Меню

Утилизация банковского оборудования

Утилизация оборудования и приборов КОСГУ

Устаревшую или сломанную технику предприятий нельзя выбросить на свалку как обычный бытовой мусор. Чтобы не нарушить действующие природоохранные законы, утилизация оборудования выполняется по правилам компаниями-переработчиками. В Распоряжении Правительства РФ № 2970-р от 28 декабря 2017 года указан перечень хозяйственного оснащения организаций и других объектов, которые подлежат переработке.

Утилизация банковского оборудования

Развитие и модернизация сферы финансовых услуг требует постоянного увеличения количества необходимых устройств. При активной эксплуатации они быстро изнашиваются. Чтобы организациям не нарушить ФЗ «Об отходах производств и потребления» и «Об охране окружающей среды», нужно отправлять списанную аппаратуру на переработку.

При утилизации банковского оборудования демонтированные элементы классифицируются по классам опасности. По коду ФККО банкоматы причислены к сложно комбинированным отходам. Такой крупногабаритный мусор разбирается на составные части. Из цельных аппаратов извлекают полимерные и металлические детали, ЖК- мониторы, платы и другие компоненты.

Техника банков, которая подлежит переработке:

  • платёжные терминалы, кассы;
  • сортировщики и счётчики банкнот;
  • монетосчётные машины;
  • сейфы;
  • детекторы.

К списанному оборудованию при утилизации относятся и пластиковые карты.

При истечении периода годности аппаратуры процедура списания упрощена, так как остаточной стоимости объекта нет. Если собственник по каким-то причинам (повреждения, замена на новые модели) меняет технику, требуется оценка ценности, которую проводит комиссия. Составленный акт списания позволит в дальнейшем без нарушения законов избавиться от электроники.

Оплату заключённого договора на переработку электронного оборудования в бухгалтерской отчётности проводят по статье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Для предупреждения мошеннических действий со списанными банкоматами документация, подтверждающая переработку, хранится в банковском архиве на протяжении установленного срока.

Утилизация промышленного оборудования

Для каждого предприятия характерно оборудование, свойственное его работе. Часто это сложно компонентные устройства, которые состоят из деталей разного класса опасности. В случае выхода из строя просто избавиться от ненужной техники не получиться. Для госучреждений работает Инструкция № 157н с п. 51 и 52, в которой говорится о законных основаниях списания оборудования.

Утилизация разрешена при:

  • истечении периода годности;
  • отсутствии вероятности отремонтировать технику;
  • неэффективности и устаревания модели;
  • нецелесообразности эксплуатации.

Сложность моделей заводских станков влияет на переработку. Во время демонтажа корпусных деталей требуется соблюдение техники безопасности. В разобранном состоянии комплектующие сортируются по материалам и отправляются на утилизацию. Основную часть составляет металлолом. На выходе получается подходящее для воспроизводства новых устройств сырьё.

В особенности списания лифтового оборудования отраслевого хозяйства и жилищного фонда входит возникновение возможной угрозы жизни граждан. Вступивший в силу Технический регламент о безопасности лифтов от 2010 года определил параметры оценки действующих подъёмников. Если в результате экспертизы устанавливаются риски нанесения вреда человеку и имуществу, лифт ликвидируют.

Специфичностью обладает и ликвидация просроченных дезинфицирующих средств, непригодного дезинфекционного, стерилизационного и другого медоборудования. Испорченные растворы использовать и выливать в канализацию запрещено. Концентрированные дезсредства сдают на переработку фирмам с установками для обезвреживания. Ввиду сложного технического устройства медицинских аппаратов, их компоненты принадлежат к разным классам опасности. Из-за этого разбор и сортировку проводят обученные сотрудники.

На услуги по переработке и утилизации оборудования предусмотрены кодовые обозначения ОКПД 2:

  • для неопасных отходов—38.21;
  • для опасных—38.22.

При отправке на переработку промышленного оснащения для отчётности перед местным Департаментом Росприроднадзора требуется документация:

  1. Акт утилизации, в котором указывается информация об отходах, какому переработчику они переданы и каким образом утилизированы.
  2. Справка о наличии или отсутствии лома драгметаллов (на основании Инструкции о порядке учёта и хранения драгметаллов).
  3. Справка об изъятии ценных деталей и передачи на аффинажный завод.
  4. Накладные об оплате. При извлечении благородных металлов, средства от продажи перечисляются на расчётный счёт образователя отходов.

