Меню

Высотные кислородные системы новое – хорошо забытое старое

Заоблачный «Арбалет»

Новое оснащение десантника позволяет выполнять парашютные прыжки с высот до 10 000 метров

Комплекс для высотных прыжков умножает возможности десантников

Опыт боевых действий локальных конфликтов начала XXI века демонстрирует возрастающую роль Сил специального назначения. Повышаются и требования к средствам их доставки. Даже такое традиционное из них, как парашют, претерпевает изменения и уже трансформируется в специальный парашютный комплекс для высотного прыжка. Пришло время подробнее рассказать о некоторых его элементах.

В настоящее время в Вооружённых Силах России имеется пока единственная парашютная система специального назначения, принятая на вооружение. Она разработана в ОАО «Научно-производственное предприятие «Звезда» им. академика Г.И. Северина» (НПП «Звезда») и называется «Арбалет». В её линейке система «Арбалет-2» предназначена для прыжков с универсальным грузовым контейнером массой до 50 кг (УГКС-50) с летательных аппаратов (ЛА) на скорости полёта до 400 км/час. Допускается её использование парашютистами начального уровня обучения или с небольшим опытом прыжков на планирующем парашюте. Она может использоваться в качестве учебно-тренировочной парашютной системы, но при этом обеспечивает безопасное приземление парашютиста и груза при десантировании на неподготовленные площадки, а также в сложных метеоусловиях.

Другая система – «Арбалет-1» – предназначена для совершения прыжков с высот до 10 000 метров. Здесь требуется уже более высокий уровень профессиональной подготовки.

Аналогичные работы ведёт АО «Полёт» (Ивановский парашютный завод), но их изделия ещё не прошли госиспытания. Фирма сконструировала парашютную систему специального назначения «Стайр» (Stayer), которая обеспечивает десантирование с высот 400–8000 м на скорости ЛА до 255 км/час – с немедленным вводом в действие и до 350 км/час – с задержкой в раскрытии 3 сек и более. На ней тоже предусмотрена возможность на подвесной системе крепить УГКС-50, вооружение и другое снаряжение десантника.
Главная особенность всех этих систем заключается в том, что они позволяют осуществлять десантирование на удалении от цели более 50 километров. Благодаря этому при определённых условиях становится возможной так называемая скрытная высадка, в том числе и без входа ЛА в зону поражения ряда средств ПВО противника.

Однако, как известно, на высоте более 4000 метров у парашютиста возникает высотная гипоксия – болезненное состояние, связанное с кислородным голоданием. Из-за этого высотные прыжки невозможны без кислородного снаряжения. В рамках научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы «Арбитр» по дополнению к техническому заданию, утверждённому главнокомандующим ВКС и командующим ВДВ, несколько лет шло создание этого элемента парашютного комплекса для выполнения высотного прыжка. К этапу госиспытаний разработчики подошли в конце прошлого года.

Международный военно-технический форум «Армия-2016» стал площадкой, на которой ОАО «НПП «Звезда» и АО «Полёт» продемонстрировали свои разработки и, в частности, кислородное оборудование в комплексе с парашютной системой. В рамках круглого стола по теме «Перспективы развития средств десантирования Вооружённых Сил РФ» о новой разработке доложил заместитель главного конструктора НПП «Звезда» Николай Дергунов.

Прежде всего необходимо отметить немаловажную особенность этого комплекта кислородного оборудования и снаряжения парашютиста (ККО СП). Он выполнен только из отечественных комплектующих и материалов.

Комплект позволяет парашютные прыжки с высот до 10 000 метров, как затяжные, так и парашютированием. В его состав входит бортовой блок (БКО-Б) с кислородным баллоном ёмкостью 8 литров. Имеющегося запаса десантнику хватит на несколько часов полёта. При десантировании блок остаётся на борту ЛА. Его главное назначение – обеспечить десантника кислородным питанием при подъёме на высоту 10 км в разгерметизированной грузовой кабине ЛА. Требуется минимум 30 минут на адаптацию организма к выполнению высотного прыжка. За это время осуществляется десатурация – вымывание азота из крови человека за счёт вдыхания чистого кислорода. Ускорить процесс нельзя, иначе азот, растворённый в крови человека, может перейти в газообразную фазу и прекратить кровоток по сосудам.

