи, когда коробка фактически увеличивает момент двигателя до максимума, сберегая сцепление, которому пришлось бы для этого трудиться с сильной пробуксовкой и быстро сжечь накладки ведомого диска;
  • при разгоне с максимальной интенсивностью водитель последовательно переключает передачи вверх, то есть с первой до последней, на каждой выкручивая двигатель до оборотов максимальной мощности, чем больше передач в его распоряжении, тем выше будет отдача мотора в любой момент времени;
  • во время движения в тяжёлых дорожных условиях на колёса подаётся максимальный момент при небольшой скорости, для чего включается пониженная передача, вплоть до первой, на которой передаточное число максимально.

Выбор передачи определяется характеристикой двигателя и опытом водителя. Ошибки ведут к повышению расхода топлива и росту темпов износа. Это один из недостатков МКПП, где многое зависит от человека. Автоматические трансмиссии не требуют ничего подобного.

Разновидности механических коробок

По конструктивному исполнению принято делить МКПП на основании количества ступеней и валов. Число передач относительно легко изменяется при проектировании простым добавлением пар шестерён с некоторым увеличением габаритов, а организация валов зависит от компоновки машины.

Трёхвальная конструкция

При продольном размещении силового агрегата, состоящего из двигателя с подстыкованной к нему коробкой, используется трёхвальная схема. Здесь имеются следующие элементы:

  • первичный вал со шлицами для соединения со ступицей ведомого диска сцепления, шестерней постоянного зацепления и венцом синхронизатора прямой передачи;
  • промежуточный вал, выполняемый либо в виде ряда жёстко посаженных шестерён, либо со свободным блокируемым вращением, что не принципиально, принимает момент от первичного вала через постоянное зацепление;
  • вторичный вал, аналогично организованный с зафиксированными или свободными шестернями, с него непосредственно снимается выходной момент коробки.

трехвальная МКПП

Особенностью трёхвальной схемы является наличие прямой передачи, когда первичный вал вводится в зацепление со вторичным, а промежуточный работает вхолостую. Прямой может быть любая из передач, обычно от четвёртой и выше, в зависимости от замысла конструкторов автомобиля. Иногда всё, что выше прямой, называют овердрайвом, намекая на суммарное передаточное число ниже единицы.

Помимо перечисленного, в коробке имеются следующие узлы и детали, вне зависимости от схемы по количеству валов:

  • муфты синхронизаторов, состоящие из рабочих конусов, блокирующих колец, зубчатых венцов и механизмов фиксации;
  • подшипники, на которых вращаются валы и шестерни, в последнем случае они могут быть игольчатыми подшипниками качения или втулками скольжения, подшипники валов всегда шариковые или роликовые, могут быть с регулировкой преднатяга;
  • штоки переключения, передающие усилия от внешних механизмов выбора через кулисы;
  • вилки, посаженные на штоки и входящие в зацепление с кольцевыми проточками на внешней стороне муфт;
  • жёсткий корпус, состоящий из нескольких деталей, в том числе и картера узла сцепления, через который коробка крепится к блоку двигателя;
  • уплотнения сальникового и прокладочного типа;
  • датчиков, самый распространённый – датчик спидометра, контролирующий вращение вторичного вала.

Механизмы смазываются разбрызгиванием жидкого масла, находящегося в картере коробки. Это специальное масло для МКПП, обычно категории GL4, что обеспечивает нормальную работу синхронизаторов. Иногда изготовители предписывают жидкости типа ATF, как более энергосберегающие.

Процесс включения передачи происходит следующим образом:

  • усилие от рычага передаётся к механизму выбора и вызывает перемещение штока нужной передачи;
  • в зависимости от направления перемещения, шток через вилку передвигает муфту синхронизатора в сторону зубчатого венца нужной свободной шестерни;
  • блокирующее кольцо синхронизатора своим конусом давит на конус шестерни, вызывая трение, быстро притормаживающее свободную шестерню, что вызывает выравнивание скоростей вращения и бесшумное, безударное соединение зубчатых венцов;
  • фиксаторы муфты защёлкиваются во включённом положении, внутренние зубья соединяют между собой шестерню и посаженную на вал ступицу, тем самым бывшая свободной шестерня жёстко соединяется с валом, начинается передача момента с нужным соотношением;
  • на всех передачах, кроме прямой, вращение передаётся с первичного вала на промежуточный, а оттуда к вторичному, прямая исключает промвал, а передаточное число равно единице.

Привод механизма переключения может быть рычажным, тросиковым или прямым, когда рычаг из салона непосредственно входит в корпус коробки. Наиболее точно и с минимальными ходами работают двойные тросики, не уступая прямому приводу рычага.

Двухвальная коробка с поперечным расположением

Своим распространением данная схема обязана популярным переднеприводным автомобилям и кроссоверам на их базе. Характерным отличием от рассмотренной классики является отсутствие прямой передачи. Имеются первичный и вторичный валы, связь между которыми осуществляется по рассмотренному выше принципу использования шестерёнчатых пар, муфт, синхронизаторов, вилок и штоков.

двухвальная МКПП

Ещё одна особенность – размещение в том же корпусе главной передачи. Она состоит из корпуса дифференциала и ведомой шестерни с косозубым зацеплением. Ведущей выступает насаженная на конец вторичного вала ответная часть меньшего диаметра. Выход момента из коробки производится на шлицевые части приводов передних колёс с шарнирами равных угловых скоростей. Внутренние ШРУС с сальниковыми уплотнениями вставлены в коробку дифференциала на шлицы полуосевых шестерён. Вращение передаётся через палец дифференциала и пару сателлитов.

Плюсы и минусы механических коробок

Несмотря на неуклонное вытеснение со стороны АКПП, механика сохраняет немало приверженцев. Связано это с низкой ценой такого типа трансмиссии, а также с привычкой полностью держать под контролем переключение передач. Прочие достоинства МКПП уже практически потеряли актуальность, поскольку различные типы автоматов сравнялись, а иногда и превосходят ручную механику по экономичности, скорости переключений, прогнозируемости и количеству доступных ступеней.

МКПП в разобранном виде

Сохранность механики в перечнях комплектаций новых автомобилей на данный момент можно обосновать лишь экономическими соображениями. Они более доступны при покупке, обслуживании и ремонте. При этом все минусы остаются и усугубляются. Ручное переключение крайне неудобно в городском трафике, отвлекает водителя, нагружает левую ногу педалью сцепления. А плавность хода определяется способностями водителя, что не каждому понравится. Следует ожидать полного пропадания таких коробок с рынка, что уже и произошло на многих относительно дорогих моделях автомобилей.

Источник