Существуют ситуации, при которых в ФККО нет кода отходов, тогда процедура отправки на переработку усложняется.

Для утилизации промышленного оборудования нужен соответствующий код ФККО для подтверждения класса опасности лома. При его отсутствии обращаются в фирму, у которой подтверждено лицензирование деятельности на экспертизу компонентного состава отхода.

В дальнейшие действия включены следующие этапы:

  1. Причисленный класс опасности заносится в паспорт опасного отхода. Заверенный руководителем пакет документации пересылается в управление Росприроднадзора.
  2. Служба передаёт данные в 2 госучреждения: ФЦАО и УралНИИ «Экология», которые анализируют информацию.
  3. Новый код вносится в ФККО. Присвоенная отходу кодировка отправляется заявителю.
  4. С получением кода разрешается продолжить процесс ликвидации.

Утилизация торгового оборудования

Под торговым оборудованием понимают системы хранения, расположения, реализации товара. В эту категорию попадают:

  • весы;
  • стеллажи, стенды;
  • холодильники;
  • кондиционеры;
  • кассы;
  • сопутствующая техника.

Грамотная утилизация торгового оборудования избавит владельца от ненужных вещей и позволит не нарушить ФЗ No 89. Собственник может не беспокоиться о расходах, так как некоторые фирмы проводят бесплатную переработку с предоставлением отчётной документации. Для собственной выгоды переработчик извлекает вторсырьё: металл, пластик, стекло. При ликвидации электронного и сетевого оборудования, предприятие-источник отходов получает прибыль за аффинированные драгметаллы из материнских плат.

Внимания заслуживают промышленные холодильники и кондиционеры. Для безопасной сортировки оборудования на детали требуется предварительно эвакуировать фреон, так как при случайной утечке газа разрушается озоновый слой Земли. В связи с этим перерабатывающую компанию выбирают с сервисом по откачке и сбору хладагента.

Списанные кассовые аппараты, онлайн-кассы стоят на учёте в налоговых органах 5 лет по ФЗ No 54 (из-за информации на накопителях). По истечении срока предприниматель вправе обратиться в ФНС, чтобы снять ККМ с учётных записей. По закону только после снятия с регистрации разрешается утилизировать технику.

Утилизация имущества гражданской обороны

Госимущество организаций по ГО и МЧС состоит из трудноразлагаемых компонентов. В перечне находятся:

  • средства индивидуальной и коллективной защиты (противогазы, респираторы, фильтры-поглотители);
  • оснащение (защитные костюмы, противохимические пакеты, дозиметры и приборы химической разведки).

Часто на несанкционированных свалках экологи находят списанное имущество ГО. Материалы под действием природных факторов испаряют в окружающую среду токсичные соединения, что наносит непоправимый вред природе. При нахождении не утилизируемого по правилам снабжения, экологические организации вправе обратиться в природоохранную прокуратуру и привлечь собственника отходов к административной ответственности.

При отсутствии возможности переработать отходы, их захоранивают на промышленных полигонах.

Процедура утилизации имущества гражданской обороны должна соответствовать действующим правилам. Если СИЗ признаны непригодными ввиду утраты защитных свойств, их ликвидируют. Основанием действий является акт об отклонении эксплуатационных параметров от норм, установленных ГОСТ или ТУ. Образец формы для заполнения комиссией хранится в бухгалтерии. Условия списания оснащения указаны в письме ФТС No08-420/2467 от 26 января 2006 года.

Запрещено раздавать снабжение сотрудникам после списания для личного использования.

С экологической точки зрения переработка демонтированного оборудования исключает загрязнение экологии. При современных технологиях возможно утилизировать большинство видов отходов. Полученное вторичное сырьё не уступает по качеству первичному и не влияет на качество новых объектов.

Cеребро, золото и другие драгметаллы из радиодеталей

Переработка и утилизация драгметаллов: обработка лома оборудования с драгоценными металлами

как списать и утилизировать компьютерную технику?

Утилизация кассового аппарата после списания

Как правильно утилизировать монитор физическим и юридическим лицам?

Правила и способы утилизациии банковских карт, банкоматов

Порядок утилизации военной техники: лицензия, проблемные вопросы, ГОСТ

Как получить лицензию и организовать утилизацию оргтехники?