Кислородное питание в процессе непосредственного выполнения высотного прыжка обеспечивает вторая часть комплекта – блок кислородного оборудования парашютиста (БКО-П) с баллоном ёмкостью в один литр. Этого запаса хватает минимум на 20 минут. Кислород подаётся струйно через маску КМ-36П, которая входит в комплект. Переход питания с БКО-Б на БКО-П происходит автоматически.

Следующий важный элемент комплекта – защитный шлем из арамидного волокна – ЗШ-17П. На конференции представитель АО «Полёт» выказал сомнение в целесообразности создания ЗШ, не предусмотренного техническим заданием.

Здесь надо отметить, что комплект высотного снаряжения разработки АО «Полёт» на выставках демонстрируется с изделием, скажем так, сильно похожим на американский шлем Sentry, который существенно уступает российским аналогам. Может, он не входит в комплект, но тогда почему используется? У поклонников парашютизма появились и другие вопросы после того, как они увидели в ивановском ККО СП элементы, словно скопированные с зарубежных аналогов. А специалисты фирмы избегают диалога, ссылаясь на коммерческую тайну. При этом настаивают на уникальности комплекта и заявляют, что он полностью отвечает требованиям военных. Тем не менее даже на выставках ивановский ККО СП позиционируется для использования с высоты 8000 метров, т.е. на 2000 меньше, чем у отечественного конкурента. Однако вернёмся к разработке НПП «Звезда».

Как пояснил Николай Дергунов, шлем разработан с учётом имеющегося многолетнего опыта и в соответствии с требованиями ВКС к защитному шлему пилота вертолёта. Новинка обеспечивает оптимальное по функционированию размещение КМ-36П, очков ночного видения и оснащёна ларингофонами, гарнитурой системы радиосвязи. Вторая задача шлема – обеспечение безопасности головы десантника на всех этапах выполнения прыжка, как при раскрытии парашюта, так и от воздействия воздушного потока при парашютировании. Ведь если температура наружного воздуха на уровне моря ноль градусов по Цельсию, то на высоте в 10 000 метров будет минус 50. Добавьте сюда вертикальную скорость снижения при затяжном прыжке. Из-за набегающего потока воздух становится ещё более холодным. Поэтому угроза для десантника получить заболевания, связанные с переохлаждением плохо защищённой головы, – реальность.

Шлем апробирован военнослужащими 45-й отдельной гвардейской бригады специального назначения. К новому изделию претензий нет. Тем не менее конструкторы НПП «Звезда» готовы как к доработке с усилением бронирования, так и к его замене в соответствии с требованиями заказчика.

В прошлом году комплект кислородного оборудования прошёл заводские испытания, на которых присутствовали представители 929-го Государственного лётно-испытательного центра Минобороны им. В.П.Чкалова. Основная часть испытаний прошла в барокамере с имитацией прыжка с различных высот, при различной температуре наружного воздуха вплоть до минус 50 градусов. В инициативном порядке с целью подтверждения функциональности комплекта выполнен практический прыжок с высоты 4000 метров.
Завершая выступление, заместитель главного конструктора НПП «Звезда» отметил, что предприятие готово к серийному выпуску изделия и способно выполнить госзаказ по обеспечению частей Минобороны зарядными кислородными станциями.
Теперь дело за Государственным лётно-испытательным центром. Ему предстоит провести государственные совместные испытания комплектов двух фирм. Как заявил начальник управления воздушно-десантной подготовки ВДВ полковник Михаил Осипенко, при успешном прохождении ГСИ оба комплекта кислородного оборудования в комплексе с парашютной системой будут приняты на вооружение.

Источник

Высотные кислородные системы: новое – хорошо забытое старое.

