Меню

XI Игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты

XI. Игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты

· Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты:

Используемое оборудование: сухой бассейн.

Цель: развитие пространственного восприятия и ощущений, внимания, тактильной ориентировки, снятие мышечного напряжения.

Ход упражнения: ребенку предлагается найти в бассейне шар, который отличается от других (шар может быть больше, мягче остальных).

Используемое оборудование: сухой бассейн.

Цель: развитие цветовосприятия и ловкости рук.

Ход упражнения: ребенку предлагается: набрать и удержать в руках как можно больше шариков; собрать только шарики определенного цвета.

Используемое оборудование: воздушно-пузырьковая колонна.

Цель: развитие воображения, зрительно-моторной координации.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание ребенка на трубку с пузырьками и движущуюся в ней рыбку. Ребенок следит за рыбкой взглядом. Затем педагог предлагает поймать рыбку пальчиком. Ребенок следит за движущейся рыбкой с помощью пальца.

«Поймай пальчиком»

Используемое оборудование: зеркальный шар, магнитофон.

Цель: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание ребенка на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотри, как много звезд! Заметь, одна звездочка улыбается тебе. Вон она полетела. Давай догоним ее — она хочет с тобой поиграть». Ребенок ловит звездочку пальчиком, весело бегает за ней, не отрывая пальчика от отражения звездочки.

«Звездное небо»

Используемое оборудование: световое сенсорное панно «Звездное небо», пуфы- груши.

Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие зрительного восприятия.

Ход упражнения: Ребенок и педагог сидят на мягких пуфах, любуясь панно «Звездное небо». Педагог спрашивает, в какое время уток могут гореть звездочки. Ребенок рассматривает небо, определяя цвет, форму, размер звездочек.

«Цветной водопад»

Используемое оборудование: магнитофон, сухой душ.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, формирование восприятия цвета, создание положительного эмоционального фона, умение выражать словами свои ощущения.

Ход упражнения: Педагог говорит, с какой стороны ребенку проходить под водопадом. Спрашивает: «Какого цвета струйки воды?» Выходя из-под водопада, ребенок делится своими ощущениями, рассказывает, что он чувствовал под струйками воды.

«Цвет тропинки»

Используемое оборудование: сенсорные тропы.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, формирование восприятия цвета.

Ход упражнения: Ребенку предлагается пройти по тропинке, называя цвет каждой части сенсорной тропы.

«Песочный дождик»

Используемое оборудование: песочница с подсветкой.

Цель: развитие тактильного восприятия, регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ход упражнения: Ребенку предлагается сначала медленно, а затем быстро сыпать песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь педагога, на свою ладонь.

· Расслабляющие релаксационные игры и упражнения с использованием сенсорного оборудования:

Ход упражнения: Звучит спокойная приятная релаксационная музыка с шумом морских волн. Психолог: «Представь большой корабль, который отчаливает от берега. Ветер наполняет его паруса, и он движется в открытое море. Теперь представь себя на этом корабле. Ты у штурвала, перед тобой открытое море. Вода искрится на солнце. Ты ощущаешь запах моря и бьющий в лицо ветер. Руками ты чувствуешь деревянную поверхность штурвала. Ты поворачиваешь штурвал то вправо, то влево, ощущая свою власть над кораблем. Ты чувствуешь, что корабль тебе подвластен. Ты наслаждаешься своей силой и прекрасным ощущением свободы. Но тебе пора возвращаться в детский сад. Потянись и на счет «три» открой глаза. Ты чувствуешь себя бодрым и уверенным в себе».

Ход упражнения: Звучит спокойная приятная релаксационная музыка. Психолог: «Представь, что это (пуф-груша) мягкое пушистое облако. Прыгни на него, устройся поудобней и закрой глазки. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Почувствуй, как подул легкий ветерок, и облако медленно поднялось вверх. Рассмотри, что тебя окружает справа, слева, что внизу. Почувствуй, какие запахи окружают тебя, легкое прикосновение ветра к твоему лицу. Облако стало медленно опускаться, и мы приземляемся на полянке. Спрыгнули с облака».

XII. Методические требования к организации занятий в сенсорной комнате

· продолжительность от 7 до 25 минут;

· проводятся в группах по 3-5 человек и индивидуально.

Занятие включает три обязательные части:

1. вводная (ритуал приветствия, разминка);

2. основная (релаксация, игра);

3. завершающая (подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания).

Заключение

Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.

