Меню

Закупка оборудования для поликлиники

Сумму расходов на закупку оборудования для больниц поднимут до 500 тыс. руб.

Медицинские организации смогут приобрести за счет средств территориального Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) оборудование дороже 100 тыс. руб., без риска получить штраф. Соответствующий законопроект планируют внести в Госдуму, пишет «Парламентская газета».

Как пояснил депутат от «Единой России» Василий Шишкоедов, сейчас по закону в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования заложены в том числе расходы на приобретение оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу. Если больница или поликлиника пытается купить оборудование на более крупную сумму, она получает предписание о нарушении. Если же медорганизация все равно совершает покупку, ее привлекают к ответственности по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ и выписывают штраф от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

«Проблема складывается из-за того, что предельная сумма расходов на приобретение единицы основных средств, включаемая в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, не менялась с 2012 г.», – сказал Василий Шишкоедов.

За это время цены сильно изменились. Сегодня к оборудованию дороже 100 тыс. руб. относятся в том числе аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), дефибрилляторы, гидромассажные ванны, подъемники для перемещения пациентов, оборудование для роботизированной механотерапии верхних и нижних конечностей, аппараты для кардиоинтервалографии и так далее. Из-за устаревших лимитов медорганизации не могут закупить все необходимое им для лечения пациентов оборудование, рассказал депутат.

Согласно разработанному законопроекту, предлагается увеличить сумму расходов на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) со 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. за единицу. По мнению автора, это позволит более качественно оказывать медицинскую помощь, с соблюдением всех стандартов.

Концепцию документа уже поддержали в Минздраве и Минфине. Сейчас его внесли в Координационный совет по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия». В случае одобрения законопроект внесут в Госдуму.

Источник

Столичные больницы получили новейшее медоборудование по уникальной технологии закупок

«Для столичных медицинских организаций запланировано приобретение около 6 тысяч единиц различного оборудования — компьютерных и магнитно-резонансных томографов, ангиографов, маммографов, аппаратов для рентген- и ультразвуковой диагностики и другой техники. Оборудование будет поставлено до конца 2023 года. Уже закуплено более 5 тысяч единиц техники, из которых 40%, более 2000 единиц, уже поступили в городские больницы и поликлиники и постепенно вводятся в эксплуатацию. Около 1300 единиц новейшей техники поставлено в стационары, свыше 700 единиц — в поликлиники. Обновление парка медицинского оборудования расширяет возможности для диагностики и лечения и является очередным шагом по внедрению единой цифровой платформы столичного здравоохранения. Все закупаемое оборудование может быть интегрировано в общее информационное пространство. В результате врачи в режиме онлайн получают доступ к результатам исследований и снижается риск ошибок».

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Значительная часть поставленной техники — современные УЗИ-аппараты. Более 1800 единиц уже доставлено в медицинские организации. Также в больницы и поликлиники Москвы поставлено более 70 единиц гибкого эндоскопического оборудования, применяемого для диагностических исследований при бронхо-, гастро- и колоноскопии. Медицинские организации также получили 24 компьютерных томографа, 31 рентгендиагностический аппарат, 3 маммографа и другую современную технику.

По словам Анастасии Раковой, часть уже поставленной аппаратуры поступила в поликлиники, в которых завершился капитальный ремонт. В соответствии с требованиями нового московского стандарта обновленные поликлиники получают дополнительное диагностическое оборудование, в том числе экспертного класса. В частности, уже поставлено 118 единиц различной медицинской техники, включая 91 аппарат УЗИ, маммографы, а также установки для рентгендиагностики различных моделей.

Обновление и модернизацию парка медицинской техники Департамент здравоохранения Москвы проводит с декабря 2019 года. Особенностью этой программы является формат закупок: оборудование приобретается по контрактам жизненного цикла, по которым поставщик гарантирует ее работоспособность на протяжении всего срока эксплуатации. Это повышает качество и доступность медицинской помощи, поскольку минимизирует простои оборудования, связанные с техническим обслуживанием или ремонтом. За счет долгосрочного характера контрактов удается обеспечить оптимальное соотношение цены и качества как приобретаемого оборудования, так и стоимости его обслуживания.