Мне попалось несколько интересных заметок о кислородном оборудовании.
Возможно, кому-то пригодиться:-))
Прошу об одном — не начинать дискуссию об этичности и спортивности применения кислорода на восхождениях.
Об этом уже все сказано:-))

Читайте также:  Применение датчиков в процессах обогащения угля

90% альпинистов используют кислородные системы при восхождениях на большие высоты. Эти системы стали практически обязательными к использованию теми, кто не имеет опыта восхождений в суровых условиях высоты. Даже некоторые из сильнейших в мире альпинистов должны полагаться на дополнительные преимущества кислорода, находясь выше 8 000 метров.

Важнейшая причина использования кислорода на большой высоте – то, что организм стремится прекратить свою работу, когда его вынуждают находиться на высших точках планеты. Все мы слышали об отеке мозга и отеке легких, обе болезни ассоциируются с недостатком кислорода в организме на высоте. Отек мозга – смертельно опасная ситуация, когда мозг начинает увеличиваться в объеме из-за недостатка кислорода. Если человека не спустить вниз немедленно, последствия могут стать трагичными очень быстро. Яркий пример такого случая можно найти в фильме моего хорошего друга Ланса Трамбулла “ Эверест: восхождение за мир” (http://www.everestpeaceproject.org/) К счастью, тогда ситуация не стала фатальной, но вполне могла бы.

Тенсинг и Хиллари тестируют кислородные системы в Базовом лагере.

Отек легких – еще одна очень опасная ситуация, вызванная недостатком кислорода. Болезнь вызывается тем, что легкие наполняются жидкостью, и становится почти невозможно вдохнуть даже то небольшое количество кислорода, что еще содержится в воздухе. В 1953 году, когда сэр Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей впервые достигли вершины Эвереста, они восходили с новейшими, на то время, кислородными системами. Успех их восхождения привел к тому, что использование кислорода стало почти обязательным среди высотников. Та же система, с некоторыми улучшениями, используется до сих пор. Следующая информация – это то, о чем вы могли не знать:

Кислородные системы закрытого и открытого типов.

Система, которую использовали Хиллари и Норгей, называют системой «открытого цикла». Это означает, что воздух находится в баллоне и поступает через кислородную маску в соответствии с уровнем расхода, установленным альпинистом. Многие их тех, кто штурмует вершину Эвереста, ставят подачу на 4 литра в час.

Кислородная система «открытого цикла» была разработана Томом Бурдиллоном и Чарльзом Эвансом незадолго до успешного покорения вершины Эвереста сэром Эдмундом и Тенцингом. Приблизительно в то же время, Бурдиллон и Эванс разработали другой тип кислородной системы. Она известна как система «закрытого цикла». Эта система перерабатывает воздух, который вы выдыхаете, и позволяет вам использовать выдыхаемый кислород. В 1953 году эта концепция была новой. За три недели до триумфа Хиллари и Норгея, Бурдийон и Эванс протестировали систему закрытого цикла и достигли точки на 300 футов ниже вершины Эвереста. Хиллари и Норгей выбрали нетестированную систему «открытого цикла».

Джордж Финч тестирует кислородную систему в экспедиции 1922 г.

Санди Ирвин производит наладку кислородного оборудования в экспедиции 1924 г.

Том Бурдиллон на Южной предвершине Эвереста в аппарате закрытого типа в 1953 г.

Успех, сопровождающий использование продукта, помогает покорить рынок. Сегодня каждый, кто восходит с кислородом, использует систему «открытого цикла», впервые разработанную в 1953 году. Перенесемся на полстолетия вперед, и сейчас мы можем увидеть возвращение первой кислородной системы, разработанной Бурдиллоном и Эвансом.

Том Бурдиллон и Чарлз Эванс на Южном седле после попытки восхождения

Кислородная система «закрытого цикла» в настоящее время тестируется как способ помочь людям, страдающим от ХОБЛ, хронической обструктивной болезни легких. Эта болезнь убивает 3 миллиона людей в год, и может стать лидирующей причиной смертности в мире к 2030 .
Как пишет британская «Таймс Онлайн», ведущие британские ученые поменяли конфигурацию оригинальной кислородной системы «закрытого цикла» и решили проблему, которая не позволила Бурдиллону и Эвансу достичь вершины Эвереста. По некоторым причинам, оригинальная система становилась ненадежной на большой высоте (свыше 8 000 м). Эта проблема была решена.