1. Баряева Л.Б. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 39с.

2. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб.: Альма, 2007. – 87с.

3. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. — М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

4. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009. – 250 с.

5. Ольшанская Е.В. Занятия с дошкольниками. – М.: Первое сентября, 2004.

6. Рогов Е. И. Эмоции и воля. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

7. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. – М.: Учитель, 2014. – 127с.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник



Картотека игр для использования в сенсорной комнате (комнате психологической разгрузки) для детей дошкольного возраста

Евгения Соловьева
Картотека игр для использования в сенсорной комнате (комнате психологической разгрузки) для детей дошкольного возраста

«Путешествие по тропе»

Сначала используется одна тропа.

Используют 3 различных тропы (ребристая дорожка, дорожка со следами, тропа с различными наполнителями). Ребенок проходит по тропинке, определяет, что чувствовали его ноги, какие чувства испытывал сам ребенок.

«На море»

Цель. Учить расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение

Ход. Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы лежите или сидите на песочке. Теплый ветерок обдувает ваше тело. Вам тепло и приятно. Он нежно гладит вас по лицу, шее, рукам, ногам — по всему телу. Дышим легко, ровно и глубоко.

Вы спокойно отдыхаете слушаете шум моря и наблюдаете за движением волн. Вам легко и хорошо. Вы отдыхали, отдыхали, но пора в дорогу. Потянулись, улыбнулись, попрощались с морем и встали.

Игры с песком

Читайте также:  Порядок проведения проверки Росздравнадзора

Цель. Развивать воображение, образное мышление.

Ход. Дети строят из песка ландшафт морского дна и заселяют его жителями, разыгрывают воображаемый сюжет.

«Веселые Рыбки»

Цель. Создавать радостное настроение, развивать воображение.

Ход. Дети наблюдают за движениями рыбок, изменением цвета воды, обращают внимание на цвет воды, определяют, что у рыбок веселое настроение. Затем стремятся передать их движения в танце.

Вариант. Наблюдают за одной определенной рыбкой и рассказывают о ней.

Элементы цветотерапии.

Цель. Стимулировать и развивать умение соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

Ход. Дети наблюдают за изменениями цвета воды и рассказывают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, как меняется его настроение после наблюдения за цветом воды.

Игра «Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или банки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправы, мылом, духами, цветами.

Ход. Педагог берет коробочку или банку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех банок, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех банок.

Игра «Вспомни, как они пахнут»

Детям предлагают по рисункам с изображением различных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветвь, небольшой дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники и др.) Вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

Игра «Удар в музыкальный инструмент»

Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание.

Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Ход. Детям предлагают отразить ритм, нарисованный на карте полосками (длинные — медленные удары, короткие — быстрые).

Игра «Ковер-самолет»

для детей от 3 лет.

Материал. Цветная бумага, разноцветные игрушки.

Ход. На полу лежат несколько листов цветной бумаги (сначала не более 3) и игрушки. Показывая лист бумаги, назовите предмет, окрашенный в тот же цвет.

Расскажите сказку о волшебных коврах-самолетах, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Сильный ветер понес ковры-самолеты в тридевятое царство и перемешал все игрушки и ковры. Добрый волшебник подсказал игрушкам, что если они соберутся в группы по цветам, ковры-самолеты снова поднимутся в воздух.

«Мини-огород» в групповой комнате«Мини-огород» в групповой комнате С самого рождения ребёнок является первооткрывателем. Он исследует мир, который его окружает. Наша задача помочь ему. Китайская пословица.

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Конспект занятия в сенсорной комнате (часть 2)Конспект занятия в сенсорной комнате (часть 2) Конспект занятия в сенсорной комнате (Часть 2) Занятие проводится с ребенком до 1 года. Цели: 1. Создание атмосферы для получения положительных.

Конспект занятия в сенсорной комнате «Волшебное путешествие»Конспект занятия в сенсорной комнате «Волшебное путешествие» Занятие в сенсорной комнате. » Волшебное путешествие»Занятие разработано на основе методических рекомендаций — Колос Галины Георгиевны;.

Источник

Коррекционно-развивающие игры с использованием оборудования сенсорной комнаты

Производство Оборудование Технологическое оснащение Развивающие игры

Учитель-дефектолог

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ.

1. ЦВЕТОВАЯ «ТРУБА».