Программы утилизации старой бытовой техники

Утилизация техники: программы утилизиции Эльдорадо и М.Видео

Как утилизировать холодильник: акции при покупке нового, скупки, компании по утилизации

Паспорт отходов: на какие отходы делается, можно ли сделать самостоятельно, перечень документов и образец

Источник



Утилизация оборудования

Утилизация оборудования, как и его покупка, является важным этапом в процессе работы предприятия. Устаревшее и вышедшее из строя оборудование нельзя просто выкинуть, потому что многие станки и приборы содержат опасные для человека и окружающей среды вещества. В этой статье мы расскажем о практике утилизации оборудования в нашей стране и за рубежом, а также о правовых актах, которыми регулируется процесс утилизации в России.

Зарубежный опыт утилизации устаревшего оборудования.

В Западных странах механизм переработки вышедшего из строя оборудования отлажен идеально. Если, к примеру, станок пришел в негодность (морально или физически износился), то его владелец принимает решение об утилизации.

Читайте также:  Вспомогательное оборудование водоподготовки

Основные этапы утилизации.

Первым делом оборудование разбирают на детали, ведь каждый компонент утилизируется по-своему. Следующий этап — сортировка (группировка) элементов. Происходит она примерно по таким признакам:

  • Элементы, которые могут еще пригодиться в производстве. К ним относятся валы, различные вращающиеся устройства, подшипники и другие детали.
  • Металлические компоненты. Они могут быть из черных и цветных металлов.
  • Резинотехнические элементы.
  • Масла и другие смазочные материалы.

Когда все детали станка сгруппированы, начинается завершающий этап утилизации. Металлические изделия отравляют в пункты приема металлолома, резиновые составляющие, масла и смазочные вещества вывозят на специальные предприятия, которые занимаются переработкой таких материалов.

Не допускается хранение отработанных масел и продуктов нефтепереработки на территории предприятия. Это чревато огромными штрафными санкциями. Сбор вторсырья в странах Европы организован централизовано и находится под непрерывным контролем государства.

Практика утилизации оборудования в России.

Как такового механизма, который бы позволял правильно производить переработку отходов, в нашей стране не существует. Правда, есть немного частных фирм, которые занимаются этой проблемой. Но они не получают от государства никакой поддержки. И поэтому в нашей стране существует огромная проблема с утилизацией устаревшего оборудования. Многие заводы до сих пор не знают, куда девать старые станки и другие устройства.

На самом предприятии его утилизировать не представляется никакой возможности, потому что для этих целей должно быть специальное оборудование. Чтобы сдать станок на утилизацию, его нужно разобрать и отвезти к пункту переработки. На это требуется немалые деньги, что владельцев не устраивает. Поэтому большинство заводов просто разрезают станок на части и сдают его на лом. А наши пункты приема металлолома принимают все подряд: и масла, и резину, и подшипники. Это, конечно же, не правильно, ведь нарушаются все экологические нормы. Но у предприятий своя правда. Им не выгодно производить утилизацию по всем правилам, потому что в этом случае окупается только стоимость транспортировки оборудования от территории завода до пункта утилизации.

Нормативные документы, регулирующие утилизацию в России.

В Российской Федерации действительно существуют нормативы, регулирующие переработку каждого элемента станка. Они включают металлические и стеклянные компоненты, рабочие жидкости, резину и т. д. Но весь парадокс заключается в том, что документы есть, а налаженной индустрии, как на Западе, не существует.

Нормативная база

Есть ГОСТ 278775, который регламентирует утилизацию вторичных черных металлов. Он касается тех металлов, которые используются в процессе изготовления чугунных и стальных отливок, для переработки и повторного использования в металлургических печах, в качестве металлической шихты в тех же печах в процессе выплавки стали и чугуна, а также в производстве ферросплавов.

В 1998 г. был принят Закон «Об отходах», который, по идее, должен был навести порядок в ситуациях, возникающих в связи с утилизацией металлических отходов. В 1999 г. были введены пошлины на экспорт металлолома, которые составили 15 %. В том же году было введено обязательное лицензирование компаний, занимающихся металлическими отходами. А также значительно ограничили права физических лиц, которые занимались сбором и сбытом цветных и черных металлов. Все эти меры были призваны создать цивилизованный рынок вторсырья. Но пока еще наше законодательство в этой области нуждается в реформировании.