Источник

Инструкция по закупке медицинского оборудования и медизделий

Госзакупки медицинского оборудования — это приобретение необходимых медизделий с учетом всех действующих нормативов. В период распространения коронавирусной инфекции действуют особые правила заказов.

Скачать Постановление Правительства РФ №323 от 21.03.2020 об авансировании медизделий
Скачать Постановление Правительства РФ №324 от 21.03.2020 об авансировании медизделий
Скачать проект приказа Минздрава о новом порядке определения НМЦК
Скачать проект Постановления Правительства о новом порядке формирования лотов
Скачать проект Постановления Правительства об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий
Скачать типовой контракт на поставку медицинских изделий

Заказ медизделий в период коронавирусной эпидемии

Распространение коронавирусной инфекции внесло определенные коррективы в госзакупки медицинских изделий и оборудования во время режима повышенной готовности. Так, начиная с марта, у заказчиков появилась возможность проводить закупку необходимой продукции, работы и услуги по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (письмо №24-06-06/21324 от 19.03.2020). Распространение коронавируса признали обстоятельством непреодолимой силы, поэтому организации вправе заключать контракты с единственным поставщиком для закупки любых товаров, работ и услуг, требуемых из-за режима повышенной готовности.

Но Федеральная антимонопольная служба рассуждает иначе. Специалисты ФАС допускают такие заказы, если есть прямая причинно-следственная связь между предметом контракта и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий эпидемии коронавируса в России (письмо ФАС №ИА/21684/20 от 18.03.2020). Для таких госзакупок не применяется условие об отсутствии в перечне, утвержденном РП №1765-р от 30.09.2013.

Дополнительной мерой поддержки стала возможность авансирования при заказах медицинского оборудования (ПП РФ №323, 324 от 21.03.2020). Теперь у Минпромторга появилась возможность выплачивать полный аванс (100%) за:

  • установки обеззараживания воздуха;
  • бесконтактные термометры;
  • теплотелевизионные регистраторы;
  • аппараты ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
  • аппараты экстракорпоральной мембранной оксигенации.

Такие заказы включают работы и услуги по доставке в федеральные ведомства и региональные медицинские организации и по установке и расширенному гарантийному обслуживанию указанного оборудования.

Правительство РФ готовит еще одно постановление — о введении ограничений и условий допуска стентов для коронарных артерий (ст. 14 44-ФЗ). После его вступления в силу заказчикам придется отклонять все заявки с предложением о поставке иностранной продукции. Таким участникам отказывают, если есть хотя бы одна заявка, полностью соответствующая требованиям документации и извещения. Страну изготовления товара удостоверяют в сертификате установленного образца или заключением о подтверждении производства продукции на территории РФ.

Читайте также:  Оборудование для полива газона gardena

В период карантина 2020 года Минпромторг выпустил проект новых распоряжений и постановлений, связанных с закупкой медоборудования и медикаментов. Если закупка проводится конкурентным способом, нельзя включить в один контракт или лот медизделия различных видов (п. 2 ч. 29 ст. 34 44-ФЗ). Исключение — госконтракты с НМЦК не выше 300 000,00 рублей.

Лотирование медицин оборудования при государственных закупках

Определение НМЦК

Порядок определения начальной (максимальной) цены госконтракта на поставку медизделий описан в проекте приказа Министерства здравоохранения. Минфин опубликовал этот нормативный акт еще в ноябре 2019 года. Цену на изделия, оборудование, расходные материалы и технические услуги на время действия гарантии рассчитывают в соответствии с п. 1, 3, 5 ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Приоритетный метод — сопоставление рыночных цен. Для анализа информации используют следующие источники:

  1. реестр контрактов в ЕИС. В расчет берутся госконтракты, исполненные в течение года до момента расчета НМЦК без применения к поставщикам штрафных санкций;
  2. предложения потенциальных исполнителей. Заказчики запрашивают актуальные сведения о стоимости изделий, оборудования, эксплуатационных работ и услуг. Другой вариант — использование открытой и общедоступной информации о рыночных ценах (ч. 18 ст. 22 44-ФЗ);
  3. сведения, полученные после размещения запросов цен в Единой информационной системе. Заказчику необходимо опубликовать минимум три таких запроса.