Игры с использованием цветовой «трубы» позволяют решить как обучающие, так и коррекционно-развивающие задачи:

Описание: F:\сенсорная комната\фото 15.02.09\IMG_0114.jpg

Формирование и закрепление знаний о 4ёх основных цветах спектра: красный, желтый, синий, зеленый.

Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.

Организация пространства деятельности: понимание и выполнение инструкции.

Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления.

Развитие моторной координации.

Оборудование: карточки (шарики или кубики) 4ёх основных цветов.

Ход игры: дети занимают места вокруг «пушки», выбрав себе одну из цветных кнопок. Один из участников игры (педагог или ребенок) принимает на себя роль командира и называет или показывает, каким цветом должна «выстрелить пушка». Сидящий рядом с указанной кнопкой ребенок нажимает её, и все остальные вместе стараются назвать цвет появившихся пузырьков — «снарядов». Детям также предлагается понаблюдать, как пузырьки поднимаются снизу вверх, следя за ними глазами.

«Времена года»

Оборудование: карточки (шарики или кубики) 4ёх основных цветов, картинки с изображениями 4ёх времен года.

Описание: C:\Users\света\Desktop\портфолио\новое порт\конспекты\зимняя одежда\э.jpg Описание: C:\Users\света\Desktop\портфолио\новое порт\конспекты\зимняя одежда\весна.jpg Описание: C:\Users\света\Desktop\портфолио\новое порт\конспекты\зимняя одежда\лето.jpgОписание: C:\Users\света\Desktop\портфолио\новое порт\конспекты\зимняя одежда\осень.jpg

Ход игры: в начале игры педагог демонстрирует учащимся изображения времен года. Дети должны назвать каждое время года, указать его основные признаки. Самостоятельно или с помощью педагога подбирают для каждого времени года подходящий цвет и дают объяснение, почему выбран именно этот цвет. Например, желтый – это осень, потому что осенью листья на деревьях желтеют; красный – лето, потому что летом очень жарко; зеленый – весна, потому что весной распускаются новые зеленые листочки и вырастает новая трава; синий – зима, зимой очень холодно, а синий это холодный цвет. Далее педагог убирает картинки с временами года. Дети садятся около «трубы». Ведущий называет одно из времен года, а дети должны нажать соответствующий цвет.

«Какого цвета?»

Оборудование: картинки с изображениями предметов красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Ход игры: 1 вариант — педагог демонстрирует учащимся изображения предметов и просит сначала назвать, а потом нажать на «трубе» соответствующий цвет.2 вариант – сначала педагог демонстрирует картинки, а дети называют цвет предметов. Затем педагог убирает картинки, называет предметы, а дети нажимают на кнопки соответствующего цвета.

Оборудование: вырезанные из толстого не цветного картона рамки треугольной, круглой и квадратной формы разного размера, а также в форме различных предметов: банана, огурчика, яблока, помидора, лимона, колокольчика, бабочки и т. д.

Ход игры: Педагог прислоняет к «трубе» любую из рамок и предлагает «раскрасить» фигурку в названный им или учащимся цвет. Из рамок можно сложить домик или снеговичка и так же раскрасить их разными цветами. Рамки в форме предметов учащиеся должны «раскрашивать» в соответствующие этим предметам цвета.

«Четвертый лишний» (цвет)

Оборудование: по 4 шарика или кубика красного, синего, желтого и зеленого цветов.

Ход игры: педагог или ведущий, выбранный из учащихся, выставляют кубики или шарики так, чтобы 3 были одного цвета, а один другого. Например: 3 зеленых и один синий. Остальные учащиеся нажимают соответствующий лишнему шарику цвет.

«Четвертый лишний» (предмет)

Оборудование: по четыре карточки с изображениями игрушек, посуды, мебели, транспорта и т. д.

Ход игры: педагог рядом с каждой кнопкой «трубы» кладет картинку. Например: рядом с зеленой, желтой и синей картинки с изображениями кубиков, мяча и машинки, а рядом с красной – чашки. Учащиеся выбирают лишний предмет и нажимают соответствующую кнопку – красную.

2. «КАМЕШКИ» (шестигранные пуфики разного цвета и высоты).

С помощью представленного оборудования можно решить следующие задачи:

Описание: F:\сенсорная комната\фото\DSC02206.JPG

Формирование и закрепление знаний о 4ёх основных цветах спектра – красный, желтый, синий, зеленый.

Формирование математических понятий «высокий»-«низкий», «один»-«много».

Развитие пространственных представлений.

Организация пространства деятельности: понимание и выполнение инструкции.

Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления.

Развитие моторной координации.

«Разноцветные камешки»

Описание: F:\сенсорная комната\фото\DSC02044.JPG

Ход игры: Дети двигаются вокруг поставленных рядом «камешков» и по команде педагога все вместе занимают тот пуфик, цвет которого был назван. Затем они встают и снова продолжают движение по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все 4 цвета.

Читайте также:  Противопожарное оборудование в Балаково

Ход игры: Принцип проведения игры такой же, как и предыдущей, только дети должны сесть на высокую горку или на низкую. Педагог акцентирует внимание детей на том, что сидя на высоком пуфике, они не достают ногами до пола. А когда они садятся на низкий пуфик, то ножки упираются в пол.

Ход игры: педагог предлагает построить из «камушков» башню. Акцентируется внимание детей на том, что «камушков» много, а если их ставить один на другой, то получится одна высокая башня. После постройки башню рушит один из детей. Разрушить башню должен каждый ребенок, поэтому она строится столько раз, сколько детей принимает участие в игре.

Оборудование: цилиндр «перекати поле», цветные мячики.

Описание: F:\сенсорная комната\фото 15.02.09\IMG_0165.jpg
Ход игры :цилиндр («перекати поле») ставится вертикально, в него прячут мячик. Педагог предлагает детям встать, потянуться и заглянуть внутрь. Цилиндр оказывается слишком высоким. Чтобы выполнить задание нужно построить лестницу. По инструкции педагога дети сначала ставят самый высокий «камешек», затем средний и низкий. Каждый ребенок забирается наверх, заглядывает в цилиндр и старается назвать цвет мячика.

3. «ТАКТИЛЬНЫЕ ДОРОЖКИ».

Описание: F:\сенсорная комната\фото 15.02.09\IMG_0092.jpg Описание: F:\сенсорная комната\фото 15.02.09\IMG_0093.jpg Описание: F:\сенсорная комната\фото 15.02.09\IMG_0094.jpg Описание: F:\сенсорная комната\фото 15.02.09\IMG_0096.jpg Описание: F:\сенсорная комната\фото 15.02.09\IMG_0097.jpgОписание: F:\сенсорная комната\фото 15.02.09\IMG_0098.jpg

«щетка» «острые камни» «терка» «мышки» «шарики» «галька»

«Тактильные дорожки» помогают реализовать такие задачи как:

Формирование и закрепление понятий длинный, короткий, далеко, близко.

Организация пространства деятельности: понимание и выполнение инструкции.

Обогащение представлений об окружающем мире.

Развитие пространственных представлений.

Развитие общей моторики.

Развитие тактильного восприятия.

Развитие памяти, внимания.

Ход игры: «Дорожки» выставляются одна за другой, последняя должна быть из морской гальки. Педагог предлагает пойти по дорожке к морю. Море далеко и дорожка длинная. Самостоятельно или с поддержкой дети проходят по дорожке. Затем «дорожки» перекладывают в более короткую линию, в конце «мышки». Дети идут в гости к мышкам, которые живут близко и дорога к ним короткая. После дети отвечают на вопросы: куда они ходили? Далеко это или близко? По какой дорожке?

«Что это было?»

Ход игры: Дети щупают, гладят каждую «дорожку» — 3,4 варианта, запоминают название каждой. Затем дети по очереди закрывают глаза и гладят одну из дорожек. Открыв глаза, ребенок должен назвать или показать ту «дорожку», которую он гладил.

Также эту игру можно проводить, опираясь на тактильные ощущения стоп.

4. ТАКТИЛЬНЫЕ НАСТЕННЫЕ ПАННО.

В работе с этим оборудованием очень хорошо использовать уже существующие сказки или выдуманные истории про различных сказочных персонажей.

Описание: F:\сенсорная комната\фото\DSC02153.JPGОписание: F:\сенсорная комната\фото\DSC02137.JPG

Решаемые задачи:

Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти.

Развитие тактильных ощущений, мелкой и общей моторики.

Обогащение представлений об окружающем мире и увеличение словарного запаса, стимуляция речевой активности.

«Три поросенка».

Жили-были три поросенка: Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф. Волка они давно прогнали и дружно обитали в большом доме, который построил Наф-наф.

Перед домом зеленая лужайка – гладим ковер зеленого цвета.

В доме была просторная гостиная – гладим ковер красного цвета.

И уютная спальня – гладим ковер бежевого цвета.