Бизнес по переработке оборудования

Что касается ведения бизнеса по утилизации отходов, то, как показала практика, это дело практически не приносит прибыли. Исключение составляет только сбор цветных и черных металлов. Это направление хорошо развивается за счет частных фирм. Их, кстати, сейчас развелось очень много. Такие компании даже предлагают свои услуги в полном демонтаже производственного оборудования. Сюда входит даже отключение станка от всех коммуникаций, включая электрические сети, вентиляционные системы и водопровод. Они могут также снять оборудование с фундамента и разобрать его на составляющие.

Если в такую фирму привезти не подготовленный к утилизации станок, т. е. с резиновыми деталями, маслами и другими компонентами, то цена на такое вторсырье упадет в несколько раз.

Огромной проблемой при утилизации старого оборудования является утилизация смазочных материалов. Чтобы сдать их в переработку, предприятию придется раскошелится. Поэтому зачастую масла и другие продукты нефтепереработки хранятся где-то на территории завода или их просто напросто сжигают, чем наносят огромный вред не только людям, но и окружающей среде.

В ГОСТе 2104686 «Нефтепродукты отработанные» в той части, что касается охраны природы, говорится, что нефтепродукты, которые отработали свое, подлежат обязательному сбору через специализированные учреждения. Этим же стандартом запрещается сливать отработанные продукты нефтепереработки в водоемы, канализационные системы и на почву. Но в жизни переработкой резины, смазочных материалов и масел практически никто не занимается. Поэтому для многих предприятий это является очень большой проблемой.

Какой выход из этой ситуации?

В такой непростой ситуации, которая сложилась в России с переработкой устаревшего оборудования, предприятия должны хотя бы частично сами заниматься утилизацией. Например, старые станки под руководством главного механика могут демонтироваться и разбираться на детали. Далее эти металлические компоненты нужно рассортировать на пригодные к дальнейшей эксплуатации и непригодные, которые можно выбросить на свалку. Послужить еще могут следующие элементы станка:

  • электрические детали;
  • контрольные лампы;
  • пневматика;
  • кнопки и т. д.

Следует обратить пристальное внимание на металлические станины. На них, кстати, можно монтировать новые станки. Особенно это касается чугунных литых станин. Они сделаны еще в прошлом веке (когда не экономили на железе) и отлично выстоялись за все эти годы. Если их хорошо обработать грунтовкой, покрасить, отшлифовать направляющие, то предприятие получит отличную литую станину, которая не идет в сравнение с современными китайскими аналогами. Такая станина будет идеальной основой для любого оборудования. Остальные же металлические детали можно сдать в пункт сбора металлолома.

Если рассматривать проблему утилизации отработанных масел и различных смазочных материалов, то ее можно решить следующим образом. Использовать эти горючие материалы на предприятии в виде топлива для котлов и нагревателей воздуха. В этом смысле можно неплохо сэкономить на обогреве офисных и технических помещений. Правда, такое оборудование очень дорогостоящее, но его выгодно использовать, ведь оно быстро окупается за счет дешевизны топлива.

Современные станки утилизировать намного легче, нежели их предшественников. Ведь они имеют, как правило, стандартный набор компонентов. Они легко сортируются по группам и затем могут повторно эксплуатироваться. Сейчас есть много предприятий, которые приобретают подержанное оборудование с целью дальнейшего использования их деталей в качестве «доноров» для своих работающих станков.

Существуют и другие методы утилизации. Отличным примером может служить одно предприятие в нашей стране, где использовали изношенное оборудование в качестве закрепителя бетонной стяжки под фундамент для новых цехов. Кстати, стяжка получилась крепкая и надежная.

Источник

Правила утилизации оборудования промышленного

ГОСТ Р 55102-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов

Resources saving. Waste treatment. Guideline on the safe collection, storing, transporting and disassembling of the waste electrical and electronic equipment except mercury-containing devices and appliances

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами» (ФГУ «НИЦПУРО»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Обращение с отходами»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N 803-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Читайте также:  Отчет об осмотре оборудования

Введение

В последние десятилетия выросло производство продукции электротехнической и электронной промышленности. В результате вывода из эксплуатации эта продукция превращается в отходы, которые содержат токсичные вещества, представляющие собой существенную угрозу для окружающей среды, жизни и здоровья людей.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации утилизация отходов рассматривается в качестве приоритета обращения с отходами.