Кислородная система закрытого цикла экстраординарна по двум причинам. Когда альпинисты впервые протестировали этот метод, было отмечено, что они могли передвигаться на больших высотах в два раза быстрее, чем используя стандартный ныне «открытый цикл». Также вы можете получать в два раза больше воздуха, во время вдоха, через вашу систему, что облегчает многие опасные проблемы, возникающие на высоте. Кроме того, поскольку система использует переработанный воздух, который вы уже выдохнули, вам никогда не придется беспокоиться о том, что кислород закончится посреди опасного восхождения. Это могло бы спасти жизнь многим альпинистам, которые были застигнуты штормом, или тем, у кого закончился кислород недалеко от вершины.

Новая система будет разрабатываться и тестироваться и дальше, перед тем, как ее выпустят на рынок, но, похоже, что оригинальная система, разработанная в далеком 1953 году, cможет, в конце концов, получить ту оценку, которой, по мнению её создателей, она заслуживает. Не только альпинисты получат преимущества от развития старой технологии, это может помочь и больным людям во всем мире. Она также могла быть полезна водолазам, пожарникам, всем, кому нужна кислородная поддержка во время развлечений или работы.

В альпинистском сообществе применения кислорода с самого начала его использования вызывало ожесточенные дискуссии.

Применение кислорода рассматривается многими альпинистами, как не спортивное поведение и, с одной стороны, хоть и значительно облегчает альпинистам нахождение на предельных высотах, с другой стороны, чревато смертельной опасностью.

Если кислород внезапно закончится, человек мгновенно оказывается в почти безвоздушном пространстве (как в разгерметизированном самолете) со всеми вытекающими последствиями.
Голландские ученые смоделировали на компьютере, что произойдет с человеком, у которого на высоте 8800 метров внезапно откажет кислородный аппарат.

Первым эффектом, который ощутит на себе оказавшийся в такой ситуации человек, будет расширение воздуха в легких и пищеварительном тракте, вызванное падением внешнего давления. Жертва внезапной декомпрессии может существенно повысить свои шансы на выживание, просто выдохнув. Если не выпустить воздух из легких в течение первых секунд, их может просто разорвать, в кровоток попадут крупные пузыри воздуха – и то, и другое ведет к неминуемой смерти. Скорее всего, спасительный выдох окажется криком, который издаст альпинист, осознавший свое положение. Впрочем, этот крик вряд или будет кем-либо услышан – как известно, в разряженном воздухе звуки почти не распространяются.

Только находящиеся рядом друзья могут успеть прийти на помощь.

В отсутствии атмосферного давления вода начнет быстро испаряться, поэтому с поверхности глаз и рта жертвы улетучится вся влага. Начнется вскипание воды в мускулах и мягких тканях, из-за чего некоторые части тела увеличатся примерно вдвое относительно своего нормального объема. Расширение вызовет многочисленные разрывы капилляров, хотя будет недостаточным для того, чтобы порвать кожу. Через несколько секунд растворенный в крови азот также начнет образовывать пузырьки газа, вызывая «кессонную болезнь», от которой страдают ныряльщики: эти пузырьки закупоривают мелкие сосуды, затрудняя циркуляцию крови по организму и вызывая тем самым кислородное голодание тканей.

На открытых участках лица, подвергшихся прямому солнечному излучению после срыва маски, появятся ультрафиолетовые ожоги. Несмотря на жуткий холод, моментальная заморозка жертве не грозит, поскольку в разряженном воздухе тепло будет отводиться от организма очень медленно.

Читайте также:  Документальное оформление списания основных средств

В течение нескольких минут человек будет сохранять трезвый ум и способность к активным действиям. В принципе, этого может оказаться достаточным для принятия срочных мер к спасению. Иначе уже через пару мгновений мозг начнет испытывать острый недостаток кислорода, наступит потеря зрения и ориентации. В разряженной атмосфере газообменный процесс в легких пойдет в обратную сторону: кислород изымается из крови и выбрасывается в пространство, что, в совокупности с кессонными эффектами, ускоряет наступление глубокой гипоксии – кислородного голодания тканей.