Формула расчета НМЦК такова (п. 8 проекта приказа):

В приказе описана ситуация, когда закупка медицинских изделий по 44-ФЗ производится без учета в стоимости расходных материалов и технического обслуживания, если это указано в техдокументации производителя. Цену единицы товара рассчитывают так (п. 4 проекта приказа):

Начальная цена медицинских изделий и оборудования в период гарантии по эксплуатации (сведения указывают в техдокументации) исчисляется по этой формуле (п. 5 проекта приказа):

Там же прописано, как определить стоимость расходных материалов для каждой позиции изделия, используемых при его эксплуатации по гарантии:

Стоимость расходных материалов определяется по объемным показателям здравоохранительных услуг, которые предоставляет организация в соответствии с госстандартами и рекомендациями по оказанию медицинской помощи населению. Значения цен каждой единицы медизделий и расходных материалов прописываются с учетом налога на добавленную стоимость (если эта продукция облагается НДС).

НМЦК медизделия и его техобслуживания в период действия гарантии определяется так (п. 6 проекта приказа):

А начальную цену единицы изделия, расходных материалов и ТО во время гарантийного срока рассчитывают по такой формуле (п. 7 проекта приказа):

Стоимость необходимых расходных материалов определите следующим образом:

Все изделий и расходные материалы, которые облагаются НДС, в формулах рассчитываются с учетом налога на добавленную стоимость.

Вот в чем заключается новый порядок расчета начальной (максимальной) цены или цены единицы медизделия. При расчете гарантийного срока используются специальные коэффициенты. Общий срок гарантии — не более 3 лет (36 месяцев), коэффициент за один год (12 месяцев) равен значению 1,0.

Если определить количественные показатели (объем поставки медицинской продукции, расходных материалов, выполняемых работ техобслуживания) невозможно, обосновывайте НМЦК по нормативам из ч. 24 ст. 22 44-ФЗ.

Проект приказа закрепляет не только порядок расчета начальной цены, но и другие правила. Вот как осуществляется закупка медицинских услуг по 44-ФЗ по-новому:

  1. Если закупаете медизделия и оборудование у единственного поставщика (ч. 4 ст. 93), рассчитывайте и обосновывайте НМЦК по нормам Федеральной контрактной системы.
  2. Если это закупка продукции, подлежащей государственному ценовому регулированию и включенной в реестр предельных отпускных цен, проверьте стоимостные показатели. Цена единицы изделия находится в пределах зарегистрированной отпускной цены. В это значение уже включены региональные оптовые надбавки, фактическая отпускная стоимость и НДС (если товар облагается налогом).
  3. Если госзакупка продукции с регулированной ценой не состоялась по причине отсутствия, недопуска или отклонения всех заявок, следующий заказ проводится по предельной цене из госреестра. Это правило применяется к медизделиям, которые одновременно относятся к одному виду номенклатурной классификации продукции и такой же позиции в КТРУ. В стоимости учитываются предельная величина оптовых надбавок, фактическая отпускная цена и НДС (если товар облагается налогом).

Для продукции, которая не подлежит государственному ценовому регулированию (или же предельная цена не зарегистрирована в госреестре), и заказ которой признан несостоявшимся (отсутствие или недопуск заявок, отклонение всех участников), заказчик корректирует план-график и проводит новую процедуру с тем же объектом закупки — электронный запрос предложений (п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ) или иной тендер по нормативам Федеральной контрактной системы.

Госзакупка медизделий

Медицинские изделия — это продукция, которая применяется для здравоохранения с целью профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Медицинские товары используются и для реабилитации, восстановления мониторинга состояния организма, исследований и диагностики. К таким товарам относятся (ч. 1 ст. 38 323-ФЗ от 21.11.2011):

  • инструменты;
  • приборы;
  • аппараты;
  • оборудование;
  • расходные материалы;
  • специальное программное обеспечение, используемое в сочетании с медизделиями;
  • прочие специализированные принадлежности.