А на кухне пол был железный, что бы легче было его мыть – гладим металлическую пластину.

Однажды три поросенка решили поехать в магазин за продуктами. Перед выходом из дома каждый посмотрел на себя в зеркало и проверил, чистый ли пятачок – смотрим в зеркало, находим нос, глаза, рот.

Открыли дверь – открываем петли.

Вышли на улицу и закрыли дверь – закрываем петли, закрываем шпингалет.

Сели в машину, завели мотор, и колеса быстро-быстро закрутились – крутим колесико.

Сначала дорога шла через лес, в котором росли елки – находим елочки.

За лесом дорога испортилась, на ней было много ям и луж – гладим деревянную пластину с кругами.

Потом дорога стала гладкой и прямой – гладим реечки.

В магазине поросята купили красные круглые помидоры, зеленую капусту и желтую головку сыра – находим кружочки и шарики соответствующего цвета.

Когда поросята вышли с покупками, они увидели, что машина очень грязная и решили заехать на мойку – крутим щетку, держась за ручку.

Приехав домой, они открыли дверь – открываем шпингалет и петли.

Все покупки поросята отнесли на кухню – вспоминаем и показываем, где кухня.

А потом дружно пошли на лужайку, полежать на травке — гладим ковер зеленого цвета.

«Зайки-попрыгайки».

Далеко-далеко, за горами, за морями в одном сказочном лесу – показать елочки — жили зайки-попрыгайки.

У них были длинные ушки, вот такие – сложить ладошки «ковшиком» и приставить к голове, пошевелить «ушками».

У каждого зайчика была своя норка с круглой дверкой – обводим пальчиками круги на деревянной панели с кругами.

Зайчики очень любили играть и прыгать с пенечка на пенёк – находим круглые цилиндры.

А еще они любили кататься на большом бревне. Бревно было старое, поросшее мохом и поэтому оно было мягким — крутим щетку, держась за ручку.

В лесу было красивое озеро. Когда стояла безветренная погода, озеро было гладким как зеркало, и зайчата любовались своим отражением – гладим зеркало и смотрим в него, находим нос, глаза, рот.

А если дул ветер, то на озере поднимались волны – гладим металлическую панель с волнами.

Источник

Примеры занятий в сенсорной комнате

Примеры занятий в сенсорной комнате Lumo

Примеры занятий в сенсорной комнате

Сенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье взрослых и детей. Очень важны примеры занятий в сенсорной комнате для эффективной работы с ее посетителями.

Комната оборудована по особому проекту специалистов. Занимаясь дизайном помещения, мы учитывали силу цвета, поскольку цветовая гамма оказывает значительное воздействие: на подсознательном уровне мы чувствуем энергетику того или иного цвета.

В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей и взрослых охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

  1. Вводная (ритуал приветствия, разминка)
  2. Основная (релаксация, игра)
  3. Завершающая (подведение итогов, ритуал прощания)

Организация работы

Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок
  • создание положительного эмоционального состояния
  • формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела
  • облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло
  • формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии
  • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей)
  • развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей)
Читайте также:  Оборудование для пауэрлифтинга от производителя

Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.

Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

Принцип комплектования группы: добровольное участие.

Метод работы: релаксация.

Методики работы:

  • цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света)
  • звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки)
  • ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека)

Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия
  2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление
  3. Входящая диагностика (наблюдение; беседа)
  4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация)
  5. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты)
  6. Выходящая диагностика (наблюдение, беседа)
  7. Обобщение
  8. Ритуал прощания

Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:

  • Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты)
  • Наличие знаний и опыта работы
  • Доброжелательность, открытость

Примеры используемого оборудования:

  1. Пузырьковая колонна
  2. Мягкое основание для колонны
  3. Комплект зеркал для колонны
  4. Набор СD для релаксации
  5. Фонтан водный (настольный)
  6. Пучок фиброоптических волокон
  7. Источник света к фибероптическому волокну
  8. Панель Бесконечность
  9. Проектор неба Laser Stars
  10. Зеркальный шар с приводом D25
  11. Источник света для зеркального шара
  12. Сухой бассейн 150 x 150 см
  13. Шарики для сухого бассейна
  14. Мягкие маты на пол и стены

Оценка эффективности работы:

По результатам наблюдений педагога, педагога-психолога, врача.

Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, формировать умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.