Полная потеря сознания случится, в зависимости от особенностей организма, в промежутке от нескольких минут до получаса позднее, причем к этому моменту кожа пострадавшего примет отчетливо синюшный оттенок.

Несмотря на глубокий коллапс, мозг жертвы все еще будет оставаться неповрежденным, а сердце все еще будет биться. Если в течение ближайшего времени пострадавший будет помещен в камеру с кислородной атмосферой, он, скорее всего, довольно быстро придет в себя, отделавшись лишь незначительными повреждениями организма (правда, вызванная гипоксией слепота может сохранятся еще какое-то время). По истечении же часа-полутора давление в кровеносной системе упадет настолько, что кровь начнет закипать, а сердце остановится. После этого возврат к жизни уже невозможен.

Таким образом, время выживания внезапно оставшегося без кислорода человека на вершине Эвереста измеряется очень коротким промежутком времени.

Те же из альпинистов, кто изначально поднимался на вершину без кислорода и смог адаптироваться к высоте не подвергабт себя такой страшной опасности.
Тенсинг и Хиллари остановили свой выбор на аппаратах открытого типа. На то время эта аппаратура функционировала надежнее.

Проверка оборудования в ВС.

Хиллари и Тенсинг на восхождении над Южным седлом.

Хиллари и Тенсинг на высоте 8323 м.

Известнейший снимок. Тенсинг Норгей на вершине Эвереста. 11.30, 29 мая 1953 г.

Кстати, бросилось в глаза странное несоответствие. На восхождении Тенсинг идет в желтой пуховке, а Хиллари — в синей.
А на вершине Тенсинг стоит в синей пуховке.
Одолжил у Хиллари сфоткаться?:-))

В книге Дж.Ханта «Восхождение на Эверест» (можно скачать в сети в десятках мест) довольно много места уделено изучению «кислородного» вопроса.
Очень рекомендую почитать.
Я хочу показать здесь только совершенно фантастические проекты обеспечения альпинистов кислородом.
Все-таки 1 апеля, пора и улыбнуться.

Источник

Прыжки с кислородным оборудованием

Когда вы видите крутые видео с 7-тысячников, 8-тысячников, где восходители, идут с кислородными баллонами, в масках, закономерно возникают вопросы. Практикуется ли кислород на Эльбрусе, нужен ли он? И какие минусы и плюсы в восхождении на Эльбрус с кислородом?

Да, на маршрутах встречаются коллеги, которые поднимают клиентов на Эльбрус вместе с кислородным оборудованием, которое смешивает внешний воздух с кислородом.

Для чего это нужно?

кислород +на эльбрус, восхождение +на эльбрус +с кислородом, сколько кислорода +на вершине эльбруса, восхождение +на эльбрус +с кислородом цена

Кислород на Эльбрусе используется, прежде всего, для экспресс-восхождения за один день. Есть на рынке туристических услуг такой специфический продукт.

Если с точки зрения безопасности и комфорта, пожалуй, такое оборудование не нужно. Тащить с собой на Эльбрус баллон с кислородом, чтобы спасти человека тоже не стоит.

Лучше сделать плавную акклиматизацию, выяснить проблемы с организмом человека, не обманывать его организм наличием искусственного кислорода, подкармливанием. Так что мы против кислорода на Эльбрусе.

Это как прыжок с парашютом в тандеме. Вроде бы, прыгаешь с самолета, но при этом ты — не парашютист, парашютом управляет инструктор, без него прыгнуть невозможно.

То же происходит и при восхождении на Эльбрус с кислородом. Назвать это восхождением, наверное, можно, потому что собственное тельце придется поднять наверх. И 3-4-килограммовый баллон с кислородом в рюкзаке, нужно будет поднять на Эльбрус на себе. Но назвать это полноценным восхождением нельзя.