Функциональное назначение медицинской продукции не связано с фармакологическим, иммунологическим и генетическим воздействием на организм человека.

Многие медизделия взаимозаменяемы. Взаимозаменяемость доказывается сравнением функций и технических характеристик таких принадлежностей. Номенклатурную классификацию продукции определяет Минздрав в Приказе №4н от 06.06.2012. Для заказчиков действует онлайн-сервис проверки на официальном сайте Росздравнадзора.

Заказчики проверяют классификационную принадлежность, код и описание закупаемых товаров по наименованию.

Регистрацией занимается Росздравнадзор. Ведомство выдает регистрационное удостоверение по форме, утвержденной приказом №40-Пр/13 от 16.01.2013. Приобретать товары, не прошедшие регистрацию, нельзя. Если вы закупаете медизделия, запросите у исполнителя подтверждающую документацию. Вот что требуется для поставки медицинских товаров через тендер (укажите это требование во всех документах заказа):

  • регистрационное удостоверение;
  • техническая документация;
  • описание условий эксплуатации.

Порядок применения и требования к этим документам закреплены в приказе Минздрава №11н от 19.01.2017.

Медицинская продукция относится к товарам, в отношении которых применяется национальный режим по ст. 14 44-ФЗ. Объявляя закупку, установите ограничения на допуск зарубежной продукции. При разработке закупочной документации воспользуйтесь перечнем №1 и 2 из ПП РФ №102 от 05.02.2015 (п. 29 Обзора судебной практики №2, утвержденный президиумом ВС от 17.07.2019).

Для государственных и муниципальных заказчиков обязательно применение преференций при закупке медизделий, приборов и оборудования. Как правильно устанавливать такие ограничения, смотрите в таблице.

  • полностью соответствуют требованиям закупочной документации;
  • предлагают поставить товары из стран ЕАЭС;
  • не предлагают один и тот же товарный вид одного производителя или группы производителей.

Если вы не отклонили заявки с иностранной продукцией, перед тем, как применить условия допуска, проверьте наличие медицинские изделия в перечне к приказу №126н.

Акт готовят специалисты Торгово-промышленной палаты. Для продукции из стран ЕАЭС используется аналогичный документ, который выдает уполномоченная организация этого государства. Заявки с предложением иностранной продукции отклоняют, если допущены хотя бы две заявки, которые:

  • соответствуют требованиям документов заказа;
  • содержат предложение о поставке товаров из стран ЕАЭС;
  • не включают один и тот же товарный вид одного производителя или группы производителей;
  • предлагают поставку продукции из перечня №2 с процентной долей стоимости иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции, соответствующей ПП №967;
  • подтверждают соответствие поставляемой продукции из перечня №2 по ГОСТ ISO 13485-2017.
Читайте также:  Домовладельцы столичного региона выбирают газовое отопление

Заказчики обязаны применять ограничения по госзакупкам стоматологических материалов, которые относятся к классу медизделий. Если стоматологические приборы, оборудование или расходные материалы — это медизделия, требуйте у участников в составе заявки регистрационное удостоверение (пропишите это в документации). Но такая возможность действует только для электронного аукциона (п. 3 ч. 5 ст. 66 44-ФЗ). В электронном запросе котировок требовать регистрационные документы нельзя.

Приобретение медицинского оборудования и расходных материалов

Медицинское оборудование используется для лечения и диагностики, восстановления и ухода за пациентами здравоохранительных организаций. Характерные особенности закупки медицинского оборудования по 44-ФЗ связаны с функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками таких товаров. Оборудование не всегда целостное, для некоторых изделий поставки включают комбинации блоков и систем, датчиков и мониторов. Комплектность состоит не только из одного аппарата, но и расходных материалов, обеспечивающих бесперебойную работу изделия.

Перед проведением закупки подготовьте обоснование медико-экономического характера. Это необходимо для соблюдения рекомендаций региональных властей.