Источник

Упражнения в сенсорной комнате для дошкольников

Составитель: Шестова Юлия Владимировна, педагог-психолог «Молодежный центр» города Сарова.
Описание материала: Предлагаю вам учебно-методическую разработку, включающую упражнения и игры с использованием специального оборудования в условиях сенсорной комнаты для проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения в сенсомоторной сфере, а также с детьми, не имеющими подобных отклонений.
Упражнения и игры подходят для детей раннего (1-3 года) и дошкольного возраста (3-7 лет).
Данный материал будет полезен педагогам-психологам.

Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами и находит своё отражение в многообразии свойств отдельных предметов и явлений. Маленькому ребёнку первоначально сложно ориентироваться во внешнем мире, он старается исследовать, познать, изучить всё, что его окружает, и только так получает бесценный опыт и необходимые знания о свойствах предметов и явлений.

Для ориентировки во внешнем мире у человека есть органы чувств и специальные психические процессы: ощущение и восприятие. Ребёнок, находясь в постоянном взаимодействии с окружающими предметами, изучает их частные свойства и характеристики, постепенно формируя общие представления о понятиях, что создаёт предпосылки для становления его собственной картины мира.

В процессе исследования внешнего мира, развивающийся в соответствии с возрастными нормами ребёнок активно использует все органы чувств. Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом. В то же время, учёными давно установлено, что не только нарушения в работе органов чувств и высших психических функций, но и бедный мир сенсорных ощущений приводит к замедлению темпов психического развития. Таким образом, сенсорная депривация (искусственно обеднённая окружающая среда) и нарушения в сенсорно-перцептивной сфере – факторы, тормозящие развитие ребёнка.

Педагогами и психологами подчёркивается значение специально организованного сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте, которое способствует оптимальному развитию познавательной деятельности ребёнка, влияет на успешность школьного обучения, подготавливает ребёнка ко всем видам физической и умственной деятельности.

В связи с этим можно отметить значительную роль сенсорной комнаты в развитии сенсорной сферы ребёнка. Сенсорная комната – целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние.

Особое значение сенсорная комната имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.

Дети с нарушением в работе того или иного анализатора испытывают серьёзные трудности в процессе восприятия. К таким детям с первичным сенсорным дефектом относятся дети с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие), зрения (незрячие, слабовидящие), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда первичным нарушением являются двигательные расстройства, не позволяющие ребёнку испытывать полноценные тактильные ощущения.

При полном поражении работы анализатора (тотальная слепота, глухота, детский церебральный паралич) недостаток поступающей информации нарушает весь ход психического развития ребёнка. Дефицит сенсорных стимулов оказывается настолько масштабным, что при отсутствии целенаправленной работы по замещению недостающей информации другой от здорового анализатора ребёнок не может сформировать целостного представления об окружающем мире и, соответственно, ориентироваться в нём.

Таким образом, занятия в сенсорной комнате с использованием специального оборудования и грамотно подобранных упражнений и игр, благотворно влияют на развитие и коррекцию нарушенных функций у детей с ОВЗ. Это обусловливает актуальность и значимость данной работы.

В данной работе приведён перечень упражнений и игр, проводимых с детьми в сенсорной комнате, подобранных с учётом нарушения у них того или иного анализатора. Упражнения так же могут иметь профилактический характер и применяться в работе с детьми, не имеющими отклонений в развитии сенсомоторной сферы.

Используемое оборудование: световой стол для рисования песком.
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, воображения.
Ход упражнения.
Педагог-психолог рисует на песке круг, говорит, что это солнце, и солнышко радостное, рисует ему глазки и улыбку. Затем вместе с ребёнком рисуют лучики солнцу. Далее педагог-психолог рассказывает, что выглянула туча, пошёл дождь, и предлагает ребёнку посыпать солнышко дождём, пока оно не исчезнет. Затем педагог-психолог говорит, что дождь закончился, и солнце выглянуло из-за туч, снова рисуют вместе с ребёнком радостное солнце.

Сенсорное развитие является важной задачей в раннем и дошкольном возрасте, ведь источником знаний ребёнка данного возраста является чувственный опыт. Чем совершеннее ребёнок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и эффективнее он развивается.
Сенсорная комната со специальным оборудованием и рационально подобранными упражнениями являются мощным инструментом для расширения и развития сенсомоторных и познавательных навыков ребёнка; стимуляции ослабленных и нарушенных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развития двигательных функций, нормализации психоэмоционального состояния. Упражнения позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребёнка, в том числе у детей с ОВЗ, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социум.

Источник