Можно ли назвать восхождение на Эльбрус с кислородом опытом, полученным в жизни? Нет, нельзя, потому что этот опыт вряд ли применишь где-то еще.

кислород +на эльбрус, восхождение +на эльбрус +с кислородом, сколько кислорода +на вершине эльбруса, восхождение +на эльбрус +с кислородом цена

Сравнить с восхождением на 8-тысячники, тоже нельзя, потому что там кислород в горах требуется как жизненно необходимая вещь. Человек в принципе, на высоте 7 тысяч метров без кислорода умрет на третий день.

На высоте же 5000-5600 метров, как на Эльбрусе, при достаточной акклиматизации, человек спокойно живет без баллонов с кислородом. В этом нет проблемы. Сколько кислорода на Эльбрусе? Ответим на этот вопрос по-простому. В течение 5-7 дней организм присобится, и среда на Эльбрусе станет для него нормальной и родной. Кислород же лишает человека этой возможности.

Кислород в горах лишает человека возможности понять, что такое горы вообще.
Да, расскажете друзьям, что пробыли на Эльбрусе один день. Молодец, крепкий парень. Но был ли человек при этом в горах? Пожалуй, нет. Это больше похоже на аквариум.

Так что кислородное оборудование, скорее, отрицательная штука, чем положительная.
И в заключение. С точки зрения личностного роста и морали, хвалиться тем, что был на Эльбрусе с кислородом, один день, куда другие поднимаются за 11 дней, значит просто кормить свое Эго на пустом месте. Так что лишний раз подумайте, стоит ли использовать кислород при восхождении на Эльбрус и какова будет цена такого восхождения..

Давайте оставим его для 8-тысячников, а Эльбрус — посильная гора для всех желающих, для любого здорового человека. Так что пройдите акклиматизацию и поднимайтесь свободно без кислорода. Успехов вам в восхождении!

Источник



Кислородное оборудование: дышать на высоте и в глубине

Кислородное оборудование: дышать на высоте и в глубине

Фото: «Технодинамика»

Недостаток кислорода в полете может привести к эйфории с последующей потерей сознания. Чтобы этого не допустить, необходимо использовать специальные авиационные кислородные маски, приборы и системы.

Кислородное оборудование холдинга Ростеха «Технодинамика» представлено на бортах различных самолетов и вертолетов. Крупнейшая маркетинговая компания MarketsandMarkets назвала холдинг одним из ведущих мировых производителей кислородных систем для авиации. Впрочем, оборудование холдинга помогает дышать не только пилотам и пассажирам на большой высоте, но и подводникам и аквалангистам на большой глубине.

Для чего нужно кислородное оборудование?

Известно, что в тех слоях атмосферы, где летают гражданские и военные самолеты, состав воздуха постоянен. Благодаря томe, что атмосфера находится в движении, воздух перемешивается, и содержание кислорода составляет одни и те же 21%. Для чего же тогда при полетах на больших высотах нужно использовать специальное кислородное оборудование?

Для нормального дыхания важно не только количество кислорода в воздухе, но и его парциальное давление. Это часть общего давления, которая приходится на долю кислорода в газовой смеси. Парциальное давление влияет на переход кислорода из воздуха в кровь. Чем дальше человек находится от земли, тем парциальное давление меньше. Кровь хуже насыщается кислородом, и наступает кислородное голодание, что в свою очередь приводить сначала к снижению работоспособности, а затем – к обмороку.

Ученый и естествоиспытатель Иван Сеченов, основатель высотной физиологии, так описал признаки гипоксии (кислородного голодания): вялость, сонливость, затруднение в распределении и переключении внимания. В некоторых случаях вместо вялости может, наоборот, наблюдаться эйфория, ослабляющая критическое мышление, что особенно опасно для летчиков.

Признаки высотной болезни были известны еще до первых полетов. Гипоксия долгое время сдерживала альпинистов в покорении главных вершин мира. В комплексе с другими факторами она вызывала горную болезнь. В среднем жители равнинной местности начинают испытывать воздействие высоты уже на уровне 3000 м. Пассажирские самолеты сегодня летают на высоте около 10000 м, а военные – еще выше. Поэтому с развитием авиации вопрос борьбы с высотной болезнью стал еще более актуальным.