Многие виды медоборудования входят в аукционный перечень (РП №471-р от 12.03.2016). Если товар есть в перечне, закупку проводят в форме электронного аукциона. Законодатели допускают и другие способы, кроме конкурса, но электронный аукцион в приоритете. Ищите приобретаемую продукцию по ОКПД2:

  1. 26 — «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое». К этой группе относят компьютерные томографы, профильные рентгенографические аппараты, запасные части, платы к оборудованию. Коды 32.50.12, 32.50.13.120, 32.50.13.190 исключены из этой группы.
  2. 27 — «Оборудование электрическое». Закупаются лампы и некоторые комплектующие для оборудования.
  3. 32.5 — «Инструменты и оборудование медицинские». Это терапевтическое и дыхательное оборудование.

При подготовке документов заказа и разработке проекта контракта используйте типовые контракты по медицинскому оборудованию в 2020г (есть в библиотеке типовых контрактов в ЕИС). Проверьте необходимость использования типового контракта по ОКПД2.

На закупки медоборудования распространяются правила национального режима по ст. 14 44-ФЗ. Преференции установлены для отечественного оборудования и товаров из стран ЕАЭС (приказ Минфина №126н от 04.06.2018). Включите в закупочную документацию требование о подтверждении страны происхождения продукции (п. 1.6 приказа №126н). А ограничения и условия допуска применяйте, если оборудование есть в Перечне №2 из ПП РФ №102. К заявкам с предложением иностранного товара применяется правило «третий лишний».

Для некоторых товарных групп устанавливают запрет на допуск иностранного оборудования. Это требование относится к коду ОКПД2 29.10.59.170 — «Медкомплексы на шасси транспортных средств» (ПП РФ №656 от 14.07.2014). Условия допуска не применяют к товарам, в отношении которых действует правительственный запрет (ч. 3, 4 ст. 14 44-ФЗ, пп. «г» п. 2 приказа №126н). И еще один нюанс: исполнители обязаны поставлять медицинское оборудование с лицензией (99-ФЗ от 04.05.2011). Запрашивайте у участников разрешение на производство и техобслуживание медицинской техники и оборудования.

Заказ лекарственных препаратов

Закупка лекарств подлежит особому государственному регулированию. Это обусловлено социальной значимостью продукции и необходимостью контроля над оборотом медикаментов.

При госзакупках лекарственных средств обязательно соблюдайте порядок применения национального режима (ПП РФ №1289 от 30.11.2015) и запрашивайте у участников регистрационное удостоверение и лицензию на производство препаратов и осуществление фармакологической деятельности (99-ФЗ от 04.05.2011).

В документации ссылайтесь на МНН — международное непатентованное наименование лекарств. Если МНН отсутствует, укажите химическое или группировочное наименование. Цены сверяйте в госреестре предельных цен.

Источник



В 2021 году для больниц и поликлиник планируют закупить новую цифровую медтехнику

В 2021 году для больниц и поликлиник планируют закупить новую цифровую медтехнику

39 миллиардов рублей потратят в следующем году на обновление и модернизацию оборудования больниц и поликлиник. Это предусмотрено проектом бюджета Москвы на 2021 год, который был представлен на заседании Мосгордумы.

Программа закупки нового оборудования по контрактам жизненного цикла начата в этом году и продолжится в следующем. Такие контракты позволяют прогнозировать расходы бюджета, поскольку поставщик обязан обслуживать и ремонтировать оборудование в течение всего срока его эксплуатации.

Новое оборудование заменит технику, которая закупалась семь — 10 лет назад. Это позволит дооснастить медицинские учреждения, в том числе те, в которых проводится капитальный ремонт. Благодаря программе закупки оборудования поликлиники будут соответствовать современным стандартам.

Новое оборудование цифровое, его интегрируют в единое цифровое пространство столицы, что позволит увеличить качество диагностики.

Помимо диагностического оборудования, планируется закупить технику для хирургии, акушерства, неонатологии и реанимации новорожденных, гемодиализа, а также стерилизационное, дезинфекционное, офтальмологическое и лор-оборудование.

Источник

Закупки медицинского оборудования в 2021 году

Медицинское оборудование

Государство уделяет особое внимание регулированию рынка медицинских изделий и техники, поэтому закупки медицинского оборудования – один из самых сложных видов закупок. Помимо правил, регламентирующих ситуацию на рынке медтехники и медицинских изделий необходимо учитывать также и специальные нормы, касающиеся непосредственно проведения закупок для государственных нужд в этой области. Кроме того, в связи со сложностью проблематики не все вопросы подлежат детальному урегулированию и необходимо учитывать специфику оборудования в каждом конкретном случае.