Согласно Директиве 2008/98/ЕС* (статья 4) и международным обязательствам Российской Федерации обеспечение приоритета утилизации отходов по сравнению с их удалением должно осуществляться на основе иерархического порядка обращения с отходами, предусматривающего соблюдение такой последовательности:

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

— предотвращение образования отходов;

— предварительная обработка отходов для повторного использования;

— переработка отходов в качестве вторичных материальных ресурсов;

— переработка отходов в качестве вторичных энергетических ресурсов;

Настоящий стандарт направлен на установление требований по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования независимо от года изготовления с учетом вышеуказанной последовательности.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов.

Требования стандарта не распространяются на:

— оборонную продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, продукцию, используемую в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, иной информации ограниченного доступа, продукцию, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессы проектирования (включая изыскания) производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции;

— продукцию и объекты, для которых установлены требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, не относящихся к оборонной продукции, а также процессы проектирования (включая изыскания) производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции;

— оборудование, предназначенное для работы в космосе.

Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в научно-технической, учебной, справочной литературе и других документах, устанавливающих порядок организации и выполнения работ по стандартизации при обращении с отработавшим электротехническим и электронным оборудованием, за исключением ртутьсодержащих приборов и устройств.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30772, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 отработавшее электротехническое и электронное оборудование; ОЭЭО: Отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электротехническое и электронное оборудование (в т.ч. его узлы, части, детали).

Примечание — К ОЭЭО относится оборудование, попадающее в категории, перечисленные в приложении А, и предназначавшееся для использования при напряжении, не превышающем 1000 В для переменного тока и 1500 В для постоянного тока, а также узлы, части и детали указанного оборудования [1].

3.1.2 партия отработавшего электротехнического и электронного оборудования: Одна или несколько единиц отработавшего электротехнического и электронного оборудования (в т.ч. его узлов, частей, деталей), подлежащих единообразному обращению на каждом отдельном этапе технологического цикла отходов.

3.1.3 оператор: Лицо, занимающееся деятельностью по обращению с отходами.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БЗГ — бромсодержащие замедлители горения;

ОРВ — озоноразрушающие вещества;

ОЭЭО — отработавшее электротехническое и электронное оборудование;

ПХБ — полихлорированные бифенилы;

ХИТ — химические источники тока;

ЭТЦО — этапы технологического цикла отходов;

ЭЛТ — электронно-лучевая трубка.

4 Общие положения

4.1 ОЭЭО разделяют на две основные категории:

— ОЭЭО, которое может быть повторно использовано.

Для оценки возможности повторного использования ОЭЭО необходимо провести проверку функционального состояния, соответствующую проверке, которая осуществляется перед распространением нового электротехнического или электронного оборудования соответствующего типа среди конечных пользователей. Данную проверку допускается проводить в любом месте, удовлетворяющем условиям такой проверки. При выявлении неисправностей может осуществляться ремонт ОЭЭО.

— ОЭЭО, которое может быть переработано для целей получения вторичных материальных и энергетических ресурсов.

4.2 Сбор, хранение, транспортирование и разборка ОЭЭО осуществляется в соответствии с общими требованиям безопасности при обращении с отходами соответствующих составов и классов опасности с учетом положений приложения Б.

4.3 Сбор, хранение, транспортирование и разборку ОЭЭО могут осуществлять следующие хозяйствующие субъекты:

— производители электротехнического и электронного оборудования;

— предприятия по переработке ОЭЭО;

— специализированные пункты сбора и хранения ОЭЭО;

— пункты сбора вторичного сырья.

4.4 При сборе, хранении и транспортировании ОЭЭО необходимо обеспечить условия, позволяющие сохранить неизменность свойств ОЭЭО или обеспечение их изменения в пределах, допускаемых производителем для соответствующего этапа жизненного цикла ОЭЭО.

Примечание — Допускается проводить дополнительную обработку ОЭЭО (например, разборку на блоки перед транспортированием), которая при данных условиях транспортирования обеспечит неизменность свойств ОЭЭО.

4.5 Сбор и хранение ОЭЭО организуют так, чтобы перемещение ОЭЭО могло быть осуществлено с помощью подручных технических средств (тележек, конвейеров, рабочих столов и т.д.).