Читайте также:  Переоборудование микроавтобуса для перевозки мотоцикла под заказ

Как устроено кислородное оборудование

Начиная с высоты 5000 метров полеты возможны только с использованием герметической кабины, скафандра или кислородных приборов. Авиационное кислородное оборудование увеличивает процентное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе. Такое оборудование устанавливается на все летательные аппараты, поднимающиеся выше 4000 м.

В состав кислородного оборудования входят баллон с запасом кислорода, кислородный прибор, соединительные трубки и маска со шлангом. В современных самолетах часто вместо баллонов используется кислородная система, которая вырабатывает кислород из воздуха.

Для непродолжительного использования применяются кислородные маски открытого типа. Их можно увидеть на учебных и транспортных самолетах, а также в качестве средства спасения в составе ранцевых парашютных приборов. Более современной системой является клапанная маска с герметичным прилеганием к лицу. В этом варианте, в отличие от открытой маски, кислород подается не постоянно, а только во время вдоха.

При полетах на высоте более 12000 метров необходимо повышать давление, с которым подается кислород. Но при повышенном давлении нарушаются процессы перехода кислорода в кровь и выделения из нее углекислого газа. Чтобы уравновесить этот эффект, нужно создать обратное внешнее давление. Для этого пилоты надевают специальные компенсирующие костюмы, плотно облегающие тело в области груди, рук и ног. Чтобы привыкнуть к такой одежде, нужно выполнять упражнения на укрепление дыхательных мышц.

«Технодинамика» в небе

Одним из основных производителей кислородного оборудования в России является научно-производственное предприятие «Звезда» (входит в холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех). Холдинг выпускает кислородные системы и кислородно-дыхательную аппаратуру для всех типов военных и гражданских самолетов и вертолетов. Эти устройства обеспечивают экипаж и пассажиров кислородом как в штатном режиме, так и в экстремальных ситуациях − при разгерметизации салона, при пожаре или катапультировании.

Для гражданских самолетов всех типов «Технодинамика» выпускает кислородную систему экипажа и пассажиров. Для экипажа используются полнолицевые маски и кислородный блок с электронным контролем открытого положения. В случае аварийных ситуаций пассажиры обеспечиваются персональными кислородными масками. Встроенный микропроцессор пассажирского блока осуществляет управление и полный автономный контроль работоспособности с обменом информации по цифровому протоколу. Вся система контролируется блоком электронного управления, связанным с авионикой самолета.

UTK_0339.jpg
Фото: «Технодинамика»

Кислород для системы хранится в баллонах с термокомпенсированным контролем запаса, цифровыми датчиками и обменом информации. Подача кислорода регулируется устройством дистанционного управления с ручным и электронным управлением. Если во время обычного полета кому-то из пассажиров не хватает воздуха, используется переносное кислородное оборудование.

Также «Технодинамика» выпускает кислородное оборудование для военной авиации. Система КС-129 может снабжать кислородом одного или двух пилотов самолетов фронтовой авиации при полетах на высоте до 20 км, система КС-130 − до 12 км. Особенностью систем является способ получения кислорода – он продуцируется из сжатого воздуха, отбираемого от компрессора двигателя самолета. Таким образом, самолеты, использующие это оборудование, обладают неограниченным запасом кислорода и менее зависимы от наземных служб. Системы «Технодинамики» стоят на самолетах Як -130, МиГ-29К(КУБ), МиГ-29UPG, МиГ-35, Су-30МКМ, Су-30МКИ(А), Су-35 и др.

«Технодинамика» под водой

Кислородное оборудование «Технодинамики» так же широко используется подводниками и аквалангистами. Одна из разработок НПП «Респиратор», входящего в холдинг − воздушно-дыхательный аппарат ШАП-Р, предназначенный для обеспечения дыхания водолаза при выполнении им работ на глубинах до 60 м с легочной вентиляцией до 60 л/мин при работе в шланговом варианте, а также в автономном варианте и для экстренных всплытий. Аппарат используется службами МЧС и может работать в условиях сильных загрязнений, например, при разливе нефти. Все узлы аппарата собраны в ударопрочный пластиковый корпус. Его компактные размеры позволяют выполнять подводные работы даже в стесненных условиях.