Особенности закупки медицинского оборудования

Закон «Об охране здоровья граждан» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. предъявляет требования о госрегистрации к медицинским изделиям, в том числе к любым медицинским аппаратам, инструментам и их принадлежностям.

Соответственно, закупка медоборудования также возможна только в случае, если оно прошло госрегистрацию и включено в реестр Росздравнадзора.

При осуществлении закупок, предполагающих монтаж и наладку медицинского оборудования заказчики обязаны включать в документацию требования о наличии у исполнителей соответствующей лицензии.

Специальные требования при закупках медоборудования предъявляются также к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя медицинского программного обеспечения (Приказ Минздрава от 19.01.2017 г. №11н):

— к обоснованию закупки;

— к формированию НМЦК;

— к соблюдению национального режима.

Кроме того, при закупках медицинского оборудования обязательно использование типовых контрактов.

Для закупки медоборудования практически во всех случаях нужно проводить электронный аукцион, за исключением следующих случаев:

— при НМЦК менее 500 тыс. руб. можно провести запрос котировок;

— при НМЦК менее 600 тыс. руб. можно закупать оборудование у единственного поставщика (а с 01.04.2021 г. также возможны закупки на сумму менее 3 млн. при условии закупок через «электронный магазин»);

Читайте также:  Техническое оснащение автосалона

отдельные виды медоборудования, а именно, ортопедические изделия и некоторые виды протезов не включены в аукционный перечень в соответствии с распоряжением Правительства от 21.03.2016 г. №471-р (коды ОКПД 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.190).

Уже с прошлого года при закупке некоторых видов медицинского оборудования можно заключать контракт жизненного цикла.

Закупки медоборудования у единственного поставщика

Закупки у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п.п. 4,5 ч. 1 статьи 93 с 01.07.2020 года можно проводить, если максимальная сумма закупки не превышает 600 000 рублей (до этого было ограничение 300 тыс. руб.)

С 01.04.2021 года на закупки медицинского оборудования распространяются общие правила о закупках в порядке ч. 12 ст. 93 Закона 44-ФЗ, когда можно заключить контракт с единственным поставщиком посредством электронной площадки. Сумма закупок в данном случае ограничена уже 3 млн. руб.

В ситуации, сложившейся в течение 2020-2021 года в связи с пандемией коронавируса, и признанием ее обстоятельством непреодолимой силы стала возможна закупка ТРУ, в том числе медоборудования, у единственного поставщика на основании п. 9 ст. 93 Закона 44-ФЗ в том случае, если это вызвано необходимостью устранения последствий распространения коронавирусной инфекции. Об этом дополнительно указал Минфин в своем письме от 19.03.2020 № 24-06-06/21324.

Однако, согласно сложившейся практике, это касается далеко не любых закупок, которые будут произведены в период пандемии. Необходимо доказать прямую причинно-следственную связь между предметом контракта и тем влиянием, которое применение данного оборудование окажет на профилактику или борьбу с последствиями коронавирусной инфекции.

Обоснование закупки

В ряде случаев медицинское оборудование является сложным и высокотехнологичным. В связи с этим возникает ряд проблем при формировании документации.

Множество нарушений при закупках медизделий связано с включением в состав одного лота технологически не связанного оборудования.

Сложность заключается в отсутствии четких критериев и алгоритма, который позволял бы однозначно определять, является ли оборудование технологически связанным, или же нет. Иногда возможность совместного использования того или иного оборудования определяется субъективным человеческим фактором (например, навыками медперсонала).

Также спорными являются моменты, с тем, что заказчики формируют документацию таким образом, что под требования подходит только оборудование единственного производителя. Так как набор характеристик сложного оборудования часто уникален, альтернативы на рынке действительно может не быть.