5 Сбор

5.1 При организации селективного сбора ОЭЭО необходимо учитывать следующие особенности ОЭЭО:

— пригодность ОЭЭО к дальнейшей эксплуатации;

— степень износа отдельных блоков и деталей;

— наличие/отсутствие повреждений отдельных блоков и деталей;

— стоимость пригодных к дальнейшей эксплуатации ОЭЭО;

— стоимость материалов, содержащихся в ОЭЭО;

— размер затрат на предварительную обработку ОЭЭО в сравнении с затратами на раздробление ОЭЭО.

При отсутствии возможности осуществления селективного сбора ОЭЭО необходимо предусмотреть возможность формирования партий, обеспечивающих неизменность свойств ОЭЭО.

5.2 Сбор ОЭЭО целесообразно производить в местах, где осуществляется распространение электротехнического или электронного оборудования среди конечных потребителей.

5.3 Сбор различных видов ОЭЭО целесообразно осуществлять в отдельные упаковки, способные обеспечить неизменность свойств для дальнейшего хранения и транспортирования. В отдельные упаковки собирают:

— средства, передающие изображения, с ЭЛТ;

— холодильное оборудование, в котором используются хладагенты;

— системные блоки компьютеров, клавиатура, звукопроигрывающая аппаратура и радиоприемники;

— устройства с жидкокристаллическими экранами;

— пылесосы, стиральные машины и холодильное оборудование, в котором не используются хладагенты,

5.4 При сборе ОЭЭО внешним осмотром проверяют целостность вакуумных приборов в случае их наличия; при этом допускается частичная разборка ОЭЭО. Поврежденные вакуумные приборы или содержащие их ОЭЭО размещают отдельно.

Читайте также:  Уличные площадки для детей с ограниченными физическими возможностями

Источник

Правила утилизации оборудования промышленного

Дата публикации 06.03.2020

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства.

В компьютерах, мониторах, изделиях технического назначения, бытовых приборах, инструментах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Ответственность за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации установлена ст. 15.47 КоАП РФ.

В списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I – IV классов опасности проводятся организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Код классификационных признаков вида отходов в ФККО состоит из 11 разрядов (п. 8 порядка, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Одиннадцатый знак используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;

1 – I-й класс опасности;

2 – II-й класс опасности;

3 – III-й класс опасности;

4 — IV-й класс опасности;

5 — V-й класс опасности.

Таким образом, учреждение на основании ФККО может определить класс опасности отходов. Компьютеры (системный блок, монитор, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Бытовая техника, отходы деревянной офисной мебели также относятся к IV классу опасности, отходы мебели деревянной офисной (с содержанием недревесных материалов не более 10%) — к V классу опасности.

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в учреждении нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списываемом имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, для утилизации подобного имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

Таким образом, сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I – IV классов опасности должна заниматься специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление этой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Этим постановлением также определены правила обращения с ТКО (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель, бытовая техника относится к крупногабаритным ТКО, вывоз которых обеспечивается в соответствии с законодательством региональным оператором, в т.ч. по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Таким образом, если у учреждения заключен договор с региональным оператором на вывоз крупногабаритных ТКО, оно может доставить бытовую технику и мебель на площадку для их складирования. В ином случае необходимо заключить договор с уполномоченной организацией для вывоза таких отходов.

Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Подводя итог, порядок действий при списании основных средств, утративших потребительские свойства, может быть следующим:

  1. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов оценивает, какие детали, комплектующие, материалы выбывающего основного средства могут быть использованы в деятельности учреждения или реализованы на сторону.
  2. Основные средства, которые содержат лом и отходы драгоценных металлов, сдаются организации-переработчику. Поскольку в офисной оргтехнике драгоценные металлы в небольших количествах присутствуют, ее необходимо сдать в переработку.
  3. ТКО доставляются на площадку для складирования, с которой вывозятся региональным оператором.
  4. Другие отходы I – IV классов опасности передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Пунктом 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Аналогичные положения предусмотрены п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта на списание должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден первичными документами.

В то же время законодательство не содержит прямых указаний об обязательном наличии первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Унифицированной формы первичного учетного документа, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. Учреждение вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бюджетного учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Другими словами, казенному учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Таким образом, если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

    • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;
    • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.

Если профильной комиссией казенного учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, то в этом случае составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) не обязательно.

Смотрите также

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Источник