Еще одна модель «Респиратора» – воздушно-дыхательный аппарат АВМ-15. Этот акваланг предназначен для обеспечения дыхания при выполнении подводно-технических, аварийно-спасательных и других видов водолазных работ в автономном и шланговом варианте на глубине до 60 метров. В модели АВМ-15 используются два баллона емкостью по 7 литров. Кроме сжатого воздуха здесь применяется обогащенная кислородом дыхательная газовая смесь, что значительно повышает эффективность водолазных работ.

0daba7e556013f1fee699e1e22677bb2.jpg

АВМ-15, кроме простоты и надежности, обладает некоторыми отличительными характеристиками, которые обеспечили ему особую популярность. В частности, в состав аппарата входит запатентованное сигнальное устройство «пузырькового» типа, сигнализирующее об израсходовании основного запаса воздуха. Кроме того, аппарат при подключении к нему второго легочного автомата обеспечивает дыхание двух водолазов одновременно. Незамерзающий АВМ-15 был успешно испытан в Антарктике, использовался в числе изделий для подводных погружений в экспедициях проекта «13 морей России».

Кроме АВМ-15, у «Технодинамики» есть аппарат, созданный специально для погружения в холодную воду − АВМ-21 «Морж». При низких температурах выдыхаемый водолазом воздух имеет 100-процентную влажность. Это может стать причиной обмерзания легочного аппарата и, как следствие, перекрытия подачи дыхательной смеси или перехода на постоянную подачу. Благодаря современным техническим решениям «Морж» успешно справляется с данной проблемой. Новый легочный автомат ЛАМ-21 и редуктор ВР-172 рассчитаны на работу при температурах воды до -4 градусов по Цельсию. Для повышения надежности «Морж» снабжен двумя дыхательными трактами, которые могут подключаться к баллонам аппарата независимо друг от друга.

Источник

Прыжки с кислородным оборудованием

Вот что написано в Ситников И.В., Газин В.Н. Воздушно-десантная подготовка. Часть 1.Парашютно-десантные средства, их подготовка и десантирование личного состава: Учебник. М.:2005. – 528 с. по поводу прыжков с кислородной маской (см. пункт 9.3):

На самолетах установлен комплект кислородного оборудования для десантников при совершении ими прыжков с парашютом с высоты более 4000 м и раненых (ККО-ПДР). В этот комплект кроме самолетного обору-дования вхо-дит индивидуальный комплект для обеспечения жизнедеятельности парашютиста-десантника после отделения от самолета. Индивидуальный комплект состоит из кислородного прибора КП-43, кислородного баллона КП-58, кислородной маски КМ-19 со шлангом и разъемами. На борту самолета кислородный прибор КП-43 позволяет подсоединяться к бортовой кислородной системе, а после отделения от самолета питание кислородом осуществляется от баллона, входящего в комплект прибора.
Жизнедеятельность десантников во время высот-ных перелетов обеспечивает самолетное кислородное оборудование, которое включает кислородную маску КМ-19 (рис. 9.17) как индивидуальное средство жизнеобеспечения парашютиста-десантника.

В многочисленной другой литературе всегда считалось, что КМ-19 служит только для дыхания на борту при перелетах, но чтоб с ней прыгать высотные прыжки (. ) читаю в первый раз! Ведь резиновый мешочек, который болтается перед мордой, будет ОЧЕНЬ ЗАТРУДНЯТЬ и наблюдение, да и вообще им будет мотылять, а соответственно и голова во все стороны болтаться.

А есть у кого-нибудь фото КП-43 в сборе?

Покопался в своих загашниках, и нашёл упоминание об одном кислородном девайсе.

Вот картинка из ТОиИЭ на ПСН-66 за 1968 год
[attachment=9621:5_1.jpg]

Источник