С одной стороны, не должно быть злоупотреблений со стороны заказчика, но, с другой, требования к оборудованию должны быть такими, чтобы это не сказывалось негативно на оказании услуг и здоровье пациентов. В любом случае заказчику необходимо дать обоснование тому, почему он закупает медоборудование или другие медизделия именно с определёнными характеристиками и в определённой комплектации.

Новые правила НМЦК для медизделий

Порядок определения НМЦК контракта при осуществлении закупок медицинских изделий определён приказом Минздрава РФ от 15.05.2020 г. № 450н.

Следует учитывать, что данный способ расчёта НМЦК не применяется для товаров:

— радиоэлектронной продукции в случае, если заказчиком установлены ограничения на допуск иностранной радиоэлектронной продукции;

— при закупках в рамках гособоронзаказа;

— при закупках иностранных медизделий, если они включены в перечень пластиковых изделия одноразового применения, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска (Постановление №102 от 05.02.2015 г).

Способы определения НМЦК различны в зависимости от вида медицинского изделия.

Способ сопоставимых рыночных цен применяется для установления НМЦК единицы медизделия и/или НМЦК при закупке у единственного поставщика на технические средства реабилитации (в соответствии с распоряжением Правительства №2347-р).

Для ряда случаев закупок у единственного поставщика, в том числе если такие закупки проводятся для устранения последствий коронавирусной инфекции по пп.9) ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ или, например, для нужд уголовно-исполнительной системы.

Если на медизделие установлено государственное регулирование цен,то НМЦК определяется тарифным методом.

Для определения цены единицы товара на основании данных реестра контрактов необходимо учесть не менее трех значений, полученных по результатам конкурентных процедур или закупок на основании ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ у единственного поставщика в регионе, где расположен заказчик или соседних регионах.

Также при закупках медизделий и подсчёте НМЦК нужно учитывать коэффициент вариации. При достижении коэффициентом значения 33% рекомендуется провести дополнительные исследования.

Формулы расчета НМЦК учитывают не только саму цену единицы медицинского изделия, но также использование расходных материалов и проведение технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации.

Ограничение закупки медицинского оборудования

Основными актами, ограничивающими доступ медицинского оборудования иностранного происхождения к госзакупкам являются Приказ Минфина №126н от 04.06.2018 г. и Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015 г.

В перечень Приказа № 126н входят товары с кодом 32.5 — медицинское оборудование и инструменты, в том числе стенты для коронарных артерий и катетеры. При заключении контракта в отношении товаров российского происхождения (или происхождения ЕАЭС) предоставляются преимущества по цене контракта в размере 15% от предложенной участниками цены – если в результате проведения аукциона хотя бы один из товаров будет иметь иностранное происхождение, то контракт будет заключен по цене на 15% ниже, чем предложил победитель аукциона.

Постановлением №102 предписывается отклонять заявки, содержащие медоборудование иностранного производства. В частности это касается рентгеновских аппаратов и флюорографов, маммографов и гамма-камер.

Кроме того, следует учесть, что Постановлением Правительства № 617 от 30.04.2020 г. госзакупки ряда изделий в случае, если они произведены не в странах ЕАЭС (некоторые ортопедические изделия, бандажи) также ограничены — заказчику предписывается отклонять заявки с товарами иностранного производства, если есть альтернатива.

Чтобы подтвердить происхождение медицинского изделия из стран ЕАЭС, необходимо предоставить сертификат о происхождении товаров по форме СТ-1, (приказ ТПП РФ от 10.04.2015 № 29).

Типовой контракт на закупку медицинского оборудования

Приказом Минздрава от 15.10. 2015 г. № 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий.

Напомним, что в соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 г. № 606 для применения типового контракта необходимо одновременное соответствие всех показателей, указанных в информационной карте данным, характеризующим конкретную закупку. При этом учитываются значения кодов ТРУ (по ОКПД2, ОКВЭД2, а также КТРУ), размер НМЦК, заключаемого с едпоставщиком, иные показатели, если таковые имеются в информационной карте типового контракта.

Если предметом вашего контракта являются медизделия, коды которых по ОКПД2 или ОКВЭД есть в информационной карте типового контракта из Постановления №724н, то вы обязаны применять типовой контракт.

Источник